Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.



Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками, его отношение к исследованиям других ученых, а также к своему собственному исследованию.

Ранее полагалось, что этика ученого состоит в соблюдении таких норм научной деятельности как чистота проведения экспериментов, научная добросовестность, высокий профессионализм. Сегодня ученые должны ощущать большую ответственность, чем представители других слоев населения, есть целый ряд моментов, связанных с развитием науки, о которых они осведомлены лучше и которые они знают глубже, нежели остальные люди. Только они могут обладать необходимым знанием, которое позволит им предугадать, оценить и подсчитать размеры грядущей опасности.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота.

«Этос (от греч. слова «ethos» - «обычай», «характер», «нрав») науки» можно определить как систему моральных и познавательных норм, признанных научным сообществом в качестве определяющих и регулирующих поведение ученого императивов. Р.Мертон выделил ЧЕТЫРЕ ИМПЕРАТИВА (требования), которые характеризуют этос (черты) научного сообщества:

1) Универсализм (неличный характер научного знания); 2) Коллективизм (передача результатов исследований всему научному сообществу); 3) Бескорыстие (так, как будто у нет других интересов, кроме постижения истины); 4) Организованный скептицизм (ученые обязаны сомневаться).

Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря он ответственен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этические обоснования должны предварять сам ход проектирования и научного исследования. В эпоху, когда отрицательные последствия развития науки и на ее основе техники приобретают угрожающий характер, требования этической ответственности науки вообще и технических наук в особенности, становится особенно актуальным.

Влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается за специалистами, принятие решения в отношении такого рода проектов - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического и тому подобного ущерба, наносимого некоторыми проектами.

Проблема социально-гуманитарной экспертизы технологических проектов, социальной оценки техники и ее последствий занимает в настоящее время одно из центральных мест в современной философии техники и часто обозначается в качестве ее прикладной сферы. Она связана с политическим консультированием учеными законодательных и правительственных структур в плане принятия решений по гос. поддержке научно-технических, технологических и хоз. проектов, опр. их пользы, вреда.

Этические проблемы техники выходят на 1ый план, в связи с повышением социальной ответственности ученого, инженера, проектировщика в современном обществе, потому что конечная цель техники – служение людям, но без нанесения ущерба другим людям и природе. Техника не может более рассматриваться как ценностно нейтральная и должна отвечать не только технической функциональности, но и критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.005 с.)