Духовые: жалейка, свирель, рожок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовые: жалейка, свирель, рожок.



         Оркестр русских народных инструментов: кон. 19 в.,  В. В. Андреев.

Скрип. мастер, балалайка, рассердился, красивый звук, кружок любителей, первый оркестр. Восторг, благородно, английская армия, стр. 278-281.

                                 Гитара и ее родственники.

Лютня: араб. Аль-уд (дерево), Испания, мавры. Груша, верх грифа отогнут назад, резная розетка, 24, лады, щипком. До 17 в, Бах, забыта, тихо, нежно, скрипка – ярко, стр. 321.

Банджо: Америка 19 в., корпус -- деревянный бубен, плектр. Стр. 322.

Мандолина: Италия, как лютня, плектр, неаполитанский оркестр, 4 (парные).

Гитара: лира Аполлона, сольный (мелодия+аккомпанемент), лады 19-24, гриф, деки, колки, 6 струн, Пальцы, медиатор, Испания, 13 в., серенады, Андреас Сеговия, Мануэль де Фалья,

Россия 19 в. семиструнная, гавайская гитара, маленькая, мелодичная. Электрогитара 6, бас-гитара 4. Стр. 323-327.   

              

                  Музык. автоматы:

 Шарманка – «Прелестная Катрин» (франц), уличный механический орган, клавиатура,

 ящик (трубы, мехи, валик со шпильками), ручка, 1 песня, бродячие. Обезьянка, попугай, ребенок. Стр. 281-283.  

Пианола человек, лента (отверстия, запись), рычаги, кон. 19 в. стр. 206.

                                      История дирижирования.

Др. Греция: корифей, орхестра, желез. подметки, сейчас уваж. человек, мастер. Стр.161-162.

В древности – трость, Ср. века – хейрономия (рука, закон), школы певчих, мальчики, ноты, кулак, косточки, доместик. Баттута (бить) палка, пол, умер (нога). Играли+дирижировали (скрипач – смычок, клавесинист – голова), Бах, дирижерская беготня, двойное и тройное дирижирование,  баттута.  Стр.162-167. Нач. 19 в. палочка (бумага, трубка) Кто? Позже – лицом к оркестру, диктатор, начальный жест – ауфтакт, стр. 167-169.

Партитура – ноты для дирижера (все партии): дер. дух, мед. дух, ударные, (арфа, ф-но,  

                                            орган, певцы, хор) струнные. Слышать глазами. Стр. 170-172.

Тосканини (кон.19-нач.20в.) память, кляксы, клапан ми-бемоль,, Италия (отец-портной), консерватория, 19лет Бразилия, гастроли, болезнь, «Аида», партитура, США, радио. 20в. – век дирижеров (самостоятельная профессия), трудный характер, вспыльчивость. Скрипка заболела, платок, интерпретация – трактовка, жесты, взгляд, стр. 172-176.

 

 

 

 

Конспект 6                                    Средневековая музыка                                                        

Древний мир: музыка была (раскопки, изображения инструментов), ноты, звучание неизвестно.

Средние века (начало – 476 г. – падение Западной Римской империи): церковь – центр духовной жизни (не только религия, но и образование, наука, искусство, культура). Музыка«служанка», ее роль – помогать нести «слово божие». Каждый священник – музыкант, профессиональная музыка – только в церкви, публичные концерты.

4 в. – появление хоралов ( гимнов для богослужения).

7 в. -- папа Григорий I упорядочил хоралы. Григорианский хорал: пели только мальчики и мужчины, латинский язык, одноголосие (в унисон или октаву), протяжные, с ровным ритмом. Сборник «Григорианский антифонарий» (антифонное пение – чередование двух составов хора). Ноты, Музыка «из уст в уста», певчим нужно было несколько лет, чтобы запомнить все хоралы.                                                 

Невмы – знаки, помогающие вспомнить мелодию, высота звука, направление движения

            мелодии, украшения, количество звуков на один слог, над словами.

11 в. – появление нот. Гвидо д`Ареццо – итальянский священник, обучал мальчиков певчих, облегчить им жизнь, 4 линейки, не овалы, а квадраты или ромбы, названия – по первым слогам молитвы, тактовая черта, размер. Потом – до 18 линеек, к концу 17 в. – современная нотация.

Развитие полифонии. Органум – вид многоголосного пения, в параллельном движении в квинту, кварту или октаву; или мелодия в сопровождении выдержанного звука – бурдона.

Звучит бедно, «пусто», но слушатели того времени были потрясены. 

13 в. – усложнение полифонии. «Школа Нотр-Дам» ( Париж). Учебное заведение общее название композиторов-священнков, работавших в соборе Парижской Богоматери. Самые знаменитые – Леонин и его ученик Перотин. Увеличение числа голосов, более гибкое голосоведение.

15-16 в. – одна из вершин развития полифонии – нидерландская школа «строгого письма».

           Число голосов до 30, они искусно и виртуозно сочетаются. Гийом Дюфаи,

         Йоханнес Окегем,     Жоскен Депре, Орландо Лассо. Жили и работали в разных странах.

Месса (в пер. посылаю) – самый крупный жанр в католической церковной музыке. Состоит из двух частей, в каждой части по три песнопения.

1 ч.: "Kyrie eleison" (Господи, помилуй!). Gloria in excelsis Deo" (Слава). "Credo" (Верую).

2 ч.: "Sanctus" (Свят). "Benedictus" (Благословен). " Agnus Dei " (Агнец Божий).

Вся месса исполняется на латыни, и только "Kyrie eleison" - на древнегреческом языке.

   Выдающимся мастером церковной музыки был композитор Палестрина (16 в.). Написал огромное количество музыки, в том числе ок. 100 месс. Самая знаменитая – «месса Папы Марчелло» (Папа Марчелло II умер, пробыв главой церкви меньше месяца, эта месса исполнялась на его похоронах).

   В середине 16 в. на заседании Тридентского Собора католические священнослужители рассматривали вопрос - оставить или запретить исполнение полифонической музыки в церкви. Большинство епископов было за запрет. По их мнению, писать музыку нужно было как можно проще и яснее, чтобы верующие могли расслышать латинский молитвенный текст. Но когда епископы послушали мессы Палестрины, они согласились, что такую музыку запрещать нельзя. Таким образом, Палестрина "спас" полифоническую музыку.

    Композитор был настолько известен, что ему было разрешено работать в церкви, будучи женатым и имея детей, что противоречило правилам того времени. Правда, когда жена Палестрины умерла, он все-таки решил стать священником. Но буквально накануне рукоположения в сан Палестрина встретил богатую вдову и … женился на ней, так и не став священником. В дальнейшем он успешно сочетал написание музыки для церкви и коммерческую деятельность (взяв в оборот деньги новообретенной жены, он стал поставщиком кож и мехов к папскому двору, а полученную прибыль вкладывал в приобретение недвижимости). На редкость успешный и разносторонний человек! 

                             

 

                       Светская средневековая музыка и музыканты.                           Конспект 7

Трубадуры: Франция (Прованс), сер. 12 —сер. 14 вв., странствующий певец, сочинял не по

                 заказу, почет у феодалов. Жанры: «песни о деяниях» (текст «Песни о Роланде»),

                 «пастурели» (картинки из сельской жизни), «песни утренней зари» (идеальная

                  любовь к Прекрасной Даме).

Труверы: Франция, кон. 11 – нач. 14 вв., песни близки народным, более просты и понятны.

             Жанры: романсы или «ткацкие песни» о любви, песни плясовые и весенние, песни —

             жалобы на женскую долю, пасторали.

Менестрели: находились на службе у феодала (восхваляли своего господина) или трубадура

                  (исполняли сочиненные им песни). Позже выступали в деревнях и на ярмарках.

Миннезингеры: Германия, 12 – 13 вв., певцы-рыцари. Песни более строгие, суровые, больше

                          размышлений чем чувств. Жанры: плясовая, утренняя, любовная, женская, о

                          крестовом походе, морализаторская, религиозная. Самый знаменитый

                           миннезингер – Вальтер фон дер Фогельвейде.

Мейстерзингеры: Германия, 14—16 вв., последователи мейстерзингеров, бюргеры – горожане,

                   часто ремесленники (Ганс Сакс – сапожник), объединялись в цеха, проводили

                  состязания, установили правила написания песен. Потом эти правила стали такими

                              сложными и догматичными, что искусство мейстерзингеров выродилось.

                                    Ars nova или новое искусство

Последний период средневекового искусства называется «Арс нова» («Новое искусство»), так как изысканная светская поэзия отныне положена на музыку нового склада, пронизанную особой живостью, богатством звуковых красок. В балладах, виреле и мадригалах голоса витиевато переплетаются, а ритмика становится все более изощренной, изобилующей неожиданностями и резкими контрастами. Выдающимся мастером итальянского «Нового искусства» был Франческо Ландино (1325–1397) по прозвищу «Слепой Франческо». Он ослеп в раннем детстве, что не помешало ему стать органистом-виртуозом, знаменитым своими импровизациями. Ландино создал множество лирических песен в характерных итальянских жанрах того времени: полифонические баллады и мадригалы. Слава его была легендарной, в 1364 г. он был торжественно увенчан лавровым венком. Французское «Новое искусство» возглавил композитор и поэт Гильом де Машо (ок. 1300–1377), которого современники называли «земным богом гармонии», «изысканнейшим мэтром», «цветом всех мелодий». Де Машо — основоположник целой школы многоголосной песни, его искусство способствовало расцвету светской вокальной и инструментальной музыки во Франции. Баллада в его творчестве стала образцом утонченной лирики, такие произведения исполнялись чаще всего одним певцом с многоголосным инструментальным сопровождением, причем выбор инструментального состава по обычаю того времени предоставлялся самим исполнителям. Так, де Машо писал об одной из своих баллад: «Можно исполнить её на органе, на волынке и всяких других инструментах, все подойдет ей…».

                                  Музыкальные жанры Средневековья.

         Вокальные                                                                                         Танцевальные

Мотет (в пер. слово) – самый распространенный вокальный жанр   Павана (медленный)

средневековой музыки. Это 3-4-х голосное произведение, в раз-   Гальярда (быстрый)

ных голосах не только разные тексты, но и разные языки, напри- Аллеманда ( торжественный)

мер, французский и латынь. Сложный для  восприятия, «учёная» Куранта (оживленный)

музыка, демонстрация профессионального мастерства композито- Сарабанда (медленный)

ра и исполнителей. «Этот вид музыки не следует представлять в    Жига (быстрый)  

присутствии простого народа, который не способен оценить его Из этих танцев составлялись

изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет               танцевальные сюиты.    

исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто      Сальтарелло (ит., прыжки) 

ишет изысканности в искусствах».                                                   Бергамаска (ит., жизнерад.)

Каччья, Баллада, Канцона, Ричеркар, Виреле, Мадригал.          Бранль (фр., быстр.хоровод.)     

                                                Светская средневековая музыка

Литературные источники времен позднего Средневековья содержат множество упоминаний об артистах бродячих театров, которые странствовали по дорогам Европы еще с VI в., показывая не всегда приличные и целомудренные спектакли. Жонглеры, шуты, укротители обезьян и коз развлекали простой народ. В VII в. их стали называть jocularis - т.е. человек, который развлекает народ своим искусством и острыми словечками.Уже в X в.многие из этих артистов научились играть на музыкальных инструментах и петь. Это способствовало быстрому распространению народного языка, который впоследствии внес огромный вклад в развитие литературы Европы. Из замка в замок, из города в город переходили эти музыканты - часто и авторы, и исполнители собственных песен. Во время представления они каждый раз варьировали свои сочинения, разрабатывая тем самым определенные каноны музыки и текста. В XI в. профессиональные поэты-певцы стали именоваться трубадурами. Одним из великих сокровищ лирики трубадуров в Испании является сборник "Candigas de Santa Maria", составленный королем Альфонсом X Умным во второй половине XIII в. Этот сборнк представляет собой не только музыкальную и поэтическую, но также художественную и историческую ценность.
Характерным произведением жанра искусства трубадуров является также провансальная новелла "Daurel et Beton", где главный герой был благородным и знатным. Его изображал бродячий музыкант, который играл на скрипке и арфе, сочинял баллады и пел о верности и любви.

Фольклор трубадуров

С появлением трубадуров популярность бродячих артистов начала падать. Трубадур(от провансального trobar) - это провансальский поэт-певец XI-XIV вв. Через их творчество простонародное искусство проникало в высшие слои аристократического общества Средневековья.
Трубадуры принадлежали большей частью к высшей аристократии. Известно около 460 имен трубадуров, среди которых герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн. Песни любовного содержания чаще всего сочиняли на провансальском языке. Естественность и простота этих песен была главным их достоинством. Кроме рыцарской возвышенной любви трубадуры воспевали также героику крестовых походов и простые земные радости. Трубадуры - это первые представители профессионального искусства, не связанного с церковной музыкальной культурой. Мелодии трубадуров были близки народным песням, несмотря на внешнюю изысканность, они во многом опирались на фольклорные традиции.
Знаменитым трубадуром был Бернард де Вентандорн (ок. 1147 - 1170), создатель одной из самых известных песен "Can vei la lauzeta mover", впоследствии воскрешенной Данте. Среди имен, дошедших до нас, выделяются Гийом де Поитер (1071 - 1126), Маркабри (ок. 1125 - 1248), а также Гийом де Бергеда (ок. 1138 - 1192).

Труверы и миннезингеры

Не меньшей популярностью пользовались трубадуры, жившие на севере Франции. Их называли труверами. Эти исполнители также были часто авторами как слов, так и музыки в своих произведениях. Искусство труверов не отличалось большей демократичностью, чем искусство трубадуров, хотя было еще более близко фольклору. До нас дошло около 2000 поэтических текстов и песен, авторами которых были Крестьен де Труа (ок. 1160 - 1190), Ричард I Львиное Сердце (1157 - 1199), Блондел де Несле (ок. 1175 - 1210) и Теобальдо де Наварро (Тибо IV Шампанский, 1201 - 1253), чье "Ausi conme unicorne sui" является одним из самых известных сочинений труверов.
Около середины XII в., когда в Австрии, Баварии и Швабрии поэзия из рук бродячих певцов и духовенства также переходит в руки дворянства, трубадуры и труверы появились в Германии. Там их называли миннезингерами, от нем. Minne - любовь и Singer - певец; букв. - певец любви. В отличие от трубадуров, у которых поклонение даме - наиболее частая тема, не исключавшая, впрочем, и других, самых разнообразных; у миннезингеров, за немногими исключениями, она являлась единственной темой творчества.
Первыми известными миннезингерами были барон де Кюренберг (ок. 1150 - 1170), Генрих фон Фельдеке (ок. 1190) и Нейдгарт фон Рейенталь (ок. 1219 - 1246), участвующий с Леопольдом VII Австрийским в крестовом походе 1217 - 1219 гг. Самым знаменитым принято считать Вальтера фон дер Фогельвейде (1170 - 1230). Последними миннезингерами считаются граф Гуго Монфорский (1357 - 1423) и тиролец Освальд фон Волькенштейн (1367 - 1445).

 

 

К онспект 8                                             ОПЕРА.

   Рождение: Италия, Флоренция, кружок графа Барди (Флорентинская Камерата), эпоха Возрождения. Воссоздать древнегреческую трагедию, затруднение – пение? декламация? ноты, «драма на музыке». Вокальная музыка в то время – многоголосная, очень сложная, слова непонятны. В опере – одноголосное пение, все понятно. Успех, распространение, консерватории. Оперные школы: Рим, Флоренция, Венеция, Неаполь. 1600 г. (нач. 17в) – «Эвридика», Пери, Каччини. Увертюра, симф. оркестр.   Стр.219-220.

Бельканто: (пер. «прекрасное пение»), итал. стиль пения: легко, грациозно, плавно, главное – голос, актерская игра.  Неаполь, ↑ легкость и красота, ↓ бархатистость и сочность, колоратура – украшения, связность – дыхание, Карузо.    Стр. 223-224.               

Монтеверди: Италия, Венеция, кон.16- нач.17, собор Сан-Марко, открыл оп. театр. Сохранились: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину», «Коронация Поппеи». Оркестр – аккомпанемент, события, переживания. Увертюра.   Стр. 224-225.                                                                                            

                        Сериа (пер. серьезная) Стр. 227                      Буффа (комическая) Стр. 228           

Время, место      2 пол. 17в., Неаполь                         1733г., Неаполь                                             

Основатель Алессандро Скарлатти                                  Джованни-Баттиста Перголези                                                                             

                                    (кон.17-нач.18в),100 --15                             (нач. 18в.)

Сюжет       Исторический, мифологический             Бытовой (из обычной жизни)                                             

Дейст. лица Боги, императоры, великие люди           Простые люди, слуги, крестьяне.                                                       

Тексты       Изысканные, вычурные, манерные        Простые, разговорные

Музыка      Возвышенная, сложная, виртуозная,     Похожа на народные песни и танцы,

                          часто не соответствовала ситуации                                  скороговорка

Главное     Певцы-солисты, их арии (показать мас- Занимательный, быстро развивающийся

                   терство), сюжет не важен, композитор сюжет (интриги, розыгрыши, переоде-

                    подчиняется прихотям певцов                 вания), разговорные диалоги и ансамбли

Публика    Богатые, образованные люди.                + Простые люди

Отношение   Входили и выходили из зала, пили, ели   Внимательно следили за сюжетом

                   Следили не за сюжетом, а за певцами

Судьба       «Концерт в костюмах», «пастиччо» 1-я опера-буффа – «Служанка-госпо-                                                

                   (паштет) – арии из разных опер.          жа» (1733г). Появилась в интермедиях

                   Потом публика потеряла интерес.       (сценках в перерыве) оперы-сериа.

Наше время К концу 18 века «умерла».                      Жива до сих пор. 


«Служанка-госпожа» (сюжет): Героиня оперы — служанка Серпина. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоёвывает сердце своего неуклюжего господина Пандольфо, он женится на ней, и Серпина из служанки становится госпожой. 

 

                                         Оперные термины:

Либретто (пер. книжечка) – «сценарий» оперы, ее текст или краткое содержание. Стр.118.

                                                                  Обычно композитор пишет оперу на родном языке.

Литературный первоисточник – литер. произведение, по которому написана опера.

Увертюра (пер. открывать) – большое оркестровое вступление к опере, настраивает   

                                                                               слушателя на характер оперы. Стр. 226.

Интродукция, прелюдия – небольшое вступление к опере (появилось во 2 пол. 19в.)

Антракт – перерыв между действиями или оркестровое вступление к действию.

 

                                            Строение оперы:

 Опера делится на действия (акты), а действия – на картины.  Небольшая опера – одноактная                                                             

                                                                       

   

                              

               Опера Перголези «Служанка-госпожа» La serva padrona

Между действиями таких, в высшей степени формализованных развлечений XVIII века, какими является opera seria (итал. - серьезная опера, своего рода высокая трагедия с присущей ей определенной монотонностью),было принято вносить разнообразие посредством intermezzo (итал.интермеццо) - коротких музыкальных представлений в жанре низкой комедии, для которых требовалось всего лишь два певца - сопрано и бас - и порой актер-мим (то есть актер без вокальной партии).

«Служанка-госпожа» была написана, чтобы служить именно таким intermezzo для трехактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник». Подобно пяти другим opera seria, которые Перголези сочинил за четыре года своей карьеры оперного композитора, «Гордый пленник» провалился. А вот «Служанка-госпожа» имела огромный успех. Две интермедии, из которых она состоит, могут исполняться - и так впоследствии и делалось - как одноактная комедия. Мелодии оперы простые и веселые, а ее перипетии и характеры, рожденные непосредственно комедией XVIII века, не только очень доходчивы, но и необычайно реалистичны. Так родилась музыкальная форма, получившая известность как opera buffa, у которой оказалась долгая и почетная история, а ее классический пример - «Служанка-госпожа» - имела сценическую жизнь почетную и столь же долгую.

Перголези умер в 1736 году в возрасте двадцати шести лет. Он так и не узнал, что десятью годами позже, кoгдa итальянская труппа поставила это eгo небольшое произведение в Париже, оно стало причиной оперной войны, получившей известность как «война буффонов». Широко уважаемые Рамо и Люлли сочиняли тoгдa величественные и патетические произведения, которые вызывали критические отзывы таких интеллектуалов, как Руссо и Дидро. «Служанка-госпожа» дала им оружие для атаки на формальные музыкальные развлечения, любимые королем. Кстати, королева предпочитала тoгдa музыкальных мятежников. Результатом этой войны было, по меньшей мере, шестьдесят памфлетов, на эту тему, приобретшая успех opera buffa caмoгo Руссо, называющаяся «Деревенский колдун» (она стала образцом для «Бастьена и Бастьенны» Моцарта), и почти две сотни исполнений перголезиевского шедевра.

                                                            Содержание:

У Уберто, респектабельного неаполитанского доктора, двое слуг — прелестная девушка по имени Серпина и немой Веспоне. Уберто в сердцах жалуется, что девушка не несет ему завтрак (шоколад). Когда слуги входят, он пытается прочитать им обоим нотацию, считая их невнимание к нему преднамеренным. Серпина не только не просит прощения, но и парирует каждый упрек Уберто. Шоколад не был приготовлен — ну и что? Хозяин благополучно обойдется без него. Это заставляет Уберто спеть его первую арию «Sempre in contrasti» («Всегда наперекор»), в которой он продолжает жаловаться, но уже демонстрирует некоторую слабость, чем не упускает тут же воспользоваться Серпина. Она запрещает ему покидать дом, даже угрожает запереть дверь, а когда он сетует, что у него от нее болит голова, она исполняет арию «Stizzoso, mio stizzoso» («Зачем вам так горячиться?»), в которой рекомендует Уберто внять ее совету. Тогда Уберто приказывает Веспоне найти ему жену — назло Серпине. Жена, говорит Серпина, это действительно как раз то, что ему нужно. А кто же может быть лучшей женой, чем она, Серпина? И первая часть оперы кончается дуэтом «Lo conosco а quegli occhietti» («Понимаю я прекрасно»),

в котором Серпина убеждает Уберто в том, что он действительно склонен жениться на своей красивой очаровательной служанке, даже если говорит, будто не хочет этого, а Уберто настаивает на том, что она совершенно сошла с ума, коль так думает.

Прошло, по-видимому, некоторое время. И вот Серпина приводит Веспоне к себе в комнату, обряжает его в военную форму, прилепляет ему устрашающие усы. Теперь они оба в заговоре против их хозяина. Когда входит Уберто, она прячет своего сообщника за дверью и вступает в разговор с Уберто. Она говорит ему, что поскольку он отказывается жениться на ней, а она должна соблюдать свои собственные интересы, она обручилась с другим. Его имя — капитан Темпеста (по-итал. — «Буря»), и у него ужасный характер. Это поначалу успокаивает Уберто: опасность женитьбы на служанке миновала, и, когда она поет ему сентиментальную арию о том, как когда-нибудь он вспомнит о ней с любовью («А Serpina penserete» — «Знаю я, вам скучно будет»), его сердце тает. Он соглашается встретиться с этим грозным воякой. И пока Серпина уходит, чтобы привести своего «жениха», Уберто признается публике, что ему искренне жаль бедняжку. К тому же имеется одно тревожное для Уберто обстоятельство: из слов Серпины ясно, что ее жених требует от него огромного приданого — четыре тысячи крон, в противном случае он грозит, что Уберто не поздоровится. Уберто опасается за свой капитал. Является Темпеста-Веспоне. Получивший обстоятельные наставления Серпины, как себя вести и что делать, он исполняет свою роль просто великолепно. Он грозно врывается в дом (не произнося ни слова) и дает понять Уберто (через Серпину), что требует приданого в четыре тысячи крон. Если он не получит его, то откажется жениться на девушке и, более того, тогда сам Уберто должен будет на ней жениться. Когда же Веспоне делает угрожающие жесты и начинает теснить Уберто, тот сдается. Оказывается, он и сам не прочь жениться на Серпине — она миловидна, да и денежки останутся целы. Защищая Серпину, он предлагает ей руку — как в прямом, так и в переносном смысле. Теперь Веспоне снимает свой наряд и обнаруживает, кто он на самом деле. Но Уберто больше не может на него сердиться. Наоборот, он соединяется со своей невестой в прелестном дуэте «Perte io ho nel core» («Что в сердце ощущаю»), в котором они поют о том, как счастливы их сердца (которые бьются, как они говорят, в ритме слов: tippiti, tippiti и tappata, tappata), и который завершается двумя изящнейшими и красноречивейшими фразами:

 

                                  

                                                       Оперные голоса:                                                Конспект 9

                                                                                                                                  

       Женские                                                                   Мужские        

                                                                                     Контртенор(очень высокий) очень редкий

Сопрано: колоратурное –украшения                  Т енор: лиричес. –легкость, подвижность                                                                 

           лирическое – теплота, мягкость                       драматический – сила, широта                             

         драматич. – сила звучания (ст. 247-24 8)                (стр. 249)                                  Меццо-сопрано (те же разновидности)                  Б аритон (те же разновидности, стр.304)                                                        

Контральто – «грудной» (часто роли                 Бас – высокий, низкий, комический (ст.303)                                

                        мальчиков и юношей )                Бас-проф у ндо – очень низкий

                                                                                                                        

                                                     

                                                        Оперные номера:


    Сольные Стр. 221-223                                                                  Ансамблевые

Ария (пер. воздух) -- раскрывает чувства, характер, позже -- сцена, монолог.           Дуэт

Речитатив (пер. декламировать) – пение, приближенное к речи. Вступление к          Трио

               арии, двигает действие, планы, события, слова, чувства.                             Квартет

Секко (сухой) –скороговорка          Аккомпаньято (с сопровождением) --       Квинтет

                 (аккорды клавесина)     выразительная декламация (оркестр)                                                                                                                                                          

                развитие действия                                   чувства героя                                                                                                                                                          

Ариетта, Ариозо – небольшая певучая ария.                                                                  

Каватина – (пер. вытаскиваю, выкапываю) выходная ария.                                                                      

Песня, Романс, Серенада.                                                                                           Хор                           

Куплеты, Рондо.

 

                                               БАЛЕТ.

Франция, 17в, пышные театральные представления, Людовик 14, «Король-Солнце».

Россия, 1 пол.18в, Анна Иоанновна. Нач. 19в. – франц. Шарль Дидло, лучшая труппа, итал.

Мария Тальони (1 пуанты), Авдотья Истомина (Пушкин).

Хореография, балетная техника….. Музыка…. – Служанка, Четкая, ритмичная, удобно танцевать, слушать музыку, любоваться балеринами, человек второго сорта. Мужчины – рама для картины.

Композиторы – подчинялись хореографам, фамилии, попурри (отрывки). Второсортные композиторы, второсортная музыка. Исключения: Адан «Жизель», Делиб «Коппелия»

 Реформа Чайковского: «служанка»….. «госпожа», просто слушать, рассказывает «историю»,

Хореограф -- франц. ПетипА.

                                                     Балетные термины:

Вариация – сольный номер.

Па-де-де – танец вдвоем.

Па-де-труа – танец втроем.

Па-де-катр – танец вчетвером.

Плие – приседание.

Батман -- бросок ноги

Антраша  — прыжок 

Апломб -- умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. Уверенная, свободная манера исполнения.

Арабеск – особая поза.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Пируэт – оборот на одной ноге

Фуэте – стремительное хлесткое вращение.

Экзерсис – тренировочные упражнения.

                                                 Из истории балета.

Балет (с лат. «танцую) как особый вид танцевального искусства сформировался во Франции, где

в 17 веке получили распространение пышные театрализованные представления при дворе

короля Людовика 14-го.. Людовик сам в них участвовал, а придворные льстиво называли его

  «Король-Солнце».

      В России балет появился при царице Анне Иоанновне (1-я пол. 18 в.), но особой     

  популярности он достиг в начале 19 в. Это связано с работой в России французского

хореографа Шарля Дидло, который решил сделать русскую балетную труппу одной из лучших

  в Европе и добился этого. Огромное значение имели гастроли в России легендарной

итальянской танцовщицы Марии Тальони – первой балерины, применившей технику танца на

  пуантах. Русские танцовщицы тоже блистали на сцене. Вот что писал Пушкин об Авдотье

Истоминой:

       «Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит,

        И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола,

  То стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет!» (из какого произведения эти строки?)   

   Ну что ж, хореография и балетная техника были на высоте, танцы отличались красотой и

выразительностью, но вот музыка … Музыке в балетах того времени отводилась роль служанки.

Ей следовало быть четкой и ритмичной, чтобы под нее было удобно танцевать. Никаких особых

 музыкальных красот и не требовалось, зрители приходили на балет не музыку слушать, а оценить

 филигранно отточенные движения балерин. Да и, что греха таить, полюбоваться на хорошеньких

 танцовщиц, к тому же не слишком одетых (по меркам того времени, конечно). Балеринами

 восторгались, их обожали. Богатые аристократы дарили им дорогие подарки, влюблялись в них,

 но… никогда не женились! Женщина, выставляющая себя напоказ, развлекающая публику,

 считалась человеком второго сорта, будь она хоть трижды великая балерина! Танцовщицы

 царили на сцене, а как же танцовщики? Наверное, балет тогда был единственным видом

 деятельности, где мужчины были на вторых ролях. Их задача – поддержать партнершу, выгодно

 ее показать.. Одним словом, если балерина – прекрасная картина, то ее партнер – всего лишь

 рама для картины.

   Не знаю, что думали по этому поводу мужчины – артисты балета, но вот композиторы были

страшно недовольны. Разумеется, не ролью мужчин в балете, а положением музыки.

Композиторам приходилось подчиняться хореографу, именно он указывал, как надо писать

музыку. Фамилии композиторов часто вообще не указывались на афишах. Доходило до того,

что балетмейстеры просто составляли балет из отрывков музыки разных композиторов – это

называлось попурри. (Вспомните, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.136 с.)