Главные жанры: опера, оратория, кантата, концерт, сюита, соната. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные жанры: опера, оратория, кантата, концерт, сюита, соната.



Композиторы: Англия – Г. Перселл (опера «Дидона и Эней»).

Италия -- К. Монтеверди (оперы), А. Корелли (скрипка), А. Вивальди (концерты),

              Д. Фрескобальди (орган)

Германия -- Д. Букстехуде (орган), Г.Ф.Гендель (оперы, оратории), БАХ.

 

 

 . Её формирование было связано со стремительно меняющейся “картиной мира” и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для духовной жизни общества XVII в. большое значение имели Великие географические и естественнонаучные открытия: 1.первое плавание Христофора Колумба в Америку. 2.открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. 3.кругосветное путешествие Магеллана. 4.открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца. 5.исследования Галилея, Кеплера, Ньютона. 6. идея Джордано Бруно о бесконечности Вселенной, множестве миров.

Это было время беспощадных войн в Европе, и отголоски тех суровых событий, изменивших уклад жизни целых народов и государств, нашли отражение в искусстве. Произошло разрушение прежних представлений о неизменной гармонии мира, об ограниченных пространстве и времени, соразмерных человеку. Сравните две мысли, две позиции: 1.Пико дела Мирандола, итальянский гуманист XV века, утверждал, что человек всемогущ и может владеть чем пожелает. 2.Блез Паскаль, французский мыслитель XVII века писал, что человек всего лишь “мыслящий тростник” и удел его трагичен, так как, находясь на грани “двух бездн – бесконечности и небытия, он не способен своим разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то средним между всем и ничем” (приём наведения). Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречие между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: всё необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Новая эстетика заметно потеснила прежние принципы подражания природе, ясности, уравновешенности. Возник новый стиль – барокко. Барокко было не только архитектурно-художественным стилем, это целая эпоха в истории нравов и отношений людей. П. П. Муратов писал: “У барокко были не только церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. Они не менее живописны, чем его архитектура… Повсюду наплыв преувеличенных эмоций… Повсюду слишком пышное воображение”. Культура барокко породила “человека барокко” с его культом богатства, роскоши, взрывоопасной радости жизни. Наиболее полно и ярко проявилась особенность барочного мироощущения в театре, в пышных аллегориях дворцовых празднеств, в музыке (приём погружения в ситуацию).

  В музыке эпохи барокко преобладают драматическая патетика, большая динамичность образов, контрастность звуковых эффектов, ощущается стремление к величию, пышности, пространственному размаху. Ярче всего черты барокко проявлялись в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими искусствами. Это были прежде всего опера, оратория и такие жанры духовной музыки, как пассионы и кантаты. Музыкальные звуки в сочетании со словом, а в опере – с костюмами, декорациями, то есть с элементами живописи, прикладного искусства и архитектуры, были призваны выразить сложный душевный мир человека, переживаемые им сложные и разнообразные события. В этот период появляются такие инструментальные жанры, как кончерто гроссо (concerto grosso – большой концерт), органная прелюдия и фуга. В них тоже проявляются черты барокко, полифоническая манера письма – одна из самых характерных особенностей этого стиля. В этой связи нужно упомянуть имена Арканджело Корелли, Антонио Вивальди.

  Бах и Гендель отразили в своём творчестве усложнённую картину мира, характерную для барокко, с её декоративной пышностью, сильными аффектами, катастрофичностью. При этом каждый претворил в музыке с наибольшей силой то, что было ему наиболее близко: Гендель – героику, пафос борьбы за гражданские права, Бах – нравственные искания, возвышенные духовные идеалы.

Оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменился трагическим мироощущением, связано это с отражением в сознании людей острых противоречий всех сторон жизни. Музыкальное искусство впервые полно продемонстрировало свои возможности воплощения мира душевных переживаний человека. Театрализация жизни стала условием появления новых музыкальных жанров: в вокальной музыке – оперы, оратории, кантаты, в инструментальной – концерта, сюиты, прелюдии, токкаты, фуги. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле. “Жизнь есть сон” - эти слова стали девизом эпохи. Эстетика барокко требовала: 1.трагических развязок сюжета. 2.прославления героического. 3.глубокого анализа душевных состояний. 4.причудливой смены образов. 5.пышности и декоративности изложения.

 

                                                                

 

 

                

                 КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ БАРОККО.                                Конспект 11  

                        Жан Батист Люлли (Франция, 1632 – 1687, сер.17в)              стр.83-86.

                Основатель французской классической оперы.

Италия, Флоренция, родители, трактир, странствие, гитара, пение, карета, герцог Гиз,

Франция, собака, поваренок, Людовик 14 (8 лет), суматоха, пение, гитара, танцы,

                     «не умеют    играть!», сбивает с ритма, оркестр кастрюльки, дворец короля.

«Первый композитор Франции», балеты, танцевал в них с королем и другими придворными,

                                                   личный секретарь и советчик, 15 опер (лирические трагедии),

                                    сотрудничал с Мольером, оркестр «24 скрипки короля», умер от батуты.  

Впервые ввел в оркестр: виолончели (басовые виолы), сурдина – приглушенный,

                               трубы и гобои. В опере -- певцы без масок, в балете – женщины на сцене.


   Георг-Фридрих ГЕНДЕЛЬ (Германия--Англия, 1685-1759, кон.17-- сер.18в.)   стр. 99-101.

           «Мне было бы жаль, если я доставлял людям только удовольствие.

              Я хотел сделать их лучшими».  МАСТЕР ОРАТОРИИ.

Галле --  отец – парикмахер-хирург, чердак, адвокат, герцога, студент-юрист (церк. органист)

Гамбург – 1 оперный театр, дуэль с Маттезоном, первые оперы

Италия – изучал итал. опер. стиль, успех, бог. покровители, состязания, «дьявол или Саксонец»

Англия – оперы (40, «Юлий Цезарь»), успехи – провалы, богатство – разорение, кредиторы,

           инсульт – паралич, лечение в монастыре, церковное пение, «второе дыхание» --

           оратории (20, «Мессия», «Иуда Маккавей», «Самсон»).

Глав. придворный композитор -- оркестровые сюиты «Музыка королевского фейерверка»,   «Музыка на воде», интриги, ослеп, операция, семья, похороны -- Вестминстерское аббатство.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.007 с.)