Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект модест Петрович Мусоргский (1839—1881, 2-я пол. 19 В. )

Поиск

Карево: семья помещика, живописная природа, жизнь крестьян («мужичков послушать»),

                                               сказки няни, ф-но (мать),  7 лет – Лист, 9 лет – концерт (Фильд).

Петербург: 10 лет, немецкая Петришуле, семейная традиция--военная карьера, Школа

          Гвардейских подпрапорщиков (Лермонтов). Усердная учеба (гуманитарные предметы +

          физика), беспокойство  директора. Уроки Герке, импровизации, сочинение, 1-е издание.                                                                                             Служба: в 17 лет, Преображенский полк (Петр I), тягость, легкомысленная жизнь, музыкальные

           вечера, любимец публики, отрывки из итальянских опер, русская музыка не в моде.

Даргомыжский: огромное влияние (звучала русская музыка, девиз «Хочу правды», знакомство

          с Балакиревым, Кюи, Стасовым – мысли о развитии русской музыки). Наставничество

            Балакирева, «Царь Эдип».                                                                                                                                         Отставка: карьера, блестящий офицер, скромный служащий, наследство (землю крепостным).

    непонимание близких, Балакирев – пример Лермонтова, тернистый путь служения народу. «Коммуна»: единомышленники, споры, презрение к жизни сибаритствующего большинства.   Творч. поиск: от романтизма/лирики до реализма/правды жизни. Новые средства муз. выразит.                                  «Борис Годунов»: знакомство с Никольским у Шестаковой, «поэт чистой красоты»? «не только

поэт, но и гражданин», предложил трагедию «Борис Годунов». Постановка -- отказ дирекции

(антицарская направленность, выигрышная женская роль). 2-я редакция: + польское

действие, Марина Мнишек, сцена под Кромами. Недовольство дирекции, помошь друзей-

артистов. Огромный успех на премьере, снятие со сцены (царская семья, цензура?).                                                                                      Работа над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой», мечта о «Пугачевщине». Духовная опора

– Стасов, Шестакова, певцы Петров и Леонова, поэт Голенищев-Кутузов, художник Гартман.          Перелом в жизни: 1874 г., смерть Гартмана и любимой женщины, распад «Могучей кучки»

   («предательство»), одиночество, служба, необеспеченность, болезнь, поездка с Леоновой.                                                                                      Госпиталь: «вольнонаемный денщик», портрет Репина, смерть -- планы. Похороны?  

                 (покушение и смерть Александра II).

        ВЕЛИЧАЙШИЙ ТРАГИК, НЕПОНЯТЫЙ СОВРЕМЕННИКАМИ.

                                  «ПРАВДА, КАК БЫ НИ БЫЛА СОЛОНА»

  ОПЕРЫ                             РОМАНСЫ  И ПЕСНИ (ок. 70)                                  Остальное

«Саламбо» (не ок.) Циклы:        «Народные карт.» «Сатиры»      Лирические Ф.П. цикл     

«Женитьба»              «Детская»      «Калистрат»         «Семинарист» романсы, «Картинки

«Борис Годунов»    «Песни и             «Колыб. Еремушке» «Классик»  баллада  с выставки»

«Хованщина»      пляски смерти» «Сиротка»            «Козел»      «Забытый» Оркестр.

«Сорочинская     «Без солнца»  «Светик Савишна» «Раек»                              «Ночь на

           ярмарка»                            «Озорник»                                                           Лысой горе.

          Фортепианное творчество. «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ».

Немного произведений (прекрасный пианист), смелый новатор. Цикл «Картинки с выставки» - самое знаменитое произведение, одна из вершин мировой ф.п. литературы, влияние на музыку 20 века. Аранжировки для оркестра.

История создания: смерть Гартмана (художник и архитектор, друг Мусоргского, 1873 г., 39 лет). Посмертная выставка: ок. 200 экспонатов (картины, рисунки, портреты, архитектурные проекты, эскизы театрал. костюмов).

«Прогулка»: образ композитора, повторяется, меняя облик. Русс. нар. интонации, переменный размер(6/4, 5/4)

1.«Гном»: щипцы для орехов, фантастическое, уродливое существо, трагический образ: страдание, отчаяние.

2.«Старый замок»: средневековье, трубадур. Органный пункт (скованно), печальная мелодия, в конце – смерть.

3.«Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры»): парк в Париже, радостная, солнечная, оживленная картинка.

4.«Быдло»: телега с волами, тяжелая, однообразная, подневольная жизнь крестьян. Минор, аккордовая фактура.

5.«Балет невылупившихся птенцов»: костюмы к детскому балету «Трильби», шутливое грациозное скерцо.

                                                                Стремительно, высокий регистр, форшлаги, трели, озорные секунды.  

6.«Два еврея, богатый и бедный»: два портрета, диалог, социальный подтекст, контраст. хар-ры. Богач: грубый,

               надменный (властно, низкий р-р). Бедняк: приниженный, просящий (тихо, прерывисто, высокий р-р).

7.«Лимож. Рынок» («Большаяновость») город во Франц., бойкая торговля, толкотня, выкрики, сплетни.

8. «Катакомбы. Римская гробница» (с мертвыми на мертвом яз.): бренность жизни. Аккорды, эхо, капли воды.

9. «Избушка на курьих ножках»: часы в русском стиле, фант. полет Бабы-Яги. Былинный размах, русск. удаль.

10. Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве»): эпический финал, величаво, торжественно, пение

                              церковного хора? Колокола? Интонации рус. нар. песен и «Прогулки» (обрамление цикла).

              ПЕСНИ И РОМАНСЫ (ок. 70). Последователь Даргомыжского.     Конспект

Лирический дневник, а жизненные зарисовки (наблюдатель): портреты, характеры,

Бытовые эпизоды, драматические столкновения. Жанры: монологи, сцены, баллады. Главная тема: социальное обличение. Вокальная партия – речитатив, ф.п. партия значи- тельно более развернута, чем у Даргомыжского. Более смелые, запретные до того сюжеты.

            Циклы                                                               Не циклы

«ДЕТСКАЯ» (сл. Мусоргского, 7):                  «НАРОДНЫЕ КАРТИНКИ»:

«С няней» (Даргомыжскому, сказка о «Колыбельная Еремушке» (ст. Некрасовая, чтобы   

                                            буке)                                        выбиться в люди, надо унижаться)

«В углу» (Гартману, Мишенька, няня, «Калистрат» (ст. Некрасова, обещание счастливого

                                       котенок)            будущего и насмешливый рассказ о горести жизни)

«Жук» (В.В.Стасову, строил домик, «Сиротка» (сл. авт., ребенок просит милостыню, рассказ

                                    разрушен)                           о бедствиях, отчаяние, бесплодная мольба)

«С куклой» (Т. и Г. Мусоргским,      «Светик Савишна» (сл. авт., деревенское происшествие,

                         колыбельная Тяпе)       юродивый торопливо объясняется в любви женщине)

«На сон грядущий» (С. Кюи, молитва, «Озорник» (сл. авт., уличный мальчишка издевается над

                                   родственники)                                    старухой, скрытая боль)

«Кот Матрос» (снегирь в клетке ,                                       «САТИРЫ» 

                                         хитрый кот) «Блоха» (ст. Гете, «Фауст» -- песня Мефистофеля,

«Поехал на палочке» (Стасовым,                                        ничтожные люди, рвущиеся к власти)

        Сережа, Вася, падение, мама)    «Семинарист» (сл. авт., запрещена цензурой, студент

Песни о детях, но не для детей: мир      духовной семинарии зубрит латынь и вспоминает дочку

детских чувств, гибкий речитатив –    попа, противопоставление монотонной «зубрежки» и

тончайшие оттенки речи ребенка.            распевной мелодии. Две трактовки: Стасов (молодая, но

Восторг Листа, встреча, «невозможно» погубленная жизнь) и???.

«ПЕСНИ И ПЛЯСКИ СМЕРТИ» «Козел» (сл. авт., «светская сказочка», прогулка по     

(ст. Голенищева-Кутузова, 4).                      лужку, замужество, высмеивается брак по расчету).

Традиции средневековья: сценки или «Классик» (сл. авт., пародия на проф. консерватории

процессии, в живописи – в разных         Фаминцына, критиковавшего «М.К» за поиск новизны. 

обличьях, все равны перед ней.              Сначала – «ангел», говорящий возвышенным языком                                                            

«Колыбельная» ( убаюкивает больного 18 в., потом -- злобный гонитель современной музыки.

     р ебенка и забирает его у матери)    «Раёк» (сл. авт.) сценка-памфлет, по примеру деревенск.

«Серенада» (в виде рыцаря поет под   балаганных представлений, сатира на недругов «М.К.».

           окном умирающей девушки)       Вступление: автор (зазывала-раешник) сзывает народ.

«Трепак» (пляшет с заблудившимся в       Присказка в народном духе «Разливалась речка…».

        лесу зимой пьяным мужиком)        Директор консерватории Заремба (Гендель, оратория

«Полководец» (поет убитым воинам о «Иуда Маккавей», религиозность, средневек. взгляды)

              сладком отдыхе в земле)  Ф. Толстой («Фиф», воспевает итал. певицу Патти, вальс)

Жанры не по назначению:                          Фаминцын (младенец, изнемогает от ран, просит 

колыбельная – ласковость, серенада –                                   смыть с него «неприличное пятно»)

любовь, трепак – веселье, гимн-марш    Композитор Серов («Титан», грохот, треск, гнев – не

(полководец) – праздничность. В                                 пригласили на встречу с Берлиозом и т.д.)

финале – вывод: смерть торжествует        Вел. кн. Елена Павловна («Муза Евтерпа», все

над поверженными людьми.                     падают ниц, молят оросить «золотым дождем»,

      «БЕЗ СОЛНЦА»                               поют гимн на мотив шуточной «дураковой» песни).

(ст. Голенищева-Кутузова, 7)                                     БАЛЛАДА «ЗАБЫТЫЙ»

«В четырех стенах», «Меня ты в толпе Картина Верещагина («антибаталист»), ст. Голенищева-

не узнала», «Окончен праздный шум- Кутузова. + образ жены с ребенком. Сурово, скорбно.

ный день», «Скучай», «Элегия», «Над              Сборник «Юные годы» (ок.20)

рекой» (настроения подавленности,         Песни на ст.Кольцова, Плещеева, Лермонтова, Козлова,            

безысходности, опустошенности)        Курочкина, Гёте.

                                                                   «Раек»

Три года спустя, в самый разгар боев в печати (это было вскоре после того, как из-за злобных интриг Елены Павловны Балакиреву пришлось уйти из Русского музыкального общества), Стасов посоветовал Мусоргскому еще раз взяться за оружие музыкальной сатиры и разделаться при его помощи с недругами Могучей кучки. Стасов верил в изобретательность своего друга, в меткость его сатирических стрел — и не ошибся.

На этот раз Мусоргский сочинил не музыкальную миниатюру-портрет, а большое полотно в нескольких частях — «Раек». Форма и название родились под воздействием деревенских воспоминаний о забавных балаганных представлениях, о веселых странствующих кукольниках.

Во вступлении сам автор, в образе деда-раешника, шутника и балагура, сзывает народ поглазеть

на великих на господ,
музыкальных воевод.

Затем, словно повинуясь ниточке в руках раешника, один за другим появляются перед публикой участники представления. Здесь директор консерватории Заремба, известный своими религиозными увлечениями («учит, что минорный тон — грех прародительский, а что мажорный тон — греха искупление»). За ним вприпрыжку скачет «Фиф вечно юный, Фиф неугомонный» (Ф. Толстой). На мотив пустенького салонного вальса он восторженно воспевает знаменитую итальянскую певицу Патти. Этот номер — не только карикатура на Толстого, но одновременно и злая пародия на столь презиравшуюся балакиревцами итальянскую оперную музыку. На самых неподходящих словах появляются виртуозные колоратуры (они производят особенно комическое впечатление вследствие того, что исполняет их низкий мужской голос), возникают бессмысленные, с точки зрения текста, повторы слов и слогов: «О, Патти, Патти, О, Па-па-патти!» или «Па-па, Ти-ти, Ти-ти, Па-па!»

Вновь фигурирует здесь и Фаминцын. На этот раз он изображен младенцем, изнемогающим от тяжких ран, слезно молящим смыть с него «неприличное пятно» (намек на нашумевший судебный процесс и на обидную кличку «музыкальный лгун»).

Последним со страшным треском я грохотом «выезжает» Серов, язвительно названный здесь «Титаном». Он разгневан, мечет громы и молнии: его не пригласили на званый обед, данный в честь приезжавшего в Россию Берлиоза, не предоставили ему постоянного кресла в концертах Русского музыкального общества (здесь в ряде намеков обыграны подлинные факты).

В заключительном эпизоде «Райка» все герои падают ниц перед явившейся им «Музой Евтерпой» (имеется в виду великая княгиня Елена Павловна), умоляя ее оросить их «золотым дождем». Они поют своей могущественной покровительнице торжественный гимн на мотив веселой шуточной народной песни «Из-под дуба, из-под вяза», использованной Серовым в «дураковой песне» в опере «Рогнеда». Этим еще раз подчеркивался шутовской характер всего действия.

Успех «Райка» превзошел все ожидания. В короткое время было раскуплено два издания. По свидетельству современников, хохотали до слез даже сами осмеянные, так остроумен и заразительно весел был этот музыкальный памфлет.

    Песня-памфлет «Раек» написана М. Мусоргским на его собственый текст. Предыстория создания этого произведенгия такова. Осенью 1869 года М. Балакирев, из-за интриг своих противников-консерваторов во главе с Фаминцыным и Зарембой, был отстранен от должности дирижера Русского Музыкального Общества (РМО). Враги балакиревского кружка, то есть «кучкистов», торжествовали. В разгар этой вражды В. Стасов, сам оказавшийся втянутым в судебную тяжбу с Фаминцим и, надо сказать, выигравший его, подал мысль М. Мусоргскому создать музыкальную сатиру на всю консервативную «немецкую партию», где можно было бы, как в райке,1 представить различные персонажи – фигуры противников «Могучей кучки»: Фаминцина, Зпрембы, Серова и других. Мусоргский загорелся этой идеей, и «Раек» был написан в июле 1870 года.

    Этот своеобразный групповой портрет М. Мусоргский строит как традиционно-ярморочное представление. Сначала выступает зазыала-раешник (то есть автор):

Эй, почтенные господа, захватите-ко глаза,

Подходите, поглядите, подивитесь, полюбуйтесь

На великих на господ – музыкальных воевод –

Все здесь!...

Затем звучит присказка в народном духе (под плавную музыку, с монотонным возвращением к одному и тому же басу):

Разливалась речка на три рукава:

Один рукав леском прошел,

А другой рукав по песочку повернуло…

    Неожиданно в этом роазделе звучит музыка из оратории Генделя «Иуда Маккавей». Это намек на Зарембу, который учит в консерватории: «минорный тон – грех прародителей», а «мажорный тон – греха искупленгие», проповедуя эстетику Средневековья. Музыка здесь стилизована под старину.

    Следующий персонаж, которого шаржирует Мусоргский – Ф. Толстой, выступающий под псевдонимом «Ростислав», заклятый эстетический враг В. Стасова. Толстого сменяет Фаминцин. Под звуки собственного романса (здесь Мусоргский процитировал сочинения этого профессора) он оплакивает свое поражение в суде. Далее пародируется А. Серов (в тексте Мусоргского ремарка: «Из славной оперы «Рогнеда»). И, наконец, звучит музыкальная пародия на великую княгиню Елену Павловну, покровительствовавшую противникам «кучкистов».

    В. Стасов назвал «Раек» шедевром «талантливости, едкостикомизма, насмешки, блеска, пластичности… Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригиналная новинка».

Знаменитый «Раек» с пестрыми сатирическими картинками, изображающими «превесьма важных музыкальных особей» во главе с «преславной» покровительницей - музой Евтерпой, мифологический облик которой деликатно олицетворял вел. кн. Елену Павловну. Остроумно использовав композиционный прием «скоморошьего представления», Мусоргский придал всей пьесе характер реальной небылицы в лицах.

Вначале выступает он сам в роли раешника, зазывающего «почтенных господ поглядеть на музыкальных воевод». Маленькое вступление звучит хлестко, в духе простонародной шутки-прибаутки. И вот открывается кунсткамера - показываются персонажи райка. В первой картинке изображен небезызвестный профессор Заремба, тогдашний директор консерватории, доктринер и догматик. «Расточая смертным глаголы непонятные», он важно поучает, что «минорный тон - грех прародительский» и что «мажорный тон - греха искупление». Облик Зарембы комично охарактеризован в музыке перефразированным хоралом из генделевой оратории «Иуда Маккавей». Смешной ужимкой звучат слова закосневшего теоретика о «минорном тоне - грехе прародительском» как раз на минорном проведении классической темы...

Перемена картины: бежит вприпрыжку «неугомонный Фиф», тоже старый знакомец - угодливый и беспринципный Феофил Толстой, или «Феофилыч», едко высмеянный еще Серовым. Заметим, что сей Фиф, подписывавший свои статейки эффектным псевдонимом «Ростислав», подвизался не только на музыкально-критическом поприще. Недаром в райке Мусоргского он иронически именуется «Фиф всесторонний». Обладая мизерными способностями и непомерным тщеславием, он старался выдвинуться чем только мог и как только мог: сочинял музыку по итальянской моде, певал в великосветских салонах душещипательные романсы, пописывал даже повести, для проталкивания коих в журналы беззастенчиво пользовался своим служебным положением в Цензурном ведомстве (не гнушаясь и литературными взятками). Он легко подлаживался к знаменитым писателям и художникам и при случае так же легко предавал их. Лев Толстой, раскусив Феофила, выразился о нем с грубоватой лаконичностью: «сукин сын». Одна, кажется, была у Ростислава-Фифа страсть, которой он оставался верен, - итальяномания, да и в ней он проявлял себя мелковато, банально. Тем не менее он пользовался влиянием «критика» и вредил, сколько мог, новой русской музыке. Надо все это припомнить, чтобы лучше понять тонкий смысл сатиры Мусоргского. В небольшой сценке райка Фиф изображен пошлым фигляром. Суетливое движение монотонного мотивчика (с нарочито фальшивящими интонациями) живо передает его вертлявость («Он всю жизнь вертелся, ну, и завертелся...»), а возникающий затем салонный вальс откровенно вульгарного пошиба обнажает всю пошлость натуры Фифа. С каким-то сладострастным самоуслаждением воспевает он в «вихре вальса» итальянскую диву Патти, то съезжая на мотив цыганского романса (средняя часть), то изливаясь патетической руладой (каденца: «О, о, Па, па, па, Патти!..»). Фигура для райка восхитительная.

Снова перемена и снова контраст. Плетется Фаминцын - тот самый «злейший враг новейших ухищрений», который однажды уже был обличен Мусоргским в «Классике». Теперь он удручен другою неприятностью; «бледный, мрачный, истомленный», он «молит смыть с себя неприличное пятно» - язвительный намек на судебный процесс, затеянный Фамин-цыным против Стасова (весною 1870 г.). Оскорбленного жалобщика постигла неудача: «удар моральный понес, бедняжка...». Плачевное состояние вытащенного в раек Фаминцына-критика Мусоргский изобразил плачевной пародией на «одну из пьес» Фаминцына-композитора. В этом-то и «соль» сатирической сценки. Но, увы, она слабо воспринимается современным слушателем. Пьесы бездарного Фамин-цына давным-давно канули в Лету.

В следующей сценке райка под звуки фанфар показывается разъяренный «титан» Серов: «он мчится, несется, метется, рвет и мечет, злится, грозит!..» - ему не предоставили почетного кресла в концертах, его не пригласили на торжественный обед, его не сделали директором Русского музыкального общества («Всех директоров долой! Он один их всех заменит»). Эта комическая бравада весело обыграна в музыке остроумными вариациями на... плясовую народную тему «Из-под дуба, из-под вяза» - тему песенки Княжого дурака в серовской «Рогнеде» («Ты мне, женка, не перечь...»).

Еще комичнее изображается музыкою, как титан вскипел - «и пошел, и пошел... прямо к ним, воеводам удалым» - на свирепый мотив хора язычников «Смерть ему» из первого действия той же «Рогнеды». Попав в компанию Заремб и Фифов, титан «тотчас же осерчал, с яростью на них напал и жестоко оттрепал», что прелестно иллюстрируется скоморошьей темой (опять из «Рогнеды»), гармонизованной низвергающимися уменьшенными септаккордами.

Сверкающая хлестким юмором сценка обрывается на кульминации. В самый разгар яростной схватки с музыкальными воеводами - «грянул гром!.. И тьма настала». Раек обволакивается мраком. И тут из тьмы, при сладостных звуках цитр (ироническое подражание в аккомпанементе), является, «лия ароматы», сама Евтерпа. Музыкальные воеводы поют ей «молебный гимн», усердно выводя мелодию песенки Княжого дурака («Из-под дуба, из-под вяза»). Эта злая аллегорическая пародия на вел. кн. Елену Павловну служит финалом необычайного сатирического представления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.52.243 (0.01 с.)