Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские концепции и их источники

Поиск

Внешний мир может служить источником определенного знания. Но такое знание представляет собой лишь информацию о составляющих это­го мира в своем чистом виде, которые, будучи материальными, также притягиваются к материальным объектам. Это знание отличается боль­шим разнообразием, но ни один из его видов нельзя назвать знанием о Кришне. Знание о неделимом Брахмане, о Сверхдуше или о материаль­ном мире, взятые отдельно от знания о Кришне, представляют собой лишь различные уровни одного и того же неполного знания. Брахман, который является плодом воображения философов, верящих в так называемый неделимый Дух, не поможет увидеть истинный Брахман. Созерцание Сверхдуши или слияние с Ишварой, о котором мечтают псевдо-йоги, яв­ляется еще более серьезным оскорблением. Дело в том, что философы, целью которых является слияние с воображаемым Брахманом, не при­знают существования индивидуальной души; в то время как философы, стремящиеся к слиянию с Ишварой, признают существование индиви­дуальной души, но наделяют ее правом занять место Господа. Несомнен­но, такое настроение представляет собой более дерзкий вызов, чем идеи сторонников воображаемого Брахмана. Именно по этой причине Махапрабху провозгласил, что желание слияния с Ишварой гораздо более опас­но, чем слияния с Брахманом.

Чтобы обсуждать подобные вопросы, необходимо сначала определить, какой источник знания можно считать истинным? Стоит ли вести споры, основываясь на выводах оскверненного сознания? Или необходимо опи­раться на чистое сознание? Чьи доводы для нас авторитетны - гипотезы, выдвигаемые людьми, или слова Бога? Очевидно, если какая-либо теория создана человеком, ей будут присущи недостатки, которых не может из­бежать в этом мире никто - отсутствие полноты картины происходящего, ошибочные выводы и т.д.

Природа истинного «Я»

Что такое наше «Я»? Тело, которое я получил от своих родителей? Или соединение ума, разума и ложного эго, с помощью которого я постоянно то принимаю нечто, то отвергаю? Здесь есть над чем поразмыслить. С са­мого рождения мы слышим противоречивые мнения по этому вопросу. Мы можем обсуждать их на протяжении всей своей сознательной жиз­ни. Сейчас мы обсуждаем их целыми днями, двадцать четыре часа в сут­ки, бодрствуя и даже во сне. В этих размышлениях может пройти вся жизнь, и, в конце концов, нам придется расстаться с этим телом. |           

Проникнуть в тайну истинного «Я» необыкновенно трудно. Непреодолимым препятствием служат две преграды, окружающие внутреннюю сущность нашего «Я» - грубое и тонкое материальные тела. Почему нам недоступен аромат, исходящий от тела Кришны? Почему мы не слышим пятую ноту, которую Он играет на Своей флейте? Почему до нашего слуха доносится лишь шум улиц, гул площадей и прочие звуки этого мира, которые несут в себе лишь суету? Потому что сейчас душа спит. От ее имени действует ум, и, как часто это бывает, посредник, ведущий дела спящего хозяина, обманывает его. Ум, природа которого - обманывать душу, постоянно указывает нам путь к собственным наслаждениям. Речь отражает состояние души, как глава присяжных представляет их общий вердикт. Речь того, чье сознание чисто, отличается от слов человека с оск­верненным сознанием. Но по природе своей душа стоит выше ума и тела. Это подтверждается в «Гите»: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - все вместе эти восемь элементов составляют Мою отде­ленную материальную природу. Помимо нее существует еще Моя выс­шая энергия, которая представляет собой Мое проявление в виде инди­видуальной души. Эта материальная вселенная поддерживается лишь присутствием индивидуальной души»*.

бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха

апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам

джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат

«Бхагавад-гита», 7.4-5.

Таким образом, индивидуальная душа (джива) принадлежит к выс­шей, нематериальной энергии. Тем не менее, она занимает пограничное положение - из-за чего вынуждена сталкиваться с рождением, матери­альной жизнью и смертью. И все же у нее есть место в высшей реальнос­ти. Деятельность индивидуальной души в этой области является транс­цендентной. Все, что тленно, относится к апара-видье (эмпирическому знанию). Трансцендентное же знание опирается на вечное, сумати. Это слово встречается в Ведах: «О Вишну, мы будем служить сумати, произ­нося Твое живое имя, даже не понимая всей глубины его истинного зна­чения» (Риг-веда, 1.156.3). Пусть же каждый из нас обретет свое вечное положение, а именно служение сумати.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ЗВУК

Беседа Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура с д-ром Магнусом Хиршфильдом из Берлина, состоявшаяся 18 сентября 1931 г. Впервые опуб­ликована в журнале «Шри Саджджана-тошани-патрика».

 

Д-р Магнус Хиршфильд обратился к Шрихе Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру со следующим вопросом: «Каковы основные постулаты вашего учения?» Его Божественная Милость был рад говорить на эту тему в течение часа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.008 с.)