Последняя болезнь и смерть Мухаммада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последняя болезнь и смерть Мухаммада



 

Мухаммад готовился к отмщению за поражение при Муте. Но, снарядив армию, неожиданно и серьезно заболел. Вплоть до этого времени он отличался завидным здоровьем, но тут приступ лихорадки обрек его на бессонные ночи. В одну из таких ночей он отправился на кладбище в Медине и, обратившись ко всем похороненным здесь, назвал их благословенными, поскольку они освободились от забот этого мира. Вернувшись домой, он сказал сопровождавшему его Абу Мувайхибе, что ему на выбор предложили ключи от бренной жизни на земле и от рая. Когда его товарищ спросил, нельзя ли иметь их оба, Мухаммад ответил отрицательно и объяснил, что он выбрал рай и встречу со своим Богом.

 

Когда Мухаммад возвратился домой, лихорадка у него усилилась. Его жены делали все, что было в их силах, пытаясь облегчить страдания мужа, постоянно поливая его водой. Он уже не мог читать молитвы в мечети, и множество мусульман собралось в Медине, сильно беспокоясь о состоянии его здоровья. Постепенно он впал в бессознательное состояние. Однажды он как-будто выздоровел — дошел до мечети и, хотя и был слаб, возглавил молитву. Мусульмане ликовали, но вслед за тем, вернувшись в дом Айши, Мухаммад почувствовал, что приступ повторился. Положив голову ей на колени, он слабым голосом выкрикивал что-то о триумфе и вдруг вздохнул и больше уже не дышал никогда.

 

Как только известие о его смерти достигло собравшихся людей, шум, постоянный спутник толпы, внезапно стих. Осознав новость, Умар смело провозгласил, что пророк Аллаха никогда не умрет и что безоговорочно будет отлучен от веры любой, кто станет распространять слухи о его смерти. Вышел Абу Бакр и, успокоив толпу, произнес: «Пусть каждый поклоняющийся Мухаммаду знает, что Мухаммад мертв, но тот, кто поклоняется Аллаху, пусть знает, что Аллах жив». И затем он прочитал цитату из Корана:

 

И Мухаммед — не больше, чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах.

(Сура 3:144)

 

Жизнь величайшего пророка ислама завершилась. Он был похоронен в комнате своей любимой жены Айши, и в наши дни его гробница образует часть Великой Мечети Медины. Через короткое время после его смерти ислам начал быстро распространяться и в течение столетия завоевал целую империю, такую же обширную, как и Римская в начале своего развития.

 

Глава третья

ЛИЧНОСТЬ МУХАММАДА

ХАРАКТЕР МУХАММАДА

Общая оценка его характера

 

Никому из тех, кто изучал жизнь Мухаммада, еще не удавалось остаться равнодушным к факту его головокружительного восхождения от обычного жителя Мекки до бесспорного лидера арабов на всем Аравийском полуострове. Мы рассматриваем не просто влиятельную историческую фигуру, а человека, который претендовал на роль последнего и величайшего из всех Божьих пророков. Оценивать его личность необходимо как с религиозной, так и с исторической точек зрения, и, возможно, было бы уместно начать это делать именно с последней, прежде чем исследовать более детально его пророческие убеждения.

 

Мусульманский мир без каких-либо затруднений пришел к единодушному заключению: Мухаммад был величайшим из всех пророков, фактически мировым посланником Аллаха, живым примером. Он был безгрешен, хотя и не лишен человеческих слабостей; безукоризненно исполнял свою роль в качестве избранного Аллахом представителя его на земле. Однако христианская точка зрения тогда была совершенно иной, и христиане в целом воспринимали Мухаммада как бесспорного лидера и реформатора, который вывел арабов из тьмы язычества, и одновременно как одержимого демонами самозванца, поставившего своей единственной целью увести людей с истинного пути Евангелия.

 

Существует много путей беспристрастной оценки пророческой деятельности Мухаммада. Можно оценивать качества его характера; можно оценивать его в свете репутации, которой он пользовался у ближайших современников; как претендента на исполнение божественной миссии; можно сравнить его с Иисусом Христом, основателем другой всемирной монотеистической веры. Разумеется, было бы неуместно подходить к нему с предубеждением. Только объективный взгляд покажет его истинный характер, и очень важно, чтобы его слова и поступки говорили сами за себя.

 

Мухаммад не отрицал, что у него были ошибки. Некоторые из них упоминаются в Коране. Там приведен случай, когда он отвернулся от человека только потому, что тот был слепым (сура 80:1-2). Он нигде не фигурирует в качестве обманщика, который заботился бы только о том, как показать себя со всех сторон совершенным примером. И действительно, говорить о предумышленном обмане не приходится, так как его целеустремленная преданность своей идее, иногда перед лицом неприятностей, была искренна и оценивается высоко.

 

Он по-настоящему верил, что был призван Аллахом увести свой народ от языческого безумия к поклонению единому Вседержителю. В достижении своей цели он практически не колебался, несмотря на бесчисленные жестокие преследования. Путешествие в ат-Таиф, вероятно, было самым черным днем в его судьбе, но даже в этом случае он не разочаровался и не засомневался в своем призвании. Однажды он сказал, что даже если солнце оденет своими лучами его правую руку, а луна — левую, он все равно не откажется от своего призвания, пока Бог правит им. Даже когда его искушали потребовать что-нибудь от Аллаха в доказательство своей миссии, например власть творить чудеса, он не делал этого и стойко нес возложенный на него груз ответственности, говоря, что Коран сам по себе является чудом и доказательством его призвания свыше.

 

Очень важно, а может быть, даже чрезвычайно важно то, что он не только следовал своим курсом, но и четко понимал, что тот имеет свои пределы. Он был всего лишь человеком, ничем не отличавшимся от вестников Аллаха, которые ушли в небытие в разное время (сура 3:144). Главным образом он заботился о том, чтобы его слушатели следовали по пути его Бога (сура 25:57), и хотя над ним насмехались и отвергали как сумасшедшего, он рассматривал себя однозначно — как человека, призванного привести свой народ к истине (сура 7:184).

 

Простота его жизни также свидетельствует о его чистосердечии. На протяжении всех лет гонений и преследований в Мекке он жил очень скромно и не изменил этому образу жизни даже в то время, когда мог наслаждаться растущим успехом в Медине и когда вся Аравия постепенно переходила под его влияние. Ко времени его смерти он по-прежнему охотно подметал пол у себя в спальне, делал обычную работу по дому и жил в соответствии с образом жизни своих товарищей. Он никогда не увековечивал свой облик и не устраивал в свою честь пышных процессий, а после смерти его похоронили в спальне жены, так как у него не было своего дома. Если говорить о том, что он стремился к мировому господству, необходимо признать, что под этим подразумевалось господство Аллаха как вечного властелина сердец верующих. Он никогда не переоценивал себя и не превозносился.

 

В религиозной среде существует глубокое ощущение духа человека, осознающего свое место в мироздании. Ислам не явился чем-то новым, призванным вытеснить все, что предшествовало ему, он только подтвердил предыдущие откровения. Мусульман призывали последовать за верой Авраама и уважать вклад великих пророков прошлого (сура 2:135-136). Мухаммад пришел только для того, чтобы пересмотреть и переоценить путь Аллаха, а не устанавливать новое направление в религии.

 

Христиане, пытающиеся унизить пророка ислама и подорвать его авторитет, а также связать его учение с нечистой силой, никогда не старались оценить этого человека с позиций его поколения. Если судить о нем объективно, то он выделяется как один из гигантов человеческой истории. С точки зрения людей, живших в его эпоху в диких пустынях Аравии, в то время, когда на эту часть земли никто не обращал внимания, он воспринимался как удивительная личность. До тех пор ни один христианин не сможет в полной мере понять, что побуждает придерживаться этой веры сотни миллионов мусульман, пока не увидит личного влияния Мухаммада на первое поколение верующих. В этой связи было бы уместным более пристально взглянуть на то, как его современники рассматривали пророка сквозь призму ежедневных взаимоотношений с ним.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.008 с.)