Оратория (стр. 98-99) (лат. – говорю) – крупное многочастное произведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оратория (стр. 98-99) (лат. – говорю) – крупное многочастное произведение



                                              для певцов, хора и оркестра, чаще на религиозный сюжет.

Кон. 16 в., Италия, Рим, при церкви, читать Библию, слушать проповеди. Как опера (сюжет, действующие лица), но костюмы, декорации, действие. Гендель – светская, для концертного исполнения. Сейчас – посвященные важным событиям.


                         Антонио Вивальди (Италия, 1678 – 1741, кон. 17 – сер.18в.)

                                         МАСТЕР КОНЦЕРТА. СКРИПАЧ.

Италия – «колыбель искусства», необходимость побывать, гении живописи, скульптуры и т.д.

Вклад в музыку? Композиторы (см. Барокко). Любимые инструменты – струнные.

Сначала лютня и виола, потом – скрипка (спор). 17 в. – «королева оркестра», мастера.

Итальянская скрипичная школа (Корелли, Тартини – «Дьявольские трели»). Вивальди.                               

Венеция, отец – цирюльник, скрипач (собор Сан-Марко), землетрясение, астма.

10 лет – известность, путеводитель, 25 лет – священник, обеспеченность, «рыжий аббат».

Консерватория (приют при церкви, девочки-сироты,) 30 лет, обязанности – воскр. выступления,

Ширма, аплодисменты, успех, вся Европа, постановка опер, энергичность, практичность.

Недовольство церкви (+молодая певица), случай на мессе, запрещение, скорость письма.

Слава -- Мантуя, Верона, Милан, Флоренция, Рим, Вена, Амстердам. Деньги, подарки.

Мода, слава, деньги, дом, здоровье, молодость.  Вена, Карл VI  (грибы), собор Св. Стефана.

Похороны – «Kleines Gelaute», забвение (ок. 200 лет). 1927, нашли ноты.

Произведения: оперы (40 – 94?), сонаты, кантаты. Главный жанр – концерт (ок. 500).

Инструмент (или несколько) + оркестр, 3 части (быстро, медленно, быстро).

Для скрипки (ок. 250), в иолончели, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы, валторны.

«Времена года» -- 4 концерта для скрипки с оркестром. В начале – сонет (Вивальди?).

                                 Новое в концертах Вивальди:

Яркая, страстная, драматичная музыка и манера исполнения.

Закрепил трехчастное строение концерта.                                            Новая роль духовых.

Программные концерты (религиозные, мифологические, психологические, картины природы).

                                                    ИСКУССТВО ИТАЛИИ.    

   Италия! Прекрасная солнечная страна! Теплое море, красивая природа, веселые доброжелательные люди, музыка, звучащая на улицах и площадях, льющаяся из окон. Знаменитые итальянские песни – «О, мое солнце»», «Вернись в Сорренто» -- их поют все – от уличных мальчишек до знаменитых оперных певцов!

Италию называют «колыбелью искусства». Прекрасные картины, скульптуры, величественные античные развалины, оставшиеся от времен Древнего Рима – все в этой стране предрасполагает к занятиям искусством. Не случайно во все времена и во всех странах музыканты, художники, поэты, скульпторы – как знаменитые, так и начинающие – старались побывать в Италии. Например, в дореволюционной России лучших учеников Академии художеств посылали сюда на стажировку, а в парижской консерватории лучшие студенты награждались Римской премией с правом трехгодичной поездки в Италию.

Италия дала миру великих художников, скульпторов и поэтов: Леонардо да Винчи, Рафаэль,

Микеланжело, Тициан, Данте, Петрарка. Но особенно большой вклад внесла эта страна в музыку:

Консерватория, бельканто, опера – все это возникло в Италии. В 17-18 вв. в Италии работали выдающиеся композиторы: Монтеверди, Перголези, Алессандро Скарлатти (оперы), Фрескобальди (органная музыка), а Доменико Скарлатти (сын Алессандро Скарлатти) прославился своими сонатами для клавесина, их у него 555!

Но больше всего любили итальянцы струнные инструменты: лютню, виолу и скрипку. Как раз в это время между приверженцами виолы и скрипки разгорелась война. В силе и остроте звука скрипки одни видели достоинство, а другие – недостаток. Современник писал: «Виола остается уделом галантного человека, а скрипка – инструментом толпы. Еще никогда резкий тон и оглушительный звук не говорили о высоком происхождении и благородном воспитании»

Как же узнать, кто был прав в этом странном споре? Послушаем, что могла бы сказать в свою защиту виола: «Я выросла в обществе самом благородном. Меня брали в руки князья и короли. Вместе со своей подругой лютней я аккомпанировала их пению и развлекала исполнением маленьких изящных пьес. А место скрипки в лакейской или на лестнице. На пропитанье эта особа зарабатывала, выступая на ярмарках. Там она лаяла по-собачьи, кудахтала по-куриному и занималась прочими глупостями. Однако вскоре она сумела пробраться в дома порядочных людей и даже – страшно вымолвить – в королевский дворец! Правда, сперва на конюшню, где вместе с трубами и тромбонами сопровождала королевские охоты и увеселения. Из конюшни хитрая интриганка пробралась в бальную залу. Ее, видите ли, слышно лучше, чем меня! А теперь эта выскочка, эта наглая плебейка хозяйничает в оркестре! Она забрала себе все лучшие партии, постоянно солирует в операх и балетах, композиторы пишут специально для нее сонаты и концерты! Она задумала погубить меня, сжить со света!»

А что же говорит скрипка? «Да, раньше я и вправду любила подражать крикам животных, свисту марширующих солдат, словом, фиглярничала. А как же иначе удержать внимание публики, заставить раскошелиться? Скрипачам все время приходилось придумывать что-нибудь новенькое. Но при этом они учились заставлять меня звучать ярче и разнообразнее. Мой звук без труда заполняет большой зал, а тебя, виола, услышат разве что в первом ряду. За то время, что Я тяжко трудилась, развивая свои способности, ты так ничему и не научилась! Как играла сто лет назад тихо и нежно, так играешь и сегодня. Но время-то изменилось! Сейчас нужны иные голоса – звонкие, сильные, молодые!»

Как видим, в этом споре победила скрипка, а виола и лютня постепенно ушли в тень. К 17 в. скрипка стала «королевой оркестра». Именно Италия дала миру выдающихся скрипичных мастеров. Амати, Гварнери, Страдивари делали инструменты с непревзойденным звучанием.

Выдающимися  скрипачами-виртуозами и композиторами были Корелли и Тартинин. Знаменитая скрипичная соната Тартини называется «Дьявольские трели». Рассказывают, что Тартини сочинил ее под впечатлением сновидения: ему приснился Сатана, исполняющий эту музыку.

Но самым известным композитором того времени был ВИВАЛЬДИ.

                                    АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (1678-1741)

Изучая историю музыки, мы с вами познакомимся со многими композиторами. Далеко не у всех у них жизнь сложилась благополучно: многие познали нужду и лишения, болезни и невзгоды,

непонимание окружающих и раннюю смерть. На первый взгляд, Вивальди повезло: как видим, он прожил 63 года (для того времени это немало), да и особо не бедствовал. Но это только на первый взгляд…

Родился Вивальди в Венеции (какой музыкальный жанр появился в этом городе?). Его отец был цирюльником, а для развлечения клиентов играл на скрипке. В конце концов, он настолько преуспел в музыке, что был принят в оркестр собора Сан Марко.

Маленький Антонио появился на свет раньше срока из-за землетрясения. Ребенок был настолько слаб, что его пришлось окрестить в тот же день, никто не надеялся, что младенец выживет. Всю жизнь у Вивальди было слабое здоровье: его мучила астма, однако это не помешало ему быть очень энергичным и работоспособным.

От отца Вивальди унаследовал не только огненно-рыжий цвет волос (довольно редкий среди итальянцев), но и любовь к игре на скрипке. В 10 лет он уже играет вместе с отцом в капелле собора Сан Марко. Имена отца и сына Вивальди даже упоминают в путеводителе для иностранцев – как лучших музыкантов Венеции! Проходит еще несколько лет, и имя Антонио Вивальди становится известным в Европе. Зал замирал, когда он начинал играть. То, что Вивальди делал со скрипкой, казалось невозможным. Пальцы артиста извлекали такое количество звуков, что казалось, играет не одна скрипка, а несколько! Знатоки отказывались верить собственным ушам, хлопали, не жалея ладоней и кричали в восторге: «Браво, Вивальди! Браво, аббато россо!»                                                      

А что значит «аббато россо», спросите вы. «Рыжий священник». Да, в 25 лет Вивальди принял духовный сан. А что оставалось делать сыну бедного скрипача? Бегать, как и отец, в поисках заработка, искать милостей богатого покровителя? Только церковь давала материальную обеспеченность и возможность спокойно заниматься любимым делом.

Сразу же после принятия сана Вивальди получает место преподавателя в одной из четырех консерваторий Венеции: Оспедале деле Пьета – Госпитале Милосердия. Ведь консерватории в то время были приютами для сирот и вполне соответствовали своему названию (conservare – сохранять). В мужских консерваториях воспитанников обучали различным ремеслам, а в женских – музыке. Почему-то в Венеции было гигантское количество сирот, так что у Вивальди не было недостатка в ученицах. Девушки были превосходными музыкантшами: часть из них пела, остальные занимались игрой на инструменте. Играли не только на струнных, но и на духовых, не боялись даже самых громоздких – тромбона и фагота. Для воспитанниц консерватории и написал Вивальди все свои концерты – более 500.

Итак, главной задачей Вивальди было готовить девушек для их еженедельных воскресных выступлений, проходивших в церкви, которой принадлежал приют (запомните, что в католической церкви может звучать инструментальная музыка, а в православной – только хоровое пение). Эти выступления были открытыми для публики, но сами девушки помещались за ширмой, так что их нельзя было рассмотреть. Кроме того, в церкви было запрещено аплодировать, и зрители могли выражать свое одобрение покашливанием и шарканьем ногами.

Выступления Вивальди и его учениц пользовались невероятным успехом. Любители музыки со всей Европы специально приезжали в Венецию, чтобы послушать его музыку.

Вы еще помните, сколько концертов написал Вивальди? А ведь кроме этого он автор 90 опер, множества сонат, кантат, и «Stabat Mater». Как человек с не очень крепким здоровьем мог написать такое невероятное количество музыки? Секрет прост: Вивальди писал очень быстро. Об этом ходили легенды. Даже привычные к вечной спешке переписчики поражались: «Сеньор Антонио, вы сочиняете быстрее, чем мы успеваем делать копии!». А сколько времени уходило на разучивание партий с девушками-воспитанницами!

А уж когда были написаны оперы, дел и вовсе стало невпроворот! В церкви ведь оперу не поставишь…  Поэтому композитор должен был сам найти подходящих певцов, разучить с ними партии, нанять оркестрантов, подыскать декоратора и портного, снять помещение, продать билеты и расплатиться со всеми. Правда, многие из его коллег поручали денежные заботы своему импрессарио (организатору концертов и спектаклей). Но только не Вивальди! Видеть, как тебя обсчитывают и молчать?! Слава богу, он венецианец и сам умеет считать свои деньги!

Из всего этого мы можем понять, что Вивальди был человеком очень деятельным, общительным и невероятно практичным. С длинными вьющимися рыжими волосами, в черной рясе, развевающейся при ходьбе, он быстрым шагом передвигался с одного конца Венеции на другой. Между нами говоря, для священника он был чересчур далек от возвышенного, духовного, божественного и слишком близок к земным заботам. Как вы думаете, нравилось ли это церковному начальству? Скрепя сердце оно терпело этого «рыжего аббата», пока однажды не произошло то, что переполнили чашу терпения…

Вы знаете, что в обязанности священника входит ведение службы (в католической церкви она называется месса). И вот представьте ситуацию: Вивальди служит мессу, церковь полна прихожан, и вдруг неугомонному аббату приходит в голову мелодия. Что бы мы сделали на его месте? Запомнили мелодию, а после службы записали. Но Вивальди не таков! Он преспокойно оставляет своих прихожан и отправляется за нотной бумагой. Прихожане, мягко говоря, в недоумении. Нашелся среди них тот, кто донес на «рыжего аббата», был скандал, и Вивальди отныне было запрещено служить мессы. Я думаю, он не очень расстроился…

Все это время Вивальди продолжал преподавать в консерватории «Пьета». В общей сложности он проработал там около 30 лет. И если первые годы он неотлучно находился в Венеции, то позже, став знаменитым, получил возможность выезжать в другие города. Он побывал в Мантуе, Вероне, Флоренции, Риме, Вене, Амстердаме.

Сами понимаете, что, будучи модным композитором, Вивальди был человеком далеко не бедным. Он имел большой дом и мог не отказывать себе ни в чем. Покровители дарили ему щедрые подарки. Например, австрийский император Карл VI наградил композитора большой суммой денег, золотой цепью и медальоном.

Но мода, увы, дама непостоянная. В один прекрасный день Вивальди обнаружил, что его слава в прошлом. Никто больше не печатал его произведения, не ходил на его концерты. В моде теперь была совсем другая музыка, а еще недавно восторженная публика нашла себе новых кумиров. Деньги быстро таяли, дом пришлось продать, и, к великому своему изумлению, Вивальди оказался нищим, больным, никому не нужным стариком.   

Тут композитор вспомнил  своего покровителя Карла VI и отправился в Вену искать счастья при дворе императора. Но, увы, император умер, отравившись ядовитыми грибами. Надежды Вивальди рухнули, и вскоре он умер – в чужой стране и всеми забытый. Похороны были скромными: «Kleines Gelaute» («Кляйнес гелёйте» -- малый колокольный звон) – мрачно и деловито гласила запись расходов на погребение, сделанная в канцелярии собора Св. Стефана (вспомните, как звали одного маленького мальчика, которого как раз в это время приняли певчим в хор этого собора, в будущем он станет великим композитором).

Но самое страшное случилось с Вивальди после смерти. Почти на два столетие и он сам, и его музыка были совершенно забыты. Возможно, и сейчас мы бы не знали этого композитора, если бы не счастливый случай.   

В 1927 году преподаватель истории музыки Туринского университета Альберто Джентильи сделал одно из самых неожиданных музыкальных открытий 20-го века. Он должен был оценить коллекцию нот, выставленных на продажу в колледже Сан Марко. В то время о Вивальди помнили только специалисты, да и то лишь потому, что его современник Бах написал несколько произведений на темы Вивальди. Историки музыки знали его как выдающегося скрипача и эксцентричного человека, но не как композитора.

Среди кипы старинных нот Джентильи обнаружил 14 томов с музыкой Вивальди. И это было только начало. По мере обнаружения все новых и новых рукописей искусствоведы начинали понимать, что перед ними не второстепенная фигура эпохи барокко, а великий композитор. Ну, а самоз знаменитое произведение Вивальди – «Времена года» -- массовый слушатель узнал только в 1950-е годы, когда вышла грампластинка с записью. Как странно сейчас сознавать, что эту прекрасную музыку не слышали Моцарт и Гайдн, Шопен и Шуберт, Глинка и Чайковский. Все-таки нам с вами повезло!

                                               «Времена года»  

А теперь пришло время познакомиться с самым любимым жанром Вивальди. Вы уже знаете, что концертом называют произведение для какого-либо инструмента в сопровождении оркестра в 3-х частях. В переводе с итальянского это слово означает «согласие», а с латинского – «состязание, соревнование». И действительно, концерт – это словно состязание в согласии: кто лучше сыграет – солист или оркестр? Впрочем, бывают концерты и для нескольких инструментов с оркестром, обычно их называют «кончерто гроссо» («большой концерт»). Ну, и уж если совсем начистоту, иногда бывают концерты только для оркестра или только для инструмента, для голоса с оркестром, для хора а капелла.

Строго говоря, Вивальди не был создателем этого жанра. -- концерты писали и до него. Но именно его произведения стали новой вехой в истории этого жанра. Музыка Вивальди необычайно яркая, страстная, драматичная, с неожиданным сочетанием различных тембров. Композитор писал для различных солирующих инструментов: виолончели, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы, валторны. Особо надо сказать о духовых инструментах: до Вивальди они считались примитивными, «неблагодарными» для композитора, и им обычно не поручали солирующие партии. Вивальди доказал, что это не так: духовые зазвучали в его концертах совершенно по-новому – так полно и стройно, как никто и ожидать не мог.     

Но больше всего концертов – ок. 250 – композитор написал – как вы думаете, для какого инструмента? – конечно, для скрипки! И знаменитые «Времена года» -- это цикл из 4-х концертов для скрипки со струнным оркестром (что такое цикл, вы, разумеется, знаете).

Если вы откроете ноты этого произведения, то увидите, что перед каждым концертом напечатан сонет – стихотворение, в котором описано, что композитор хотел передать в музыке.

Возможно, автором сонетов был сам Вивальди. Вот свободный перевод:

Весна. Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Лето. В полях лениво стадо бродит. От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе, Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо, И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи. И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает: Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает Гроза безжалостно кругом.

Осень. Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя, Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья, Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утором на рассвете скачут к бору Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору, Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом, Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо, Но чаще погибает, наконец.

Зима. Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи. И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ. Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дарит нам зима и свои наслажденья.

Кроме сонетов отдельным музыкальным эпизодам цикла «Времена года» предпосланы поясняющие ремарки, комментирующие содержание музыки. Так, например, в I части «Зимы», где композитор достигает вершин художественной изобразительности, ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, как притоптывают ногами, чтобы согреться. Ничего подобного не было вплоть до «Пасторальной» симфонии Бетховена.

В концертах много жанровости, ярких звукоизобразительных деталей. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой. С первой же части «Весны» музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяемым грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» остинатное «биение» 8-х мастерски передают ощущение пронизывающей зимней стужи. При этом главным для композитора всегда остается передача основного эмоционального состояния.

В каждом из концертов цикла «Времена года» медленные части написаны в параллельной (по отношению к основной) тональности. Их музыка выделяется спокойной картинностью после динамичных Allegri.

Если учесть, что все 4 концерта трехчастны, то не исключена параллель и с 12-ю месяцами года. Кроме того, популярная в искусстве тема времен года допускает различные смысловые параллели – в первую очередь, с естественным жизненным циклом человека от рождения до смерти. Возможна также аллюзия на четыре региона Италии, соответственно четырем сторонам света.

Именно Вивальди закрепил трехчастное строение концерта: 1-я и 3-я части быстрые, 2-я – медленная. Такого соотношения частей в концерте обычно придерживаются с тех пор.

А теперь давайте вспомним, как называется инструментальное произведение, в названии которого выражано содержание. Правильно, это программное произведение. Вивальди явился родоначальником жанра программного концерта. Программы концертов Вивальди различны. Есть религиозные: «К успению девы Марии», «Во славу святого Лоренцо», «У гробницы святой». Бывают мифологические, например, «Превращения Прометея». Вот образы различных душевных состояний: «Подозрение», «Отдохновение», «Беспокойство». Но чаше всего в своих концертах Вивальди воссоздавал картины природы: «Буря на море», «Ночь», «Пастораль». Как вы думаете, к какой теме относятся «Времена года»?

 

      ИОГАНН-СЕБАСТЬЯН БАХ (Германия, 1685-1750, кон.17-- сер.18в.)      стр. 87-91

Конспект 12                         «Я ЖИЛ СРЕДИ ГЛУХИХ…»

Предки – 17в, Фейт Бах (булочник, цитра), Бахи-музыканты (50) – только 1!

Эйзенах, отец – музыкант, скрипка, скромен, трудолюбив, горд, голос – хор, родители,

Ордруф, брат - органист(педантичный, «разгорячился!»)), уроки композиции, переписывание  

             нот, «модная» музыка, шкаф, луна, отобрал, «еще лучше!», после смерти.

Люнебург – стремление к свободе, самостоятельная жизнь, хорист, жалованье, библиотека,

             диплом, университет.

Арнштадт – церк. органист, Любек (пешком), Букстехуде, 28 дней, 4 месяца, уволили.

              Подневольная жизнь, переезды, слава исполнителя, не угождал, не уживался,

             слишком яркая музыка, заставляет думать                                                                                       

Веймар – герцог, придворный органист, вице-капельмейстер, лучшие органные произведения,

           первые клавирные концерты (Вивальди), капельмейстер  (сын), прошение об

          отставке, арест.

Кётен – князь – музыкант, обеспечение, почтение, «директор камерной музыки», не слишком

        занят, для клавира, лучший период, не был признан как композитор, соревнование

       (МаршАн, сбежал), Рейнкен: «…еще живет», «Кто будет так же усерден….»,

       орган, хор, университет.

Лейпциг – кантор (рук. хора), церковь Св. Фомы (Томаскирхе), вся музыка в городе, суровый договор, обязательства, деньги, много работы, придирки, выговоры, ученики нищенствовали кантата в неделю (200*2), не издавались, работа не удовлетворяла, Музыкальная Коллегия

Семья – заботы и радости, 2 жены, 20--10 детей, 4 сыновей – изв. музыканты:

                                    Вильгельм Фридеман -- «Клавирная книжечка….», «галльский», талант,

                                                                           трудолюбие, студент (пьянки и кутежи), скандал

                                                                      (произведение отца), продавал рукописи, бедность.

                                    Филипп Эммануил—«берлинский, великий», известность – клавирная

                                                            музыка, уважал музыку отца, пытался издать, не покупали.

                                        Иоганн Кристоф

                                      Иоганн Христиан (Английский) дружил с маленьким Моцартом.  

Зрение, операция, слепота, диктовал, прозрел, умер, незамеченная смерть,

бедность, забвение (80 лет), широкая публика, серьезные музыканты.

1829 – Мендельсон организовал исполнение «Страстей» -- музыка вернулась. Баховское общество, 1850 -- 1900 г. – 46-й том.

Бетховен: «Не ручей, а море…..»

 Вся жизнь – служение Музыке: «Вы будете стараться передавать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям».

«Он мог то, чего не могли другие. Это неизбежно отдаляет от окружающих и не прощается ими….»

                                   ВЕЛИЧАЙШИЙ МАСТЕР ПОЛИФОНИИ (многоголосие)

Любимый инструмент – ОРГАН. (Гр. --- орудие, инструмент),самый большой, клавишно-духовой, трубы (до 40 тысяч), воздух (мехи – человек, калькантор), электромотор, 3-эт. дом.

3 в. до н.э. – Александрия, гидравлос (водяной), Др. Рим – гладиаторские бои.

9 в. – распространены, (400 – 70), перепрыгивали, уши, клавиатура, кулаки, тяжеловесно.

Светские: портатив – переносной (правая рука, шествия, шея), позитив – стационарный.

1500 г. – почти современные, до 7 клавиатур (мануалы+ножная), рычаги и кнопки – регистры

-- изменения тембра, включают разные группы труб. Трудности – координация, крещендо, диминуэндо. Стр. 92-95.

Полифония – в отличие от мелодии с аккомпанементом, равноправны все голоса (2 и больше), у каждого самостоятельная мелодия, единство с другими, строгие правила, знания. Стр. 95-96.

                                                   Творчество Баха -- вершина полифонии.                       Конспект 13 13

Иии           Импровизационные жанры.                                   Имитационные ж анры.  

Импр   Импровизации(сочинение во вре-   Основаны на имитации (пер. подражание) – одна тема

мя исполнения): частая смена                                  звучит поочередно в разных голосах.

фактуры и темпа, свободная форма,  Противосложение – мелодия, которая звучит

часто служили вступлением к фуге.                              одновременно с темой в другом голосе.        

Токката (пер. прикосновение,       Интермедия – раздел, в котором тема не звучит ни в   

удар) – виртуозная пьеса для                                                                              одном из голосов.

клавишных инструментов.                Инвенция (пер. выдумка, изобретение) – небольшая              

Прелюдия (пер. перед игрой) --                                            двухголосная имитационная пьеса.                                                                                                                            

небольшая вступительная пьеса    Фуга (пер. бег) – сложная имитац. пьеса,

к чему-либо.                                                      голосов может быть больше двух.

Ф антазия – пьеса свободной        Канон (пер. правило) – пьеса, в которой имитируется вся

                                        формы.                                                                                         мелодия.  

 

                                                        Строение фуги:

Экспозиция                                Разработка                           Реприза


Показ темы во Развитие темы: усиление динамики, смена  Тема только в главной тональнос-

всех голосах. тональностей, гармоническая неустойчивость  ти: ощущение завершенности.

                                          

                             

                                                      Произведения:

Органные:  Токкаты, Прелюдии, Фуги, Пассакалия (исп. танец, похорон. шествие. медл. скорб.)

                 Хоральные прелюдии (вступл. к протестантскому хоралу, который пели все

                     прихожане в церкви, 3-4 голоса, не имитац. полифония, главный чаще верхний)                                                                                                                                           

Клавирные:

ХТК (Хорошо темперирован-ный клавир). До Баха – нерав-номерный строй, свыше 2-х знаков в ключе – фальшиво, потом разделили октаву на 12 равных полутонов, сила привычки, решил показать, что все тональности равноправны, 2 тома* 24 прелюдии и фуги, расположены по хроматизму, мажор и одноименный минор, все минорные заканчиваются в мажоре – более устойчивый. 6 6 «Франц.», 6 «Англ.» сюит, 6 партит  во времена Баха сборник танцевальной музыки, в одной тональности, основа – 4 танца в определенном порядке: Аллеманда (немецк., 2д, торжест.)  Куранта (франц. 3д, подвижный), Сарабанда (испанский, 3д, медлен),    Жига (английский  3д, быстрый), может начинаться с Прелюдии, обычно между Сарабандой и Жигой -- современные Баху франц. танцы – Менуэт, Гавот, Бурре. 15 двухгол. инвенций 15 трехгол. инвенций («симфоний»), Сборники: «Маленькие прелюдии и фуги», «Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах». «Итальянский концерт» «Искусство фуги» «Хроматическая фантазия и фуга»  Гольдберг-вариации

Оркестровые:

                       4 сюиты (Увертюра, 4-5 французских танцев, иногда могут быть Ария, Шутка).

                        6 «Бранденбургских концертов».

Для скрипки и виолончели:      Концерты, Сонаты, Сюиты, Партиты.

Вокально-инструментальные (для хора, солистов-певцов и оркестра):

Пассионы (Страсти – на сюжет о страданиях и смерти Христа, + орган и чтец, свыше 3 часов

                    Написал 4. сохранились 2 – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну»)

Кантаты (небольшие, религиозный  (200) или светский (20)сюжет,

                                                       н-р, «Кофейная»: ворчун  отец, дочь Лизхен, мода на кофе)

Месса си минор, Оратории.

 

Города, в которых жил Бах.             Кофейня Циммермана,

     И.С. Бах                                                                                       где Бах часто давал концерты.        

 

   

Памятник Баху у церкви      Могила Баха в церкви Св. Фомы.            Церковь Св. Фомы.

Св. Фомы

 

Бах со своими сыновьями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.12 с.)