Шафаатун: заступничество пророка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шафаатун: заступничество пророка



 

В принципе Коран отрицает какое-либо заступничество перед Аллахом: «Кроме Него защитника вам нет, нет покровителя иного. Что ж вам не вспомнить (об уроках прошлых поколений?)» (сура 32:4). Язычникикурайшиты были убеждены, что их идолы заступятся за них. Это заставляло Мухаммада настойчиво опровергать данную концепцию (сура 10:3). Тем не менее существует несколько отрывков, из которых явствует, что в определенных случаях Аллах может позволить кому-то выступить с заступничеством перед ним:

 

...Землею и небом один Он владеет. Кто может вступиться пред Ним без Его изволенья?

(Cура 2:255)

 

В конце стиха мы видим исключение, которое дает уверенность в том, что Мухаммад может стать заступником перед Аллахом за свою умму. В другом стихе можно найти более серьезную поддержку идеи, что Мухаммад, и только он один, имеет право выступать посредником перед Аллахом:

 

А те, которых они ставят с Богом наравне, (за них) предстательствовать (перед Богом) не способны, помимо тех, которые об истине свидетельства дают, и они знают (это).

(Сура 43:86)

 

Толкователи Корана уверены, что это был именно Мухаммад, единственный, кто мог быть свидетелем истины. Поэтому учение о заступничестве утверждено в исламе. В Коране эту власть обозначали словом шафаатун, пророку же среди множества других его титулов было присвоено имя Шафи. Совершенно очевидным кажется и то, что это заступничество могло иметь место только по отношению к его народу. Традиционный ислам всегда учил, что те, за кого заступаются, должны быть непременно мусульманами, независимо от того, честные это люди или безнравственные и погрязшие в грехе. Никакой иной народ не может ожидать благосклонности со стороны пророка, которого он не принял. Данная Мухаммаду власть выступать в качестве защитника перед Аллахом утвердилась в преданиях:

 

Абу Муса рассказывал, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: «Просите моего заступничества, вы будете вознаграждены, поскольку Аллах повелевает то, что хочет, языком Своего пророка».

(Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 3, с. 1421)

 

Анас б. Малик рассказывал, что посланник (да пребудет он с миром) сказал: «Мое заступничество будет за мой народ, кто совершил главные грехи».

(Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 3, с. 1326)

 

Обычная тема в исламской поэзии — это возвышенная надежда, что в День Страшного суда появится пророк с зеленым знаменем в руках, покроет им свой народ и заверит его, что попросит за него Аллаха. Шествуя перед ним с этим прославленным зеленым знаменем в руках, он уверенно проведет его через врата рая, зная, что его народ в полной мере защищен его присутствием.

 

И все же существует еще один источник заступничества, отличающийся от непосредственной просьбы Мухаммада, который, как полагают мусульмане, может оказаться им также полезен. Это маленький амулет, или талисман, известный как Печать Пророчествования, в котором различными способами восхваляется Бог: Йа Аллах (О Аллах!), Йа Рахман (О Сострадательный!), Йа Субхан (О Прославленный!) и Йа Султан (О Правитель!). Мусульмане верят, что если этот амулет положить на саван или в могилу умершего мусульманина, он никогда не испытает тяжести могильного холма, а Аллах простит все его грехи и наполнит могилу светом.

 

Чтобы быть уверенным в заступничестве Мухаммада, правоверному мусульманину очень важно просить для пророка благословения Аллаха. Коран утверждает, что Аллах и его ангелы посылают свое благословение на пророка, и мусульманин никогда не упомянет его имени без того, чтобы не произнести пожелание мира, при этом добавив (посредством множества предписанных молитв) свою просьбу о том, чтобы Аллах проявил к нему благосклонность. «Благослови нашего учителя Мухаммада и даруй ему размышление, и достоинство, и высокое положение, и достойное похвалы место, которое Ты обещал ему» — типичная молитва подобного рода.

 

Кроме обычного слова шафаатун, означающего заступничество, в Коране, в подобном же контексте, используется еще одно слово — васила. Оно только дважды встречается в книге (суры 5:34, 17:57) и означает получение доступа к Аллаху или особой милости от него. В исламских преданиях это слово очень часто появляется в качестве синонима заступничества перед Аллахом. В этом случае оно означает право на почетное место у трона Аллаха, а не на получение прощения или таинственного объединения с ним. Чем ближе мусульманин к Аллаху, тем больше вероятность получения им хорошей рекомендации.

 

Для среднего мусульманина центральной фигурой, к которой он обращается со своими надеждами, желаниями, взглядами и томлениями, является Мухаммад. На протяжении многих столетий существования ислама его облик возрос до положения Мессии, и несмотря на то, что все мусульмане безапелляционно заявляют, что они поклоняются одному Аллаху, а их пророк только правдивый вестник, совершенно очевидно, что он имеет статус обязательного посредника между Богом и людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.005 с.)