Статья 4. Предмет парламентского расследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 4. Предмет парламентского расследования



Парламентскому расследованию подлежат:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.

 

Парламентскому расследованию не подлежат:

1) деятельность Президента Российской Федерации;

2) деятельность суда по осуществлению правосудия;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления. Парламентское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

 

Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

Срок парламентского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии. Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ соответствующего созыва.

Основаниями для возбуждения парламентского расследования являются события, ставшие известными членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ или депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона.

Инициатива возбуждения парламентского расследования принадлежит парламентариям. Группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы направляет председателю соответствующей палаты Федерального Собрания РФ письменное обращение о возбуждении парламентского расследования, в котором должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие парламентскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения.

 

Обратимся к порядку принятия решения о возбуждении парламентского расследования:

1. Вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования или предложения о создании комиссии рассматривается на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, а о поддержке предложения о создании комиссии – на заседании Государственной Думы не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

2. Палата Федерального Собрания РФ, принявшая постановление о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (о поддержке предложения о создании комиссии) и о составе соответствующей части комиссии, незамедлительно направляет данное постановление в другую палату Федерального Собрания РФ, которая в течение 15 дней со дня принятия указанного постановления рассматривает вопрос о возбуждении парламентского расследования и о составе соответствующей части комиссии.

3. Если действия не могут быть совершены в указанный срок в связи с тем, что инициатива возбуждения парламентского расследования, постановление Государственной Думы о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе соответствующей части комиссии внесены в Совет Федерации Федерального Собрания РФ в период между сессиями Совета Федерации, а равно в связи с тем, что инициатива возбуждения парламентского расследования, предложение о создании комиссии, постановление Совета Федерации о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе соответствующей части комиссии внесены в Государственную Думу в период между сессиями Государственной Думы или в предоставленное для работы депутатов Государственной Думы с избирателями время, то данные действия подлежат совершению в течение семи дней со дня начала очередной сессии или после дня окончания работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

4. Решения о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и о составе комиссии оформляются постановлениями палат Федерального Собрания РФ и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно.

5. Датой создания комиссии считается день вступления в силу постановления палаты Федерального Собрания РФ о возбуждении парламентского расследования.

6. Парламентское расследование не проводится, если одна из палат Федерального Собрания РФ не приняла решение о возбуждении парламентского расследования, инициатива возбуждения которого была поддержана другой палатой Федерального Собрания РФ, а также если Совет Федерации не принял решение о возбуждении парламентского расследования в связи с поддержанным Государственной Думой предложением о создании комиссии.

Предусмотрен порядок формирования парламентской комиссии, когда при поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания РФ на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей. В состав комиссии от Государственной Думы должно входить равное число представителей всех депутатских объединений в Государственной Думе. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания. В случае отказа депутатского объединения в Государственной Думе от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими объединениями, направившими своих представителей в состав комиссии и представителями этих депутатских объединений.

Комиссия формируется на время проведения парламентского расследования и после его завершения распускается. Инициатива возбуждения парламентского расследования не может быть выдвинута, и комиссия не может быть создана в течение последних шести месяцев полномочий Президента РФ или Государственной Думы, а также в период избирательной кампании по выборам Президента РФ или по выборам депутатов Государственной Думы.

Членом комиссии не может быть член Совета Федерации, депутат Государственной Думы:

1) являющийся участником расследуемого комиссией события;

2) лишенный неприкосновенности;

3) в отношении которого соответствующей палатой парламента рассматривается вопрос о лишении его неприкосновенности;

4) состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

Полномочия члена комиссии прекращаются в случае прекращения его полномочий в качестве члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Член комиссии может выйти из ее состава по собственному желанию. Полномочия члена комиссии также могут быть досрочно прекращены по решению соответствующей палаты ФС РФ. Решение о прекращении полномочий члена комиссии оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, вакантное место замещается другим представителем соответствующей палаты ФС РФ.

Порядок работы комиссии. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии. Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно. В случае если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. Заметим, что Уполномоченный по правам человека в РФ вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня создания комиссии.

Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события могут создаваться рабочие группы, в состав которых, как правило, на паритетных началах входят члены комиссии – члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:

1) основные направления парламентского расследования;

2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении парламентского расследования;

3) сроки завершения основных этапов парламентского расследования (сбор информации, оценка и систематизация информации, подготовка итогового доклада комиссии);

4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения;

6) иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании. Решение по итоговому докладу комиссии считается принятым, если за него проголосовало две трети от общего числа членов комиссии.

По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания РФ. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам. В итоговом докладе могут содержаться предложения о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. В итоговом докладе могут содержаться предложения об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, или действия (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, носили неудовлетворительный характер, а также предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Палаты Федерального Собрания РФ в течение одного месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад. В заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада вправе участвовать Уполномоченный по правам человека в РФ. Палаты Федерального Собрания РФ при рассмотрении итогового доклада вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения.

Итоговый доклад считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы. В случае если итоговый доклад не утвержден хотя бы одной из палат Федерального Собрания РФ, то деятельность комиссии прекращается. Утвержденный палатами Федерального Собрания РФ итоговый доклад направляется палатой, последней принявшей решение о его утверждении, Президенту РФ, в Правительство РФ, публикуется в установленном порядке, а также размещается в международной компьютерной сети Интернет. Итоговый доклад может направляться в иные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, Генеральному прокурору РФ и в соответствующие органы местного самоуправления.

После направления итогового доклада Президенту РФ и в Правительство РФ парламентское расследование считается завершенным, и комиссия распускается. Итоговый доклад подлежит обязательному рассмотрению на заседании Правительства РФ в течение одного месяца со дня его получения. О принятом по итоговому докладу решении палаты Федерального Собрания РФ уведомляются незамедлительно.

В России институт парламентского расследования введён федеральным законом N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005. Предмет парламентского расследования, согласно этому закону, ограничен грубым или массовым нарушением конституционных прав и свобод и обстоятельствами, связанными с природными и техногенными катастрофами. При этом прямо оговаривается, что парламентскому расследованию не может подвергаться деятельность президента России.

Первое парламентское расследование планировалось провести по делу о конфликте в Сагре. Тогда Совет Федерации поручил сенаторам от Свердловской области Росселю и Чернецкому начать сбор необходимых материалов, однако вскоре большая часть подозреваемых была задержана, и парламентское расследование не потребовалось.

Парламентский запрос как форма реализации контрольных полномочий Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.

Парламентский запрос — обращение парламента или одной из его палат к государственному органу или должностному лицу за предоставлением информации по вопросам парламентской компетенции. Частный случай реализации интерпелляции — права законодательного органа задавать вопросы правительству. Один из инструментов парламентского контроля. Лицо или орган, к которому обращён запрос, обязано дать на него ответ в установленные законом сроки. Проект парламентского запроса выносится на рассмотрение палаты и принимается или отклоняется ею согласно принятым процедурам. Ответ на запрос оглашается на заседании палаты.

От парламентского запроса следует отличать депутатский запрос, представляющий собой реализацию того же права одним из депутатов в индивидуальном порядке. Такой запрос составляется и направляется депутатом ответственным органам или лицам самостоятельно. Он не требует утверждения или обсуждения всей палатой, а ответ на него не оглашается на заседании.

В России парламентские запросы могут направляться Государственной думой председателю правительства и министрам, генеральному прокурору, председателю Центрального банка России, председателю Центральной избирательной комиссии и другим избирательным комиссиям и комиссиям референдума, председателю Счётной палаты, руководителям других федеральных органов власти страны, главам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления. Порядок рассмотрения проектов парламентских запросов определяется регламентом Государственной думы.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, Председателю ЦИК РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты ФС РФ в порядке, установленном регламентами палат ФС РФ.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой ФС РФ срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты ФС РФ. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты ФС, от имени которой был направлен парламентский запрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.024 с.)