Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры Наука − сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки: описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Наука как познавательная деятельность С структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки - индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов. Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Научная деятельность − это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке "ученый − научные приборы и инструменты". Выделяют два уровня научного познания: · эмпирический уровень · и теоретический уровень. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания. Наука как социальный институт Наука – это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля. Наука как социальный институт включает в себя: · совокупность знаний и их носителей; · специфические познавательные цели и задачи; · определенные функции; · специфические средства познания и учреждения; · формы контроля, · экспертизы и оценки научных достижений; · определенные санкции. Научное сообщество может выступать как: сообщество всех ученых; национальное научное сообщество; сообщество специалистов той или иной области знания; группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Наука как особая сфера культуры Культурная сущность науки влечет за собой этическую и ценностную наполненность. Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества и предоставлять интеллектуальные аргументы для поддержания государственных приоритетов.
Преднаука и наука
В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности: зарождающаяся наука – преднаука и наука. Именно первую стадию чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Зарождающаяся наука (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий) изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения, выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты, то теперь познание начинает строить фундамент новой системы знания как бы "сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. На стадии науки наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус знаний - они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого. Поскольку научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание. Такой формой становится научный эксперимент. Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания.
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры Наука − сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности. Основные задачи науки: описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Наука как познавательная деятельность С структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки - индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов. Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Научная деятельность − это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке "ученый − научные приборы и инструменты". Выделяют два уровня научного познания: · эмпирический уровень · и теоретический уровень. Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.009 с.) |