Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на ступени 1 – Угадывание

Поиск

 

В нашем семинаре мы начинаем с упражнений на закрытые вопросы. Речь идет о таких вопросах, которые требуют ответа ДА или НЕТ. В повседневной практике вопросы подобного рода помогают нам в следующих ситуациях.

1. Если вам как профессионалу необходимо выудить у дилетанта конкретные данные.

2. Если вы имеете дело с болтуном.

3. Справедлива и обратная ситуация: слова из клиента приходится «вытаскивать клещами».

4. Если вы хотите логически осмыслить проблему.

В данных случаях необычайно полезно наличие некоторой теоретической базы. Если вы прежде не обращались к этой тематике, рекомендую прочитать в Части 2 раздел «Ситуации с использованием закрытых вопросов».

В нем вы получите ответ на вопрос «зачем» (нужно уметь задавать закрытые вопросы). В Части 1 мы займемся вопросом «как» (проверять/совершенствовать способности).

Первая же базовая игра покажет, насколько вам в текущий момент легко мыслить категорией вопросов, а не высказываний. В оптимальном случае предлагается сыграть несколько игр с партнером (можно даже по телефону), что поможет провести своеобразную «инвентаризацию себя». Если такая возможность отсутствует, то даже простое чтение привлечет ваше внимание к некоторым важным аспектам.

Базовая игра несколько напоминает известное шоу «Отгадай профессию». Однако в отличие от телеигры нашей целью ни в коем случае не является тиражирование бесконечных ДА, поскольку в ответе НЕТ для спрашивающего содержится ничуть не меньший объем информации. Это справедливо как в игре в угадайку, так и в любой консультативной ситуации.

Таким образом, задача заключается в том, чтобы совершенствоваться в умении

Собирать информацию путем систематического расспроса.

 

Внимание: это звучит проще, чем есть на самом деле. Речь идет о выработке первого базового навыка техники расспроса. При этом необходимо соблюдать лишь одно‑единственное правило.

 

Основное правило для «закрытых» (да/нет) игр в расспросы:

Все вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы на них можно было ответить ДА или НЕТ.

 

То есть, не: «Сколько лет было этому человеку?», а, к примеру: «Ему было больше 30 лет?» Возможны следующие четыре ответа.

1.  ДА, если имеется в виду «да».

Пример

Вопрос: Вам известна функция ответа Да? Ответ: Да.

2.  НЕТ, если имеется в виду «нет».

Пример

Вопрос: Вы уже занимались тренингом по системному расспросу?

Ответ: Нет.

3.   «ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ»: и «да», и «нет», чтобы не сказать НЕТ. Этот ответ дается в том случае, когда в нем отчасти содержится как ДА, так и НЕТ.

Пример

Вопрос: Они оба бегали по пляжу босиком? На него следует ответ смешанного типа, если оба были босиком, но не бегали (а, например, сидели на берегу). Или оба бегали по пляжу, но не босиком, а в обуви и т. д.

4.   НЕ ЗНАЮ! Очень важно понимать, что не на любой вопрос можно (сразу) дать ответ. Велика опасность того, что игроки поначалу дадут ответ «ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ», хотя, скорее, должны признаться, что не могут ответить на данный вопрос по незнанию. В оптимальном случае подобные вопросы записывают, чтобы позднее, когда загадка уже разгадана, совместно обсудить их или посмотреть ответ в энциклопедии. Таким образом, игры в расспросы ещё и способствуют повышению общей эрудиции участников.

Пример

Вопрос: Он жил в эпоху раннего средневековья?

Ответ: Не знаю. (Едва ли можно с ходу ответить на вопрос о том, что такое «раннее средневековье» 2.)

2 Если вы, к примеру, заглянете в карманный «Майер‑лексикон», то обнаружите, что ответ занимает более двух с половиной страниц. Начинается он со следующих слов (приводим сокращённый вариант):

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ... в европейской истории обозначает временной промежуток между Древностью и Современностью. Проблема размежевания между Ранним средневековьем и Античностью обусловлена большим количеством предлагаемых вариантов, которые охватывают промежуток времени длиною почти в полтысячелетия – начиная с кризиса Римской империи в 3 в. и вплоть до возвышения императора Карла Великого в 800 г. н. э.

 

Ещё раз хочу подчеркнуть, что ответ НЕТ столь же информативен, как и ДА. По этой причине незачем прибегать к ухищрениям в попытке избежать слова «нет». Например: «Справедливо мое предположение, что вы не пекарь?». Вместо этого достаточно спросить: «Вы пекарь?», так как за ответ НЕТ вас никто не накажет.

 

 

Игровая категория 1    –  Отгадать категорию

 

Знаете ли вы, что телевикторина «Отгадай профессию» завоевала популярность в Англии и США значительно раньше, чем у нас? Какой бы простой ни казалась эта игра, она способна быть по‑настоящему захватывающей, особенно если вопросы задают опытные игроки. Однако отгадывать можно не только профессии, но ещё и уйму всяких вещей. Например:

♦ известную историческую личность,

предмет, находящийся в комнате;

♦ великие имена (писателя, композитора, художника и т.д.);

♦ произведение поэта (художника, композитора и т.д.);

♦ пословицу, поговорку и т. д.

Все подобные игры построены на принципе последовательного перехода от самой высокой категории к более низкой. Благодаря этому данные игры являются прекрасной тренировкой как в формулировании вопросов, так и для развития логического мышления. Вместе с тем мне снова и снова приходится констатировать, что и опытные консультанты, и менеджеры высшего звена испытывают серьёзные трудности в первых игровых турах. Чем дольше человек учился мыслить категориями высказываний, тем труднее ему приходится на первом этапе семинарских занятий, даже если он отличный специалист в своей области. Вот почему я настоятельно рекомендую вам поучаствовать в этих «детских» играх, где требуется использовать логический подход, а не тыкать пальцем в небо. Предположим, что требуется угадать того или иного человека.

♦ Сначала спросите, является ли искомое лицо европейцем, прежде чем перечислять страны.

♦ Выясните, является ли этот человек главой государства, прежде чем перечислять президентов или премьер‑министров поимённо.

♦ Удостоверьтесь, что человек ещё жив, прежде чем пытаться очертить точные временные рамки его деятельности. Можно, к примеру, задать следующий вопрос: «Его деятельность началась ещё до Второй Мировой войны?».

 

Далее следуют элементы ободрения и мотивации в отношении тренировок с указанием некоторых «подводных камней». Вы испытаете настоящее воодушевление, когда обнаружите, что ваши друзья испытывают те же проблемы, что и большинство участников моих семинаров.

Вашему вниманию предлагается аудиопротокол одного из семинарских занятий с участием тренированной группы. Обратите внимание на то, что новички нередко пропускают мимо ушей интересные интонационные сигналы – такие например, как небольшая пауза перед отрицательным ответом на второй вопрос.

Вопрос 1: «Искомое лицо мужского пола?»

Ответ: «Да».  

Вопрос 2: «Значит, мужчина! Он немец?»

Ответ: (после небольшой паузы) «Нет».

Вопрос 3: «По‑моему, вы не очень уверены в своем ответе... Может быть, имеет значение, из какой части Германии он родом?»

Ответ: «Да».  

Вопрос 4: «Так вот оно что! Вы ведь и сама из Мюнхена... Этот мужчина баварец?»

Ответ: «Да».  

Вопрос 5: «Политик?»

Ответ: «Да».  

Вопрос 6: «Ну, тут, наверное, и выбирать не приходится...» (Несколько голосов разом): «Франц Йозеф Штраус?»

Ответ: «Точно!»

 

1. Известная политическая фигура (Индира Ганди)

Затруднения неизбежны, если ваши друзья (спрашивающие) забывают:

♦ уточнить половую принадлежность;

♦ удостовериться, что искомая персона ещё жива!

 

2. Предмет, находящийся в этой комнате (очки одного из присутствующих)

Затруднения неизбежны, если отвечающий не различает чётко, подразумеваются ли под искомым предметом очки вообще или очки данного присутствующего человека. Вопросы типа «Это предмет обихода?» может относиться как к любым, так и к данным очкам. А как насчёт вопросов о материале, если данные очки сделаны исключительно из пластика (включая и линзы), а другие – из металла и стекла?

Далее приводится аудиопротокол игры в частном дружеском кругу (с любезного разрешения «Группы Шребергартен»).

Вопрос 1: «Это» находится здесь, в саду?»

Ответ: «Да».

Вопрос 2: «Мы можем «это» видеть?»

Ответ: «Да».

Вопрос 3: «Это принадлежит одному из присутствующих?»

Ответ: «Нет».

Вопрос 4: «Если провести воображаемую линию, то «это» будет находиться слева или справа от нее?»

Ответ: «Да‑нет».

Вопрос 5: «И как это понимать?»

Ответ: (другой голос) «Был задан двойной вопрос: «Слева или справа?»

Вопрос 6: «Ну, хорошо. «Это» находится слева отсюда?»

Ответ: «Нет».

Вопрос 7: «Значит, справа. Оно большое?»

Ответ: Уточните вопрос.

Вопрос 8: «Больше, чем эта лейка?»

Ответ: «Нет».

Вопрос 9: «Оно желтое?»

Ответ: «Да».

Вопрос 10: «Тогда это – резиновые сапоги?»

Ответ: «Да».

Вопрос 11: «Но мы же спрашивали, принадлежит ли предмет одному из присутствующих!»

Ответ: «Да».

Вопрос 12: «А разве это не твои сапоги?»

Ответ: «Нет, моего брата. А его здесь сегодня нет!»

Видите, насколько в данном случае «топографическая привязка» упрощает дело! Другими категориями, значительно сужающими диапазон поиска, могут быть, к примеру, вопросы о родовом понятии («это предмет мебели?»), структуре материала («оно деревянное?») и т. д. Если подобным способом удается быстро сузить изначально «бесконечное» поисковое пространство, то иногда для разгадки бывает достаточно буквально нескольких вопросов!

 

3. Знаменитое здание («падающая» Пизанская башня)

Могут возникнуть определенные трудности, если решение нескольких предыдущих загадок относилось к Германии. Участники игры, следуя мыслительному шаблону «Германия», попросту забывают уточнить географию нового поиска. В этой связи возникают уточняющие вопросы типа «Это находится в Баварии?», которые с точки зрения систематики не просто бесполезны, но и бессмысленны. Далее приводится аудиопротокол игры с участием членов одного из трудовых коллективов, которым формулирование вопросов в ходе семинара давалось поначалу с большим трудом. По этой причине в промежутке между первым и вторым этапом практических занятий они тренировались дополнительно.

Вопрос 1: «Это старое здание?»

Ответ: «Что значит «старое»? Уточните вопрос!»

Вопрос 2: «Понятно! Оно старше 50 лет?»

Ответ: «Нет».

Вопрос 3: «Моложе 25 лет?»

Ответ: «Нет».

Вопрос 4: «Так‑так... Это высокое здание?»

Ответ: «Что значит «высокое»? Уточните вопрос!»

Вопрос 5: «Опять двадцать пять! Это небоскрёб?»

Ответ: «Нет».

Вопрос 6: «А в высоту оно больше, чем в ширину?»

Ответ: «Да‑нет».

Вопрос 7: «Подскажи уж тогда!»

Ответ: «Так и быть: его длина несколько километров, ширина меньше одного метра, а высота не больше...»

Вопрос 8: «Стена!»

Ответ: «Точно!»

Вопрос 9: «Что за стена? Китайская? Так она древнее древнего!»

Реплика другого игрока: «Та, что была на замке 28 лет – Берлинская стена, ты, недотепа!»

Ответ: «Абсолютно верно!»

Вспыхивает жаркая дискуссия.

«Да её и зданием‑то назвать нельзя!»

«Это ещё почему? Её же построили, разве нет?»

«Да, построили, но в здании ведь должен кто‑ то жить?»

«Чушь! Бункеры времен войны – тоже здания, но в них же не живут!»

«Но внутри они пустые!»

«А давайте посмотрим в словаре...»

Видите, как полезно иметь под рукой справочную литературу. В процессе выяснения возникли интересные точки зрения по поводу терминов – насколько они точны и т.д. (См. также мои аудиокассеты «Язык как инструмент мышления»).

Эти небольшие частные примеры призваны помочь вам (даже если вы пока что просто читаете) составить наглядное представление о принципиальных подходах, используемых в этих простейших играх в расспросы.

А теперь ваш черёд.

В оптимальном случае вы разгадаете несколько загадок, прежде чем читать дальше4.

4 Прошу вас обратить внимание на то, что, во‑первых, приглашения к действию всегда набраны машинописным шрифтом, а во‑вторых, в Приложении имеется специальный формуляр для контроля успеха, куда можно занести результаты о выполненном упражнении.

 

Игровая категория 2    –  Разгадать историю

 

После того как отработано определенное количество игр предыдущего рода (отгадывание категорий) и участники получат полное право причислить себя к разряду продвинутых игроков, можно переходить к следующему виду игр.

Речь идет о коротких историях‑загадках.

При этом спрашивающему или команде спрашивающих рассказывается только часть истории, а её окончание необходимо достроить при помощи «закрытых» (да/нет) вопросов.

Поскольку ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ представляет собой ответ, призывающий к детализированному мышлению/формулированию вопроса, то эту разновидность игры мы назовем «игрой в яблочный пирог». Давайте посмотрим, что это такое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.011 с.)