Бесполезный визит Мухаммада в ат-Таиф 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бесполезный визит Мухаммада в ат-Таиф



 

В шестидесяти милях на юго-восток от Мекки раскинулось поселение ат-Таиф. В поселении жили люди племени тхакиф, которые построили огромный храм в честь языческой богини ал-Лат. Но, несмотря на это, Мухаммад отправился в этот городок в надежде, что там его послания будут восприняты более благосклонно, чем в Мекке. По прибытии на место он первым делом обратился к вождям племени, пытаясь склонить их к вере в единого Аллаха, убедить покориться его воле, как написано в божественном послании — Коране. Однако все его попытки были резко отвергнуты, и Мухаммада отослали назад.

 

Один из них принес клятву, что он бы сорвал покрытие Каабы, если бы Бог послал его. Другой сказал: «Неужели Бог не сможет найти кого-то лучше, чем ты?» Третий сказал: «Во имя Бога, никогда не позволяй мне говорить с тобой. Если ты посланник Бога, как ты говоришь, мне очень важно, чтобы ты давал ответы, а если ты лжешь против Бога, то нет такого права, чтобы я говорил с тобой».

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 192)

 

Мухаммад понимал, что может не дождаться от людей желаемой реакции, поэтому он обратился к вождям племени с просьбой держать в секрете его приезд, опасаясь, что преследования курайшитов в Мекке ужесточатся, если там узнают о его провале. Но вожди не пощадили Мухаммада и послали деревенскую молодежь и рабов забросать его, осмеивая, камнями, когда он будет бежать из поселения.

 

Исламское предание гласит, что путешествие Мухаммада не было совсем уж бесполезным. Молодой раб Аддас, христианин, скрасил его возвращение в Мекку тем, что был обращен в мусульманство после непродолжительной беседы с пророком. Позже, добравшись до Нахлы, повествует легенда, с наступлением ночи Мухаммад углубился в молитву и чтение Корана и был услышан сборищем джиннов из Насибина. Семеро из них немедленно обратились в мусульманство и поспешили в свое поселение, чтобы предупредить соплеменников о грядущем правосудии. Как говорилось ранее, джинны, согласно поверью, — это невидимые духи, сотворенные из огня. Некоторые из них несут в себе дьявольское начало, другие же вполне доброжелательны и интересуются мусульманством. В Коране имеется упоминание о таком событии:

 

Скажи: «Открыто мне, что джиннов сонм, услышав чтение, сказали: „Поистине, мы дивный слышали Коран“».

(Сура 72:1)

 

В другом отрывке, тоже посвященном этому случаю, говорится, что как только джинны выслушали чтение Корана, они убедили свой народ поверить в Бога, который простит их провинности и убережет от гнева (сура 46:29–32). Однако все это было неведомо Мухаммаду, когда он, не добившись успеха, вернулся в Мекку. В это время вся его миссия потерпела крах. Десять лет терпеливого проповедования завершились плачевными результатами, и не было никакой надежды на то, что сердца язычников-арабов когда-либо откроются ему и примут его учение. И тем не менее он стойко добивался своей цели. Еще раз вверив себя Аллаху, который, как считал Мухаммад, защищал его на протяжении всех этих лет и без которого не могло быть ни силы, ни света, ни руководства, пророк пытался изменить обстоятельства в свою пользу. Перемены уже стояли на пороге его судьбы, и вскоре после возвращения в Мекку он нашел новое поселение, где можно было читать свои проповеди. На этот раз его надежды полностью оправдались.

 

АЛ-ХИДЖРА И НАЧАЛО ИСЛАМА

 

Две клятвы при Акабе

 

Спустя некоторое время после неудачного посещения Мухаммадом поселения ат-Таиф появилась традиция ежегодного паломничества в Мекку. Именно тогда Мухаммад встречается с делегацией из города Йасриб, состоящей из известных людей племени хазрадж. Не вызывает сомнения тот факт, что члены делегации были предупреждены иудеями Йасриба о скором приходе нового пророка, который уничтожит любого, вставшего на его пути. Иудеи грозили арабам, что пророк этот будет из их числа, но после того, как делегации посчастливилось услышать проповеди Мухаммада, арабы убедились, что он и есть тот самый пророк, чей приход им предвещан. Пытаясь опередить иудеев, они поклялись Мухаммаду в преданности и, вернувшись в Йасриб, объявили о том, что встретили нового пророка, которому все горожане — как ауситы, так и хазраджиты — должны вверить себя, став его последователями и учениками.

 

Следующий год не был отмечен никакими событиями, но делегация хазраджитов из Йасриба распространила среди сограждан проповедь Мухаммада. Двенадцать человек встретились с ним во время следующего паломничества. Они рассказали ему о своих успехах в Йасрибе и связали себя клятвой следовать за ним и защищать его ценой своих жизней. Эта клятва получила название Первой клятвы при Акабе — в честь местности, расположенной недалеко от Мекки, где она была дана. Ее еще называют Клятвой женщин, потому что женщины также взяли на себя обязательства соблюдать законы, записанные в Коране (сура 60:12). Одна из йасрибских делегаций пересказала суть клятвы своими словами, свидетельствуя о своей полной приверженности пророку. Клятву эту стали называть ал-Ислам, «покорность» Богу и его пророку:

 

Нас было двенадцать, и мы вручили себя посланнику, следуя примеру женщин, и было это до того, как война была запрещена. Обязательство состояло в том, что мы не должны никого сравнивать с Богом; мы не должны красть; мы не должны совершать прелюбодеяние; не должны убивать наших отпрысков; не должны клеветать на наших соседей; не должны не подчиняться Ему в том, что правильно; если мы выполним это, рай будет наш; если мы впадем в какой-либо из тех грехов, пусть Бог накажет или простит нас, как Он пожелает.

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 199)

 

Мухаммад был чрезвычайно вдохновлен реакцией Йасриба и послал туда своего товарища Мусаба ибн Умайра научить жителей города заповедям Корана и основам ислама. Мусаб и другие последователи пророка начали распространять его учение. И без того огромное количество новообращенных ауситов и хазраджитов значительно приумножилось. Когда пришло время, Мусаб вернулся в Мекку и поведал Мухаммаду о растущей в Йасрибе силе мусульманства. Мухаммад начал серьезно задумываться об отъезде из Мекки, где противодействие ему сильно ужесточилось.

 

Наступило время следующего паломничества. Мухаммад тайно на том же самом месте встретился с семью мусульманами из Йасриба, которые дали Вторую клятву при Акабе. На сей раз они поклялись быть его последователями, соблюдать заповеди Аллаха, как сказано в Коране, и беречь жизнь пророка ценой своих жизней. Вернувшись назад, Мухаммад торжественно пообещал покинуть Мекку и возглавить мусульманство Йасриба, с этого момента известного как Медина, город пророка. Ал-Бара ибн Марур, глава делегации, обращенный годом ранее, подтвердил клятву, данную Мухаммаду, следующими словами:

 

Мы выслушали то, что ты сказал: если бы у нас была иная мысль в головах, мы бы высказали ее. Мы намереваемся исполнить (наши обещания) и жаждем истины, и мы готовы принести в жертву наши жизни за посланника Аллаха, да благословит его Аллах.

(Ибн Саад, Табакат, том 1, с. 257)

 

Поклявшиеся надеялись, что никто не узнает о данном ими обете верности пророку. Однако кто-то из курайшитов подслушал их разговор. На следующий день рано утром лидерам племени все стало известно. Они немедленно связались с представителями племени хазраджитов, прибывшими в Мекку в качестве паломников, и обвинили их в предательском сговоре с Мухаммадом. Однако глава хазраджитов ничего не знал об обете, и паломники отвергли обвинение. Пока курайшиты собирали достоверную информацию о том, что же на самом деле произошло между Мухаммадом и его единомышленниками, ярмарка закончилась.

 

Курайшиты тем не менее были глубоко обеспокоены успехом Мухаммада в деле привлечения последователей в другом городе. Они собрались на совет и постановили раз и навсегда положить конец его миссии, пока дело не зашло слишком далеко. Вначале планировалось убить пророка. Он же в это время серьезно обдумывал вопрос об отъезде из города. Борьба между ними в конце концов достигла кульминации: арабский мир стоял на пороге новой эры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.005 с.)