E.V. Konyshev, S.V. Gerasimov 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E.V. Konyshev, S.V. Gerasimov



Vyatka State University;

 

       The Putorana Plateau is a unique geographical feature included in the UNESCO World Heritage List. The development of tourism on the Putorana Plateau is deterred by many factors: distance, high cost of transport services and tourist products, harsh climatic conditions and underdeveloped tourist infrastructure. Tourist products offered by tour operators belong to the «elite» price category and that's why they are not available to most potential consumers. This article presents the results of an expedition organized on an amateur tourism basis using sports and health tourism technologies. The route of the expedition is laid out in such way to reduce the cost of transport services and at the same time visit the most important tourist facilities. During the expedition, the group not only traveled more than 2,400 kilometers along the Yenisey and Kureika rivers, but also visited Lesosibirsk, Yeniseisk, Bakhta, Turukhansk, Svetlogorsk, Igarka, Dudinka and Norilsk for tourist purposes. The article is an example of tourists passing a multi-day route on a catamaran under a low-power motor. A tourist route tested during the expedition can become the basis of a tourist product for residents of the European part of Russia.

Key words: Expedition, Putorana plateau, the Yenisei river, lake Dyupkun, Talnikovy waterfall.

 

       Плато Путорана является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, таит в себе множество загадок и является мощной туристской доминантой. С одной стороны, это территория, посещение которой затруднено вследствие удаленности, высокой стоимости транспортных услуг, сложностью природных условий. С другой, это место, где могут быть удовлетворены разнообразные туристско-рекреационные потребности, а туристы получат незабываемые эмоции и впечатления [2].

Технология организации экспедиции. Экспедиция «По Енисею на плато Путорана» была организована на самодеятельной основе, при организационной поддержке Кировского регионального отделения Русского географического общества, от лица которого было подготовлено письмо поддержки в адрес администрации государственного природного заповедника «Путоранский». Финансирование экспедиции осуществлялось за счет ее участников, хотя и предпринимались попытки привлечь грантовые средства и получить спонсорскую помощь. Подготовку к экспедиции мы начали в ноябре 2017 года, когда было принято идейное решение о проведении путешествия, рассмотрены варианты передвижения на маршруте и были заказаны гондолы длиной 8 метров и диаметром 0,6 м. На основе данных гондол был спроектирован катамаран, с деревянной рамой (рис. 1). Для апробации модели катамарана совершили несколько походов выходного дня, в рамках которых были испытаны допустимая масса нагрузки, скоростные характеристики судна, управляемость, поведение судна на воде в зависимости от расположения груза и иные параметры. Рама катамарана и надстройка судна, в рамках испытаний неоднократно изменялась, пока мы не пришли к устраивающему нас варианту.

 

       Рис. 1. Катамаран с усиленной рамой, навесом и мотором на 15 л.с (фото автора).

           

       Основой рамы являются доски-дюймовки длиной 6 м. в объеме 1 м. куб. Из сдвоенной доски делаются 4 продольных и 5 поперечных элементов каркаса. Далее из доски укладывается настил. В местах наибольшего присутствия экипажа настил укрепляется листами фанеры. В рамках подготовки к походу в августе 2018 был совершен сплав по реке Кожа Архангельской области. В походе были проверены личное и групповое снаряжение, морально-волевые качества участников. Каждым участником отработаны свои обязанности в рамках совершения путешествия.

       Изучение района проведения экспедиции осуществлялось на основе самых разнообразных источников: научные издания и художественная литература, отчеты групп самодеятельных туристов, группы местных сообществ в социальных сетях, видео ролики, фотоматериалы, размещенные в сети Интернет. Немаловажное значение имело уточнение у местных жителей существующей информации, например о времени работы автозаправочных станций, продуктовых магазинов, музеев, цен на продукты, на транспортировку груза и иные услуги.

Билеты на самолет (Норильск – Новосибирск, Норильск - Москва) покупали в ноябре 2019 года. Кроме того, были куплены дополнительные билеты на сверхнормативный багаж. Билеты на поезд Киров-Ачинск и Новосибирск-Киров оформили на сайте РЖД.

В июне 2019 года было направлено письмо в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция заповедников Таймыра» с просьбой согласовать нам пребывание в охранной (буферной) зоне Путоранского заповедника. Согласование мы получили за 1 день до выезда группы.

За три недели до начала путешествия мы отправили груз из г.Кирова в г. Лесосибирск транспортной компанией «Энергия» (катамаран, бочки со снаряжением и рядом продуктов, мотор) общим весом 499,5 кг.

Маршрутную книжку оформляли в Федерации оздоровительно-спортивного туризма Кировской области, на учет в МЧС встали посредством онлайн-сервиса. Кроме того была оформлена расширенная страховка на весь период экспедиции.

       Экспедиция продолжалась 31 день, из них 24 дня ходовых. Протяженность активной части маршрута составила 2422 км. Нитка маршрута: г Киров – г. Лесосибирск – р.Енисей – р.Курейка – г.Светлогорск – водохранилище Курейское – оз.Дюпкун – исток водопада Тальниковый – р.Курейка – р.Енисей – г.Дудинка – г.Норильск – г. Новосибирск – г. Киров (рис. 2). В соответствии с критериями ЕВСКТМ маршрут соответствует 1 категории сложности.

       Основной маршрут условно можно разделить на три участка: река Енисей (водная часть), река Курейка (водная часть) и оз. Дюпкун, плато Путорана (пешеходная часть).

Енисей как туристский маршрут и путь до плато Путорана. Изначально, река Енисей рассматривалась нами как транспортная артерия, по которой мы на нашем катамаране с мотором подойдем к плато Путорана. По расчетам данный маршрут оказывался гораздо дешевле, чем добираться на самолете чрез Норильск, или на круизном пароходе по Енисею. И к тому же этот способ позволял нам транспортировать дополнительный полезный груз. Однако, такой маршрут имеет определенные риски. Основную опасность передвижения по Енисею могут представлять суда и волновое воздействие. Для решения вопроса с безопасностью передвижения мы рекомендуем ознакомиться с кодексом внутреннего водного транспорта РФ и правилами пользования маломерными судами на водных объектах. Каждый человек на судне должен быть в спасательном жилете. Движение в ночное время (недостаточной световой видимости) не рекомендуется. Кроме того необходимо взять с собой мобильную носимую рацию речного диапазона 300-337 мГц для связи с мимо проходящими судами. При движении по Енисею, особенно в низовье, мы неоднократно подвергались воздействию волн вызванных ветром. Волны до 0,5 м. обеспечивали расшатывание крепежных элементов в каркасе судна. Для предотвращения этих процессов мы уходили под берег с подветренной стороны и двигались, удаляясь от береговой линии не более чем на 20 метров.

       Рис. 2. Схема маршрута экспедиции «По Енисею на плато Путорана»

           

Чтобы не сильно выбиваться из графика из-за остановок на экскурсии и иных непредвиденных обстоятельств, был введен особый «ходовой режим». Подъем всей группы производился в 3:30 утра по местному времени, что позволяло выйти на маршрут уже в 4 утра. Завтракали, как правило, уже на борту, после чего первые дежурные вставали на 2-х часовую вахту, а остальные шли отдыхать в каюту. Смена вахтовых производилась каждые два часа. Было предусмотрено 4-5 разовое питание, при этом приготовление пищи осуществлялось на судне. В течение дня планировалась одна обеденная остановка с гигиеническими процедурами и купанием. Ходовой день длился до 21-22 часов, что позволяло проходить около 200 км. в день. Мы планировали пройти путь от Лесосибирска до устья реки Курейки, а это примерно 1200 километров, за 5 ходовых дней. Однако, начав изучение отчетов туристских групп, местных сообществ в социальных сетях, официальных сайтов музеев и иных организаций, было решено увеличить количество ходовых дней и запланировать несколько экскурсий в наиболее интересных и «брендовых» туристских местах.

       Лесосибирск – был выбран в качестве начального пункта нашей экспедиции, так как к нему подходит железнодорожная ветка из Ачинска, и поэтому всего с одной пересадкой можно добраться практически из любого региона России. В Лесосибирске мы получили основной груз, ранее оправленный транспортной компанией из Кирова, закупили доски для строительства каркаса и приступили к сборке катамарана. Для перевозки людей и груза от вокзала к реке нанимали грузовое и пассажирское такси. Подъезд к Енисею удобный, берег пологий. В самом городе большое количество магазинов, поэтому можно восполнить продуктовые и хозяйственные запасы. Лесосибирск достаточно крупный город, в нем проживает более 50000 человек. Несмотря на то, что первые поселения на этом месте возникли еще в 1640 году, культурно-исторический потенциал города не значительный. На современный облик города существенное влияние оказывает специализация на лесопилении и лесохимии сформированная в советский период. Повсюду расположены кварталы деревянных бараков, промышленные зоны, склады леса-кругляка и отходов деревообработки. Благодаря «зеленому золоту» был построен в 1995 году Крестовоздвиженский собор, который считается самым большим православным собором Сибири. Среди других туристских объектов рекомендуется посетить Лесосибирский краеведческий музей, городскую площадь и Андреевский храм. Город сильно вытянут вдоль реки, туристские объекты расположены в разных его частях, поэтому для перемещения между ними рекомендуем использовать автомобиль. В целом можно сделать вывод, что Лесосибирск не является туристским центром, в нем практически не развита туристская инфраструктура: мало гостиниц, нет туристских маршрутов, благоустроенных туристских зон, отсутствует сувенирная продукция.

       Енисейск – это город, который в год совершения экспедиции отмечал свое четырехсотлетие с момента основания. В этой связи город предстал перед нами с лучшей стороны: выполнено благоустройство набережной, прогулочных зон, центральной площади, отреставрированы фасады старинных особняков. Это развивающийся туристский центр, с самобытной историей и культурой, где тесно переплетаются славное казачье прошлое, героизм первопроходцев 17 и 18 века, купеческие традиции 19 века, наследие советской эпохи и последствия перехода к рыночной экономике. Расстояние от Красноярска составляет 330 км., что позволяет формировать туры выходного дня. В программу туров входит посещение Енисейского краеведческого музея им А.И. Кытманова, где можно не только ознакомиться с его экспозициями, и приобрести сувенирную продукцию, но и принять участие в тематических экскурсиях по городу. Рекомендуется посетить набережную города, Спасо-Преображенский монастырь, Музей-усадьбу «Фотоизба», прогуляться по улицам города с его деревянными домами, украшенными искусной резьбой.

       Бахта – это небольшой поселок на правом берегу Енисея, расположенный в 1400 км. от Красноярска и куда добраться можно только речным транспортом или на вертолете. В нем проживает около 200 человек, в основном старообрядцы, главными занятиями которых являются охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. Известность поселок приобрел в 2007 году, когда вышел фильм «Счастливые люди» режиссёра Вернера Херцога. В Бахте проживает М. А. Тарковский (племянник кинорежиссёра Андрея Тарковского), при участии которого был построен храм во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских. А в 2013 г. здесь был организован Музей таежных традиций — традиционных промыслов Сибири. К сожалению, при нашем посещении Бахты в 2019 году музей уже не работал. После посещения Бахты осталось стойкое впечатление, что слава, заработанная на фильме, не пошла поселку на пользу. И те кто, решил почувствовать атмосферу, показанную в фильме, могут сильно разочароваться. В целом у местных жителей настало утомление от туристов, да и усилилось внимание со стороны властей, Росгвардии, которые ужесточили контроль за осуществлением рыбной ловли и охоты, увеличили число проверок.

       Туруханск – расположен на правом берегу Енисея, при впадении Нижней Тунгуски, ширина Енисея у города составляет около 3000 метров. Исторически сложилось, что Туруханск являлся и является своеобразным опорным пунктом освоения богатейших территорий, относящихся к бассейну Нижней Тунгуски. В начале двадцатого века Туруханск стал местом, где отбывали ссылку многие известные революционеры, а уже в середине 20 века в нем селились освободившиеся из лагерей заключенные. Численность населения, после распада Советского Союза резко сократилась, и Туруханск утратил статус города, превратившись в село с 4000 человек. Для туристов будет интересна экскурсия в Краеведческий музей Туруханского района с посещением сохранившихся с начала 20 века домов, где во время ссылки проживали Свердлов Я.М., Спандарян С.С. В Туруханске имеются аэропорт, из которого осуществляются рейсы до Красноярска, речная станция, где останавливаются теплоходы «В. Чкалов» и «А. Матросов», магазины, отделение Сбербанка, работают такси, магазины, баня, прачечная, автозаправочная станция. Наша экспедиция произвела закупку продуктов, пополнила запасы бензина и моторного масла, осуществила ремонт палубы катамарана. В этот же день, около 20:00 группа подошла к устью реки Курейки и двинулась вверх по течению к поселку Светлогорск.

 

Вверх по Курейке к плато Путорана. Следует отметить, что движение на судне по Курейке против течения вызывало у нашей группы определенные сложности. По отчетам туристских групп река Курейка в нижнем течении (от Светлогорска до Енисея) представляет собой таежную реку со скоростью течения до 5 км/ч. и участков представляющих особую трудность прохождения там нет. Но, во время нашего движения вверх по течению Курейская ГЭС начала сброс воды. Скорость течения резко возросла, в русле реки появились бревна. Наша скорость упала до 2 км/ч. Мы лавировали от суводи к суводи. Искали протоки с меньшей скоростью течения. В конце концов, подошли к скальному участку, где скорость потока воды была выше 10 км/ч. Мотор в 15 л.с., установленный на нашем судне, не мог дать большую скорость. Выручил нас местный житель с лодкой и мотором в 50 л/с. Только в связке с ним мы смогли пройти этот участок против течения и дойти до поселка Светлогорск.

       Светлогорск – это поселок, который расположен на реке Курейка, основанный в 1975 году в связи с началом строительства гидроэлектростанции. Курейская ГЭС, сданная лишь в 2003 году в постоянную эксплуатацию, является и главным индустриальным туристским объектом поселка. Кроме того в пригороде существует смотровая точка, с которой открывается великолепный вид на нижние курейские пороги. Светлогорск является юго-западными воротами на плато Путорана. До Светлогорска можно добраться самолетом из Красноярска. Он летает один раз в неделю. Стоимость перелета – 11000 рублей (по состоянию на август 2019 года). С собой можно взять 10 кг. груза, превышение нормы оплачивается по тарифу 100 руб./кг. Если нужно перевезти груз и нет ограничений по времени (в пути придется провести 2 дня и 19 часов), то можно добраться до Светлогорска на теплоходе. Теплоход следует по маршруту Красноярк – Дудинка. На стрелке Курейки и Енисея прямо с теплохода Вас могут забрать на моторной лодке и перевести до Светлогорска представители ассоциации водомоторников Светлогорска. От Светлогорска доставка до плато Путорана, например, до стрелки рек Яктали – Курейка будет стоить примерно в 20 тыс. на человека. В Светлогорске мы воспользовались услугой бортового крана манипулятора по перевозке нашего катамарана, минуя плотину, в водохранилище и пополнили запас бензина для дальнейшего продвижения.

       Выше Светлогорска находится Курейское водохранилище. При его формировании не были проведены работы по вырубке лесов, что привело к образованию значительное количество топляков, представляющих опасность для судоходства. Для снятия этой проблемы при движении по водохранилищу на баке нашего катамарана стоял вахтенный и указывал рулевому на наличие топляков. Выше Курейского водохранилища до озера Дюпкун Курейка приобретает черты горно-таежной реки. Значительное количество перекатов, быстрин, есть порог 2 категории. При подъеме против течения нам приходилось прибегать к проводке судна берегом силами экипажа. Перед прохождением перекатов, укрепили транец, поставили на него отбойник от волн, поставили защиту на винт. Но все же, в одном из перекатов, ниже устья реки Эндэ, произошла авария и поломка части конструкции катамарана. Недалеко от устья реки Эндэ находится водомерный пост, на котором работает смотрителем Виктор Шереш. Есть домик для гостей, баня. Так же он может на моторной ложке прокатить туристов до водопадов на плато Путорана.

       Дойдя до озера Дюпкун, наша экспедиция приступила к реализации научной программы. Озеро Дюпкун имеет тектоническое происхождение, и при общей протяженности в 120 километров его ширина не превышает 2,5 километра. Озера мало изучено, поэтому в специальной литературе встречаются весьма противоречивые сведения о его глубине. Измерения глубины производились с помощью эхолота. Замеры осуществлялись через каждые 0,5 - 2 километра. Катамаран останавливался в месте замера, фиксировались с помощью навигатора координаты, которые вместе с результатами измерения заносились в специальный журнал. Замеры глубины были произведены на протяжении 96 километров (от места выхода Курейки из озера Дюпкун до места впадения в озеро реки Гусиной). Максимальная глубина, которую определили в ходе замеров, составила 110 метров и находится юго-восточнее средней части озера.

       Движение по озеру Дюпкун уже проходит среди столовых вершин плато Путорана (рис. 3). Берега достаточно удобны для стоянок. Рекомендуется вставать в устьях рек и ручьев, чтобы совершать радиальные выходы к водопадам или совершать восхождения на вершины.

       Рис. 3. На берегу озера Дюпкун (фото автора).

       Наша группа совершила несколько радиальных выходов к водопадам, в том числе к истоку знаменитого Тальникова водопада с целью измерения его высоты. Об этом водопаде имеется противоречивая информация, как о его местонахождении, так и о его высоте [1]. Водопад сезонный, активен только пару месяцев в году, поэтому увидеть его всегда большая удача. С помощью квадрокоптера со встроенным альтиметром осуществили фото и видео съемку, и установили что его высота более 360 метров. Ниже этой отметки квадрокоптер опуститься не смог, из-за низкого заряда аккумулятора.

       На следующий день группа начала движение вниз по течению к Енисею и далее к городу Дудинка. Помимо красивых пейзажей и рыбного изобилия этот участок маршрута интересен и с исторической точки зрения.

 

Туристские объекты в нижнем течении реки Енисей. Игарка – это город, расположенный за полярным кругом, в советское время считался одним из крупнейших морских портов страны. В него заходили морские суда, чтобы забирать подготовленный для экспорта лес. Этот город расположен в зоне вечной мерзлоты, поэтому дома построены на сваях. На фасадах домов видны трещины. Очень много заброшенных домов - численность населения за 30 лет сократилась почти в 5 раз. На туристов вид заброшенного и полуразрушенного города, особенно в районе «старого города», оказывает удручающее впечатление. Еще более это впечатление усиливается после посещения экспозиции «Стройка № 503», посвящённой строительству железной дороги «Салехард—Игарка», открытой в 1997 году. Пожалуй, именно она дает наиболее полно почувствовать весь чудовищный размах и трагизм реализации проекта по строительству железной дороги «Салехард—Игарка». Визитной карточкой города является и «Музей вечной мерзлоты». В 1930-х годах для изучения феномена вечной мерзлоты была создана научная лаборатория Академии наук СССР. В 1960-х годах исследования были завершены и создан музей, который до 2006 г. считался единственным в мире музеем, обладающим уникальным подземельем в толще вечномёрзлого грунта. Музей расположен в «старом городе», куда добраться можно на рейсовом автобусе (ходит редко) или на такси. В городе имеется баня, магазины, автозаправочная станция, аэропорт, отделение Сбербанка.

       Дудинка – конечный пункт нашего путешествия на катамаране, антистапель. Катамаран был разобран, часть оборудована продана местным жителям. Главной достопримечательностью Дудинки является морской порт – крупнейший в Сибири и самый северный из всех международных портов России. Наша экспедиция застала на рейде отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота. В составе отряда большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», большие десантные корабли «Александр Отраковский» и «Кондопога», спасательно-буксирное судно «Памир», танкер «Сергей Осипов» и ледокол «Илья Муромец». На большие десантные корабли были организованы экскурсии для всех желающих. Экскурсоводы из числа членов экипажей разрешали не только осмотр кораблей, но проводили мастер-классы, рассказывали о буднях и быте моряков, отвечали на вопросы. Побывать на экскурсии на другом туристском объекте – Таймырском краеведческом музее, мы не смогли из-за нехватки времени. После экскурсии на военные корабли у нас был заказан трансфер до Норильска. Автомобильная дорога асфальтированная, достаточно хорошего качества, но так как проложена в районе вечной мерзлоты, повсеместно встречаются вспученные участки. Поэтому 100 километров пути среди великолепных тундровых ландшафтов преодолевается в среднем за 2 часа. Параллельно с автомобильной дорогой проходит Норильская железная дорога – одна из самых северных и протяженных в мире (333 км.). К сожалению, в 1998 году пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были окончательно ликвидированы, контактный провод и некоторые опоры демонтированы. На сегодняшний день по дороге перевозят грузы ОАО «Норильский никель» по маршруту «Талнах-Норильск-Дудинка». При приближении к Норильску некоторые участники нашей экспедиции стали задыхаться и кашлять, видимо из-за повышенного содержания в воздухе диоксида серы.

       Норильск - один из трех самых северных городов планеты с численностью населения более 180 000 человек. При этом численность населения города постоянно растет. Город является северными воротами на плато Путорана, а также вполне может рассматриваться как самостоятельное туристское направление. В основном туристы прибывают в город воздушным путем через международный аэропорт «Норильск («Алыкель»)». Иностранным туристам необходимо получить разрешение местных властей. Негативным фактором развития туризма в Норильске является неблагоприятная экологическая обстановка. Рекомендуется воздержаться от употребления в пищу грибов и ягод, собранных в окрестностях Норильска. В них могут накапливаться соли тяжелых металлов. Так как туристско-информационный центр в Норильске отсутствует, рекомендуется в первую очередь посетить Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска». Чтобы посетить все здания и отделения музея потребуется несколько дней. Особое внимание нужно уделить приобретению сувенирной продукции и гастрономии. Проживание можно организовать как в гостиницах, так и арендовать квартиры.

       Таким образом, в ходе экспедиции был апробирован новый туристский маршрут, позволяющий не только посетить плато Путорана, но и раскрывающий туристский потенциал реки Енисей. Маршрут является относительно доступным по цене и технологии организации. При наличии запаса времени сплав по Енисею на катамаране под малосильным мотором представляет интерес для групп, имеющих в качестве основной цели – рекреацию. В то же время, через каждые 150-200 километров встречаются населенные пункты, где можно не только пополнить запасы продуктов и топлива, но и посетить музеи и культурно-исторические объекты.

 

Библиографический список

1. Афанасьев М. В. Путешествия по плато Путорана: книга [Текст] / М.В. Афанасьев. Издательство: Спутник+, 2018 год, 506 с.

2. Королев А.Ю. Туристские возможности плато Путорана [Текст] / А.Ю. Королев // В сборнике: География и туризм. Сборник научных трудов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет". Пермь, 2006. С. 100-117.

 


 

УДК 338.48-52

 

В.М. Кицис, Л.Ю. Зубкова

ÓНациональный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.026 с.)