Дозирование физических нагрузок на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дозирование физических нагрузок на уроке



Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.

Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Действием нагрузки - реакция организма на выполненную работу. Ее показатели — ЧСС не ниже 130 уд./мин., средней интенсивности 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161 — 175 уд./мин.

Ответ к вопросу 2.

  одним из эффективных средств формирования психического здоровья человека - физическая деятельность, физкультура.

Одна из главных задач преподавателя - проводимые им занятия были использованы не только для физического развития детей или подростков, но и в целях формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д.

При этом необходимо акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания – основы воспитания.

Самопознание через физическую активность обусловлено наличие теснейшей связи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием.

Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воз­действие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение.

Под влиянием физи­ческих упражнений изменяется характер деятельности всех органов и сис­тем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматичес­кое и психическое здоровье.

Эффект физического воспитания заключается в том, что с его по­мощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситу­ациями, тенденцией к отказу от агрессивного поведения и готовность к избеганию агрессивных посягательств.

В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я учащегося, формируется чувство уверен­ности в себе.

Двигательная активность должна включить в себя не только освоение того или иного движения и навыка, но познаватель­ный и личностный аспекты.   Известно, что одно и то же упраж­нение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей.

Одним из наиболее эффективных психолого-педагогических методов, реализуемых в процессе физической активности - комплексный метод управления поведением, состоянием и деятельностью учащихся, основанный на принципе сопряженных воздействий.

Суть принципа - применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменения в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). При этом сопряженное воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств).

жизненное самоопределение личности - влияние оказывает самопознание. Оно формируется под влиянием положительной мотивации к преодолению физической нагрузки (более эффективно – в процессе подвижных и спортивных игр).

Процесс воспитания осуществляется более успешно, если проходит в обстановке эмоционального благополучия. Во время занятий физической культурой  легко создать в ходе игры.

По данным Д.Л.Беленова и О.В.Козыревой, дошкольники наибольшее удовольствие получают при кратковременной игре продолжительностью не более 20 минут.

Школьники в целом достаточно высоко оценивают роль физической культуры и спорта в собственной жизни. Возможность роста собственного статуса за счет укрепления здоровья видится предпочтительным у 80% подростков. Большинство из них средством для достижения этой цели видит занятия спортом в секции или клубе. (после родителей) нам первое место подростки ставят тренера в спортивной секции, на второе – медицинских работников, и на третье – школьного учителя физической культуры. Воспитательная работа, ориентированная на физическую культуру и спорт, способна стать положительной альтернативой зависимому, в том числе от наркотиков и других вредных привычек, поведению.

 Однако чрезмерная реклама экстрима и, как следствие, увлечение опасными для здоровья видами активности приносит немалый вред обществу.

В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек. Более, чем на половину это зависит от образа жизни, здоровый стиль которого должен формироваться постоянно и, в том числе, во время занятий физической культурой.

Ответ к вопросу 3.

Судейская коллегия состоит из судей по технике и артистизму, и главного судьи. Существуют два типа судейской коллегии:

А. коллегия, состоящая из 7 судей

–4 судьи по технике, 3 судьи по артистизму + 1 главный судья;

В. коллегия, состоящая из 5 судей

–3 судьи по технике, 2 судьи по артистизму + 1 главный судья.

Главный судья контролирует всех членов судейской коллегии, и его мнение является решающим на международных соревнованиях, проводимых под эгидой FISAF. Главный судья отвечает за последовательное и беспристрастное следование судейской бригадой правилам соревнований, а также за правильным применением судьями систем и таблиц результатов.

Судья по технике оценивает способность команды продемонстрировать целый ряд движений и элементов, характерных для фитнес - аэробики. Также учитывается качество исполнения, распределение элементов в программе, мышечный контроль всех движений, сложность движений, интенсивность программы, а также сложность хореографии в целом.

Судья по технике оценивает выступление каждой команды в соответствии с техническими критериями и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале. В каждой судейской коллегии назначается ведущий судья по технике. Ранг, выставленный этим судьей, является решающим, если

имеют место равные ранги между двумя и более командами.

Судья по артистизму оценивает оригинальность и творческий подход в построении хореографии выступления, а также использование музыки. Также учитывается синхронность, внешний вид команды, уровень презентации и взаимодействие между членами команды.

Судья по артистизму оценивает выступление каждой команды в соответствии с критериями артистичности и в сравнении с выступлениями других команд. Оценки за выступление команды выставляются по 10-ти бальной шкале. Командой – победителем турнира при равном количестве рангов считается та, которой наивысший ранг выставил главный арбитр по технике.

Ранжирование

Целью ранжирования является установление победителя среди большого числа мест, отведенных судейской коллегией той или иной команде, что отличается от простого сложения баллов.

Например, судейская коллегия, состоящая из 7 судей:

Команда А: 4 судьи присвоили первое место, а 3 судьи – второе

Команда В: 3 судьи присвоили первое место, а 4 судьи – второе

Команда А становится победителем.

Эта система определяет команды, которые получили у большинства судей первое, второе, третье и т.д. место, что и формирует турнирную таблицу.

Равные ранги

Если две или более команд набирают равное количество рангов в туре соревнований, положение команд определяется рангом, выставленным главным арбитром по технике.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

Вопрос 1. Структура занятий урочного типа. Формы организации деятельности занимающихся на уроке физической культуры.

Вопрос 2. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнования.

Ситуационная задача: В фитнес - клуб обратились женщины старше 50 лет, желающие заниматься аэробикой, не имеющие противопоказаний. Задание: Предложите методику занятий фитнесом для лиц данной возрастной группы (специфика занятий, количество занятий в неделю, продолжительность).

 

Ответ к вопросу 1.

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся.

К ним относятся:

1)уроки физической культуры, проводимые преподавателями по гос. программам в образовательных учреждениях, где ФК является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2)спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Структура урока - это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

Деятельность педагога и занимающихся находятся в непрерывном движении и развитии: то, что вчера было хорошо, интересно, целесообразно, сегодня уже не подходит, так как не будет роста, развития.

Уроки физического воспитания, отличающиеся разнообразием и изменчивостью содержания, не терпят застывших, стандартных структур.

Первый уровень построения урока (макроструктура - общая).

Урок принято деление его на три части:

1. вводную (подготовительную)

 2. основную

3. заключительную. Это главное  схематичное построении любых уроков физического воспитания.

Подготовительная часть урока - служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% отводимого на урок времени.

Задачи:

-Организовать занимающихся.

- Активизировать их внимание.

- Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

-Создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние.

- Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. + учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции - введению занимающихся в работу.

Физические упражнения: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, различные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональны упражнения с предметами (обручами, скакалками, гимнастическими палками и т.п.).

Основная часть - выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития).

К ним относятся:

- Формирование знаний в области двигательной деятельности.

- Обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера [9, 208].

-Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и поддержание хорошей осанки; закаливание организма.

-Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств.

Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, отводимого на урок.

Задачи могут применяться любые физические упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими программами.

Заключительная часть урока имеет следующие функции:

-Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки [3, 178].

-Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в дальнейшей работе. Типичными задачами третьей части урока являются:

-Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.

-Подвести итоги учебной деятельности.

-Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.

Упражнения:  «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желательно после заключительной части урока проводить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.

Содержание и продолжительность каждой части урока весьма изменчивы, так как зависят от типа урока.

Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.

Для того чтобы обеспечивался правильный подход к построению урока, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его содержания, но и в механизмах их взаимосвязи Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражнение.

При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:

-частная задача, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

-совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспечивающих достижение предусмотренного результата.

Учебно-воспитательные ситуации могут быть:

-относительно простыми (при которых действия направлены на решение одной частной задачи);

-относительно сложными (в них выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач).

Второй уровень построения урока (его мезоструктура - типовая) требует определения последовательности физических упражнений как конкретных учебно-воспитательных ситуаций в каждой части урока.

 Определение последовательности физических упражнений требует творчества, так как содержание конкретных уроков весьма многообразно и обусловлено различными факторами: программными требованиями, особенностями занимающихся, этапами процесса обучения, материально-техническими и климатическими условиями.

Например, сложные по координации упражнения рекомендуется разучивать в начале основной части урока - «на свежую голову».

 На этапе же совершенствования в целях развития способности управлять своими движениями в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления их целесообразно применять в конце основной части урока.

Третий уровень построения урока (его микроструктура -конкретная) сводится к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оптимального сочетания ее элементов.

Основным является такое упорядочение и согласование действий педагога и занимающихся, которые обеспечивают наиболее эффективное решение частных задач каждого упражнения.

Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся.

Особенно же ценным в этом случае будет воспитательный эффект:

1. сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе,

2. развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности.

Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной зависимости от внешних факторов, по-разному оно складывается при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состояния оборудования, количества инвентаря. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение.     

Не одинаково приходится организовывать занимающихся, варьировать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.

Ответ к вопросу 2.

Спортивное соревнование – это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Обучение и тренировка спортсменов - подготовительным этапом к участию в соревнованиях. Соревнование является своеобразным экзаменом для спортсмена. Кроме того, они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Существует значительное разнообразие видов спортивной дея­тельности: поединок, групповая борьба и т.д., однако их объеди­няют общие психологические особенности:

1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влия­нием;

2) целью выступления в соревнованиях является достижение победы или лучшего результата. Это основная причина экстре­мальности условий этой деятельности;

3) соревнования всегда социально значимы: их результаты, как правило, получают широкую общественную известность и оценку;

4) результаты выступления в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена;

5) соревнования являются специфичным фактором, создающим экстраординарные эмоционально-волевые состояния.

Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям -направлена на формирование свойств личности и психиче­ских состояний, которыми обусловлена успешность и стабильность выступлений.

Ее цель - адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований. Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена. Психологическая подготовка - коррекция или дополнение этих особенностей (например, эмоциональной возбудимости, тревожности, сенситивности, неуверенности, несобранности, немобилизованности – с одной стороны; спокойствия, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа – с другой).

Прово­дятся специальные мероприятия общей психологической подготовки, направленные на формирование спортивного характера      Спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Критериями спортивного характера являются:

1. стабильность выступления в соревнованиях,

2. улучшение результатов от соревнования к соревнованию по мере повышения их значимости,

3. более высокие соревновательные результаты по сравнению с тренировочными,

4. лучшие результаты в финале, чем в предварительных выступлениях, и др.

Формирование и совершенствование спортивного характера – это изменение действенной стороны отношений к тренировочному процессу и соревнованиям.

Процесс психологической подготовки спортсмена два основных направления деятельности педагога:

1. использование средств воздействия на спортсменов и обучение спортсменов методам самовоздействия (самовнушение и самоубеждение).

4 группы способов саморегуляции: 1) окружающего материального мира; 2) физического «Я»; 3) духовного «Я»; 4) социального «Я».

Принцип методики психологической подготовки спортсмена - воздействие, как на сознание, так и на подсознание спортсмена.

Методы и психолого-педагогические мероприятия:

1. Беседы, лекции: объяснение особенностей психических состояний в спорте, обучение специфическим ритуалам, приемам, поведенческим актам. Главным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. Главная задача – снятие противодействия внушением, убеждением, борьба с негативизмом. Метод воздействия – косвенное внушение.

3. Гетеротренинг, или сеанс обучения аутогенной тренировке. В состоянии расслабления, суженного сознания спортсмены изучают, повторяют специально разработанные формулировки внушений – самовнушений.

4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается глубокий покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести расслабленного тела и тепла в мышцах. В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулировки, ничего не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь, но и не отвлекаясь.

5. Внушенный сон (гипноз).Задачей является воздействие на подсознание Метод воздействия – императивное внушение, с формированием установки на реализацию его содержания в поведении, действиях, переживаниях, волевых усилиях.

6. Аутотренинг - самостоятельное, без посторонней помощи использование изученных или заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления.

7. Размышления, рассуждения. Это основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения.

Способы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям:

1. Контрольные мероприятия. Проводятся в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования): спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к по­беде, соревновательный дух, желание показать высокие спортив­ные результаты и т.п.

2. Товарищеские встречи. Проводятся в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования).

3. Психофизические упражнения. Выполнение определенных тактических задач при наличии физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию его волевых и физических качеств. Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для решения психологической задачи).

4. Психотехнические упражнения. В их основе лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной точности технических действий соревновательного характера.

5. Интеллектуальные задач и (без физической нагрузки и технических действий). Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, вклю­чающих в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий).

Специальная психологическая подготовка:

Задача – создание состояния его психической готовности к выступлению в соревнованиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.056 с.)