Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географические образы Тюменской области

Поиск

(отдельный файл)

Сводный вариант ГО Тюменской области представлен в таблице. Здесь для каждого символа указан масштаб влияния, область практического применения, и территориальный ареал (вся область, в таком случае применять ГО можно в любом муниципальном районе, или отмечена направленность воздействия ГО до муниципального уровня - район, надпись, например, Тюменский район в таблице везде подразумевается с одноименной территорией городов областного подчинения (Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковский городской округ).

В качестве физико-географических (природных) образов выступают крупные природные объекты, имеющие глобальный масштаб влияния: р. Иртыш, и Западно-Сибирская равнина, данные ГО используются в научных целях (в разных сетках районирования), в туризме (как дестинация, как водный ресурс), в сувенирной продукции, в образовательной деятельности.

Горячие источники отмечены на каждом иерархическом уровне, являются отличительным конкурентным преимуществом Тюменской области, особенно при условии создания современной туристской инфраструктуры, как например комплекс аквапарк, отель и термальный источник «Летолето», которая способствует возникновению еще более благоприятного впечатления от посещения термальных источников. Символ термов необходимо внедрять при производстве сувенирной продукции, в дизайне интерьеров, создании арт-объектов.

Реки, озера и особо охраняемые территории регионального значения (ООПТ) (например, Гилевская роща, Эко-парк «Затюменский») – природные местные символы, отражающие привычные равнинные ландшафты отражены на местном уровне, в настоящий момент жители и гости области активно используют городские парки и другие природные объекты в рекреационных целях, в образовательных целях как места для элективных курсов у школьников, места практик, или в студенческих курсовых проектах и т.п. Дополнить необходимо эти символы и в производстве сувениров. Научный потенциал наиболее ярких и запоминающихся ландшафтов имеется, например для разного рода тематических исследований (экологических, рекреационных, экономических и т. д.).

Культурные ГО на международном уровне связаны с великими учеными и деятелями культуры Менделеев Д. И., Алябьев А. А., Ершов П. П. – их вклад, связанное с их местом рождения информационное поле активно используется в туристско-экскурсионной деятельности, в образовании, усилить эффект помогут сувениры и событийные мероприятия.

Кроме великих личностей Тюменской области в значимые региональные образы, имеющие высокий масштаб влияния и конкурентные преимущества, отнесена Набережная р. Туры (имеется в виду весь культурный ландшафт долины р. Туры с историческими памятниками) и Тобольский кремль, несомненно, данные архитектурные композиции, являются яркими достопримечательностями региона, используются в туристском продвижении, важно усилить эффект через производство сувенирной продукции.

На местном уровне выделены - Абалакский монастырь, Свято-Троицкий мужской монастырь, Усадьба Колокольниковых, Ремезов С. У., эти образы вполне можно рассматривать и на более высоком уровне, для большего акцентирования они отмечены здесь. Их следует использовать в рекреационной деятельности, в образовательных целях, а также они хорошо будут смотреться в качестве сувенирной продукции.

Историческими образами, представленными на всех иерархических уровнях, являются – Распутин С. И. и Николай II, использование их в туризме уже активно ведется, не стоит забывать о них в образования и производстве сувенирной продукции.

 Образ Ермака, его вклад, а так же место гибели навсегда связано с Тюменской областью, в конечном варианте дифференциации ГО Тюменской области Ермака представлен на всероссийском, региональном и местном уровнях, его можно использовать во всех вышеназванных вариантах прикладного использования, особенно стоит увеличить внимание на производстве сувениров, или использовать стилистические приемы казачьих мотивов в оформлении туристско-инфраструктурных помещений (гостиницы, рестораны, кафе, базы отдыха и т.д.).

В политической тематической группе выделяется образ Собянина С. С., Фалькова В.Н., которые теперь широко известны большому числу жителей России, сейчас имена тюменских политиков невероятно популярны, применять их образы (например, связанные с ними места, их фото в интерьере) можно в туризме, в экскурсиях, в образовании, в дизайнерских продуктах.

В экономических образах на всех иерархических уровнях представлена нефтегазодобыча (месторождения в Уватском районе), нефтепереработка (заводы в Тюмени и Тобольске), данный образ уже используется в целях туризма (специальные экскурсии) и образовании, а также можно усилить практическую значимость образа в качестве сувенирной продукции.

 Санаторно-курортная деятельность представлена на всероссийском и местном уровнях, её следует использовать в продвижении региона на туристском рынке России и мира, в сувенирах, образовании и науке (при исследовании бальнеологических ресурсов).

Сельское хозяйство развитое на юге области представлено на региональном и местном уровнях, образ сельского юга и экологически чистых фермерских продуктов можно использовать в сервисной деятельности общественного питания (рестораны, кафе), и при изготовлении сувениров.

Выводы. Рационализация применения образно-географических исследований четко фиксируется как в традиционных областях – брендинг территорий, туризм, научные исследования, образование, так и в инновационных – маркетинговые исследования, архитектура, дизайн интерьеров и графический дизайн.

Проведенное исследование актуализирует значительное количество разнородных ГО Тюменской области, где ключевыми образами региона для представления на всероссийском уровне по тематическим группам являются:

1. Физико-географические (природные): горячие источники, р. Иртыш, Западно-Сибирская равнина;

2. Культурные: Набережная р. Туры, Тобольский кремль, А. А. Алябьев;

3. Исторические: Распутин С. И., Николай II, Ермак;

4. Политические: Собянин С. С.

5. Экономические: нефтегазодобыча, санаторно-курортная деятельность, машиностроение.

Особенно важна заинтересованность органов власти во включении в стратегию развития региона раздела, который бы включал реестр образов в зависимости от утилитарных целей. Туристское продвижения и формирование положительного образа региона достигается через направленное регулирование информационного поля в социальных сетях (блоги путешественников, тематические блоги), в СМИ, в туристских выставках, что требует осознанного контроля и координации.

Проведенное комплексное исследование по репрезентации образов региона обогащает потенциал территории и выступает инструментом согласованного развития региона в соответствии с тематическим самобытным неповторимым контекстом, где ГО выступают источником вдохновения для самых различных областей применения. Индивидуализация территории крайне необходима всем субъектам, не только для развития туризма (для туризма свойство своеобразия территории является крайне необходимым условием, так как он не терпит подделок, обыденности, похожести), а абсолютно для всех видов деятельности. Стремление выделяться у региона (специализироваться в самых разнообразных сферах) несомненно должно основываться на внутреннем потенциале территории.

 

Библиографический список

 

1. Гудковских М.В., Кейль А.А., Хуснутдинов Р.К. Географические образы как основа туристского продвижения территории // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: тр. XIV междун. науч-практ. конф. М.: Изд-во Москов. ун-та, 2019.С. 467-470.

2. Гудковских М.В Туризм в Тюменской области: потенциал и территориальная организация: дис. …ученой степени кандидата степени кандидата географических наук. Пермь. 2018. 281 с.

3. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.

4. Замятин Д.Н., Замятина Н. Ю., Митин И. И. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические подходы. М.: Институт Наследия. 2008. 760 с.

5. Замятин Д.Н., Замятина Н. Ю. Имиджевые ресурсы территории: стратегии анализа и концептуальное осмысление (на примере проекта по формированию брендов городов Свердловской области) // Лабиринт. 2015. №1 2015. С. 26-45.

6. Замятина Н.Ю. Взаимосвязи географических образов в страноведении: дис. …ученой степени кандидата степени кандидата географических наук. М. 2001. 168 с.

7. Замятина Н.Ю. Концептуальные основы изучения региональных образов // Региональные исследования. 2011. № 2 (32). С. 24-36.

8. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурно-исторических исследованиях // Известия РАН. сер. географическая.2008. №4. С. 11 – 19.

9. Калуцков В. Н. «ИМЯ» в географии: от топонима – к геоконцепту // Известия РАН. сер. географическая.2016. №2. С. 100 – 107.

10. Конышев Е.В. Типология туристско-рекреационного пространства // Географический вестник. 2020. № С. 32–41. DOI: 10/17072/2079-7877-2020-1-32-41

11. Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы. М.: Аспект Пресс. 2001. 268 с.

12. Фролова И.В., Баранова Д.А. Теоретико-методологические основы формирования географических образов культурных ландшафтов Пермского края // География и регион. Пермь, 2015 Т.1. С. 150-156.

13. Ширинкин П.С., Швецова О.А. Исследование восприятия символических ресурсов Пермского края и города Перми // География и туризм. 2019. №1. С. 78-84.


УДК 338.48

М.Н.Захарова, С.Э. Мышлявцева  

Пермский государственный национальный исследовательский университет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.007 с.)