Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея: любовь к родине, прославление богатырской мощи народа.

Поиск

1Ч. «Собрание русских богатырей». Сонатное аллегро. Гл. П. – tutti оркестра (русские былин.

   напевы) и наигрыши дер. дух. (народные пляски). Призыв князя – отклик дружины.

   Поб. П. — русские лирические песни, масса народа, раздольная степь. Разработка – героич.

   и лирические эпизоды, схватки и подвиги.       Реприза и кода – утверждение 1-й темы.

2Ч. Скерцо. «Богатырские игры и забавы». Кр. разделы -- с качка коней, ср. р. – восточный

  колорит, в конце части скачка угасает, уносится вдаль.

3Ч. Анданте. Богатырская эпическая песнь. Образ Бояна, рассказ о битвах и подвигах витязей.

  Сонатная форма: арфа (гусли), Гл. П. поэтическая мелодия (валторна), Поб. П – рассказ о

  тревожных и грозных событиях, в конце части – лирический эпизод. Без перерыва – 4 ч.

4Ч. Финал. «Сцена богатырского пира». Сонатное аллегро. Размах, блеск, жизнерадостность,

  в еличие. Гл. П. – размашистая, буйно-веселая. Поб. П. – лирическая, спокойная, характер

  славления на фоне «гуслей». В конце -- молодецкая удаль и неудержимое веселье.

Основоположник русской классической симфонии, эпического направления.  

                                                   РОМАНСЫ (16)

1. Эпические:  «Песня темного леса» (сл. Бородина, старинные песни вольницы, стихийная

                      сила, стремление к свободе)

                      «Море» (сл. Бородина, картина бури, в которой гибнет революционер купец)

Сказочные: «Спящая княжна» (сл. Бородина, рондо, спящая девушка – колыбельная, злые

                  фантастические существа, богатырь-освободитель, Стасов: «Так ведь это же.…..!»)

                     «Морская царевна» (сл. Бородина, заманивает путников в воду)

2. Лирические: «Для берегов отчизны дальной» (ст. Пушкина, смерть Мусоргского, глубина и

                          сила чувств, сдержанность и благородство, печаль, скорбь, боль переживаний).

                      «Отравой полны мои песни», «Из слез моих» (ст. Гейне), «Фальшивая нота»

3. Юмористические: злая насмешка, ирония, добродушный комизм. «Спесь» (ст. А.К. Толстого)

                                «Серенада четырех кавалеров одной даме» «сл. Бородина )

«Тянет к речитативу кантилене», обобщенное воплощение образов,

 традиции Даргомыжского Глинки, новое – эпические образы.

                                      Опера «КНЯЗЬ ИГОРЬ» (зак.Римский-Корсаков и Глазунов) Конспект

Сюжет – Стасов: «Слово о полку Игореве» (памятник древнерусской литературы, 12 век)

Научный подход: переводы «Слова», историч. исследования, летописи, исследов.о  половцах, русск. нар. песни, тюркские песни, Венгрия – сведения о половцах и их песнях, помощь Стасова

Историческое событие: поход Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 г. против

    кочевников-половцев. Набеги половцев, разрозненность русских князей, поражение Игоря.

Патриотическая идея – единство Руси. Близка Бородину, эпический талант, интерес к Востоку.

Народные массы в «Слове», у Бородина хоры – думы, характер народа. Идеализировал К. И.

Жанр – лирико-эпическая опера. Русь и Восток показаны многогранно и правдиво.

Последователь Глинки – худож. убедительная характ-ка врага (не только «черным цветом»).

ПРОЛОГ. Площадь в Путивле. Проводы Игоря и его дружины. Главный герой – народ.

Хор «Солнцу красному слава»:  решительность, мощь (любовь к родине, стойкость, сплочен.)

                      Близок древним обрядовым песням и величальным хорам из опер Глинки.

Сцена затмения: «потемнение» музыки (растерянность, ужас). Уговоры Ярославны (жена К.И).

Сцена Скулы и Ерошки (гудошники) – трусы и предатели, конфликт в русском стане.

1 Д. ПУТИВЛЬ.      1 к. Двор Владимира Галицкого (брат Ярославны, бас). Прогнал отец,

               мечта о захвате власти, бесшабашная гульба, пьяный разгул, подобострастная челядь.

      Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести»: разудалая мелодия, плясовой ритм,

           резкие акценты, стремит.темп (циничный гуляка-бражник, «князь- босяк» -- Стасов).

       Хор девушек «Ой, лихонько, ой, горюшко»: причитания, умоляют отпустить подругу.

2 к. Терем Ярославны. Ариозо Ярославны (сопрано). «Ах, где ты, где ты»: тоска о муже.

           Хор девушек «Мы к тебе, княгиня, мы к тебе, родная»: жалуются на Галицкого.

Сцена Ярославны и Галицкого: грубость, низость, подлость и твердость нравствен. устоев.

Хор бояр «Мужайся, княгиня»: сообщают о разгроме войска (трагедийная сила, низкие голоса,

                ощущение надвигающейся беды). Половцы под стенами Путивля, пожар, набат.

2 Д. Половецкий стан. Орк. вст.– мир Востока: ощущение абсолютного покоя, вост. интонации. 

Хор половецких девушек: смиренно-тоскующий, томный, мечтательный.

Каватина Кончаковны (дочь хана Кончака, контральто) «Меркнет свет дневной»: портрет

                                           восточной красавицы, любовная песня, полная неги и страсти.

Каватина Владимира ( сын К.И., тенор ). Дуэт Владимира и Кончаковны

Ария Князя Игоря (баритон, концентр.форма АВСВА): музык. портрет героя, драм. монолог.

«Ни сна, ни отдыха измученной душе»: муки совести, воспоминание о битве и гибели войска.

«О, дайте, дайте мне свободу»: неудержимый порыв, страстное желание свободы.

 «Ты одна, голубка лада»: средний  раздел, светлый, лирический, мыслен. обращение к жене.

Крещеный половец Овлур предлагает побег, отказ Игоря: благородство, слово чести.

Ария Кончака (бас ) – сложный образ: необузданный, коварный, но по-своему благородный

             человек. Готов выполнить любое желание Игоря, предлагает дружбу «О нет, друг, ты

              здесь не пленник мой», свободу с условием не выступать против него. Отказ Игоря.

Половецкие пляски – грандиозная вок.-танц. сюита (показ могущества Кончака):

                Хор пленных девушек «Улетай на крыльях ветра»: воспоминание о далекой родине.

             Пляска мужчин – дикая, воинственная, в ритме лезгинки, кружащаяся мелодия.

                Танец мальчиков – стремительный, гибкий, легкий.  

               Финальная пляска с хором –  исступленная, полная огня, ликующая, славящая хана.

3 Д. ПОЛОВЕЦКИЙ СТАН. Картина хищного, разбойного Востока.   Половецкий марш:

возвращение хана Гзака и его орды после набега, упиваются победой, прославляют жестокость.

 К.И решается на побег, Кончаковна поднимает тревогу, Владимир пойман, хан объявл. свадьбу. 

4 Д. ПУТИВЛЬ. Страдание русск. земли, разоренной врагом. Городская стена.

Плач Ярославны: символ страдания Руси, обращение к солнцу, ветру и Днепру, причитание.

Хор поселян: народное горе, в стиле русской протяжной песни (подголосочная полифония)

Два всадника, узнает Игоря, Скула и Ерошка (высмеивают Игоря, паника, звонят в колокола).

 Хор народа: славят вернувшегося князя, предчувствие будущей победы над врагами.

Конспект. Николай Андр. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844-1908, 2-я пол. 19 в.) стр. 294-297

                           Самый «сказочный» русский композитор.

Тихвин: природа,старинные обряды,монастырь, дворянская семья (бывший губернатор – ф-но,

                                                       дочь крестьянки – нар. песни) военачальники (адмирал)

Музыка: конец, романтика моря – Воин Андреевич, контр-адмирал, книги, письма.

Морской корпус: 12 лет, Петербург, военные порядки, муштра, Станюкович, Верещагин,

                      рассеянность.    «Первый десяток», выходные, оперы Глинки, преклонение.

КанИлле: ф-но, образованный музыкант, поддержка: «зарыть талант», Балакирев, «М. К.»:1 сим.

             Самообразование? История, чтение, изящные искусства, критика.

Кругосветное плавание: «Алмаз», 3 года, переписка, ночные вахты, гармония природы и челов.

Возвращение: музыка! Поддержка. Симф. карт. «Садко», «коммуна», Пургольд – «оркестр».

Петербургская консерватория: профессор? Ученик? Чайковский: «Подвиг!»  ученики

                                        (Асафьев, Глазунов, Гнесин, Мясковский, Прокофьев, Стравинский).

Разносторонняя деятельность: инспектор духовых! оркестров, директор БМШ, народ обряды,

               сборники песен, произведения Глинки (Шестакова), «завершитель» (Даргомыжский,

             Мусоргский), худ. рук. издательства Беляева, Париж, Брюссель, дирижер, пропаганда,

             частный театр Мамонтова, Императорские театры: «Садко», колядки, по-русски!

Кризис: мать, 2 детей,  болезнь жены и сына, неудовлетворенность, сомнения, Придв. певч.

            капелла (общее образование, голос, выгоняли)

1904 г: Русско-японская война – адмирал Макаров, художник Верещагин, племянник.

1905 г: Первая русская революция, забастовки студентов, поддержка, списки зачинщиков,

                 открытые письма, увольнение, Глазунов, Лядов и др., возмущение общественности,

                      сочувственные письма, «Кащей бессмертный» -- митинг, полицейский надзор,

                            запрет на исполнение, возвращение.

Последняя опера: «Додона надеюсь осрамить…», постановка (цензура), не увидел.

Итог: 50 томов музыки, 8 томов – статьи, книги, «Учебник гармонии», «Основы оркестровки».

                         ОПЕРЫ (15)                                                        Оркестровые Остальное

 Исторические        Сказочные   по Пушкину по Гоголю симф. сюита      Романсы (79)

«Псковитянка»       «Снегурочка»    «Сказка о        «Майская «Шехерезада» Камерно-

(Иван Грозный,     «Садко»           царе Салтане» ночь»   (вост. мотивы) инструмент.

покорение Пскова, «Сказание о     «Моцарт и  «Ночь пе- «Испанское ансамбли.

Ольга – дочь И. Гр.)  невидимом граде Сальери»    ред Рож- каприччио» Ф. п. произв.

«Царская невеста» Китеже и деве  «Золотой пе- деством» муз. картинв

«Боярыня Вера      Февронии»      тушок» (небы-            «Садко»   

Шелога»                     «Кащей бессм.» лица в лицах)                      3 симфонии

ПЕВЕЦ КРАСОТЫ, ЛЮБВИ, ГАРМОНИИ ПРИРОДЫ. ВЕРА В ТОРЖЕСТВО СВЕТА.

                                   СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Мастер оркестровки. Главный принцип – программность («даже народная песня»). Шедевр –

«ШЕХЕРАЗАДА» (програм. симф. сюита). Араб. сказки «1000 и 1 ночь». Продолжатель Глинки. Отдельные эпизоды, подзаголовки. Султан Шахриар, ночь, жены, Шехеразада, сказки, казнь. Изобразительность: сказочные сцены, персонажи, море. Единый сюжет, цельность: Т. Шехеразады (скрипка+арфа) – восточный орнамент, Т. Шахриара (тромбон) – грозно, жестко.              

1Ч. «Море и синдбадов корабль»: т. моря, волны, стихия, т. корабля, буря, умиротворение.                

2Ч. «Рассказ царевича-Календера» (календеры – бродячие монахи, жившие подаянием):

                                                                 т. Календера (повествовательно), битва, марш.                

3Ч. «Царевич и царевна»: лирический центр сюиты, любовный дуэт, восточный колорит.

                            Т. Царевича (широкая, напевная). Т. Царевны (танцевальная, грациозная).

4Ч. «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»:

ф инал, некоторые темы предыдущих частей, яркость оркестровки, огненный темперамент, праз-

дничность (смена тем, ритмов, тембров). Т. Шахриара (гневно), т. Шехеразады (умоляюще),

Т. лезгинки. (стремительно) Кода – грозное море, корабль. Эпилог – Т. Шахриара (умиротвор.).

                                                   ОПЕРА «САДКО»                                                  Конспект     

  Жанр: опера-былина.

 Идея – прославление рус. земли, нар. искусства, с помощью которого человек покоряет 

природу и побеждает несправедливость, очеловечивание фантаст. существа, торжество добра.

   Основа драматургии – сопоставление реальных бытовых и фантастических сцен.

  Оркестровое вступление – «Океан-море синее» -- музыкальная картина моря.

1К. Новгород. Купеческий пир. Садко, бедный гусляр отказывается воспевать их богатую и

сытую жизнь, мечтает о далеких путешествиях не для наживы, а чтобы прославить свой

 родной город. За это купцы осмеивают его и выгоняют с пира.

Хоры купцов: «Собралися мы, гости торговые» -- буйный.   «Будет красен день» -- чванливый                                                       мм     Речитатив Садко «Кабы была у меня золота казна, кабы была дружинушка хоробрая».

Ария Садко «Пробегали б мои бусы корабли, объезжали б моря, моря синие».         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.008 с.)