Чудеса пророка в исламской традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чудеса пророка в исламской традиции



 

Многие из приписываемых пророку чудес легендарны по своему характеру и имеют отношение к способности природы и ее части — животного мира — общаться с ним и признавать его за истинного пророка Бога. Народные поэты на заре тысячелетия любили пересказывать историю о газели, которая попала в силки жестокого охотника. Мухаммад проходил мимо и вдруг увидел заливающуюся слезами антилопу, которая оплакивала двух своих детенышей, умирающих в пустыне от жажды. Положение несчастного животного варьировалось в различных поэтических источниках, но суть оставалась одна — Мухаммад побеседовал с ней и, после того как она поведала ему свою горестную историю, отпустил ее. Когда вернулся охотник и предъявил пророку претензии по поводу освобождения антилопы, Мухаммад ответил, что она обещала вернуться, и поскольку его имя было Мухаммад Амин, Верный, то, если она не вернется, он останется вместо нее. Тем временем показалась газель с одним из своих детенышей. Животные припали к ногам пророка и поцеловали их. Охотник, потрясенный увиденным, без оглядки бросился в объятия ислама. Существует масса подобных историй, в которых вместо антилопы выступали змеи и прочие создания, все они разговаривали с Мухаммадом. Поэты и художники охотно живописали эти чудеса.

 

Мусульмане, страстно желавшие подтвердить правдивость всех якобы сотворенных Мухаммадом чудес, утверждали, что по крайней мере одно из них основано на тексте Корана. Имеется в виду случай, когда курайшиты-язычники провоцировали пророка привести доказательства своей миссии, и в ответ он просто разделил луну надвое. Ниже приведен отрывок из Корана, на который обычно ссылаются:

 

Час (Божьего суда) настал, и раскололся месяц. Но даже если их глазам предстанет ясное знамение (Аллаха), они отворотятся от него и скажут: «Сие лишь временное колдовство».

(Сура 54:1–2)

 

Это происшествие, говоря словами Корана, известно как Шакку-л-камар, «разделение луны». Многие мусульманские ученые уверены, что если толковать строки в контексте самого отрывка Корана, из которого они взяты, то случай этот является очевидным свидетельством неизбежности Дня Страшного суда. Слово «час» соотносят с Последним Часом, и хотя в стихе используется прошедшее время, из других отрывков совершенно ясно, что прошедшие времена, говоря с исторической точки зрения, — это определенный способ показать необратимость природы будущего исхода всего живущего и существующего.

 

Есть и другие аргументы, а именно: если бы такое поразительное явление, как разделение луны, действительно когда-либо имело место, то наверняка было бы много письменных документов, подтверждающих этот факт. Но, несмотря на их отсутствие, вера в совершенное чудо очень сильна. В тексте хадиса читаем:

 

Анас рассказывал, что люди потребовали от посланника Аллаха (да пребудет он с миром) показать чудо, и он показал им разделенную луну.

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 533)

 

В предании говорится, что когда курайшиты действительно обратились к Мухаммаду с просьбой разделить луну надвое, он поинтересовался, станут ли они верующими, если он сделает это. Ответ был утвердительным. Мухаммад обратился с молитвой к Аллаху о том, чтобы чудо произошло, и тут же луна разделилась пополам. Затем он обратился к людям с просьбой стать свидетелями произошедшего. Две половинки луны так далеко находились друг от друга, что между ними можно было видеть гору Хира. Однако пророку ответили, что это в чистом виде колдовство, и никто не подтвердит, что видел его, поскольку ясно, что это оптический обман, вызванный ворожбой.

 

Некоторые чудеса, приписываемые Мухаммаду, скопированы с Библии и имеют четкие параллели с жизнью Иисуса и других пророков. Существует предание, подобное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами:

 

Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Они пошли к посланнику (да пребудет он с миром) и попросили разрешения зарезать своих верблюдов, и он согласился. Умар встретил их по пути, и они рассказали ему об этом, и он сказал: «Как вы собираетесь выжить после того, как забьете верблюдов?» Затем он пошел к посланнику и сказал: «О посланник Аллаха! Как же они выживут после того, как зарежут своих верблюдов?» Посланник Аллаха приказал Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая еще осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них. Посланник Аллаха поднялся и попросил Аллаха благословить ее, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 3, с. 401)

 

Это предание написано в духе народного ислама, где пророк был вознесен от предела его исторической роли простого вестника до филантропа, мистического святого, чудотворца и совершенной модели для всего мусульманского мира. В данном случае не вызывает сомнения явный плагиат, и вновь видна попытка вознести Мухаммада с уровня обычного человека до уровня Мессии.

 

Другое не менее популярное в мусульманском мире предание повествует о том, как Мухаммад сотворил чудо, наполнив пустой горшок водой из своих пальцев:

 

Анас бин Малик рассказывал: «Я видел посланника Аллаха (да пребудет он с миром), когда подошло время молитвы Аср, и люди искали воду, дабы совершить омовение, но не могли найти ее. Позже вода (полный горшок) для омовения была принесена к посланнику Аллаха. Он опустил руки в горшок и сказал людям совершить омовение из него. Я видел воду, выливающуюся из-под его пальцев до тех пор, пока все не совершили омовение (это было одно из чудес пророка)».

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 1, с. 118)

 

Еще одна история, очень любимая поэтами и пересказываемая снова и снова на протяжении столетий, повествует о хуннане, вздыхающем пальмовом стволе. В первые дни пребывания в Медине Мухаммад во время молитвы опирался на ствол пальмы. Позже на этом месте была воздвигнута кафедра, мимбар, а ствол унесли. Став никому не нужным, ствол вздыхал, страстно желая прикосновений рук пророка. Услышав о его горе, пророк велел принести дерево обратно.

 

На протяжении столетий мусульмане, движимые глубокой любовью к своему пророку, не задаваясь никакими вопросами, принимают и пересказывают эти легенды. Создается впечатление, что любая история, возвеличивающая его образ, будет сразу же принята в своем первозданном виде. Образ Мухаммада в народном исламе сегодня больше является порождением фантазии его ревностных поклонников, нежели оригиналом. Превращение пророка в Мессию не сразу делает очевидным то, что ислам предлагает миру. Однако ищущий человек вскоре все поймет, стоит ему только осознать положение, которое Мухаммад занимает в сердцах и умах обычных мусульман.

 

 БИБЛИОГРАФИЯ

 

• Ahmad, Barakat. Muhammad and the Jesus. Vikas Publishing House, New Delhi, India. 1979 (Ахмад Баракат. Мухаммад и Иисус.)

 

• Ahmed, Maulvi M.I. The Authenticated Miracles of Mohammad. Award Publishing House, New Delhi, India. 1982 (Ахмед Маулви. Установленные чудеса Мухаммада).

 

• Andrae, Tor. Mohammed: The Man and His Faith. Charles Scribner’s Sons, New York, USA. 1936 (Андре Тор. Мухаммад: Человек и его вера).

 

• Anonymous. The Life of Mahomet, or, The History of that imposture. For the Booksellers, London, UK. 1799 (Аноним. Жизнь Мухаммада, или История этого мошенничества).

 

• Archer, John C. Mystical Elements in Mohammed. AMS Press, New York, USA. N.d. (1924) (Арчер Джон К. Элементы мистики в Мухаммаде).

 

• Armstrong, Karen. Muhammad: A Western Attempt to Understand Islam. Victor Gollancz Ltd, London, UK. 1991 (Армстронг Карен. Мухаммад: Западные попытки понять ислам).

 

• Azzam, Abd-al-Rahman. The Eternal Message of Muhammad. Quarter Books, London, UK. 1979 (Аззам Абд-ал-Рахман. Вечное послание Мухаммада).

 

• Balyuzi, H.M. Muhammad and the Course of Islam. George Ronald, Oxford, UK. 1976 (Бальузи Х.М. Мухаммад и путь ислама).

 

• Bodley, R.V.C. The Messenger: The Life of Mahommed. Greenwood Press, Wesport, USA. 1969 (1946) (Бодли Р. В. К. Посланник: Жизнь Мухаммада).

 

• Bosworth-Smith, R. Mohammed and Mohammedanism. Smith, Elder & Co., London, UK. 1876 (1731) (Босуорт-Смит Р. Мухаммад и мухаммадизм).

 

• Boulainvilliers, Count of. The Life of Mahomet. Darf Publishers Ltd., London, UK. 1983 (1731) (Буленвилье. Жизнь Мухаммада).

 

• Cook, Michael. Muhammad. Oxford University Press, Oxford, UK. 1983 (Кук Майкл. Мухаммад).

 

• Cragg, Kenneth. Muhammad and the Christian. Darton, Longman & Todd Ltd., London, UK. 1984 (Крэгг Кеннет. Мухаммад и христиане).

 

• Dashti, Ali. 23 Years: A Study of the Prophetic Career of Muhammed, George Allen & Unwin, UK. 1985 (Дашти Али. 23 года: Изучение пророческой карьеры Мухаммада).

 

• Dermenghem, Emile. The Life of Mahomet. George Routledge & Sons Ltd., London, UK. 1930 (Дерменгем Эмили. Жизнь Мухаммада).

 

• Dibble, R.F. Mohammed. Hutchinson & Co. (Publishers) Ltd., London, UK. N.d. (Диббл Р. Ф. Мухаммад).

 

• Edwardes, Michael (ed.) The Life of Muhammad. The Folio Society, London, UK. 1964 (Эдвардс Майкл. Жизнь Мухаммада).

 

• Gabrieli, Francesco. Muhammad and the Conquests of Islam. World University Library, London, UK. 1968 (Габриэль Франческо. Мухаммад и завоевания ислама).

 

• Glubb, John Bagot. The Life and Times of Muhammad. Hobber and Stoughton, London, UK. 1979 (1970) (Глаб Джон Бейгот. Жизнь и времена Мухаммада).

 

• Guillaume, Alfred. New Light on the Life of Muhammad. Manchester University Press, Manchester, UK. 1960 (Джуиллаум Альфред. Новый свет на жизни Мухаммада).

 

• Haykal, Muhammad Husayn. The Life of Muhammad. North American Trust Publications, USA. 1976 (Хайкал Мухаммад Хусайн. Жизнь Мухаммада).

 

• Ibrahim, S.B. & Dinet, E. The Life of Mohammad, Prophet of Allah. Chartwell Books Incorporated., Secaucus, USA. 1990 (Ибрагим С.Б. и Дайнет Е. Жизнь Мухаммада, пророка Аллаха).

 

• Irving, Washington. Lives of Mahomet and his Successors. Baudry’s European Library, Paris, France. 1850 (Ирвинг Вашингтон. Жизнь Мухаммада и его преемников).

 

• Idem. The Life of Mahomet. Everyman’s Library, London, UK. 1920 (1911) (Он же. Жизнь Мухаммада).

 

• Kamal-ud-Din, The Khawaja. The Ideal Prophet. The Basheer Muslim Library, Woking. UK. 1925 (Камал-ад-Дин Хавайа. Идеальный пророк).

 

• Kaptein, N. J. G. Muhammad’s Birthday Festival. E. J. Brill, Leiden, The Netherlands. 1993 (Каптейн Н. Д. Г. Праздник дня рождения Мухаммада).

 

• Khan, Syed Ahmad (Bahador). The Life of Mohammed. Sh. Mubarak Ali, Lahore, Pakistan. 1979 (1870) (Хан Сайед Ахмад (Бахадор). Жизнь Мухаммада).

 

• Koelle, S.W. Mohammed and Mohammedanism Critically Considered. Rivingtons, London, UK. 1889 (Келле С.В. Критическое рассмотрение Мухаммада и мухаммадизма).

 

• Lings, Martin. Muhammad. George Allen & Unwin/The Islamic Texts Society, London, UK. 1983 (Лингс Мартин. Мухаммад).

 

• al-Majlisi, Allama Muhammad Baqir. The Life and Religion of Muhammad. The Zahra Trust, San Antonio, USA. 1982 (1850) (ал-Маджлиси Аллама Мухаммад Бакир. Жизнь и религия Мухаммада).

 

• Margoliouth, D.S. Mohammed. Blackie and Son Ltd., London & Glasgow, UK. 1939 (Марголиус Д. С. Мухаммад).

 

• Idem. Mohammed and the Rise of Islam. AMS Press, New York, USA. 1978 (1905) (Он же. Мухаммад и подъем ислама).

 

• Idem. The Relations between Arabs and Israelites prior to the Rise of Islam. Kraus Reprint, Munich, Germany. 1980 (1924) (Он же. Взаимоотношения между арабами и израильтянами до зарождения ислама).

 

• Muir, Sir William. Mahomet and Islam. The Religious Tract Society, London, UK. 1895 (Муир сэр Уильям. Магомет и ислам).

 

• Idem. The Life of Mahomet. (4 volumes). Smith, Elder & Co., London, UK. 1861 (Он же. Магомет).

 

• Idem. The Life of Mahomet. Smith, Elder & Co., London, UK. 1894 (1877) (Он же. Магомет).

 

• Idem. The Life of Mohammed from Original Source. John Grant, Edinburg, UK. 1923 (1912) (Он же. Магомет из оригинальных источников).

 

• Nadwi, Abu’l Hasan Ali. Muhammad Rasulullah. Islamic Research and Publications, Lucknow, India. 1979 (Радви Абул Хасан. Жизнь посланника Аллаха).

 

• O’Leary, De Lacy. Arabia Before Muhammad. AMS Press, New York, USA. 1973 (1927) (О’Лири Де Лейси. Аравия до Мухаммада).

 

• Orlandi, Enzo (ed.). The Life and Times of Mohammed. Paul Hamlyn, London, UK. 1968 (Орланди Энцо. Жизнь и времена Мухаммада).

 

• Prideaux, Dr. Humphrey. The True Nature of Imposture Fully Display’d in the Life of Mahomet.

 

• E. Curll Printers, London, UK. 1723 (1697) (Прайдекс д-р Хампфри. Истинная природа мошенничества, полностью продемонстрированная в жизни Мухаммада).

 

• Rahman, Afzalur. Muhammad: Blessing to Mankind. The Muslim Schools Trust, London, UK. 1979 (Рахман Афзалур. Мухаммад: Благословение человечеству).

 

• Rodinson, Maxime. Mohammed. Pelican Books, Harmondworth, UK. 1973 (1971) (Родинсон Максим. Мухаммад).

 

• Sarwar, Hafiz Ghulam. Muhammad: The Holly Prophet. Sh. Muhammad Ashraf, Lahore, Pakistan. 1969 (Сарвар Хафиз Гулам. Мухаммад: Святой пророк).

 

• Schimmel, Annemarie. And Muhammad Is His Messenger. The University of North Carolina Press, Chapel Hill, USA. 1985 (Шиммель Аннамария. И Мухаммад — Его посланник).

 

• Seguy, Marie-Rose. The Miraculous Journey of Mahomet. The Scolar Press Limited, London, UK. 1977 (Сеги Мария-Роза. Чудесное путешествие Мухаммада).

 

• Siddiqui, Abdul Hamid. The Life of Muhammad. Islamic Publications Limited, Lahore, Pakistan. 1975 (Сиддики Абдул Хамид. Жизнь Мухаммада).

 

• Stobart, J. W. H. Islam and Its Founder. Society for Promoting Christian Knowledge, London, UK. 1876 (Стобарт Д. В. Х. Ислам и его основатель).

 

• Watt, W. Montgomery. Muhammad at Mecca. Oxford University Press, Oxford, UK. 1972 (1953) (Уотт В. Монт-гомери. Мухаммад в Мекке).

 

• Idem. Muhammad at Medina. Oxford University Press, Oxford, UK. 1962 (1956) (Он же. Мухаммад в Медине).

 

• Idem. Muhammad: Prophet and Statesman. Oxford University Press, Oxford, UK. 1975 (1961) (Он же. Мухаммад: Пророк и политик).

 

• Idem. Muhammad’s Mecca. Edinburgh University Press, Edinburgh, UK. 1988 (Он же. Мекка Мухаммада).

 

• Wessels, Antonie. A Modern Arabic Biography of Muhammad. E. J. Brill, Leiden, The Netherlands. 1972 (Вессель Энтони. Современная арабская биография Мухаммада).

 

• Zafrulla Khan, Muhammad. Muhammad: Seal of Prophets. Routledge and Kegan Paul, London, UK. 1980 (Зафрулла Хан Мухаммад. Мухаммад: Печать пророков).

 

• Zain, Syed Abu Zafar. The Prophet of Islam: The Ideal Husband. Kazi Publications, Chicago, USA. 1979 (Зейн Сайед Абу Зафар. Пророк ислама: Идеальный муж).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.038 с.)