Конспект   Немецкий романтизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект   Немецкий романтизм



                                                  Роберт ШУМАН (1810—1856)

Цвиккау: отец-книгоиздатель (страсть-литература). Литер. и музык. одаренность (лит. кружок, представления). Ф.п. импровизации, муз. портреты, песни Шуберта (смерть-плакал всю ночь). Смерть отца, поддержка.

Мать практичная: искусство профессия увлечение.   Лейпциг: унив-т, юрид. фак-т, разочарование, одиночество. Люди-птицы и те, кто…. Фридрих Вик: знаменитость, дочь Клара (8 лет, реклама). «Юриспруденция… изморозь», «Паганини ф-но», письмо матери (бросить университет, концертирующий пианист), гарантии Вика.

Новая жизнь: самоограничение, занятия, жил у Вика. 1-я публикация: «Шапки долой…» (проницательность).

Обмануть время: хиропласт, растянул руку, отчаяние, закрываются двери, пианист: ф.п. десятилетие.

Раздвоение личности, смена настроений: «Бедный и богатый, обессиленный и бодрый, уставший и…».

Названия непривычны: классицизм, сонаты.  Музыка: противоречивая (хар-р Шумана), не принимали. Группа друзей: пропаганда нового искусства, кофейни, споры. «Новый музыкальный журнал» ( редактор и автор).     Девиз – «юношество и движение», «давидсбюндлеры» (единомышленники, виртуальный союз?) и «филис-тимляне» (консерваторы, головы парики, виртуозы).   Клара – 16 лет, любовь, Вик: ученик враг, ярость, увез Клару, письма, нелепые условия: доктор философии, Вена – успех? брат Шуберта, архив: неизвестная симфония.

5 лет -- «борьба за Клару», суд, совершеннолетие, свадьба, «год песен».

8 детей, концертные выступления, в России, муж знаменитой пианистки, «пьесы некоего господина Шумана». Настоящее признание. , Дрезден, Дюссельдорф, усталость, головные боли, нервные срывы, мысли о самоубийстве, бросился в Рейн, рыбаки, лечебница для душевнобольных, через 2 года умер.

                                    Ф.П. произведения                                  вокальные орк.
«Вариации на тему АБЕГГ»: подруга, буква--звук. «Этюды по Каприсам Паганини». ЦИКЛЫ: «Симфонические этюды», «Фантастические пьесы», «Ночные пьесы», «Детские сцены», «Арабески», «Альбом для юношества», «Лесные сцены».  «Бабочки»: роман «Озорные годы» (Жан Поль). Вальт и Вульт (сам), музыкант и поэт юрист, Вина. «Маскарад»: настроения, танцы (вальс и гроссфатер – два мира), сапог!   «Крейслериана»: Гофман (капельмейстер Крейслер-«идеалист», кот Мурр-трезвомыслящ)           «Карнавал» (4 ноты: Schuman): Пьеро, Арлекин, Панталоне и Коломбина (итал. комедия масок), Эстрелла и Кьярина (подруги Шумана), Кокетка, Эвсебий и Флорестан (двойной автопортрет, статьи), Благородный вальс, Танцующие буквы, Разговор, Бабочки, Признание, Прогулка, Паганини и Шопен, Финал -- Марш Давидсбюндлеров против Филистимлян.(Отразил свои взгляды на искусство)                 Циклы: «Мирты», «Любовь поэта» (на ст. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на ст. Шамиссо).   4 сим- фо-нии- (№ 1- «Ве- сен- няя»)

                   

                              Феликс МЕНДЕЛЬСОН (1809—1847)

«Счастливый», Гамбург, еврейская семья, дед-философ, отец-банкир. Берлин: христианство, Бах.

Гейне, Гегель, братья Гумбольдты, Вебер. Веймар: Гете, уравновешанности, «классик среди романтиков».

В 14 лет - оркестр. В 17 лет - с имфоническая увертюра «Сон в летнюю ночь»( Шекспир). Не превзошел, феи.

1829г. - «Страсти по Матфею», организовал исполнение, возрождение Баха, просветительская деятельность..

  Путешествия:   «Шотландская» и «Итальянская» симфонии, увертюра «Гебриды»(«Фингалова пещера»). Англия: теплый прием, через 20 лет Шопен: «Чтобы иметь здесь успех, надо играть Мендельсона»

  Италия: споры с «богемой» о современном искусстве спокойное общение с близкими о старинной музыке.

  Берлиоз: «Он чересчур любит покойников» (Гендель, Бах, Орландо Лассо)

  Париж: не понравился (внешний эффект, нажива). Лист, Паганини, предлагали остаться.

  Берлин: директор певческой академии  (еврей! При фашизме запрещен).

  Дюссельдорф (директор городской музыки). Пропаганда Палестрины, Орландо Лассо, Генделя, Баха -- против течения. Почет и уважение, провинциальность, удушающая атмосфера.

Лейпциг: директором Гевандхауза (главн. конц. зал). «Покойники» и современники (Лист и Берлиоз) - не любил,

но исполнял. Абонемент, консерватория – первая в Германии! Удачная женитьба, почести и титулы - мещанство, чванство, ограниченность, грубость. Нервное истощение, головные боли, смерть сестры – удар. Музыка ясная и светлая, образы фантастики и природы, ф.п. мода на виртуозность.  

Театр. Оркестровые Конц-ты Камерн. Орган. Ф.п. Вокальные
Опе-ры и зинг- шпи-ли (6) 5 симфоний (№ 3 «Шотландс-кая», № 4 «Итальянская»,  № 5 «Реформационная») 6 увертюр («Сон в летн. ночь», «Гебриды», «Рюи Блаз») Музыка к трагедиям («Эдип», «антигона») и комедии Шекс- пира «Сон в летнюю ночь» (Свадебный марш, скерцо) Для  скрипки (2) Для ф-но (3)  2 трио 10 квар-тетов Октет 3 со-наты Пре- лю- дии,  Фуги, Пасса- калия «Песни без слов» (8 тетрад) Прелюдии фуги, со-наты, этю- ды, кап-ричио, ва- риации 4 оратории, 6 кантат «Петь на просторе» 6 пес. «Перв. день весны» 6 пес. «Среди зелени» 6 песен. 10 хоров (Новогодняя, Пастушья, Весенняя, Счастливый, Лесные птички, Хвала весне, Странствующий музык.

                                                            Роберт Шуман(1810—1856)

Родился в небольшом г. Цвиккау. Отец—книгоиздатель -- страстно любил литературу, мечтал, чтобы его сын был человеком искусства. С детских лет Шуман проявлял значительную литературную и музыкальную одаренность. Создал в гимназии литературный кружок, ставил домашние и школьные театральные представления. Импровизирует на ф-но, любимая тема --  музыкальные портреты друзей (уже в то время мог выразить в музыке характерные черты человека). Очень любил песни Шуберта, а после известия о его смерти проплакал всю ночь.

 Со смертью отца лишился моральной поддержки (мать была очень практичной женщиной и считала, что искусство может быть только увлечением, но никак не профессией). По желанию матери Шуман поступил в университет (г. Лейпциг), на юридический факультет. Увы, занятия его скоро разочаровали: лекции—скучные, студенты—грубые и ограниченные (19век в этом отношении не слишком отличался от 21). В такой обстановке юному восторженному мечтателю было очень одиноко. Поэтому он мечтает об единомышленниках, о молодежном союзе и уже в то время делит все человечество на людей-птиц и тех, кто отращивает зады. Все-таки Шуман не прекращает заниматься музыкой. Он берет уроки ф-но у Фридриха Вика -- знаменитого педагога, дочь которого, восьмилетняя Клара, была живой рекламой его педагогического мастерства.

 Все прекрасно, только… «юриспруденция покрывает иногда мое утро легкой зимней изморозью», как написал однажды Шуман матери. Что ж, возможно, еще одним плохим юристом стало бы больше, а великим композитором – меньше, если бы не… Паганини. Воистину, этот скрипач был наделен дьявольской силой: ведь по крайней мере два человека под впечатлением от его игры решили изменить свою жизнь, стать «Паганини фортепиано». Правда, Шуману не удалось этого добиться, но пока он об этом ничего не знает. Проведя бессонную ночь после концерта Паганини (какой же может быть настоящий романтик без бессонных ночей?), он пишет письмо матери, в котором умоляет ее разрешить ему бросить университет и полностью посвятить себя музыке. Он клянется, что через три года упорных занятий станет концертирующим пианистом и будет сам зарабатывать себе на жизнь (не забудьте, что все это время он «сидит на шее у матери», и в его возрасте это уже немного стыдно). В качестве гарантии он просит мать написать Фридриху Вику, чтобы тот подтвердил наличие у Шумана таланта и трудоспособности (ах, эта немецкая предусмотрительность! Везде нужны гарантии…). После долгих колебаний, советов с многочисленными родственниками, обмена письмами мать все-таки согласилась. Ну не враг же она в конце концов собственному сыну!

Началась новая жизнь: строгое самоограничение в деньгах, многочасовые ежедневные занятия на инструменте. Для удобства Шуман даже поселился в доме у своего наставника – Вика. Если бы тот знал, к чему это приведет, на порог бы его не пустил…Однако не будем забегать вперед.. Настало время  первой публикации. Но это были не ноты! Вы ведь помните, что наш герой имеет еще и литературный талант. В детстве Шуман писал стихи, рассказы, даже роман! Но сейчас он решил поставить свой литературный дар на службу музыке. Статья, которую он написал для одного литературного журнала, заканчивалась словами: «Шапки долой, господа, перед нами гений!». Ничего себе, подумаете вы! Каково самомнение – и это в 20 лет! А ведь Шуман написал не о себе, а о своем ровеснике, восходящей звезде из Польши, чье имя тогда было почти не известно в Германии. Мы-то с вами знаем, что это Шопен. А вот Шуман проявил редкую для своего возраста проницательность, сумев увидеть в первых, еще не совсем умелых публикациях молодого Шопена будущего гения польской музыки. Кстати, само желание поддержать другого музыканта не слишком типично для артистического мира. Сколько известно примеров, когда даже крупные деятели культуры очень ревниво относятся к успехам друг друга…

      А вот и первая музыкальная публикация – «Вариации на тему АБЕГГ». Что за странное название? Полина Абегг была одной из подружек композитора, а, кроме того, каждая буква ее фамилии означает музыкальный звук. На эту коротенькую тему из пяти звуков Шуман и написал вариации. Он обожал такие игры-загадки со своими слушателями и был, наверное, первым композитором, использовавшим их.

 

  За этим последовал  ф.п.. цикл «Бабочки».  Вообще-то на самом деле он не о бабочках, мотыльках и прочих представителях мира насекомых…В юности Шуман зачитывался романом  «Озорные годы». Его автор –Жан Поль (за этим французским псевдонимом скрывается один ныне малоизвестный немецкий писатель). Герои романа – близнецы Вальт и Вульт – один музыкант, другой поэт, неудавшийся юрист (что-то знакомое, правда?), оба влюблены в девушку Вину.

 Последняя глава называется «Маскарад», ее-то образами и навеяны пьесы цикла. Как бабочки, сменяют друг друга маски. Кого здесь только нет! Пьесы-настроения и пьесы-танцы (среди них вальс и гроссфатер – танец дедушки. Эти танцы олицетворяют для Шумана два мира: мир его друзей и единомышленников, жаждущих нового и мир противников-консерваторов, приверженцев старого ). Среди масок есть даже сапог, который сам себя надел и сам себя носит. Нетрудно догадаться, к какому лагерю он принадлежит!

              Особо надо сказать о Вальте и Вульте. В этих братьях, одном пылком, взволнованном, другом задумчивом, мечтательном Шуман узнал себя. Уже с юности ему было свойственно некоторое раздвоение личности, частая смена настроений. Однажды он признался своему другу: «Я чувствую себя одновременно бедным и богатым, обессиленным и бодрым, уставшим от жизни и вместе с тем исполненным жизненных сил!». Такие качества души нередки среди творческих натур, благодаря им на свет появляются гениальная музыка, картины, стихи. Но как же трудно жить с такими людьми! Насколько порой мучительно тяжело их близким, даже если они всецело понимают и стараются поддерживать гения. А ведь далеко не у каждого гения были все понимающие и прощающие близкие люди. Ну, Шуману-то, в общем, с этим повезло, однако и он не избежал трагического конца.

             Но не будем о грустном: ведь у Шумана пока творческий расцвет. Он по-прежнему занимается по 6-7 часов в день (никто не хочет последовать его примеру?). Этот напряженный труд все быстрее приближает Шумана к осуществлению мечты – стать великим пианистом. Вы помните, что он обещал матери сделать это за три года. Но ведь это так долго! А в юности часто хочется всего и сразу…В общем, Шуман решил обмануть время, ускорить процесс разрабатывания пальцев. Вы знаете, чем это кончилось: он непоправимо повредил руку, растягивая пальцы на специальном устройстве – хиропласте. Теперь он никогда не станет «Паганини фортепиано»! А ведь он только что написал «Этюды по Каприсам Паганини» и ему уже не сыграть их на концертной эстраде!

Но, как гласит пословица, если закрываются одни двери – открываются другие. Отныне Шуман целиком посвятит себя сочинению музыки. Позднее музыковеды назовут это десятилетие его жизни фортепианным.

Столько ф.п. циклов не написал, наверное, ни один композитор ни до, ни после Шумана! Попробую перечислить: «Симфонические этюды», «Фантастические пьесы», «Ночные пьесы», «Детские сцены», «Арабески», «Крейслериана». В последнем цикле как бы спорят два персонажа произведений Э.Т.А. Гофмана (да-да, того самого, который написал сказку «Щелкунчик»): капельмейстер Крейслер -- неисправимый «идеалист» и «трезвомыслящий кот-философ Мурр. Как вы думаете, на чьей стороне Шуман?

   Даже сами названия циклов были непривычны для того времени: не забудьте, еще совсем недавно царствовал классицизм, с ф.п. сонатами -- ну очень серьезным жанром! И тут вдруг такая музыка: необычная, мятущаяся, противоречивая, полная противоположность ясности и простоте классицизма, в общем, в полной мере отражающая характер Шумана. Не удивительно, что люди, считающие, что «в музыке все давно уже изобретено и ничего нового придумывать не нужно» (а таких во все времена полно), яростно ополчились против Шумана и в штыки принимали каждое новое его произведение.

    Да, положение тяжелое… Но Шуман был очень общительным человеком и к тому времени успел собрать группу преданных друзей. Всеми силами они хотели пропагандировать новое искусство, свободное от застывших догм прошлого. Но как же это сделать? Они собирались в бесчисленных кофейнях Лейпцига и спорили до хрипоты. Увы, слышали их только посетители этих кофеен. А Шуману и его единомышленникам хотелось более широкой аудитории. Можно, конечно, как раньше, написать статью в журнал, да, вот беда, давно уже все серьезные музыкальные издания считают ниже своего достоинства связываться с этой шумной оравой длинноволосых (какой же романтик без длинных волос) молодых людей. Значит, надо…. основать свой журнал! Сказано – сделано, и в 1834г. (Шуману –24 года!) первый номер «Нового музыкального журнала» выходит в свет. Надо ли говорить, что редактором и автором большинства статей был наш герой!

   Да, такого журнала мир еще не видывал! Девиз – «юношество и движение». На его страницах поселились странные персонажи – «давидсбюндлеры» или члены «Давидова братства» -- по имени библейского царя Давида, силой искусства боровшегося с племенем филистимлян. Но кого же Шуман считал филистимлянами своего времени? А все тех же «любителей старины», потрясающих знаменами с портретами Баха, Гайдна и Моцарта, а на деле, как доказывал Шуман, оставивших от этих великих голов лишь парики. Кроме того, не переносил он и невероятно расплодившихся в концертных залах тараканов, ой, простите, виртуозов. Ну, сами понимаете, виртуоз виртуозу рознь. Просто преобладали тогда «спортсмены черно-белых клавиш», соревновавшиеся, кто быстрее и эффектнее доберется до конца пьесы с целью…как можно больше «срубить бабла» (грубовато, конечно, звучит, это чтобы вы поняли, что «пипл» и тогда благополучно все «хавал»). То, что цель искусства все же несколько иная, мало кто задумывался, как и в наше время.

 

 

   Вернемся все же к Шуману. Самое интересное, что все это он умудрился отразить в музыке! Это знаменитый ф .п. цикл «Карнавал» (маленькие сцены, написанные на 4 ноты). Что же это за ноты? Вы их легко можете найти, если вспомните, как фамилия Шумана пишется по-немецки – Schuman. Итак, опять любимая тема маскарада. Кого здесь только нет! Грустный Пьеро, озорной Арлекин, богатый толстяк Панталоне и его бойкая на язык служанка Коломбина – это все привычные персонажи итальянской комедии масок. Кроме того, Эстрелла и Кьярина (это зашифрованные подружки Шумана – Эрнестина фон Фриккен и Клара Вик – кстати, ей уже 15 лет…) и безымянная Кокетка. А это кто? Эвсебий и Флорестан – автопортрет самого Шумана – мы ведь помним, что он был очень противоречивой натурой. Кстати, именно этими именами он подписывал свои статьи в журнале. Благородный вальс, Танцующие буквы,  Разговор, Бабочки, Признание, Прогулка и даже Пауза – с чем только не встретишься на карнавале! А вот и наши старые знакомые -- Паганини и Шопен – их ведь тоже Шуман считал членами «Давидова братства», как и Мендельсона, Берлиоза, Баха и Моцарта. Сейчас мы бы сказали, что союз этот был в значительной мере виртуальный. Ну и в заключение яростный гимн -- Марш Давидсбюндлеров против Филистимлян.

Да, кстати, а как там Клара? Пока мы разбирались с «Карнавалом», ей исполнилось 16 лет. Вы понимаете, к чему я клоню. Самое интересное, что ни ей, ни Шуману даже в голову не приходило, что их любви может что-то препятствовать. Недолго думая, они объявили о своем чувстве Фридриху Вику и….в один миг Шуман превратился из любимого ученика в злейшего врага, в «змею, которую он, Вик, пригрел у себя на груди», а Клара – уже не любимая дочь, а негодная девчонка, которая вместо того, чтобы готовиться к очередному сольному концерту…. Дальше не продолжаю – наверняка подобные речи вам приходилось слышать от своих родителей.

Сказать, что Вик был в ярости – значит не сказать ничего. Не для того он растил свою малютку, чтобы она попала в руки этого недопианиста и недокомпозитора! Ну что ж, как говорят французы, «на войне как на войне». И Вик немедленно увез Клару в другой город, перехватывал их письма, забывая, что от препятствий любовь становится только сильнее. Шуман сначала даже пытался достичь более высокого положения в обществе, надеясь что это заставит Вика смягчиться. Он получил звание доктора философии, съездил в Вену, надеясь завоевать там успех. Все бесполезно, если не считать того, что в Вене, познакомившись с братом Шуберта, в его архиве Шуман нашел неизвестную до тех пор симфонию своего кумира.

5 лет длилась эта «борьба за Клару», и в конце концов все закончилось свадьбой..

  И наступил «год песен»: вокальные циклы—«Мирты», «Любовь поэта» (на ст. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на ст. Шамиссо).

Следующий год – «Год симфоний»: Первая симфония «Весенняя» (всего у Шумана 4 симфонии).

Несмотря на то, что за время семейной жизни Клара родила 8 детей, она не прекратила концертные выступления. Вместе с Шуманом они побывали даже в России. Их там ждал теплый прием, правда, Шуман понимал, что его воспринимали только как мужа знаменитой пианистки. И хотя Клара включала в выступления музыку своего мужа, но на афишах писали: «пьесы некоего господина Шумана». Увы, настоящего признания он так и не получил.

После возвращения в Германию Шуман работал в Дрездене и Дюссельдорфе, он написал еще несколько ф.п. циклов: «Альбом для юношества» и «Лесные сцены», но все чаще его одолевала смертельная усталость, слабость, бессонница и головные боли – сказались душевные бури прежних лет. Еще в юношеские годы у Шумана бывали нервные срывы, теперь же болезненные симптомы обострились. Боясь покончить с собой в припадке безумия, он просил домашних, чтобы они не оставляли на виду острые предметы, у него кружилась голова в квартирах выше первого этажа. Композитор сам чувствовал, что рассудок у него слабеет и холодел при мысли, что может сойти с ума. В начале 1854г. он бросился в Рейн, но рыбаки вовремя спасли Шумана. Однако пришлось поместить его в лечебницу для душевнобольных, где в 1856г. он и умер.

 

 

                     

                              Феликс Мендельсон (1809—1847)

Феликс— по латыни – счастливый. На первый взгляд, жизнь Мендельсона оправдала его имя, но… Родился он в Гамбурге, в еврейская семья, богатой и образованной,  дед—известный философ, отец—банкир. Позже семья переехала в Берлин и обратились в христианство, что дало мальчику возможность познакомиться с музыкой Баха (тогда не слишком известного. Родители всячески поощряли увлечение мальчика музыкой. Хорошее музыкальное и общее образование (в доме бывали Гейне, Гегель, братья Гумбольдты, Вебер). В 12 лет Мендельсона специально отвезли в Веймар, где жил тогда великий Гете. Встреча с ним еще больше укрепление в характере мальчика неприятия всего неумеренно преувеличенного, экзальтированного, усилила склонность к уравновешанности и ясности (недаром потом его называли «классик среди романтиков»).

 

 В 14 лет мальчик получил поистине королевский подарок -- оркестр. Как не вспомнить Шуберта, который практически не услышал ни одной своей симфонии! А Мендельсон мог уже с юных лет практиковаться с оркестровыми тембрами. И результат не замедлил сказаться – в 17 лет он написал с имфоническую увертюру «Сон в летнюю ночь»(по комедии Шекспира). Многие считают это самым совершенным сочинением композитора, которое он потом так и не превзошел.. это сказочная и волшебная музыка. «Его все время сопровождают феи» -- говорили о Мендельсоне.

 

В 1829 г. двадцатилетний юноша нашел в пыли архивов «Страсти по Матфею» И. С. Баха. В этом же году Мендельсон организовал исполнение «Страстей», которым сам дирижировал, все это произошло при огромном стечении публики. Так было положено   начало возрождения Баха и просветительской деятельности Мендельсона, которой он без устали занимался всю свою жизнь.

  Поскольку семья не была стеснена в средствах, в молодости Мендельсону довелось много попутешествовать. Впечатления он воплотил  в музыке: это «Шотландская» и «Итальянская» симфонии, увертюра «Гебриды»(«Фингалова пещера»). В Англии ему был оказан очень теплый прием. Англичанам настолько полюбилась музыка   Мендельсона, что когда почти через 20 лет туда приехал Шопен, он сказал: «Чтобы иметь здесь успех, надо играть Мендельсона»

А в Италии Мендельсон предпочитал не споры до хрипоты с непризнанной полунищей «богемой» о современном искусстве, а спокойное общение с известными, близкими по духу людьми, часто о старинной музыке. Да, насколько же сильно он отличался от Шумана! А ведь оба романтики. В то время в Италии как раз жил еще один ну очень пламенный романтик – Берлиоз. Насмотревшись на Мендельсона, степенно и рассудительно беседующего с профессорами о Генделе, Бахе, а то и того хуже – Орландо Лассо (совсем уж замшелая старина, по мнению Берлиоза), он язвительно «припечатал» Мендельсона: «Он чересчур любит покойников».

А дальше – Париж — музыкальная столица Европы. Да, наш Мендельсон себе на уме, он не собирается восторгаться этой музыкальной Меккой. Париж ему не понравился: музыкальная жизнь— поверхностная, рассчитанная на внешний эффект, на выколачивание денег из публики. Даже  знаменитые виртуозы не затронули сердце Мендельсона. Он остался равнодушен и к Листу и к Паганини (наверное, единственный из тех, кто слышал гениального скрипача). Причем, самого Мендельсона приняли в Париже очень хорошо, предлагали остаться, но он не согласился и вернулся на родину.

И вот тут-то, в Берлине, Мендельсона ждал жестокий удар — его не приняли на должность директора певческой академии. Почему? Потому что он еврей! Это был удар ниже пояса, Мендельсон был оскорблен до глубины души! (Не надо думать, что антисемитизм появился только вместе с Гитлером, веревочка вьется издалека. Кстати, как только Гитлер пришел к власти, в Германии была запрещена музыка Мендельсона. Ну не маразм ли?)

Ну что ж, в конце концов на Берлине свет клином не сошелся, и Мендельсон уезжает в Дюссельдорф—становится директором городской музыки. Первым делом он стал не свою музыку исполнять, а пропагандировать произведения Палестрины, Орландо Лассо, Генделя, Баха. Во времена романтизма они были явно не в моде, так что Мендельсону все время приходилось идти против течения. Был ли он счастлив? Трудно сказать: с одной стороны -- почет и уважение, а с другой --  убогий мирок провинциального немецкого городка, удушающая атмосфера мещанства.

Неудивительно, что вскоре Мендельсон обосновался в Лейпциге — крупном культурном центре, городе Баха. Он стал директором Гевандхауза -- главного концертного зала. И, разумеется, здесь зазвучала музыка так любимых им «покойников». Но не только! Мендельсон считал своим долгом познакомить публику и с современникми, в том числе с Листом и Берлиозом, хотя сам лично их музыку не любил. Он первый ввел в практику серию концертов — т.е. абонемент. Ну и, конечно, основание консерватории – первой в Германии – это тоже заслуга Мендельсона. Теперь немцам можно было учиться на родине, не все ведь имеют возможность поехать во Францию или Италию.

И опять – внешне все благополучно -- женитьба на любимой девушке, многочисленные почести и титулы — и постоянное столкновение с типичными немецкими предрассудками, мещанством, чванством, ограниченностью и грубостью. Нервное истощение, головные боли (типичные симптомы романтиков). Последний удар --  смерть любимой сестры, очень талантливой пианистки. Через несколько месяцев Мендельсон заболел и умер. Такова жизнь благополучного романтика…..

Музыка Мендельсона—ясная и светлая, часто основана на образах фантастики и природы. В последние годы жизни написал еще несколько номеров к «Сну в летнюю ночь». Среди них: «Ноктюрн», «Скерцо», и, конечно, знаменитый «Свадебный марш»

В ф.п. музыке, подобно Шуберту, не следовал моде на виртуозность. Самые известные произведения –«Песни без слов»(48). Некоторые из них имеют названия:: Охотничья песня, Весенняя песня, Народная Песня, Песня венецианского гондольера, Песня за прялкой и т.д.

 

                        ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА В КОН.19 – НАЧ. 20 ВЕКОВ (ВЕРИЗМ)

Наследниками традиций Верди были молодые итальянские композиторы, начертавшие на своих знаменах слово vero (правда, истина). Их, как и писателей сходного направления, называли «веристами». Все они жили в конце 19 – начале 20 века. Сюжеты для своих опер они брали в повседневной жизни, их герои -- это обычные люди в трудных обстоятельствах. На смену борцам против социального гнета приходят обыкновенные «маленькие» люди, способные глубоко и честно переживать.

Руджеро Леонкавалло   «Паяцы»: хозяин бродячего театра ревнивец Канио убивает прямо во время

представления свою молодую жену Недду. Здесь есть «опера в опере», при этом и на сцене, и в жизни –          «любовный треугольник».

 

Пьетро Масканьи. «Сельская честь»: извозчик Альфио убивает Турриду, любовника своей жены. Как и в предыдущей опере, действие происходит в деревне.

 

…………Джордано. «Андре Шенье»: подлинная история великого французского поэта, обезглавленного во время Великой Французской Революции (как и великого химика Лавуазье – правда, о нем оперу никто не написал).

 

Джакомо Пуччини. «Богема»: в Париже, в бедном квартале, где живут студенты, швея Мими умирает от туберкулеза, и даже страсть Рудольфа не может ее вылечить…

«Тоска»: художник Каварадосси приговорен к расстрелу за укрывательство революционера. Начальник полиции Скарпиа предлагает певице Тоске, возлюбленной Каварадосси, гнусную сделку: он спасет художника в обмен на……..(ну, вы меня поняли). Скарпиа отдает распоряжение, чтобы пули были холостыми и требует от Тоски обещанного, но получает ….. кинжал в сердце. Увы, не таковы «веристы», чтобы их опера закончилась хорошо…. Скарпиа и после смерти отомстил нашим героям.

«Чио-Чио-сан»(«Мадам Баттерфляй»): долгие годы японская девушка ждет возвращения любимого, американского офицера Пинкертона. Уже успел подрасти его сын…Ну что ж, она дождалась, но Пинкертон приехал ….. с женой. И тогда наша юная, но очень гордая героиня делает…. как там называется традиционный японский способ самоубийства?

«Турандот»: а теперь мы в Китае -- маленькая Лю, кроткая и преданная рабыня, любит принца Калафа. Чтобы сохранить верность, она убивает себя в присутствии жестокой соперницы принцессы Турандот. Кстати, это последняя опера композитора, он ее недописал, а закончил другой композитор. На премьере великий дирижер Артуро Тосканини прервал спектакль на последней ноте, написанной Пуччини и сказал: «Здесь перо выпало из руки композитора….».

Чувствительные они, эти итальянцы….

И в заключение, все-таки появился в конце 19 века в Италии композитор, который не писал оперы, а сказал свое слово в симфонической музыке. Отторино Респиги, вдохновленный пейзажами своей Родины, написал три симфонические картины: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (пинии – сосны), «Празднества Рима»

                            

                                    Скандинавские страны.                                                     Конспект

           Эдвард Григ (Норвегия, 1843 – 1907, кон.19 – нач.20вв).                стр. 199 – 202.

                     ПЕРВЫЙ НОРВЕЖСКИЙ КОМПОЗИТОР.

            

Берген (кислый город), дожди, фиорды, тролли, фантазер, мать – пианистка, школа – водосточные трубы, нотная тетрадь, феле, народные сказания,

 Улле Буль (скрипач) – «прославит Норвегию», «должен стать музыкантом»,

Лейпциг (Германия?), консерватория, отзывы, Копенгаген, Нильс ГадЕ, Рихард Нурдрок.

Оперы, симфонии, балеты, песни, ф.п. пьесы, камерные ансамбли, симфоничес. сюиты.

Чайковский: «… красота норвежской природы…»

Жена – Нина, певица, романсы (Андерсен «Люблю тебя»»), маленький рост, «Чайковский со своими детьми», подарок – специальный рояль, памятник в натуральную величину.

 

   Для ф-но: 10 сборников «Лирические тетради» (Бабочка, Одинокий странник, Птичка, Шествие гномов, Тоска по родине,…. – программные пьесы), Концерт для ф-но с оркестром.

 

          Самое известное – «Пер Гюнт» (музыка к драме Генрика Ибсена)

Ибсен – 3 в 1(великий писатель, поэт, драматург), попросил Грига написать музыку к драме.

Получилось ок. 20 номеров. Потом сделал 2 симфонические сюиты (2*4).

Сюжет: Норвегия, нач.19в, Пер Гюнт – деревенский парень, мечтатель, фантазер, лентяй, Озе – мать, свадьба Ингрид, встреча с Сольвейг («солнечный путь»), увел невесту, бросил ее, «девушка в зеленом» -- дочь Доврского деда, пещера, тролли, испытания, гибель, вне закона, избушка, приход Сольвейг, счастье, дрова, смерть Озе (сказка), «женщина в зеленом», угрозы,

сбежал, 40 лет (торговал оружием и рабами, предательство подельников, племя кочевников – пророк, Анитра – дочь вождя, драгоценности), возвращение, зависть к матросам, буря, корабль, лодка, пуговичник, доказательства? Жил как человек? Как тролль? Сольвейг, happy end.

 

Музыка: «Утро» -- светлая, спокойная, пробуждение природы, пение птиц, дудочка пастуха.

«В пещере горного короля» -- одна и та же мелодия, сначала тихо, медленно, затаенно, потом все быстрее, громче, в конце – дикая пляска с выкриками хора.

«Смерть Озе» -- только струнные, медленно, скорбно, трагично, как похоронное шествие.

«Танец Анитры» -- струнные и треугольник, изящно, изменчиво, грациозно, загадочно.

«Арабский танец» -- крайние регистры, экзотично, по-восточному.

«Возвращение Пера Гюнта» -- буря, стремительно, драматично, бурно.

«Песня Сольвейг» -- куплетная форма(запев – медленно, певуче, грустно, припев –

                 оживленно, танцевально, светло). Символ женской верности, любви и надежды.

 

Мировая известность, первый норвежский музыкальный фестиваль. Надоедливые поклонники, загородный дом в Трольхаугене (музей), «рабочая хижина», завещание, могила.

 

                                       Карл Нильсен (Дания. 1865 – 1931. кон.19 – нач.20 вв.)

Признание при жизни. Консерватории, немецкая и австрийская музыка, «кто сильнее ударит…. подбитый глаз», 6 симфоний, №5 (Первая Мировая война), малый барабан -- «как разрушать музыку», непривычно.

 

                       Ян Сибелиус (Финляндия, 1865 – 1957, кон.19 – нач.20 вв.)

Юрист, консерватория (Хельсинки, Берлин, Вена), Финляндия –часть России, революционеры -- «Молодые Финны», немецкая музыка, картины холодной унылой природы.

Симфоническая поэма «Финляндия» -- гимн независимости, запрет цензуры, псевдоним – «Отчизна», свобода, национальный герой, последние 30 лет – не писал. «Грустный вальс»

 

                      ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКА (9 – 17 вв.)                    Конспект

От возникновение Русского государства – до реформ Петра I. Народная музыка (фольклор) и церковная. Скоморохи – первые профессиональные артисты (музыканты, актеры, певцы, танцоры), бродячие или на службе у князя (Баян – «Руслан и Людмила», «Слово о полку Игореве»). Новгород – раскопки (берестяные грамоты, инструменты).

Церковная музыка: хоровое пение. Инструменты – греховные, бесовские. Пение – ангелы, небесная музыка, благодать, очищение, утешение. Исключение – колокола (простой звон, перезвон, трезвон), имена – «Царь колокол» и др. Церковное пение высший профессионализм, «система осмогласий» (чередование групп напевов по периодам в 8 недель). Стихиры, тропари, кондаки. Автор, распевщик – интерпретатор, имя (для Бога), изменения в веках.

Ноты, «из уст в уста», знаки – знамена (в т.ч. крюки).

Знаменное, крюковое пение – одноголосное, расшифровка, 11 – 16 вв., нач.17 в. – система церковных согласий (диатонический церковный звукоряд). Ступень – буква. Киноварные пометы (красная краска). Уточняется высота звуков: «степенные» пометы (ГН, Н, С, М, П, В,., +), «указательные» пометы – ходы голоса(У, Б, З, Л, К, Р). Можно расшифровать.

17 в. – высокий уровень хоровой культуры, новые формы и жанры – многоголосие. Нотная запись (с Запада), «партесное пение» (по партиям, т.е. по голосам). Появление светской профессиональной музыки. Новые жанры: кант (с лат.- пение) – трехголосная куплетная песня (обычно параллельные терции + бас). О жизни и смерти, природе, исторических личностях, чувствах (ансамбли).

Высшая форма – хоровой «духовный концерт» (соревнование – «борение»). Ансамбль солистов с хором, хоровые партии друг с другом, чаще – несколько хоров между собой. Не борьба, а диалог, эффект эхо или стереофонический, антифонное пение. Для трех и более четы - рехголосных хоров (Дилецкий и Титов).

16-17 вв. -зарождение русского музыкального театра. Истоки: «пещное действо» (3 отрока, поклон золотой статуе Навуходоносора, печь, роса, огонь). Вертепные представления (кукольный театр-ящик, пение кантов, царь Ирод). Кон. 17 в. – настоящий театр (зрительный зал, сцена, актеры, оркестр). Школьные (при учебных заведениях), тексты: известные драматурги. Итог предыдущего развития и связующее звено с искусством 18 в. 

 

                                     РУССКАЯ МУЗЫКА 18 в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.94 (0.107 с.)