Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Нелинейность роста знаний. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
Содержание книги
- Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры
- Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Локатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
- Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила
- Cтановление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
- Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской культуре: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам
- Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт
- Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация
- Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки
- Модель - схема - качественные / количественные расширения - метаматизация - формулировка закона.
- Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций
- Нелинейность роста знаний. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
- Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных стратегий научного поиска
- Этика науки, ее философские основания.
- Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки
- Проблема смысла и сущности техники. Техническая и инженерная деятельность. Исследование и проектирование.
- Образцы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
- Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
- Становление технически подготавливаемого эксперимента. Роль техники в становлении естествознания.
- Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Основные типы технических наук.
- Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования. Роль инженерной практики и проектирования в развитии технической деятельности.
- Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.
- Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий развития техники.
- Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Похожие статьи вашей тематики
Прогресс научного знания не сводится к простому росту знания и поэтому не может быть представлен в виде некоторого линейного процесса приращения знаний.
Современная наука делает вывод, что если большинство систем Вселенной носит открытый характер, то это значит, что во Вселенной доминируют не стабильность и равновесие, а неустойчивость и неравновесность. Характер протекания процессов в открытых системах носит, как правило, нелинейный характер. Процессы, происходящие в нелинейных системах, часто носят пороговый характер - при плавном изменении внешних условий поведение системы изменяется скачком. Другими словами, в состояниях, далеких от равновесия, очень слабые возмущения могут усиливаться до гигантских волн, разрушающих сложившуюся структуру и способствующих ее радикальному качественному изменению.
Нелинейный рост научного знания обусловлен в первую очередь столкновением различных концепций, парадигм и исследовательских программ в рамках определенной отрасли науки. В ходе этого столкновения одни из них побеждают, а другие исчезают. Такое противоборство разных исследовательских программ можно заметить еще в период формирования механики, понятия и принципы которой, казалось, были чуть ли не навязаны опытом. Тем не менее, и в ней с самого начала конкурировали две программы исследования.
Одна из них победила и стала широко известной под именем небесной механики Ньютона, в которой эллиптическое движение планет вокруг Солнца объяснялось действием их взаимного тяготения. Другая программа была выдвинута Р. Декартом, который исходил из представления о вихреобразном движении, создаваемом Солнцем, вовлекавшем в него и планеты. Хотя недостатки этой программы были очевидны, ибо она не могла объяснить даже эллиптическую форму орбит планет, тем не менее она стала общепризнанной во Франции и только впоследствии была вытеснена теорией Ньютона.: В учении об электричестве и магнетизме несколько десятилетий соперничали теория Ампера и Вебера, основанная на механистических принципах, и электромагнитная теория Фарадея и Максвелла, опиравшаяся на новые представления о существовании поля. Победа электромагнитной теории привела к революции в физике.
В современной литературе термином «бифуркация» (от лат. bifurcus — раздвоенный), заимствованным из теории нелинейных систем синергетики, обозначают переход системы при критическом значении параметра в одно из двух возможных состояний. Поскольку научная теория, дисциплина или наука в целом представляют собой систему знания, то указанный термин стали употреблять также для характеристики научной революции, начало которой соответствует точке бифуркации.
Революция в науке неизбежно приводит к новой стратегии исследования, которая связана с перестройкой идеалов, норм и методов познания, а также ее философских оснований и мировоззренческих ее принципов и традиций культуры.
Селективную роль в отборе новых стратегий исследования осуществляют мировоззренческие установки и традиции культуры. Именно через них новые стратегии взаимодействуют с культурой, становятся доступными для общества, обогащают его духовную жизнь. Новые стратегии исследования постепенно проникают вовсе сферы культуры, определяя стиль мышления и интеллектуальный климат общества и даже эпохи. В дальнейшем они превращаются в необходимый компонент традиций культуры и начинают играть активную роль в отборе тех новых стратегий и методов познания, которые в наибольшей мере соответствуют материальным и духовным потребностям общества.
Таким образом, бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от внутренней логики ее развития, совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем.
|