Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. ДекартСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление естествознания как определенной системы знания, начинается примерно в XVI—ХVП вв. и завершается на рубеже XIX—XX вв. В свою очередь данный период можно разделить на два этапа: этап механистического естествознания (до 30-х гг. XIX в.) и этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца XIX — начала XX в.). Начало этого этапа механистического естествознания совпадает со временем перехода от феодализма к капитализму в Западной Европе. Начавшееся бурное развитие производительных сил (промышленности, горного и военного дела, транспорта и т. п.) потребовало решения целого ряда технических задач. А это в свою очередь вызвало интенсивное формирование и развитие частных наук, среди которых особую значимость приобрела механика. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Оно достигается планомерным и реальным или мысленным экспериментированием, опирающимся на строгое количественно-математическое описание. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Иначе говоря, опыт не может не предваряться определенными теоретическими допущениями, не может не быть «теоретически нагруженным». Опыт — это очищенный в мысленных допущениях и идеализациях опыт, а не просто (и не только) простое описание фактов. Галилей выделял два основных метода экспериментального исследования природы: 1. Аналитический («метод резолюций») — прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракций и идеализации. 2. Синтетически-дедуктивный («метод композиций») — на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретические схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснении. Френсис Бэкон (1561—1626) — английский философ-материалист - основоположник эмпиризма и научной индукции — одним из первых заметил начавшийся в XVI—XVII вв. активный процесс «великой дифференциации», уловил, что единое ранее знание (назвать ли его так, или философией, но это было единое духовное формообразование), — по современной терминологии «преднаука» — в силу экономических, политических и иных причин начинает объективно расчленяться, раздваиваться на два крупных (хотя и тесно связанных) «ствола» — собственно философию и науку, т. е. на два самостоятельных и специфических образования. Поэтому термины «философия» и «наука» у него далеко не синонимы. Своим творчеством Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, призван был расчистить почву для постройки новой рациональной культуры и науки. Для этого нужен новый рационалистический Метод, прочным и незыблемым основанием которого должен быть человеческий разум. В протяженной субстанции, или природе, как считает Декарт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величину (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение частей, движение. Последнее понимается только как перемещение, ни количественные, ни качественные изменения к нему не относятся. Наукой, изучающей величину, фигуры, является геометрия, которая становится универсальным инструментом познания. И перед Декартом стоит задача — преобразовать геометрию так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет универсальной наукой, тождественной Методу. И создав систему координат, введя представление об одновременном изменении двух величин, из которых одна есть функция (кстати, термина «функция» еще в его терминологии нет) другой, Декарт внес в математику принцип движения. 13 Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки Научная дисциплина – это определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институционализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы, с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки необходима для социализации достигнутых результатов, превращая их в образцы, на основании которых строятся учебники и передаются знания. Этапы развития дисциплинарной науки: 1 Древний Рим, средние века. Знание начинает пониматься как дисциплина и передается от учителя к ученику. Все знание организованно и систематизировано, в том числе и учебный процесс. Формы обучения лекции и диспуты. Диспуты просуществовали до средних веков, но постепенно они превратились в бесплодные споры. Использовалось универсальное всеобъемлющее энциклопедическое знание. 2 Середина 15 в – 17 в. Постепенное исчезновение энциклопедического изложения всего массива знаний из-за бурного роста знаний, и возникновение специализации науки. Формирование науки как профессиональной деятельности. Бурный подъем естествознания. У истоков формирования науки как профессиональной деятельности стоял Френсис Бэкон. Формирование полноценных академий. Главной формой закрепления знаний становится книга, дополняя традиционную систему коммуникаций «учитель-ученик». Возникновение нового вида коммуникации – переписка между учеными, научные журналы. Появляются специализированные научные сообщества. 3 Конец 18 в – начало 19 в. завершение формирования дисциплинарно организованной науки, включающей в себя 4 блока: математика, естествознание, технические и социалньно-гуманитарные науки. Возникает необходимость в специальной подготовке ученых, в университетах образование выстраивается как преподавание групп отдельных дисциплин. Наука дифференцируется, и выделяются отдельные научные дисциплины. Наука утверждается как профессия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.008 с.) |