Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторая «игра в яблочный пирог»: Джон и МэриСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание Вы входите в комнату и видите на полу мертвых Джона и Мэри. Крови нигде не видно, а ковер под ними влажный. Кроме того, на ковре видны стеклянные осколки. Вопрос Что произошло? (От чего умерли Джон и Мэри?) Вашему вниманию снова предлагается магнитофонная запись одного из семинарских занятий, участники которого подошли к решению задачи уже более целенаправленно. Тщательно проанализировав данный пример, вы получите значительный объем информации относительно качества вопросов и хода мыслей участников игры. Вопрос 1: «Это было убийство?» (Отличный вопрос. Таким способом «прощупывают» категорию. Если последует ответ «Нет», то все уточняющие вопросы о преступнике, способе и орудии убийства отпадают автоматически. Умело поставленный вопрос позволяет исключить излишние категории поиска и сопутствующую им детализацию). Ответ: «Нет». Вопрос 2: «Это было самоубийство?» (Идет проверка следующей возможной категории, которую можно будет либо исключить, либо целенаправленно разрабатывать) Ответ: «Нет». Вопрос 3: «Это был несчастный случай?» (очередная категория) Ответ: «Да». (Многократно проведя эту игру с разным набором участников, вы всякий раз будете с удивлением констатировать, что большинство игроков действует наугад. Поэтому сначала игры подобного рода кажутся трудными. Однако для тех, кто уже овладел системным подходом, эти игры не представляют каких‑либо затруднений.) Вопрос 4: «К этому причастно третье лицо?» (Снова проверяется категория: случайность или постороннее воздействие? Этот шаг тоже помогает сэкономить множество потенциальных уточняющих вопросов.) Ответ: «Яблочный пирог». Вопрос 5: «Имело место постороннее воздействие?» Ответ: «Да». Вопрос 6: «Остались бы живы Джон и Мэри без вмешательства третьего лица?» Ответ: «Яблочный пирог». Вопрос 7: «Остались бы живы Джон и Мэри без постороннего воздействия?» (Подсказка. При получении ответа «Яблочный пирог» следует использовать ту же самую формулировку с заменой одного‑единственного фактора или слова – иначе пропадает системность подхода и возникает опасность запутаться в мыслительных шаблонах или прийти к недопустимым умозаключениям, которые могут показаться составной частью ответа. Ответ: «Да». Вопрос 8: «В этой истории участвует третье лицо?» Ответ: «Нет». Вопрос 9: «Поскольку на вопрос о третьем лице вы ответили отрицательно, а по поводу постороннего воздействия – утвердительно, то, судя по всему... так, минуточку... Нет, начну сначала: верно ли мое предположение, что Джон и Мэри – не люди?» Ответ: «Да». Итак, мы при помощи всего лишь девяти вопросов установили, что Джон и Мэри не являются людьми. Когда проводишь эту игру многократно, то бросается в глаза, что начинающим игрокам требуется порядка 60 вопросов или даже больше, чтобы прийти к этому принципиально важному заключению! Вопрос 10: «Являются ли Джон и Мэри живыми существами?» (Если в условии задачи вам что‑то показалось странным, то постарайтесь проверить все логические посылки. Одной из таких посылок, которые обычно принимаются нами автоматически, то есть без обдумывания, является следующая: только живые существа могут умереть.) Ответ: «Да». (Тем самым исключаются варианты типа Джон и Мэри были куклами и т. д. Однако именно «кукольная» версия, как правило, упорно обсуждается на протяжении примерно 10 минут!) Вопрос 11: «Они оба – животные?» Ответ: «Да». (Тем самым ещё и растения исключаются как вариант/категория) Вопрос 12: «Млекопитающие?» (Снова исключаются целые категории, включая уточняющие вопросы, которые могли бы им сопутствовать. Новички, как правило, действуют наугад, а потом заявляют, что задача слишком сложна!) Ответ: «Нет». Вопрос 13: «Птицы?» (очередная категория) Ответ: «Нет». Вопрос 14: «Тогда, наверное, рыбы?» Ответ: «Да». Вопрос 15: «Влага на ковре как‑то связана с их гибелью?» Ответ: «Да». Вопрос 16: «Так, по‑моему, я догадался! Осколки стекла на полу – от разбитого аквариума?» Ответ: «Да». Таким образом, для разгадки потребовалось 16 вопросов! Но не обольщайтесь: некоторые из начинающих игроков задали порядка 300 вопросов, так и не приблизившись к разгадке! Оптимальный путь к решению выбрала другая группа, причем формулированию вопросов предшествовала проверка исходных посылок. Но прежде чем я покажу вам, как эта группа сумела найти решение при помощи всего лишь четырёх вопросов, вы можете проверить собственные силы. Способность прощупывать исходные логические посылки чрезвычайно важна. В обычной беседе она соответствует обратной связи по следующему принципу: Если я вас правильно понял... Вы говорили, что... Вы хотели знать... и т. д.
А теперь ваш черёд: Как должны были бы выглядеть эти немногие вопросы для установления обратной связи, при помощи которых можно прощупать логические посылки в истории Джона и Мэри? В оптимальном случае необходимо записать эти вопросы, однако как минимум прошу вас поразмышлять над ними, прежде чем читать дальше.
Аудиозапись для сравнения. Вопрос 1: «Вы сказали, что я вхожу в комнату. Но эта комната не у меня дома?» Ответ: «Да». Вопрос 2: «И там на полу лежат двое людей?» Ответ: «Нет». Вопрос 3: «Но ведь вы сказали, что мертвые Джон и Мэри лежат на полу?» Ответ: «Да». Вопрос 4: «Значит, это не люди?» Ответ: «Да». Тем самым исключается ошибочное предположение5, что Джон и Мэри – люди. Дальнейшая задача значительно упрощается (в смысле исключения множества категорий). Следующий пример показывает, как игроки буквально «блуждают в потемках». 5 Вообще говоря, сначала имело место дополнение (см. раздел «Дополнения», Часть 2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.008 с.) |