Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Modern features of walking routes in the Subpolar Urals on the territory of the national park «yugyd va»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Annotation: The Subpolar Urals is one of the most beautiful areas of the Urals, which has a full set of obstacles for complex tourist routes: there are three peaks with a height of more than 1800 meters, more than 250 passes and routes to more than 60 peaks are classified. On the territory of the national park «Yugyd va» there are tourist bases and camp sites. This is the center of modern glaciation in the Urals. In 2019, the author took a route from the base «Zhelannaya» to the Sablinsky ridge, dedicated to the 90th anniversary of the discovery of the Hoffmann glacier ‒ the first in the Urals. Key words: Subpolar Urals, national park «Yugyd va», modern glaciation, Sablinsky ridge, Hoffmann glacier.
Общие сведения о районе. Приполярный Урал – один из наиболее красивых районов Урала ‒ был выделен из Северного в отдельный район Б. Н. Городковым, руководителем Североуральской экспедиции АН СССР и Уралплана, лишь в 1927 году. Западная его часть относится к Республике Коми, восточная – к Ханты-Мансийскому автономному округу. Это район наиболее высоких гор на Урале, здесь находятся три вершины высотой более 1800 м над уровнем моря: Народа (1895,0), Защита (1808,5) и Карпинского (1803,4). Ширина горной полосы достигает 150 км (на 65° с. ш.), а длина 240 км (от истоков р. Хулга до широтного участка р. Щугор) [10, с. 9]. Хотя этот район находится в двух часовых поясах от Москвы, время в Республике Коми – московское. Главным водоразделом, отделяющим Европу от Азии, являются Народо-Итьинский и Исследовательский хребты [10, с. 9], последний был выделен в отдельную орографическую единицу в 1927‒1928 годах, его первое название ‒ «Кряж Исследователей Северного Урала в XIX столетии».
Площадь горной области Приполярного Урала составляет 32000 км² [10, с. 5]. Горы окружают смешанные леса, тайга, субальпийские луга, выше 900‒1200 м начинается горная тундра. Характерными особенностями рельефа являются хребты с альпийскими формами, асимметрия склонов (западные более пологие) и глубокое расчленение массивов поперечными речными долинами. Реки принадлежат бассейнам Печоры (на западном склоне) и Оби (на восточном). В горных котловинах находятся живописные озера, самое глубокое – озеро Манси (38 м), самое большое ‒ Торговое [10, с. 22]. Этот район ‒ очаг современного оледенения на Урале [9]. Одним из первых на Урале в 1929 году был открыт ледник Гофмана на восточном склоне Саблинского хребта. Со времени открытия уральские ледники явились объектом исследований в период проведения 2-го Международного полярного года (1932‒1933) и Международного геофизического года (1957‒1958). В 1957‒1963 годах Полярно-Уральской экспедицией Института географии АН СССР был собран обширный материал по гляциологии Урала. Всего на 1 марта 1964 года на Урале было известно 143 ледника общей площадью 28,66 км², в том числе на Приполярном Урале насчитывалось 50 ледников общей площадью 7,52 км², самые крупные из них ‒ Манси и Гофмана (0,75 и 0,37 км²) [10, с. 33]. Ледники расположены в глубоких карах на подветренных восточных и юго-восточных склонах хребтов на высоте 600‒1400 м. В питании ледников значительную роль играют лавины. В последние годы на Урале наблюдается общее потепление климата, и ледники сильно деградируют. Климат района резко континентальный. Лучшее время для пешеходных маршрутов – вторая половина июля, самого теплого месяца (на равнинах до +32‒35°С, на высоте 1300 м до +5°С). Но заморозки и метели в горах случаются в течение всех летних месяцев. Западные ветры приносят дождь и похолодание, восточные ‒ сухую и теплую погоду, иногда с короткими ливнями и грозами. Солнечная погода в июле редко длится больше10‒12 дней подряд, обычно 3‒4 дня [10, с. 13]. В июне – июле на Приполярном Урале стоят белые ночи, но с середины августа день начинает убывать ежедневно на 10‒13 минут. Существенное влияние оказывает меридиональное расположение хребтов поперек к господствующему направлению влагоносных ветров. Весной снежный покров на равнинах сходит в середине мая – конце апреля, но в горах снежники могут сохраняться до середины лета. Приполярный – самый богатый осадками район Урала. Особенно много их выпадает в верховьях Вангыра, Манараги, Торговой, Патока (до 1500 мм в год). Восточный склон более сухой. Больше всего осадков в летние месяцы (40‒50 %), особенно в июле. На западном склоне находится национальный парк «Югыд ва» («Светлая вода»). На его территории есть базы-приюты «Переправа», «Санавож», «Манарага», «Юнковож», «Лосиная», «Озёрная» и другие, оборудованы стоянки на реках Кожим и Косью [4]. Согласно Правилам посещения парка обязательными для туристов являются «услуги по размещению» на этих базах стоимостью 150‒430 рублей с 1 человека в сутки, дополнительная плата «за посещение парка» ‒ 100 рублей с 1 человека за весть период пребывания (по состоянию на 2019 год). Дирекция национального парка производит выдачу разрешений на посещение территории, бронирование транспорта на заезд/выезд с маршрута, выпускает карты и путеводители по району [5, 6, 12, 13]. Адрес: 169570, Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, 5, т/ф. 8 (82146) 24763, www.yugydva.komi.com [16]. Интинский филиал: г. Инта, ул. Дзержинского, 27а, т/ф. 8 (82145) 62093, park-inta@yandex.ru. В центральной части парка под горой Манарага (левый берег р. Косью ниже устья руч. Моренный) находится приют ООО СПАСФ «Природа» (20 мест, печка, веранда, спутниковый телефон, дизель-генератор, баня, вертолетная площадка), где постоянно дежурят 2 смотрителя. Поисково-спасательные формирования района: Коми РПСС – 167023, г. Сыктывкар, ул. Катаева, 47, (8362) 421540; Интинский ПСО – г. Инта, м/р Западный, (82145) 34333. Варианты заезда на маршрут. Традиционный путь заезда в район идет по Северной железной дороге до станции Инта (продовольственные магазины, кафе, сувениры). Скорые поезда прибывают на станцию в 01‒29 и 05‒45, отправление обратно в 17‒27 и 00‒52 (информация 2019 года). Автомобильная дорога с «материка» идет через Ухту, Сосногорск и заканчивается перед р. Печора. Переезд от ж.-д. станции Инта (пос. Верхняя Инта) до базы «Желанная» идет на машинах повышенной проходимости по Интинскому (Тумановскому) тракту (119 км, 5‒8 часов). Заказ транспорта в НП «Югыд ва» (yugyd-va@mail.ru) или на сайте «Вездеходы Урала» (8 912 8635671, lemva@yandex.ru). На базе «Желанная» (гостиница, интернет, спутниковый телефон) можно арендовать вездеход «Трэкол», но сам прииск с 2019 года не работает. От базы «Желанная» вездеходная дорога идет вверх по долине р. Балбанъю под пер. Валдик (16 км). Альтернативные пути от ж.-д. станции «Разъезд 1952 км» по Кожимскому тракту или от села Аранец на р. Печора по Аранецкому тракту «проигрывают» традиционному: утомительные пешие подходы к горам ‒ это дополнительные 60‒110 км. Возможен выход из района сплавом по рекам Косью или Кожим. Вариант заброски вертолетом из г. Инта ‒ оптимальный, но дорогостоящий. Вездеходные дороги, проложенные геологами в 1960‒1980-х годах, нанесены на карты-километровки (Генштаб, 1980‒1994). Проезд по ним возможен, в основном, в бассейне р. Кожим. Вангырский тракт в настоящее время для проезда транспорта непригоден: не более 10 % его на участке от устья р. Малый Вангыр до г. Сундук пригодно для комфортной ходьбы, остальная часть – заросшие высокой травой поляны, деревья в колеях, разрушенные мосты через притоки; в верховьях Вангыра тракт практически не «читается» на травянистых террасах и в пойме реки. Общая смысловая идея. Выбор района путешествия не был случайным: Приполярный Урал ‒ это район, в котором имеется почти полный набор препятствий для пешеходных маршрутов [17], географический показатель которого – один из самых высоких среди среднегорных районов России. Этим, а также транспортной доступностью объясняется популярность данного района у туристов. Стратегическая идея похода 2019 года состояла в прохождении маршрута от базы «Желанная» до Саблинского хребта, посвятив его 90-летию открытия первого ледника на Урале ‒ ледника Гофмана. Попутно группой решались задачи первопрохождения перевалов в малопосещаемом хребте Озёрный и сбора сведения о состоянии ледников в полосе маршрута. «Нитка» маршрута наикратчайшим путем связала долину р. Балбанъю и ледник Гофмана. Высокую скорость группы на этом участке обеспечило снижение веса рюкзаков путем оставления части продуктов и газа в долинах рек Манарага и Войвож-Сыня. (Здесь уместно сравнение движения группы с реактивным движением, которое возникает при отделении от тела некоторой его части с определенной скоростью). Мы выбрали кольцевую форму маршрута, с возвращением на базу «Желанная». Линейный вариант ‒ с 60-километровым выходом через Аранецкие болота ‒ был отвергнут сразу. (Дальнейшие события показали правильность данного решения – проливные дожди в августе 2019 года сделали болота труднопроходимыми). Для соответствия сложности маршрута третьей категории в него были включены разнообразные естественные препятствия, основу которых составили перевалы, вершины, каньоны и траверсы [18, с. 258]. По опыту прошлых походов максимальная сложность переправ оценивалась нами 1А категорией трудности, однако после прошедших дождей она оказалась выше. Безопасность маршрута обеспечивалась хорошей информированностью о районе (наличием карт, фотографий, отчетов групп, специальной литературы), оптимальным подбором снаряжения, опытом прохождения маршрутов в данном районе руководителем группы в 2013 и 2017 годах. Для преодоления препятствий имелось специальное снаряжение (веревки, страховочные системы, каски, трекинговые палки), а для приготовления пищи в безлесной зоне ‒ горелки и газ. На случай непогоды были запланированы резервные дни. Группа оформила страховку от несчастного случая и зарегистрировалась в Пермской краевой службе спасения. Маршрут по Приполярному Уралу. Группа юных туристов Пермского краевого центра «Муравейник» под руководством Анатолия Зуева летом 2019 года прошла пешеходный маршрут третьей категории сложности по территории национального парка «Югыд ва». В основу планирования был положен принцип «пройти и увидеть как можно больше»: с учетом опыта двух предыдущих маршрутов по Приполярному Уралу в этом походе было решено дойти до Саблинского хребта. Группа ориентировалась на сроки, рекомендованные в туристской и научной литературе как «наилучшие, оптимальные» [18, с. 261], и в прежние годы погода не подводила. Но 2019 год стал исключением: по утверждению местных жителей, такой плохой погоды в районе не было 49 лет! Непогода помешала реализовать планы полностью: не удалось совершить восхождения на «зна́ковые» вершины Саблю и На́роду, но зато в «копилке» группы 13 переправ через бурные реки, 11 перевалов, три из которых были пройдены впервые, а также одна вершина и траверс хребта. В сравнении с Перечнем классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий [17] маршрут, пройденный группой, выгодно отличается разнообразием и количеством препятствий. Его интенсивность определили большая протяженность (около 250 км) и суммарный перепад высот (11,4 км), на прохождение маршрута было затрачено 13 ходовых дней. Заехав из Инты на базу «Желанная», группа попала в долину р. Балбанъю. Простыми перевалами Валдик и Зигзаг (н/к) обошла стороной пер. Каркар (1А) ‒ более высокий и сложный, со спуском по крутой осыпи и крупной морене, что логично при большом «стартовом» весе рюкзаков. Переправы через крупные реки Манарага и Косью были организованы выше места их слияния, что уменьшило их сложность. Перевалы Харота (н/к) и Медвежий (1А) наикратчайшим путем привели из долины р. Косью в среднее течение р. Вангыр (переправа 1Б) и далее через пер. Сундук (н/к) на базу «Озёрная». Перейдя р. Войвож-Сыня, группа ушла долиной р. Седъю к подножию Саблинского хребта. К этому времени погода резко испортилась, пик непогоды на Приполярном Урале пришелся на 29 ‒ 31 июля: проливные дожди, ураганный ветер, низкая облачность, понижение температуры воздуха. Переждав сутки под ледником Гофмана, группе пришлось повернуть обратно, чтобы успеть до пика паводка перейти вброд р. Войвож-Сыня. Но это была уже совсем другая река – вода поднялась на метр, затопив береговые отмели и острова, увеличилась и скорость течения. На маршруте были запланированы дни отдыха ‒ под ледником Гофмана и на базе «Озёрная». Так получилось, что они совпали с днями погодных аномалий, но «нет худа без добра»: на базе вдоволь попарились в бане и хорошо просушили вещи. На обратном пути группа ежедневно проходила по одному перевалу. Три из них представляли особый интерес – они проходились в режиме первопрохождения. По-прежнему шли дожди, и сложность переправ через крупные реки и их притоки увеличилась. Да, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»… На финише, использовав небольшое «окно» хорошей погоды, был совершен красивый траверс хребта Манарага с прохождением двух перевалов и вершины. Концовка маршрута была типично «пешеходная»: переход в непогоду через популярный у туристов перевал Каркар на базу «Желанная». На маршруте группа произвела фотофиксацию ледников, собрала информацию об экологических нарушениях и провела работу по очистке туристских стоянок от мусора на базе «Озёрная», на р. Манарага и озере Большое Балбанты. Рекомендации по планированию туристских маршрутов. Приполярный Урал отнесен к группе районов таёжного среднегорья, географический показатель – 10, коэффициент труднопроходимости ‒ 0,63 [19, с. 10]. Оптимальные сроки проведения пешеходных маршрутов – с середины июля до середины августа, но и в это время здесь могут быть погодные аномалии (заморозки, снежная пурга, град). В июне много кровососущих, июль – самый теплый месяц, в августе велика вероятность дождей и снега. Группа должна иметь соответствующее снаряжение (в том числе примусы или газовые горелки, запас топлива), быть готова к внезапному изменению погоды. При планировании маршрута в график обычно включают резервные дни (1‒2) на непогоду. При расчете дневных переходов следует учитывать, что в июне – июле на данной широте стоит полярный день. Это позволяет варьировать «рабочее» время и время для отдыха в очень широком диапазоне, например: ранний подъём – прохождение перевала – дневной отдых с обедом и сном (3‒4 часа) – вечерний переход к подножию следующего перевала. Утренняя и вечерняя прохлада используется для движения по маршруту, а дневной зной пережидается на обдуваемом ветром берегу реки. Для Приполярного Урала наиболее рекомендованы маршруты 3‒6 категорий сложности (к. с.), которые включают полный набор «пешеходных» препятствий: переправы, перевалы, вершины, каньоны, траверсы хребтов, болота, труднопроходимые леса и стланик, осыпи и морены, а также небольшие снежные и ледовые участки. Согласно Перечню классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий [17] в качестве зачетных препятствий пешеходные маршруты в этом районе должны включать кроме перевалов также восхождения на вершины: для 4 к. с. – 2 восхождения, для 5 к. с. ‒ 2‒4. Как правило, эти вершины ‒ «визитные карточки» района: На́рода, Манарага, Защита, Колокольня, Янченко, Сабля. Популярны в районе и пеше-водные маршруты – со сплавом по рекам Косью, Кожим и Народа. Ориентирование в районе по карте и компасу несложное, речные долины и перевалы «читаются» хорошо. Рекомендуем для подготовки и проведения маршрутов использовать карты на сайте nakarte.me и схемы из книг Николая Рундквиста [20, 21]. На популярных туристских маршрутах тропы проложены по долинам рек Балбанъю, Косью, Манарага, Ломесьвож, Юнковож, Парнук, Озёрная, Войвож-Сыня, Седъю, ручьев Студенческий и Олений. Фрагменты троп встречаются на перевалах Валдик, Зигзаг, Каркар, Олений, Студенческий, Барсукова, Харота, Сундук, Белка, Геологов, Плато Оленеводов, а также на гребнях вершин Манарага, Народа, Защита и других. Как правило, они хорошо видны на пологих травянисто-осыпных склонах, гребнях старых моренных валов, иногда они маркированы турами. В долинах тропы часто теряются в стланике, на курумовых россыпях, на болотах, а в начале пешеходного сезона они еще не «натоптаны» туристами и поэтому скрыты в траве. Так летом 2019 года мы первыми в сезоне проходили долины рек Юнковож, Вангыр, Озёрная, Войвож-Сыня, Седъю и поэтому с трудом прокладывали себе путь в высокой траве. В окрестностях популярных туристских стоянок и приютов, как правило, дров нет. Долины рек Балбанъю, Манарага, Вангыр, Парнук, Сюрасьрузь, Кожим имеют следы добычи полезных ископаемых, что отнюдь не украшает их первозданный ландшафт. Хотя, наверно, именно это привлекает сюда «геотуристов», путешествующих с целью сбора образцов ценных минералов [12, с. 45]. В Перечне классифицированных перевалов среднегорья России [18], туристских отчетах и путеводителях некоторые вершины и перевалы имеют по 2‒4 названия, что вносит путаницу. Их наименование началось в 1950-х годах, сейчас «старых» названий осталось не более 15 (Каркар, Студенческий, Аранецкий и другие). Часто для обозначения перевалов используется их нумерация, принятая на старых свердловских туристских картосхемах. Обычно бо́льшая часть снежников в горах стаивает в июле, но этого не произошло в 2019 году ‒ в конце июля снег ещё лежал по берегам озера Большое Балбанты! Западные и юго-западные ветры переносят снег на восточные склоны, где он сохраняется на протяжении всего лета. Наибольшее количество ледников и снежников имеют северную, северо-восточную и восточную экспозиции. Исходя из этого, логично проходить перевалы «на спуск» по снежникам, с запада на восток. Потенциально опасные участки маршрута и явления. Лето 2019 года было аномально холодным и дождливым. 21 июля по Республике Коми было объявлено штормовое предупреждение, 22 июля паводком снесло мост, произошло крушение ж.-д. состава с углем, было остановлено движение поездов на Северной железной дороге. В конце июля – начале августа прошли ураганы с ливнями, штормовым ветром ломало стойки палаток, смывало машины на броде через Кожим. Уровень воды в реках поднимался на 2‒4 м. Спасатели МЧС три дня не могли добраться к умирающему туристу на озере Малое Балбанты. В районе погибло пять туристов-водников. Переправы вброд через крупные реки Кожим, Манарага, Косью, Вангыр и Балбанъю в среднем и нижнем течении затруднительны, а в дождливый период опасны. Сложность переправ значительно ниже в сухой период, а также в верховьях рек, в местах расширения речных долин и в местах, отмеченных на картах бродом. В паводок непроходимым для машин становится брод через Кожим. На восточном берегу озера Малое Балбанты стоят чумы оленеводов, территория вокруг завалена экскрементами животных, поэтому не рекомендуется пить неочищенную воду из озер и р. Балбанъю ниже стоянки оленеводов. В 2019 году оленей пасли и в верховьях р. Лимбекою. В районе преобладают ветры западного и юго-западного направлений, на перевалах их сила увеличивается многократно. При установке палаток следует использовать формы микрорельефа (невысокие скалы, гребни), строить из камней ветрозащитные стенки (как, например, на стоянках под пер. Каркар) или использовать заросли кустарника для защиты от низового ветра. В последние десятилетия отмечается потепление климата в регионе, но в 2019 году активное таяние снега в горах началось только в первых числах июля, а в конце июня машины даже не могли спуститься к переправе через Кожим из-за глубокого снега. Потоки воды часто размывают Интинский тракт. Из-за поздней весны сроки появления летом грибов и созревания ягод «сдвигаются» на конец августа, а в 2019 году ягод в горах не было совсем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.009 с.) |