Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Симфон произведение, симфоническое развитие драмы. Сюжеты наивных волшебных сказок – глубокийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
жизненный и философский смысл. Герои балетов -- живые, реальные люди, с душой и чувствами. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
1Д. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, принцессу лебедей. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о заколдовавшем их злом филине Ротбарте, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. 2Д, На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Появляются невесты из разных стран (звучит Чардаш – Венгерский танец, Русский танец, Испанский танец, Неаполитанский танец, Мазурка – Польский танец). Однако принц безучастен, пока не появляется Ротбарт со своей дочерью Одиллией, которой с помощью колдовства отец придал черты Одетты. Ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума – рока, судьбы. Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида. «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» Лит. первоисточник – сказка Ш. Перро. Орк. Интродукция: т. Феи Карабос и т. Феи Сирени. Пролог. Праздник во дворце короля по случаю рождения принцессы Авроры. Распорядитель Каталабют. Марш, появление фей, адажио фей, феи крестные: Фея искренности, Фея Цветущих колосьев, Фея, рассыпающая хлебные крошки, Фея щебечущая канарейка, Фея пылких страстей, Фея Сирени, Общий танец. Подарки, гром (пантомима), фея Карабос и крысы, уговаривают, проклинает (уколется, умрет), Фея Сирени смягчает (уснет). 1Д. Праздник – 16-летие Авроры. Вязальщицы – скандал, Вальс, женихи, Аврора, Адажио (восхищение ее красотой), Танец фрейлин, Вариации Авроры, Фея Карабос. Танец Авроры с веретеном, засыпает, Фея Сирени погружает в сон все королевство. 2Д. Прошло 100 лет. Лес. Принц Дезире охотится со своими придворными. Жмурки. Фея Сирени -- видение Авроры. Плывут в ладье, панорама. Спящее царство, целует, пробуждаются. 3Д. Свадьба Дезире и Авроры. Полонез, выход сказочных персонажей. Феи Золота, Серебра, Сапфиров. Кот в сапогах и Белая кошечка. Голубая птица и Флорина. Красная шапочка и Волк. Мальчик-с-пальчик и Великан. Адажио Дезире и Авроры, Вариации. Мазурка. Апофеоз. «ЩЕЛКУНЧИК» Лит. первоисточник – сказка Гофмана. Жанр: Балет-феерия Маленький нем. городок, нач. 19 в. Канун Рождества. Начинается с легкой, трепетной увертюры. 1Д. Гостиная в доме доктора Штальбаума. Встреча гостей. Дети получают подарки (марш). Крестный детей – Дроссельмейер показывает заводных кукол (мазурка). Мари получает в подарок Щелкунчика. Дедушка танцует гроссфатер. Гости расходятся. Ночь. Рост елки, мыши во главе с королевой Мышильдой. Битва. Щелкунчик, оловянные солдатики. Победа! Щелкунчик превратился в прекрасного принца! Зимний лес. Танец снежинок (ср. разд. дет. хор). 2Д. Путешествие в Конфитюренбург, праздник. Гости со всех концов света. Дивертисмент (танцевальная сюита): Шоколад – испанский танец, Кофе – арабский танец, Чай – китайский танец, Трепак – русский танец, Танец пастушков – французский фарфор, Просыпается природа – звучит Вальс цветов. Грандиозное адажио – кульминация балета, Танец Феи Драже (челеста). Заканчивается балет апофеозом – ликующем окончанием Балетная реформа Чайковского. Балет как искусство танца (хореографии) известен в России очень давно. Высокого подъема достигло балетное искусство в первой четверти XIX века, когда постановки знаменитого балетмейстера Ш. Дидло, исполнение талантливых танцовщиц Е. Истоминой, Е. Телешевой, А. Ивановой и других приобрели огромную известность. Танцевальное искусство русских балерин отличалось поэтической одухотворенностью, что придавало русскому балету особую прелесть. Пушкин, создавший в первой главе "Евгения Онегина" портрет танцующей Истоминой, подчеркнул выразительность русского балета: "Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полет? Все обозреватели и критики, писавшие о русском балете, не находят слов для похвал красоте и выразительности танцев. Однако музыка играла в балетных спектаклях чисто служебную роль. Ее назначение состояло в том, чтобы предоставить танцовщикам возможность четко и ритмично танцевать. Ни о какой выразительности или драматизме балетной музыки не могло быть и речи. И композиторы, писавшие музыку к балетам, были всего лишь хорошими ремесленниками, не более. Самыми известными балетными композиторами в середине XIX века были Л. Минкус, Ц. Пуни и Ю. Гербер. Их перу принадлежали многочисленные балетные партитуры, написанные по заказу театров и под строгим надзором балетмейстеров. Балетмейстер, то есть постановщик танцев в балете, был главным распорядителем музыки, он определял, сколько тактов музыки и какие ритмы нужны ему для каждой сцены, требовал от композиторов прежде всего несложной и ритмически ясной мелодии, не заботясь особенно о качестве музыки. Великие русские композиторы не брались за сочинение балетов. И не потому, что они не любили или не ценили русскую хореографию! Просто они не хотели попасть в зависимость от балетмейстера. Зато в операх балетные сцены занимали видное место. Истоками, питавшими балетное творчество Чайковского, были балетные сцены в операх Глинки и других классиков. Большое влияние на его балеты оказали также симфонические произведения Глинки, и прежде всего лирический "Вальс-фантазия". Хорошо знал Чайковский и развившийся в середине века французский романтический балет, который он высоко ценил (в особенности "Жизель" Адана). Но основным источником создания новаторских балетных партитур была его собственная работа в области оперного и симфонического творчества. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику. Музыкальный критик Герман Августович Ларош, товарищ Чайковского по Петербургской консерватории, вспоминая о своем знакомстве с Чайковским, пишет, что "взгляд на балет как на отдельный род искусства, равноправный с другими, у него был вполне определенный даже в первый год нашего знакомства" (1862). М.И. Чайковский, написавший после смерти композитора его большую трехтомную биографию, свидетельствует, что Чайковского в балете особенно привлекала фантастическая сторона. Большинство балетов, шедших на русских сценах во времена молодости Чайковского, имело фантастический сюжет. Это было время, когда роскошь и красота постановок, эффектные превращения, перемены декораций делали балетный спектакль восхитительным феерическим зрелищем. Любя балет и хорошо зная его, Чайковский охотно согласился на предложение дирекции московского Большого театра написать балет «Лебединое озеро». 1. Музыкальная балетная реформа П.И. Чайковского. Уже в "Лебедином озере" Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля, заключавшуюся прежде всего в изменении роли музыки. У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров Чайковский создал поэтичное и целостное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета. Он использовал в балете плоды собственных завоеваний в оперном творчестве: выразительные лейтмотивы, симфонические эпизоды, сцены-диалоги. Музыка "Лебединого озера" оказалась на одном уровне с лучшими его операми и симфоническими творениями. Чайковский не пошел по пути уничтожения традиционных балетных форм (сюита классических танцев и сюита национально-характерных танцев; Адажио с вариациями для танцовщицы и танцовщика; "танец-действие", развивающий сюжет балета; большой общий номер с участием кордебалета; пантомима-сцена, в которой не танцуют, а объясняются при помощи мимики и пластичных жестов). Чайковский использовал в своих балетах все эти формы, но вдохнул в них новое большое содержание. При этом основой лирического действия у него стала большая сцена-диалог, так называемый "танец-дуэт". В этих эпизодах он создал чудесную лирическую музыку, в которой выражалась глубокая внутренняя сущность сюжета. Композитор не отказался ни от классических, ни от характерных танцев, но органически включил их в развитие сюжета. Так, в "Лебедином озере" в сцене встречи принца Зигфрида с принцессой лебедей Одеттой окружающие их подруги танцуют классические танцы; в сцене обольщения принца коварной Одиллией использована сюита национально-характерных танцев. Очень большое значение в балетах Чайковского приобрел "танец-действие", оказавший влияние на все другие формы. Можно сказать, что и Другие танцы отчасти стали "танцем-действием". Большие вальсы и другие номера, в которых участвует кордебалет, Чайковскому удалось поднять на небывалую художественную высоту. Наконец, пантомима у Чайковского сопровождается настолько выразительной музыкой, что мимика и жесты танцовщиков служат лишь иллюстрацией к ней, тогда как прежде музыка играла роль фона. В балетной музыке проявилась одна из сторон большого и многогранного дарования композитора, не нашедшая широкого применения в произведениях других жанров,- удивительная изобретательность при воплощении фантастических образов. Все три балета Чайковского основаны на сказочных сюжетах. Но, считая фантастику принадлежностью именно балетного жанра и почти отказавшись от этого элемента в опере, Чайковский воплотил сказочные образы реалистически. Оставаясь и в балете художником-гуманистом, он в сюжетах наивных народных сказок видел глубокий жизненный и философский смысл. Герои волшебных балетов в его глазах были живыми, реальными людьми, он щедро одарил их душой и чувствами человека. Поэтому не только сказочные герои-люди, но и заведомо фантастические существа (например, фея Сирени в "Спящей красавице") понятны и близки всем благодаря человеческим свойствам характеров. Сочетание чудесного, необыкновенного, сказочного и лирического, душевного придает музыке балетов Чайковского неповторимую прелесть и очарование.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.008 с.) |