Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.
Содержание книги
- Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры
- Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Локатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани
- Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила
- Cтановление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
- Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской культуре: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам
- Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт
- Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация
- Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки
- Модель - схема - качественные / количественные расширения - метаматизация - формулировка закона.
- Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций
- Нелинейность роста знаний. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
- Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных стратегий научного поиска
- Этика науки, ее философские основания.
- Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки
- Проблема смысла и сущности техники. Техническая и инженерная деятельность. Исследование и проектирование.
- Образцы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
- Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
- Становление технически подготавливаемого эксперимента. Роль техники в становлении естествознания.
- Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Основные типы технических наук.
- Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования. Роль инженерной практики и проектирования в развитии технической деятельности.
- Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.
- Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий развития техники.
- Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Похожие статьи вашей тематики
Кибернетика возникла в 40-х годах XX века «на стыке» ряда наук (физики, математики, биологии, некоторых технических и социально-экономических дисциплин) и явилась следствием ускоряющегося процесса интеграции научного знания. Возрастание роли процессов управления в общественной практике первой половины XX столетия, развитие военной техники и новых форм автоматизации производства привели к созданию особой научной дисциплины – кибернетики.
К её научно-техническим предпосылкам следует отнести развитие радиотехники и электроники, а также появление электронно-вычислительных машин. Практика радиотехники послужила основой для создания такой важнейшей составной части кибернетики, как теория информации. В подготовке идей кибернетики важную роль сыграли статистическая физика и теория вероятностей. В XX веке достижения этих научных направлений имели
Другим направлением прогресса физико-математических наук, формировавшим теоретический фундамент кибернетики, явилась математическая логика, в рамках которой было, в частности, разработано учение об алгоритме. Ещё одна группа идей, подготовивших возникновение кибернетики, была связана с прогрессом биологических наук.
Новая (для середины XX в.) интегративная научная дисциплина – кибернетика сыграла свою роль в развитии научной картины мира. Её принципы имели революционный характер, ибо отражали важные закономерности объективного мира, касающиеся функционирования различных по своей природе самоуправляемых систем – независимо от вида и формы движения материи.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ как особый вид инженерной деятельности формируется в начале XX столетия и связано первоначально с деятельностью чертёжников, необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве.
Во второй половине XX в. изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления.
Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью её является создание больших технических систем и в связи с этим – организация всех работ и специалистов, привлечённых к этой разработке.
Сегодня проектирование уже не может опираться только на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привёл к обособлению проектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его в системное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию) человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов.
Социальное проектирование — это систематическое описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике.
Результат социального проектирования — это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют социальным конструированием.
|