Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первоисточник – повесть А.С. Пушкина. Жанр – лирико-психологическая опера.

Поиск

Орк. интродукция (3 темы: баллада Томского, тема рока (трех карт) и тема любви).

1 к. Конец 18 века. Петербург. Летний сад. Солнечныйвесенний день. Х ор мальчиков «Мы все здесь собрались на страх врагам российским». Приятели Германа вспоминают вчерашнюю игру и странное поведение молчаливого и мрачного Германа, не прикоснувшегося к картам. Дуэт Германа(тенор) и графа Томского (баритон). Первое ариозо Германа: «Я имени ее не знаю, и не хочу узнать, земным названьем не желая ее назвать!» (сила и глубина страсти). Второе ариозо Германа: «Ты меня не знаешь! Нет, мне ее не разлюбить!».

Князь Елецкий сообщает о своей помолвке. Появление Графини и Лизы. Квинтет «Мне страшно» (Герман, Томский, Лиза, Елецкий, Графиня, зловещие предчувствия). Баллада Томского (секрет трех карт, якобы известных графине). Гремит гроза, Герман клянется добиться любви Лизы или умереть.

2 к. Комната Лизы. Дуэт Лизы и Полины: «Уж вечер… Облаков померкнули края…» (тихо и умиротворенно). Романс Полины «Подруги милые» (неожиданная тревога, напоминание о хрупкости и обманчивости любви). Хор (песенка в русском стиле). Ариозо гувернантки (напоминает о приличиях). Ариозо Лизы «Откуда эти слезы, зачем оне? Мои девичьи грезы, вы изменили мне!» (проникновенный монолог девушки, пытающейся разобраться в своей душе). Появление Германа. А риозо Германа «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой, прости, но страстного не отвергай признанья, не отвергайс тоской!»

  Появление Графини. Тема трех карт (зловеще, неотступные мысли о картах). Продолжение любовного дуэта  «Красавица! Богиня! Ангел!» -- восклицает Герман.

3к. Бал в доме богатого вельможи. Вступительный хор «Радостно, весело» (сл. Г.Державина напоминает приветственные кантаты времен Екатерины Второй). Ария Елецкого «Я вас люблю, люблю безмерно, без вас не мыслю дня прожить.» (сдержанное благородство, контраст пылкости Германа).

Пастораль «Искренность пастушки». Пасторалями в 18 веке назывались театральные представления на сюжет из деревенской жизни, показанной идиллически. Сюжет пасторали – «любовный треугольник»: пастушка Прилепа, пастушок Миловзор (играет П олина) и богатый Златогор (играет Томский). «Говорящие» имена.  

Хоровые, танцевальные номера (сарабанда, менуэт) и дуэт Прилепы и Миловзора «Мой миленький дружок, любезный пастушок». Неотступное внимание Германа, Лизы и Елецкого к пасторали.

Приятели Германа преследуют его, напоминая о секрете графини. Лизы дает Герману ключ от потайной двери. Что больше влечет его – свидание с любимой или жажда узнать секрет карт?               

4 к. Спальня Графини. Ночь. Герман всматривается в портрет Графини. Входит Графиня, окруженная горничными и приживалками (подобострастный хор «Благодетельница наша»). Песенка Графини (франц. язык, из оперы фр. композитора 18 в. Гретри «Ричард Львиное Сердце», воспоминания о молодости).

А риозо Германа «Если когда-нибудь знали вы чувство любви» (страстно, перелом в сознании). Страх Графини, ярость Германа, угрожает пистолетом, смерть Графини. Ужас Германа. Ссора Германа и Лизы. 

5 к. Комната Германа в казарме. Неотвязные мысли о тайне. Записка Лизы (ждет на свидание, надеется оправдать его). Вспоминает картину недавних похорон Графини. Оркестр. вступление напоминает погребальный хорал, звучание хора за сценой -- заупокойное пение. Появление призрака Графини (пение на повторяющемся тоне, в оркестре звучит целотонная гамма). Призрак требует от Германа обещания жениться на Лизе и называет три карты. «Тройка, семерка, туз».     

    6 к. Набережная Зимней канавки. Лиза ждет любимого: речитатив «Уж полночь близится, а Германа все нет». Ария Лизы «Ах, истомилась я горем… Ночью ли, днем, только о нем думой себя истерзала я… Ах, истомилась, устала я!» напоминает лирические русские песни. Часы бьют полночь, надежда угасает. Ариозо «Так это правда! Со злодеем свою судьбу связала я!» проникнуто отчаянием.     

Появляется Герман. Дуэт «О да, миновали страданья» (восторженный, экстатичный). Внезапный призыв Германа «Бежим!...В игорный дом!» -- Лиза убеждается, что он безумен. «Там груды золота лежат и мне, мне одному они принадлежат!» -- в порыве маниакальной страсти кричит Герман, и, отталкивая Лизу, убегает. Отчаявшаяся Лиза бросается в Неву.

   7 к. Игорный дом. Азартная карточная игра. Атмосфера бесшабашного веселья -- х ор игроков «Будем пить и веселиться» и фривольная песенка Томского «Если б милые девицы так могли летать как птицы» оттеняют приближающуюся трагическую развязку. Появляется Герман, полубезумный вид, дважды выигрывает. Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» (философские мысли композитора, проникнутые фатализмом).

Елецкий решает свести счеты с Германом. Вместо туза Герману выпадает дама пик. Видит призрак Графини, символом наступающей бездны звучит целотонная гамма. Герман совершает самоубиство, перед смертью понимает, что потерял самое важное в жизни. Хорал игроков – просят Всевышнего даровать измученной душе Германа прощение и покой.

                               

У Пушкина: начало 19 в. Германн не любит Лизу (она бедная воспитанница Графини), а использует ее для обогащения. Германн сходит с ума, Лиза выходит замуж за нелюбимого. Елецкий, Пастораль.

                                                              «Пиковая дама»

     Опера открывается оркестровой интродукцией, основанной на трех темах: баллады Томского, темы рока (трех карт) и темы любви.

1 к. Весенний день, Летний сад в Петербурге полон гуляющих. Дети наслаждаются беготней и возможностью поиграть, вообразить себя настоящими солдатами. Их нянюшки рады и солнечному дню, и задорному хору своих подопечных (хор мальчиков «Мы все здесь собрались на страх врагам российским»).

Приятели Германа, Сурин и Чекалинский, вспоминают вчерашнюю игру и странное поведение молчаливого и мрачного Германа, не прикоснувшегося к картам. А вот и он, в сопровождении графа Томского. Печальная виолончельная мелодия (тема любви к Лизе), предвосхищает слова Германа: да, он влюблен! «В кого?» -- недоумевает Томский. Первое Ариозо Германа раскрывает всю силу и глубину охватившей его страсти: «Я имени ее не знаю, и не хочу узнать, земным названьем не желая ее назвать!»

Увы, божественное созданье ему «принадлежать не может»: девушка знатна и не чета бедному офицеру. «Найдем другую, не одна на свете», -- советует Томский. Невероятной пылкостью отличается короткое второе ариозо Германа: «Ты меня не знаешь! Нет, мне ее не разлюбить!».

А тем временем появляется князь Елецкий (этого персонажа у Пушкина нет) и сообщает друзьям о своей помолвке. Наверное, Герман смертельно завидует ему: Елецкий молод, хорош собой, богат, знатен, да еще и собирается жениться на любимой девушке. Почему так несправедлива жизнь – одному все, а другому ничего!

Но на этом неприятные открытия не заканчиваются……

Странным образом тропинки всех основных персонажей драмы пересекаются: в сопровождении старой графини появляется Лиза, прогуливающаяся под руку с Елецким. Квинтет «Мне страшно» (Герман, Томский, Лиза, Елецкий, Графиня) передает зловещие предчувствия, охватившие присутствующих. Отчего похолодели их сердца? У каждого – свои причины. Герман убеждается, что Лиза не свободна; Лизу пугает очередная встреча с преследующим ее офицером, а князя – ее внезапная бледность; Томский с удивлением замечает странное оцепенение своего спутника. Но отчего заволновалась Графиня?

Об этом мы узнаем из баллады Томского. Оставшись в кругу приятелей, он рассказывает историю загадочного обогащения Графини, проигравшей в молодости все свое состояние. Граф Сен-Жермен поделился с Графиней тайной трех карт в обмен на любовное свидание, потребовав впредь строго хранить открытый секрет! Увы, Графиня не сдержала слова и дважды поделилась секретом – сначала с мужем, затем с любовником. Но в эту же ночь явившийся призрак сказал, что третий человек, попытающийся узнать заветную тайну, станет причиной ее смерти.

Гремит гроза, Герман клянется добиться любви Лизы или умереть.

 

2 к. Комната Лизы. Тихо и умиротворенно звучит дуэт Лизы и Полины: «Уж вечер… Облаков померкнули края …». Подруги складно поют на два голоса – кажется, что в душе Лизы царит полный покой. Полина в неожиданно тревожном романсе «Подруги милые» напоминает о хрупкости и обманчивости любви, призывая все же ценить минуты радости: гости запевают песенку в русском стиле, приплясывая и прихлопывая в такт. Ворчливая гувернантка напоминает о приличиях – не пристало светским барышням предаваться простонародным забавам! Да и поздно уже, пора расходиться.

  Оставшись одна, Лиза открывает окно и начинает вдруг плакать. Ее ариозо «Откуда эти слезы, зачем оне? Мои девичьи грезы, вы изменили мне!» -- это трепетный, проникновенный монолог девушки, пытающейся разобраться в своей душе. Совсем недавно ей было так спокойно и надежно опираться на уверенную руку Елецкого. И вот уже тоска и бесконечное ожидание чего-то неведомого…

  Будто услышав ее призыв, на балконе внезапно появляется Герман. Упав на колени, он умоляет Лизу ответить ему взаимностью. Центром большой сцены является страстное ариозо Германа «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой, прости, но страстного не отвергай признанья, не отвергай с тоской!»

  Однако Герман вынужден на время спрятаться – появляется Графиня, услышавшая подозрительный шум. Тема трех карт звучит особенно зловеще, подтверждая. что в сознание Германа все глубже проникает яд неотступной мысли о картах. Однако после ухода Графини любовный дуэт возобновляется. «Красавица! Богиня! Ангел!» -- восклицает Герман. Он переживает миг наивысшего счастья.

 

3к. Бал в доме богатого вельможи. Вступительный хор «Радостно, весело» на слова Г.Державина напоминает о приветственных кантатах времен Екатерины Второй.

    Князь Елецкий все еще верит, что брак с Лизой возможен. Полна сдержанного благородства его ария «Я вас люблю, люблю безмерно, без вас не мыслю дня прожить.». Да, слова-то он поет правильные, но настолько спокойно и уравновешенно, что не только Лиза, но и мы чувствуем: нет, этот жизнь за любимую девушку не отдаст…

Центральное место на балу занимает пастораль «Искренность пастушки». Пасторалями в 18 веке назывались театральные представления на сюжет из деревенской жизни. Причем жизнь эта обязательно должна быть показана идиллически – то есть приукрашенно, без всяких неприятных подробностей в виде, например, уборки навоза. Хорошенькие и нарядные пастушкИ и пастУшки, такие же хорошенькие собачки и овечки, обычно в исполнении детей. Не забывайте, что зрителями, а часто и участниками пасторалей были знатные люди, а их меньше всего интересовала реальная деревенская жизнь с тяжелым трудом.

   Итак, вот нехитрый сюжет пасторали: за сердце юной пастушки Прилепы сражаются два воздыхателя – красавец пастушок Миловзор (здесь роль юноши играет девушка, как было принято в 18 веке это уже нам знакомая Полина) и богатый Златогор (его играет Томский). Обратите внимание – у персонажей пасторали «говорящие» имена («Прилепа» означает «пригожая», «красивая»). Это тоже примета 18 века (вспомните комедию Фонвизина «Недоросль»).

     Нам осталось выяснить главное -- зачем Чайковскому понадобилась эта сценка, ведь у Пушкина ничего подобного нет? Смотрите: затаив дыхание, за действием пасторали наблюдают наши герои – и Лиза, и Герман, и Елецкий. Ведь Прилепе предстоит сделать тот же выбор, что и Лизе: любовь или деньги. Конечно, она выберет Миловзора: в пасторали все просто обязано закончиться хорошо, иначе это будет не пастораль. А в жизни? Теперь понятен интерес к этому наивному представлению участников нашего «любовного треугольника». Более того, понятно, почему Чайковский перенес действие в 18 век – в 19 веке пасторали совершенно вышли из моды. Ну, а нам, настоящим зрителям, он дает возможность немного отдохнуть -- ведь непрерывное нагнетание страстей немного утомляет. А для композитора это – удачный повод написать музыку в стиле 18 века.

В пастораль входят хоровые, танцевальные номера (сарабанда, менуэт) и знаменитый дуэт Прилепы и Миловзора «Мой миленький дружок, любезный пастушок».

Всю оставшуюся сцену бала приятели Германа преследуют его, напоминая о том, что любимая будет ему принадлежать лишь после того, как карты графини откроют путь к богатству. Хороши друзья! Знали бы они, чем это все закончится! А Герман берет у Лизы ключ от потайной двери, чтобы без помех проникнуть в дом. Да только он уже и сам не знает, что больше влечет его – свидание с любимой или жажда узнать секрет карт. 

                                                                                                   

4 к. Спальня Графини. Ночь. Герман, проникший в дом, всматривается в портрет Графини. Кровь напряженно пульсирует у него в висках. Раздаются шаги, он прячется за занавеской, и в комнату входит Графиня, окруженная горничными и приживалками. Они исполняют подобострастный хор «Благодетельница наша». Но старухе наскучила суетливая болтовня – прогнав прислугу, она предается воспоминаниям. Время будто останавливается. Погрузившись в грезы, Графиня мысленно переносится в Версаль своей молодости, напевая песенку на французском языке. Эта мелодия заимствована композитором из оперы французского композитора Гретри «Ричард Львиное Сердце». Так, напевая песенку, графиня засыпает.

Внезапно перед ней оказывается Герман, с пылающим взором умоляя открыть ему тайну. Его ариозо «Если когда-нибудь знали вы чувство любви»  звучит не менее страстно, чем недавние клятвы верности Лизе: в его сознании уже произошел решительный перелом. Дрожащая от страха Графиня не может произнести ни слова, а когда Герман, охваченный яростью, угрожает ей пистолетом, она падает замертво.

Герман с ужасом осознает случившееся: его пугает не содеянное преступление, а неразгадонность тайны! Завершается картина драматической сценой ссоры Германа и Лизы. Чувства девушки поруганы – ее пылкий возлюбленный на деле оказался безумным маньяком, жаждущим наживы.

 

 

5 к. Комната Германа в казарме. Неотвязные мысли лишили его сна. Он читает записку Лизы, не теряющей надежды встретиться и спасти любовь (между прочим, она уже разорвала помолвку с Елецким). Однако воспаленному воображению Германа вновь является картина недавних похорон Графини. Оркестровое вступление напоминает погребальный хорал, а звучание хора за сценой делает заупокойное пение все более явственным.

Внезапно онемевшему от ужаса Герману предстает призрак старухи. Мертвенную неподвижность происходящего подчеркивает пение призрака на одном застывшем, повторяющемся тоне, а в оркестре звучит целотонная гамма (когда-то она нам уже встречалась). Призрак требует от Германа обещания жениться на Лизе и называет три заветные карты. «Тройка, семерка, туз», -- повторяет, словно в бреду, Герман.     

    6 к. Набережная Зимней канавки. Лиза ждет любимого: «Уж полночь близится, а Германа все нет». Ария Лизы «Ах, истомилась я горем… Ночью ли, днем, только о нем думой себя истерзала я… Ах, истомилась, устала я!» напоминает лирические русские песни. В ней и страдание, и безотчетная вера в счастье, и мучительная тоска. Часы бьют полночь, с каждым ударом надежда все больше угасает. Ариозо «Так это правда! Со злодеем свою судьбу связала я!» проникнуто отчаянием.     

Наконец, появляется Герман: в оживленном, экстатическом дуэте «О да, миновали страданья» его  восторженным восклицаниям, словно эхо, вторят доверчивые фразы Лизы. Однако внезапный призыв Германа «Бежим!...В игорный дом!» заставляет Лизу убедиться, что он безумен. «Там груды золота лежат и мне, мн е одному они принадлежат!» -- в порыве маниакальной страсти кричит Герман. Этим он подтверждает свою виновность в смерти старухи и, отталкивая Лизу, убегает. Отчаявшаяся Лиза бросается в холодные волны Невы. 

 

   7 к. Игорный дом. Идет азартная карточная игра. Хор игроков «Будем пить и веселиться» и фривольная песенка Томского «Если б милые девицы так могли летать как птицы» оттеняют приближающуюся трагическую развязку. А вот и Герман, у него полубезумный вид, он начинает игру и дважды выигрывает. Неимоверная удача приводит всех в изумление, а Германа -- в совершенно возбужденное состояние. Знаменитая ария «Что наша жизнь? Игра!» выражает не только опьянение главного героя временным везением, но и философские мысли самого композитора, проникнутые фатализмом.

  Сегодня мы ловим миг удачи, а завтра, возможно, придется взглянуть в лицо смерти – таков смысл этого последнего штриха в музыкальной характеристике Германа. Игроки, напуганные его подозрительным везением, отказываются продолжать игру. Лишь князь Елецкий решает в игре свести счеты с Германом. Но вместо ожидаемого туза Герману выпадает дама пик. В исступлении он видит призрак Графини, символом наступающей мрачной бездны звучит целотонная гамма.

  Герман делает последний шаг к катастрофе: он пронзает себя кинжалом. В момент последнего прояснения сознания ему видится Лиза, и он понимает, что потерял самое важное в жизни. Оцепеневшие от потрясения игроки поют хорал – просят Всевышнего даровать измученной душе Германа прощение и покой.. 

 

                                         Симфонии Чайковского.

К жанру симфонии Чайковский обращался не по заказу, а лишь когда у него возникала внутренняя необходимость запечатлеть пережитые эмоциональные состояния, осмыслить собственное отношение к жизни, выразить волновавшие его идеи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.012 с.)