Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Маулид ан-наби: празднование дня рождения пророка
Празднование маулида
Одним из наиболее популярных праздников мусульманского мира является маулид ан-наби, празднование дня рождения Мухаммада. И хотя точная дата его появления на свет неизвестна, традиционно полагают, что он родился в день своей смерти, т. е. в 12-й день исламского месяца раби ал-аввал. Это очень популярный праздник у мусульман. Он был введен в Марокко в 1291 году Меринидом, правителем города Фес, и с тех пор широко празднуется в Магрибе (западная часть Северной Африки). Многие кланы этого региона претендуют на прямое потомство от пророка и очень серьезно чтут его память.
Церемония празднования популярна и в Египте, а в Индии она приобрела отчетливый индо-исламский характер. Здесь маулид ан-наби отмечается с большим размахом, поскольку проходит совместно с праздником урс (брачными церемониями). Одной из типичных особенностей праздника является украшение мечетей или иных зданий, доступных для широкой общественности, цветными огнями. Действо начинается с чтения Корана, особенно его Фатихи (Вводной главы), и продолжается декламацией религиозных стихов в честь пророка.
Огромное значение придается приготовлению особой пищи для коллективного угощения, хотя, например, в Турции весь день до заката люди держат пост. Одной из характерных особенностей этого вечера является пение религиозных песен газали в честь пророка. Зачастую восхваления, которые он получает, ставят Мухаммада на одну ступень с самим Аллахом.
В средние века маулид всенародно отмечался и в Мекке, но после захвата города в девятнадцатом столетии ультраортодоксами ваххабитами этот праздник был запрещен. В разных частях Индии праздник имеет местное значение; первые двенадцать дней месяца посвящены церемониям, процессиям, угощениям и каввали — песнопениям в честь пророка. В последний день устраивается грандиозный пир, бедным раздают еду. В некоторых частях Индии особое внимание уделяется реликвиям пророка. На всеобщее обозрение выставляются его волоски, во многих домах достают вырезанный на камне отпечаток его ступни. Блюда покрывают парчой и ставят на подставку, окруженную плюмажами из павлиньих перьев. Дома освещаются праздничными огнями, поют газали, звучит музыка, люди зажигают благовония и машут над ними плюмажами. Пять или шесть участников празднества ведут за собой большую процессию. В честь рождения пророка читают марсийю (элегию), которая сменяется дуруром — его благословением, подсчетами (муджизат) его чудес и поминанием (вафатнама) его смерти. Последнее прочитывается на местном наречии, чтобы все свидетели могли поскорбеть о его уходе.
В 1912 году день рождения пророка, 12-й день месяца раби ал-аввал, был объявлен в Оттоманской Империи всенародным праздником, и в этом статусе он по-прежнему отмечается в Пакистане. Города в этой стране украшаются флагами и вымпелами. Радио- и телевизионные программы посвящаются дню рождения Мухаммада, устраивается иллюминация. В Египте в его честь сочиняют поэмы и рассказывают фантастические легенды о его рождении. Звери и птицы, говорится в них, соревновались между собой за право ухаживать за пророком после его рождения и были разочарованы, когда это дело поручили кормилице Халиме. Звезды поздравляли друг друга с его рождением, и люди приходили издалека посмотреть на это чудо. Деревья тут же оделись листвой, и зацвели сады, и небо, казалось, собиралось прикоснуться к бесценной земле, на которой он был рожден.
Даже ортодоксальный ученый Ибн ал-Джуази писал в своей книге о маулиде, что Гавриил и все остальные ангелы провозгласили о его рождении, что Небесный Трон задрожал, гурии, юные райские девы, вышли из своих жилищ приветствовать его, и повсюду распространился аромат. Ридван, ангел, охраняющий ворота в Джаннат ал-Фирдаус — райские сады, предложил украсить небеса, а стаи птиц прилетали к Амине, и каждая несла с собой жемчужину. Когда Мухаммад родился, повествует легенда, Амина увидела свет, распространившийся по всей земле, и ангелы, окружив ее, пели хвалебные песнопения, прославляя Аллаха.
Эти легенды дали импульс к празднованию дня рождения Мухаммада, и хотя предпринимались многочисленные попытки модернизировать церемонию, все же эта красочная, яркая, фантастическая традиция осталась неотъемлемой частью празднества. Весь мусульманский мир будет продолжать преклоняться перед чудом рождения Мухаммада, а память о нем будет с любовью передаваться детям из поколения в поколение. Подобно многим другим популярным церемониям, ее соблюдение является обязательным для всех мусульман, и часть всенародной легенды об основателе ислама, конечно, останется в ней.
Маулид в истории ислама
Несмотря на свою популярность, маулид не принят повсеместно. Ортодоксальный ислам непоколебимо стоит на своих позициях, утверждая, что Мухаммад, хотя и является величайшим пророком, был всего лишь человеком, созданным Аллахом, поэтому все восхваления и почет должны оказываться только Богу. Маулид ан-наби рассматривается ими как бида, недозволенное новшество в исламе, и, следовательно, не может получить их одобрения. Законы и практика ислама вскоре после кончины пророка были определены для консервативных мусульман посредством иджмы, консенсуса ортодоксальных мусульманских теологов и правоведов. Задача ученых заключалась в поддержании всего того, что уже давно было определено относительно личности пророка и его религии. О нововведениях и ереси, подобной маулиду, не могло быть и речи, особенно после того, как церемония вознесла Мухаммада до высоты, противоречащей его традиционной пророческой модели.
Происхождение самой церемонии теряется в глубине веков, но известно, что о ней знали в двенадцатом столетии. Согласно суннитским историкам, первое празднование было устроено Музафар-ад-Дином Кокбуру, зятем известного египетского правителя Салах-ад-Дина. По мере роста в Египте суфизма, маулид быстро приобретал широкую популярность, а затем распространился и по другим мусульманским странам.
Теологи ортодоксального ислама, питающие глубокое уважение к памяти пророка, были глубоко обеспокоены нововведениями, идущими вразрез с увековеченными временем традициями ислама. Ибн Таймийа, очень консервативный исламский правовед, умерший в начале четырнадцатого столетия, строго осуждал введение новых праздников, в частности церемонии, посвященной рождению пророка. Его современник Ибн ал-Хаджж особенно критиковал участие в церемонии женщин и раскол между улама ислама (консервативными теологическими лидерами) и любителями вновь зародившегося празднества.
Так же, как глубоко уважаемый исламский теолог ал-Газали двумя столетиями ранее примирил движение суфийских мистиков с ортодоксальным исламом, другой великий исламский ученый должен был найти точку соприкосновения между различными фракциями в церемонии маулида. Джалал ад-Дина ас-Суйути, компетентного практически во всех аспектах ислама, одно время просили заняться сложной судьбой маулида и вывести заключение (фетву). Он исследовал эту проблему со всей объективностью, на которую был способен, и пришел к решению, которое хотя и не всех удовлетворило, но было молчаливо принято и привело к всеобщему примирению, а также к известной терпимости со стороны ортодоксов.
Он признал, что празднество было новшеством, не имеющим прецедента в оригинальных исламских текстах или записях, но тем не менее оно было безвредным и помогло укрепить любовь к Мухаммаду в мусульманских массах. Он определил эту церемонию как бида хасана, доброе нововведение, за которое можно получить вознаграждение, поскольку в нем ярко выражается уважение и прославление памяти Мухаммада. В действительности никто не возражал против излияния народной радости и счастья по поводу прихода в мир пророка, и так как праздник собирает мусульман, чтобы вместе почитать Коран и письменные свидетельства о его удивительном рождении, что сопровождается обильными угощениями и ничем больше, вряд ли кто-либо будет настаивать на запрещении этой церемонии.
Богослов уловил настроения ортодоксальных мусульман, которые утверждали, что они не смогли найти ни в Коране, ни в сунне пророка никаких оснований для проведения этого праздника. Он очень серьезно отнесся к претензиям ученого ал-Факихани, который настойчиво возражал против участия в празднике женщин, чье пение и раскачивания были не чем иным, как жестами похоти и страсти, и против веселящихся людей. Они, по его мнению, были бездельниками, заинтересованными только в заполнении своих желудков, а само празднество направлено на разрушение страха перед Днем Страшного суда. Ответ Джалал ад-Дина ас-Суйути заключался в следующем: хотя оппоненты и не смогли найти в Коране упоминания об этом празднике, это не означает, что он был неизвестен. Он заручился поддержкой ал-Байхаки, который приводил цитаты из предания, рассказанного одним из близких сподвижников пророка, Анаса, о том, что иногда Мухаммад раздавал пожертвования в честь своего дня рождения. И все-таки ас-Суйути выразил свое несогласие с излишествами, которые так яростно клеймил ал-Факихани.
Тогда же церемония была в основном принята, и, несмотря на недавние попытки снова осудить ее, она будет по-прежнему оставаться одной из особенностей народного ислама.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.) |