Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект 2 Музыкальные жанры

Поиск

                   Инструментальные                                                    Вокальные

Ария (Ариозо, Ариетта) – певучая пьеса                  Баллада – драматическая или фантастич.

Баллада – пьеса повествовательно-картинного                   песня с неожиданным концом.

             характера                                                        Баркарола, Гондольера (песня лодочника         

Дивертисмент (в пер. развлечение)– произведение               Венеция, каналы, гондола (барка) --

  из нескольких частей развлекательного характера                   лодка, спокойно, певуче,   

Каприс (Каприччио) – виртуозная пьеса                                     покачивющееся. 6/8                                      

                               причудливого характера.              Вокализ – пьеса для голоса без слов (на

Концерт (в пер. согласие, соревнование) – произвед. гласных звуках), вокальное упражнение  

          для солирующего  инструмента с оркестром,

                обычно 3 части   (сонатное аллегро,      Гимн – торжественная хвалебная песнь.

                                медленная, быстрое рондо)      Кантата (в пер. петь) – многочастное                      

Ноктюрн (в пер. ночной) пьеса мечтат. характера.           произведение для певцов-солистов,    

Пастораль – пьеса изображающая природу или              хора и оркестра на религиозный или

                                                  деревенскую жизнь                         торжественный сюжет.

Прелюдия (в пер. перед игрой) -- небольшая вступи- Литургия – богослужение в православной

  тельная к чему-либо или самостоятельная пьеса.     церкви, во время которого звучит

Рапсодия (в пер. сшитая песнь) – произведение сво-       хоровое пение а капелла.

              бодной формы, обычно с чередованием       Месса – музыка для богослужения в

                      песенных м танцевальных мотивов.      католической или протестантской  

Серенада – в 18 в. многочастное оркестровое               церкви, 5-6 частей, для хора (мужчины

                   произведение для отдыха на природе.  и мальчики) и оркестра, на латинском яз.

Симфония – оркестровое произведение, обычно 4 ч.    Мотет – сложное полифоическое произв.

   (сон. аллегро, медленная, скерцо, быстрый финал)                           главный вокальный жанр

Симфоническая поэма – одночастное оркестровое        Средневековья и эпохи Возрождения.

                       произведение, обычно программное.   Оратория – крупное многочастное произ. Скерцо (в пер. шутка) – подвижное произв. шутлив.        для хора, певцов-солистов и оркестра

     фантастического характера, трехдольн. размер.   чаще на религиозный сюжет, как опера,                                          

Скерцин о – маленькое скерцо.                                         но действие, костюмы, декорации.

Соната (в пер. звучать)– произв. для 1-2 инст.(с ф-но)   Песня – самый простой вокальный жанр.

      чаще из 3 ч.(сон. аллегро/ медл./ быст. финал) Реквием (в пер. покой) – заупокойная  

Сонатина – маленькая несложная учебная соната.             месса, многочастное произведение

Сюита (в пер.ряд, последовательность) -- сборник                  траурного  характера для хора,

                   пьес, объединенных общим замыслом                                  солистов и оркестра.

(в 17-18 вв – танцевальная, с 19 в. – программная)   Романс (в пер. на романском латинском

Увертюра (в пер. открывать) – обычно оркестровая     языке) -- небольшое произведение для

              вступительная или самостоятельная пьеса.               солиста или  камерного ансамбля,

Фуга (в пер. бег) – сложная полифоническая пьеса,                             лирического содержания

                                          основанная на имитации.           в сопровождении инструмента

Экспромт (в пер. готовый) – небольшая, обычно ф.п.    Серенада (в пер. вечер) – вечерняя                          

    пьеса, порывистого, импровизационного хар-ра                   любовная песня обычно под    

                                   Появился в эпоху романтизма.                       аккомпанемент гитары

Элегия (в пер. жалоба) –небольшая пьеса печального                 (ранее – лютни, мандолины)            

                                          задумчивого характера  Элегия – произведение печального хар-р

Этюд (в пер. изучение) – пьеса для развития техники,       воспоминание о чем-то прошедшем  

         обычно основана на одном исполнительском                                   (молодости, любви)

    приеме. В творчестве композиторов-романтиков

                      приобрели художественную ценность.                                 

Юмореска – пьеса шутливого, юмористического

                                                                    характера.

                                                   Музыкальные жанры.                             Конспект 3

                                           Танцевальные                                                                     Сценические

                               ФРАНЦИЯ                                                                           ОПЕРА:

Бурре (в пер. неожиданный прыжок) – старинный, народный,                      сэриа (серьезная)

      придворный, энергичный, четкий ритм. 4/4, затакт.                               Комическая

Гавот – старинный, придворный, изысканный, изящный, 4/4                         (Италия – буффа,

Менуэт (от сл. маленький шаг) – 17-18в. народный – оживленный,               Франция – комИк,

      придворный – изящный, галантный, поклоны, приседания, «школа     Герман. и Австр.--

  хороших манер», «король танцев и танец королей», «король бала»,  3/4              зингшпиль)

Ригодон – старинный, народный, придворный, оживлен. с прыжками, 2/4   Фр. большая опера

Галоп (в пер. скачка) – 19 в. бальный, стремительный, скачущие шаги, 2/4 (лирич. трагедия)

Канкан – 19 в. быстрый, с вскидыванием ног, 2/4                                                  опера спасения

                                     ИСПАНИЯ                                                                     романтическая

Болеро – народн. быстр. гордел.  страстный, кастаньеты, ¾                             героическая

Хабанера (от г. Гавана) – народн. умерен. страстный, 2/4                       бас   бытовая

Хота – народный (арагонский), сначала медленно, с ускорением, быстро,    психологическая

                           темпераментно, прыжки, с кастаньетами, с пением, 3/4          драматическая

Сегидилья – народный, оживленный, с пением, гитарой, кастаньетами, ¾    трагедия

                                     ПОЛЬША                                                              народная

Краковяк (от г. Кракова) – 19 в. народный, бальный, быстрый, мужчины –  историческая

              резкие притопы, жещины – плавно, 2/4                       (синкопа) сказочная

Мазурка – 18-19 в. народный, бальный, энергичный, горделивый,                  лирическая

          «высекание искр шпорами», символ и душа Польши, 3/4                        Пастораль (18 в.

Полонез – 18-19 в. бальный, торж. шествие, открывал бал, ¾                           в переводе    

                                     ИТАЛИЯ                                                                          «пастушеский»,

Сицилиана – старинный, плавный, спокойный. 6/8                                          показывает идеа-

Тарантелла (от г. Таранто, легенда о тарантуле) – народный, быстрый,        лизированные

                   подскоки, прыжки, бубен, 3/8, 6/8, 12/8                                             картины деревен-

                          АВСТРИЯ и ГЕРМАНИЯ                                                    ской жизни)

Гросфатер (в пер. дедушка) – старинный, неторопливый, чопорный, 3/4

Лендлер (в пер. деревенский) – народный, 18 в. оживленный, парный,          ОПЕРЕТТА

        вращения, притопы, прыжки, хлопки, 3/4 предшественник вальса.     МЮЗИКЛ

Вальс (в пер. кружиться) – нач. 19 в., бальный, парный. 3/4                                    РОК-ОПЕРА

                                  НОРВЕГИЯ

Спрингданс (в пер. прыгать) – народный, оживленный, с ускорением,

                      вприпрыжку, сложный ритм: триоли, пунктир, синкопы, ¾    БАЛЕТ

Халлинг – народный, сольный мужской перепляс, умеренный с ускорением, (виды танцев:

               чаще суровый, мужественный, 2/4                                                         классический --

                            Другие страны                                                                             на пуантах,

Гопак (в пер. прыжок) – Украина, народный, быстрый, соревнование               харАктерный --

                                  мужчин в ловкости, 2/4                                                         народный,

ЛезгинкаКавказ, народный, чередование темпа, чаще быстрый,                модерн --

              Мужчина - «орел», женщина - «лебедь», 6/8                                          современный)

Полька (в пер. половинка) – Чехия, нач. 19 в. народный, бальный, легко,

         оживленно, вприпрыжку, 2/4

ТрепакРоссия, народный, мужской перепляс, быстрый, вприсядку, 2/4

Чакона – старинный, придворный, медленно, величественно, плавно, 34, 32

ЧАрдаш (чарда -- трактир, корчма) – Венгрия, народный, раньше – на

  вербовочных пунктах, медленно-мужчины по кругу, быстро-пары, 4/4

Экосез (в пер. шотландский) – Шотландия, 18-19 в. быстрый, веселый, 2/4

 

 

  Конспект 4                                 СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Струнные: Предшественники: 8в. Восток, рабаб, ребеки, виеллы (груша), фидели (лопата), менестрели, вертикально, колено. 14в. виолы, нежно, 6 струн, лады, ручные, ножные (виола да гамба), Богатые, дорогие (слон, черепаха), резные головки стр70-71.

Скрипка: 16в, 4стр, тело, деки (ель, клен, отражают, усиливают), эфы, гриф (черное дерево), колки. Пиццикато – щипком, кол леньо – древком смычка (трость+конский волос) –стр71

Пошетта: 35 см, карман, учитель танцев, 200 лет назад. Стр 72-73

Альт: на ч.5 ниже, длиннее, тяжелее, руки, не ярко. Стр 73

Виолончель: сидя, шпиль. Стр74

Контрабас: 2м, стоя, покатые плечи, Амати. Стр74

Скрипичные мастера: Италия, 16в, Кремона, Бреша, Амати (дед и внук) Ученики: Гварнери 17в, Страдивари 18в, чума, родственники, 13—90, 1200, клеймо, дорого, тайна, копировали. Грунт, лак (8-12), 2 недели, животный клей (вода), аптекарь, цвет, размеры, настраивали деки (толще-тоньше), душа, лучшие – 60 лет, голос человека. Стр75-78.

 Арфа: древний, 47, раньше -1тональность, 18в –крючки, 19в –педали(7), укорачивали струны.

                                               Деревянные духовые.

 Флейта: дудочки, 20000 кость, 4000 – Египет, продольные, поперечные, дерево, металл,

                                                клапаны, пикколо (свистит). Стр52-53.

Гобой: (высокое дерево), 20, трость (пластинка), разновидность – англ. Рожок. Стр53-54.

Кларнет:(ясный), 17в-Нюрнберг(шалюмо), мундштук, колена, раструб (страшно, тепло,

                                                  пронзительно), дерево+пласт., разновидности. Стр54-55

Саксофон: 1840, Бельгия, Сакс, соединить достоинства, джаз, стр 59.

Фагот: (связка), бомбарда,, 2 колена, сапожок, «эс», 25-30, пальцы, клапаны, контрафагот,

                                                          фаготтино, клен, низкий, ворчливый. Стр55-56.

                                      Медные Духовые: мундштук(кусок во рту) съемный. Стр.56

Валторна: (лесной рог), улитка, охотничий, 3м, 1814– вентили. Стр 56-57.

Труба: древний, война, сигналы, праздники, 16в, звонкий, сурдина, разновидности, овал, 3

                                                клапана, стр 57-58. Фанфара: вентили, сигналы, стр. 58.

Тромбон: разная длина, кулиса, U, чемпион. Стр 58-59

Туба: (труба), сер.19в, низко, разновидности, 3-6м(4 ) Стр59-60.

                                        Ударные (мембранные, самозвучащие) – стр. 32-37:

         Шумовые:                                                                      Мелодические:

Тамтам (Гонг) – метал. Диск (1м), таинственно, Колокола – перекладина, трубы.

торжест., заглушает, не затихает, катастрофа. Литавры- котел, кожа, педали-натягивают                                                                 

Тарелки – метал. диски, к груди .                       Колокольчики (Глюкеншпиль) --

Треугольник – стальной прут, не замкнут,                                  металлофон.

             стальная или деревянная палочка     Ксилофон – с деревянными пластинками

Бол. барабан – колотушка, пуш. выстрел.           Челеста (в пер. небесная) – небольшое

Мал. Барабан – винты, струны, дробь                      пианино (струны стальные пластинки),

                     (тремоло)                                                   Чайковский, 1886, «Щелкунчик».

                                                  Духовой оркестрстр. 60 – 63.

Все дух. инструм. + геликон: очень низко, басовый, контрабасовый, «спираль», надевать.

Военная музыка: Др. Греция – авлос (предок гобоя) стр. 27, кифара стр. 26, кимвалы стр.28. Роль музыки – Суворов, Петр 1, марши, гимны, «виваты», бунчук – ствол, конские хвосты, колокольчики, металл. пластинки                

                                               Камерная музыка. стр. 49-51. 17-18 век, концертные залы, домашние концерты, «комнатная» музыка, опера, симфония, Немного исполнителей, камерный оркестр – до 20 чел. (струнные + иногда дер. дух), у каждого своя партия.  

                      

                       Русские народные инструменты.                                        Конспект 5

Баян, Гармошка: метал. язычки, колебания, струя воздуха, 1907 – Стерлигов,  

                                                       разновидности, аккордеон (Вена, 1829) стр. 207-208.

Гусли: «гудеть», летописи 6в, Боян, былины, старины, подвиги, музыканты, поэты, волшеб. сила, скандинавы. Корпус – долбленый, 6-13 стр, щипковый, крыловидные (звончатые), шлемовидные -- 36. столовые -- 60. Яровчатые – явор – клен, ярый -- яркий. Стр. 265-266.

 Древние праздники, игрища, скоморохи (музыканты, певцы, актеры, акробаты), бродячие артели. Церковь – «служители дъявола», Сер. 17 в. царь Алексей Михайлович запретил все! Сжигали, били, ссылали.

 Волынка – мешок с трубками, «мех» -- шкура, трубки – 1 надувает, 1 играет, остальные гудят (волынят), коза, дуда, Шотландия, стр. 267-269.

 Бубен: мембрана, теленок, осел, бубенчики, тарелочки, пальцы, ладонь, кулак, локоть, колено, голова, медвежья потеха, стр. 270-271.

Ложки: клен, 3, 5,, пояс, сапоги, бубенчики. Трещетка: дер. пласт., шнурок. Стр. 272-273.

Домра: 16-17 в, исчезла, восточные предки, круглая, домришко, басистая. Скоморохи, «бесовские игрища», сожгли, нашел Андреев в кон. 19 в., восстановил, душа оркестра.

Балалайка: кон. 17 в., треугольная, переродившаяся домра? Символ Руси. Бряцание, щипок, дробь, баловство, татар. дитя, мужицкая, презирали, тыква, хрусталь, стр. 275-278.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.008 с.)