Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры



Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры

Наука − сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.

Основные задачи науки: описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Наука как познавательная деятельность

С структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки - индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов.

Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

Научная деятельность − это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке "ученый − научные приборы и инструменты".

Выделяют два уровня научного познания:

· эмпирический уровень

· и теоретический уровень.

Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания.

Наука как социальный институт

Наука – это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля.

Наука как социальный институт включает в себя:

· совокупность знаний и их носителей;

· специфические познавательные цели и задачи;

· определенные функции;

· специфические средства познания и учреждения;

· формы контроля,

· экспертизы и оценки научных достижений;

· определенные санкции.

Научное сообщество может выступать как:

сообщество всех ученых;

национальное научное сообщество;

сообщество специалистов той или иной области знания;

группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

Наука как особая сфера культуры

Культурная сущность науки влечет за собой этическую и ценностную наполненность.

Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества и предоставлять интеллектуальные аргументы для поддержания государственных приоритетов.


 

Преднаука и наука

 

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности: зарождающаяся наука – преднаука и наука.

Именно первую стадию чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Зарождающаяся наука (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий) изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой.

Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения, выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания формировались новые идеальные объекты, то теперь познание начинает строить фундамент новой системы знания как бы "сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.

На стадии науки наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус знаний - они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого.

Поскольку научное познание начинает ориентироваться на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание. Такой формой становится научный эксперимент.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания.


 

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры

Наука − сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.

Основные задачи науки: описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Наука как познавательная деятельность

С структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки - индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов.

Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

Научная деятельность − это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке "ученый − научные приборы и инструменты".

Выделяют два уровня научного познания:

· эмпирический уровень

· и теоретический уровень.

Главной задачей эмпирического уровня является описание предметов и явлений, а основной формой полученного знания – факт.

На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Продуктом научной деятельности являются, прежде всего, знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.008 с.)