Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт

Поиск

Становление естество­знания как определенной системы знания, начинается примерно в XVI—ХVП вв. и завершается на рубеже XIX—XX вв. В свою очередь данный период можно разделить на два этапа: этап меха­нистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарожде­ния и формирования эволюционных идей (до конца XIX — начала XX в.).

Начало этого этапа механистического естествознания совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало решения целого ряда технических задач. А это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика.

Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувствен­ный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и реальным или мыслен­ным экспериментированием, опирающимся на строгое количе­ственно-математическое описание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпо­сылках. Иначе говоря, опыт не может не предваряться определен­ными теоретическими допущениями, не может не быть «теорети­чески нагруженным». Опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеализациях опыт, а не просто (и не только) простое описание фактов. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы:

1. Аналитический («метод резолюций») — прогнозирование чув­ственного опыта с использованием средств математики, абст­ракций и идеализации.

2. Синтетически-дедуктивный («метод композиций») — на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые те­оретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении.

Френсис Бэкон (1561—1626) — английский философ-материалист - основоположник эмпиризма и научной индукции — одним из первых за­метил начавшийся в XVI—XVII вв. активный процесс «вели­кой дифференциации», уловил, что единое ранее знание (назвать ли его так, или философией, но это было единое духовное формообразование), — по современной терминологии «преднаука» — в силу экономических, поли­тических и иных причин начинает объективно расчленяться, раздваиваться на два крупных (хотя и тесно связанных) «ство­ла» — собственно философию и науку, т. е. на два самостоя­тельных и специфических образования. Поэтому термины «философия» и «наука» у него далеко не синонимы.

Своим творчеством Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, призван был расчистить почву для по­стройки новой рациональной культуры и науки. Для этого ну­жен новый рационалистический Метод, прочным и незыбле­мым основанием которого должен быть человеческий разум. В протяженной субстанции, или природе, как считает Де­карт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величи­ну (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как переме­щение, ни количественные, ни качественные изменения к нему не относятся. Наукой, изучающей величину, фигуры, является гео­метрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача — преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет универсальной наукой, тожде­ственной Методу. И создав систему координат, введя пред­ставление об одновременном изменении двух величин, из ко­торых одна есть функция (кстати, термина «функция» еще в его терминологии нет) другой, Декарт внес в математику принцип движения.


13 Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки

Научная дисциплина – это определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институционализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы, с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров.

Дисциплинарная организация науки необходима для социализации достигнутых результатов, превращая их в образцы, на основании которых строятся учебники и передаются знания.

Этапы развития дисциплинарной науки:

1 Древний Рим, средние века. Знание начинает пониматься как дисциплина и передается от учителя к ученику. Все знание организованно и систематизировано, в том числе и учебный процесс. Формы обучения лекции и диспуты. Диспуты просуществовали до средних веков, но постепенно они превратились в бесплодные споры. Использовалось универсальное всеобъемлющее энциклопедическое знание.

2 Середина 15 в – 17 в. Постепенное исчезновение энциклопедического изложения всего массива знаний из-за бурного роста знаний, и возникновение специализации науки. Формирование науки как профессиональной деятельности. Бурный подъем естествознания. У истоков формирования науки как профессиональной деятельности стоял Френсис Бэкон. Формирование полноценных академий. Главной формой закрепления знаний становится книга, дополняя традиционную систему коммуникаций «учитель-ученик». Возникновение нового вида коммуникации – переписка между учеными, научные журналы. Появляются специализированные научные сообщества.

3   Конец 18 в – начало 19 в. завершение формирования дисциплинарно организованной науки, включающей в себя 4 блока: математика, естествознание, технические и социалньно-гуманитарные науки. Возникает необходимость в специальной подготовке ученых, в университетах образование выстраивается как преподавание групп отдельных дисциплин. Наука дифференцируется, и выделяются отдельные научные дисциплины. Наука утверждается как профессия.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.008 с.)