Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нелинейность роста знаний. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
Прогресс научного знания не сводится к простому росту знания и поэтому не может быть представлен в виде некоторого линейного процесса приращения знаний. Современная наука делает вывод, что если большинство систем Вселенной носит открытый характер, то это значит, что во Вселенной доминируют не стабильность и равновесие, а неустойчивость и неравновесность. Характер протекания процессов в открытых системах носит, как правило, нелинейный характер. Процессы, происходящие в нелинейных системах, часто носят пороговый характер - при плавном изменении внешних условий поведение системы изменяется скачком. Другими словами, в состояниях, далеких от равновесия, очень слабые возмущения могут усиливаться до гигантских волн, разрушающих сложившуюся структуру и способствующих ее радикальному качественному изменению. Нелинейный рост научного знания обусловлен в первую очередь столкновением различных концепций, парадигм и исследовательских программ в рамках определенной отрасли науки. В ходе этого столкновения одни из них побеждают, а другие исчезают. Такое противоборство разных исследовательских программ можно заметить еще в период формирования механики, понятия и принципы которой, казалось, были чуть ли не навязаны опытом. Тем не менее, и в ней с самого начала конкурировали две программы исследования. Одна из них победила и стала широко известной под именем небесной механики Ньютона, в которой эллиптическое движение планет вокруг Солнца объяснялось действием их взаимного тяготения. Другая программа была выдвинута Р. Декартом, который исходил из представления о вихреобразном движении, создаваемом Солнцем, вовлекавшем в него и планеты. Хотя недостатки этой программы были очевидны, ибо она не могла объяснить даже эллиптическую форму орбит планет, тем не менее она стала общепризнанной во Франции и только впоследствии была вытеснена теорией Ньютона.: В учении об электричестве и магнетизме несколько десятилетий соперничали теория Ампера и Вебера, основанная на механистических принципах, и электромагнитная теория Фарадея и Максвелла, опиравшаяся на новые представления о существовании поля. Победа электромагнитной теории привела к революции в физике.
В современной литературе термином «бифуркация» (от лат. bifurcus — раздвоенный), заимствованным из теории нелинейных систем синергетики, обозначают переход системы при критическом значении параметра в одно из двух возможных состояний. Поскольку научная теория, дисциплина или наука в целом представляют собой систему знания, то указанный термин стали употреблять также для характеристики научной революции, начало которой соответствует точке бифуркации. Революция в науке неизбежно приводит к новой стратегии исследования, которая связана с перестройкой идеалов, норм и методов познания, а также ее философских оснований и мировоззренческих ее принципов и традиций культуры. Селективную роль в отборе новых стратегий исследования осуществляют мировоззренческие установки и традиции культуры. Именно через них новые стратегии взаимодействуют с культурой, становятся доступными для общества, обогащают его духовную жизнь. Новые стратегии исследования постепенно проникают вовсе сферы культуры, определяя стиль мышления и интеллектуальный климат общества и даже эпохи. В дальнейшем они превращаются в необходимый компонент традиций культуры и начинают играть активную роль в отборе тех новых стратегий и методов познания, которые в наибольшей мере соответствуют материальным и духовным потребностям общества. Таким образом, бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от внутренней логики ее развития, совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.006 с.) |