Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской культуре: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. ОккамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В Новоевропейской культуре появилась идея экспериментального исследования, когда человек выступает активным началом. Суть её заключается в «испытании» природного объекта в искусственных условиях эксперимента с целью выявления его свойств и качеств. Предпосылками к появлению опытной науки можно считать: прогресс ремесленного производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком. Значительную роль в развитии и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа. Её родоначальник, Роберт Гроссетест (1175—1253) занимался вопросами оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Основной трактат: «О свете или о начале форм». В своих работах Гроссетест высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Свои идеи исследователь проводил в опытах: над преломлением света (особенно наблюдая явления радуги), над распространением звуковых колебаний, над морскими приливами, над явлениями из области медицины. Для проверки гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации. Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории. Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте. К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона (1214—1242). Р. Бэкон создает энциклопедию, значительное место в которой отводит математике, представляющей из себя комплекс дисциплин, прежде всего геометрии и арифметики, затем астрономии и музыки. Мыслитель считает, что только математика достоверна и с помощью нее необходимо проверять все остальные науки. Она же и самая легкая из наук, ибо она «доступна уму каждого», следовательно, с нее и надо начинать обучение детей. Но для получения истинных знаний одних только математических доказательств недостаточно. Для лучшего понимания и устранения сомнений необходим опыт. Существует и два вида опыта. Один из них приобретается посредством «внешних чувств» — человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, а также на специально изготовленные инструменты. Однако этого недостаточно. Другой вид опыта — опыт «внутренний», который становится возможным только в мистических состояниях, избранных благодаря обретению внутреннего озарения, божественной «иллюминации». Английский философ Уильям Оккам (1300—1349) внес большой вклад в развитие логического учения. Основные работы: «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». Одним из его достижений считается так называемая «бритва Оккама»: «Без необходимости не следует утверждать многое» или «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Создание такой «бритвы» было обусловлено преобладанием в формировании знания вербальных псевдообобщений, которые становились тормозом развития действительно научного, предметного знания. Оккам так же развивает учение о существовании двух разновидностей знания: интуитивное - наглядное и включает в себя как ощущение, так и внутреннее переживание его; абстрагированное - относится к множеству единичных вещей. Оккам был автором теории общих понятий (терминизма). Термины первичной интенции — это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. Знание, связанное с ними, заключает в себе психологическую природу, объясняющую образование самих терминов. Термины вторичной интенции направлены уже не на вещи, а на термины первичной интенции. Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них — реальные, трактующие о самом бытии. Другие — рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отношения не к вещам, а к другим понятиям. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.008 с.) |