Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бхакти и безусловное преданиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Преданность, или бхакти - единственный способ общения с Абсолютом. Поэтому во что бы то ни стало нам следует полностью предаться Ему. Тогда мы осознаем свою полную зависимость от Него. В противном случае мы постоянно будем сомневаться - готов ли Абсолют спасти нас из затруднительного положения или нет. Безусловное предание даст нам уверенность в том, что мы будем спасены от главного врага - привязанности к материальному миру. При постоянном воспевании святого имени мы избавимся от самой склонности привлекаться материальными объектами, и они перестанут вторгаться в наше сознание. Поэтому воспевание - самое могущественное средство в духовной практике. На начальных этапах духовного пути нам не нужно пытаться узнать нечто очень сокровенное об Абсолюте - воспевание святого имени, само приведет нас к Нему. Этот мир предназначен для нашего испытания. Проходя через различные жизненные ситуации, мы должны постараться извлечь из них пользу и научиться духовной науке. Не следует терять редкую возможность обрести этот бесценный опыт, пока мы находимся в человеческом теле. Ради него можно оставить все остальное до следующей жизни. А эту жизнь следует целиком посвятить поиску Абсолюта. Эти поиски увенчаются успехом лишь в том случае, если мы примем путь бхакти - путь преданного служения. У нас нет большой необходимости общаться с мирскими людьми, но для нас жизненно важно общение с преданными Верховного Господа. Люди, занятые лишь мыслями о собственном благополучии, не могут быть близки нам по духу, поскольку мы не хотим развивать в себе такие наклонности. Если же обстоятельства вынуждают нас к встрече с подобными людьми, нам нужно приложить все усилия к тому, чтобы дать им духовное знание. Единственной целью нашей жизни должно быть неуклонное стремление к той неизведанной трансцендентной реальности. Нас могут обвинять в разговорах о чем-то неуловимом, недоступном для чувств. Но мы говорим не о мистике, а об особом, духовном опыте. Мы верим в знание, основанное на таком опыте, поэтому прилагаем усилия к тому, чтобы приоткрыть завесу, скрывающую от нас трансцендентный мир, и заглянуть туда. Обычные же люди пытаются все оценивать с точки зрения относительных истин. Но как конверт нельзя назвать письмом, так и материю, скрывающую от нас духовный мир, нельзя принимать за истину. Наше существование должно обрести более глубокую основу. Внешняя, иллюзорная энергия (бахиранга-майя-шахти) создает объекты, доступные для наших чувств, но этот опыт бесполезен для наших целей - поисков Абсолюта. Не следует принимать грубое и тонкое тела за свою сущность. В настоящий момент мы лишены истинного знания о себе, и нам нужно выйти из этого неведения. Нельзя отрицать, что нам придется расстаться с этим телом Мы не властны над ним, поскольку оно не принадлежит нам, - поэтому необходимо в первую очередь позаботиться о душе. Это и есть сварупа-гьяна. В начале нашего пути Шри Кришна не раскрывает Себя. Он готов явить нам Свой темный лик лишь когда мы обретем необходимые качества и привлечемся Им. Мы должны достигнуть того уровня, на котором не будем более стремиться наслаждаться Его красотой, но будем служить Ему красотой своего духовного тела. Как только в нас проявится эта духовная красота, Он немедленно раскроет Себя. В этот миг мы уже не сможем сомневаться в том, что темноликий юноша и есть Тот самый Абсолют, которого мы так долго искали. Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на вопросы гостей
Вопрос: Что такое бхакти? Ответ: Бхакти - это вечная, естественная деятельность души; вечное достояние дживы, присущее ее сварупе, или природной сущности (т.е. когда душа не покрыта авидьей или майей). В сварупе души не существует иной деятельности. Иная деятельность свойственна противоположной природе, которая изменчива и эфемерна. Бхакти разрушает печаль, иллюзию и страх. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7, 3.9.6; «Бхагавад-гита», З.6.) Страх, печаль, заблуждение и т.п. появляются из-за двитиябхиннивеши, или страстного стремления к иной природе, которая отлична от Единого Существа, то есть Бога. Стремление к иной природе коренится в размышлениях о чем-либо кроме Кришны и Его объектов, то есть Его преданных. «До тех пор, пока люди не обретут единственно надежное прибежище у дарующих бесстрашие лотосных стоп Бога, они будут трудиться, боясь потерять свои богатства, тела, связи и друзей, будут горевать, когда потеряют их, будут желать вернуть их обратно, страстно стремиться к ним и т.д. А когда они снова обретут их, то окажутся под влиянием материальной привязанности к этим объектам, называемым анатма (то есть тем, что не связано с душой и относится к концепции «я» и «мое»)». В этом и заключается основная причина самсары. Желание власти, возникающее из-за стремления к господству, противоречит преданности Богу. Если у человека много глистов, его тело не получает необходимого питания даже от большого количества богатой витаминами пищи. Подобным же образом склонности к карме и гьяне затрудняют естественную деятельность души. Вопрос: Вайшнавизм может принести определенную личную пользу, но какая от него польза для всего мира? Ответ: Это рассуждение неверно. Так можно сказать о тех, кто занимается арчаной, или ритуальным поклонением, но не о тех, кто совершает киртан, или прославляет Бога. Ритуалист выполняет обряды ради собственного блага, но тот, кто прославляет Бога, совершает служение для всего мира. Он служит всем существам во вселенной: птицам, зверям, людям, богам и даже деревьям, траве и камням. Это - высшее служение. Вопрос: Я не вижу, чтобы людям это нравилось. Ответ: Нет смысла ожидать, что привлечется много людей. Число людей, закончивших аспирантуру, очень ограниченно. Господь Кришна сказал; «Среди тысяч людей лишь один или несколько человек стремятся достичь самопознания, И даже среди тех, кто уже достиг совершенства, редко кто имеет истинное понимание Моей природы». Господь Шри Чайтанья Махапрабху разъяснил это, процитировав шлоку из «Бхагаватам»: «Даже среди сотен тысяч совершенных и освобожденных душ редко встречается тот, кто предан Господу Нараяне» («Шримад-Бхагаватам», 6.14.5.). В мире господствует лукавство. Вопрос: Какое благо принес вайшнавизм миру? Ответ: Политики даже через тысячи эр не смогут принести миру и миллионную часть того блага, которое дали вайшнавы. Мы не советуем другим людям становиться такими же ограниченными сектантами, какими являются политики. Вопрос: Много ли людей знает о вайшнавизме? Ответ: Сколько человек закончило аспирантуру? Сколько родилось Ньютонов? Разумно ли останавливать развитие науки из-за того, что не появляется много таких профессоров, как Д.Ч. Босс? Вопрос: Как развить преданность Кришне? Ответ: Преданность Верховному Господу Кришне развивается, когда человек смиренно и внимательно слушает повествования об Его величии и т.д. от безупречных преданных слуг Бога, которые всегда заняты воспеванием Его славы. («Шримад-Бхагаватам», 1.7.7). Он - Вишну, поддерживающий вселенную. Саттва является главным элементом Его деятельности. Поскольку Он превращал мир в четану, оживляя его сознанием Кришны, то Его называют Кришна Чайтанья. Бытие живых существ лишено чайтаньи (осознанности). Для развития в них чайтаньи Он принял санньясу. И тем не менее, мы не обрели чайтаньи (не пришли в сознание). У чистого чайтаньи есть только одно свойство - бескорыстное служение. В шуддха-четане (чистом сознании) нет служения анартхам (тому, что не является истинной артхой, необходимостью, т.е. Богом). Есть только служение артхе. Кшатрии, вайшьи, шудры, и др. заняты размышлением о внешних природных объектах. Но те, кто постиг Брахман (т.е. истинные брахманы), не имеют подобных занятий. Служение Хари - их единственное занятие. Кшатрии, вайшьи и др. должны оказывать всестороннее содействие такому служению брахманов. Но служение Богу - это единственная обязанность всех живых существ. Вопрос: Все ли могут принять вайшнава-дхарму? Ответ: Вайшнава-дхарма - это единственная дхарма всех чит, живых существ, это единственная дхарма, свойственная истинной природе живого существа. Не надо называться христианином, мусульманином и даже индусом. Все должны стать вайшнавами. Все должны принять вечную дхарму живых существ, присущую нашей истинной природе. Боги, демоны, люди и даже птицы, звери, растения и камни должны стать вайшнавами. Им не нужно оставаться в своих нынешних формах. Шри Чайтанья Махапрабху сделал это: Он всех обратил в вайшнавизм - даже камни, траву, кусты, деревья, птиц и зверей. Во время путешествия в Южную Индию, проходя через лес Джарикханда, Ориссу и Бихар, Он обращал в вайшнавизм всех, кого встречал на пути. Он не позволял им оставаться погруженными в свое самомнение, которое противоречит их истинной природе. Все шайвы, шахты, индусские еретики, патханы, буддисты, майявади, йоги, тапасвины и те, кто стремился попасть в рай и получить освобождение, становились вайшнавами. Единственным оружием Господа Чайтаньи был кришна-киртан. Кроме того, эти люди, приняв вайшнавизм и повинуясь воле Господа, сами становились гуру, совершали киртан и обращали в вайшнавизм всех, с кем общались. Шриман Махапрабху говорил им, что каждый человек, родившийся на земле Бхараты (Индии), должен помогать другим людям, и лучший способ делать это - громкая санкиртана. Санкиртана помогает всем существам обрести высочайшее благо, ведь один человек, который поддерживает тысячу людей, гораздо лучше того, кто заботится только о самом себе. Никогда не было и не будет в этом мире таких благодетелей, как Махапрабху и Его верные последователи. Другие блага - это обман, а вернее - большой вред. Но то благо, которое раздавал Махапрабху и Его последователи, - истинное, величайшее и вечное. Господь и Его последователи не обманывали людей рассказами о временных удовольствиях, которые непродолжительны и приносят вред другим, подобно тому, как выгода одной страны наносит ущерб другой. Махапрабху учил тому, что является высшим благом для всех живых существ, во все времена и во всех обстоятельствах. Он учил тому, что является благом для всей вселенной. Благо, даруемое Махапрабху, не причиняет никакого зла. Поэтому Его милость не порождает зла, а Его милосердие - величайшее. То же самое можно сказать и об Его преданных учениках. В этих утверждениях содержится величайшая истина. Это не пустые разговоры и не поэтическая фантазия. Вопрос: Тогда что же такое вишну-сева?. Ответ: Вишну - это Существо, которое называют Адхокшаджа. Я не могу измерить Его своими чувствами и наслаждаться Им. Но Он наслаждается мною. Ему нравится имя Шрея (Истинное Благо). Сева (служение) состоит в том, чтобы удовлетворять Его чувства. Вишну-сева ради поддержания тела не является подлинной. Многие люди пытаются наслаждаться Господом Вишну, называя это вишну-севой. С Вишну обращаются как со слугой. Считая себя наслаждающимися речной водой, плодами деревьев, красотой природы, целительным свежим воздухом, мы на самом деле пытаемся наслаждаться Вишну. Я думаю, что Он будет спать на том боку (на левом или правом, как мне захочется), как будто Он - квартирант, нашедший у меня место для жилья. Я обращаюсь с Ним как со своим садовником, который приносит цветочные головки, чтобы я наслаждался их приятным ароматом. А кто не желает бхакти? Это те, кто говорит «Я стану правителем страны, подчиненным, возделывающим землю, политиком или воином» - те, кто говорит: «Это я все делаю». Вопрос: Следует ли нам, в таком случае, оставить свое призвание и ежедневные обязанности? Ответ: Мы должны делать все, как вайгинавьц а не вставать на путь кармы. Наш Гурудев, Шри Рупа Госвами Прабху, сказал: «Если все усилия тела, ума и речи человека направлены лишь на служение Хари, то его называют дживан-муктой, или освобожденным при жизни, независимо от занимаемого им положения». («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.185). Он также сказал: «Когда кто-либо отрешен от мирских наслаждений и горячо предан Кришне, принимая объекты, благоприятные для служения Ему, то его отречение называется правильным». Вопрос: Каковы обязанности вайшнава? Ответ: В Панчаратре сказано, что те, кто желает бхакти, должны совершать только такие мирские и ведические действия, которые благоприятны для служения Господу Хари («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.198) Там также говорится, что святые личности называют преданным служением (бхакти) лишь те действия, которые предписаны в шастрах для служения Господу Хари. Совершение таких действий постепенно поднимает до высшего уровня бхакти. Доктрина наишкармы (прекращения материальной деятельности) состоит в следующем: все, что мы делаем, должно быть благоприятным для служения Господу Хари. Те же, кто желает только освобождения, стремятся избавиться от всех действий, в том числе и от служения Господу Хари. Вопрос: Как совершать хари-севу? Ответ: Хари-севу можно совершать телом, речью или умом. Вопрос: Какое служение можно совершить телом, умом и речью? Ответ: Когда демон Хираньякашипу спросил, чему хорошему научился его сын, Шри Прахлад, тот ответил: «Я научился совершать девять видов бхакти, предлагаемых Богу Вишну, - слушанию, воспеванию, памятованию, служению Его стопам, поклонению, воспеванию гимнов, служению Ему как господину, дружбе с Ним и полной преданности Ему. Это лучшее, чему можно научиться». Услышав от своего мальчика про служение, Хираньякашипу удивился и сказал: «У тебя новая идея. Мы учились в школе эмпирического знания, и это нам не знакомо». Вопрос: А служат ли дживам те, кто служит Господу Хари? Ответ: Хари - это Всеобъемлющее Существо. Только слуги Хари по-настоящему служат дживам. Те, кто очарован внешним видом джив, думают, что служение внешнему телу Хари - это и есть служение Ему и служение дживам. Так считают вивартавадины, которые придерживаются теории, что все творение - просто иллюзия. Они не служат дживам, а служат только майе, внешнему телу Хари. От такого служения нет пользы ни им самим, ни другим. Если вы считаете Нараяну бедняком, то служите только майе, но не Нараяне, Его слугам и дживам. Служение виварте (иллюзии) - это мираж майи. Только Кришна есть истинная сущность. Дживы - это союзные частицы Его Существа. Если мы будем служить Хари, то будем служить и хари-джанам (т.е. преданным слугам Хари), и тем, кто не может понять настоящих хари-джан, чтобы они со временем смогли обрести истинное понимание. Мы будем помогать им мысленно и физически. Мы будем служить даже тем, кто против хари-джан, но будем делать это отстраненно, с безразличием. Наши лучшие друзья - это близкие нам слуги Бога. Мои друзья могут не иметь достаточной силы понимания, чтобы выполнять обязанности кшатриев, вайшьев и шудр, но я буду беседовать с ними о служении Хари. Но мы не будем сотрудничать с теми, кто выступает против нас - с агностиками, бескастовыми, эпикурейцами, последователями Чарваки, для которых высшее благо в жизни - физические удовольствия, и другими, подобными им. Вопрос: Что вы имеете в виду под словами джива-дайа, или доброта к живым существам? Разве это не оказание помощи в пище, одежде и т.п.? Ответ: Мы будем оказывать такую помощь тем, кто после многих рождений обрел веру в Бога и начал служить Ему. Мы будем кормить, одевать нуждающихся и оказывать другую помощь, чтобы они могли служить Хари. Иначе зачем нам подкармливать змею молоком и бананами? Доброта проявляется не в этом. Скорее такая «доброта» может способствовать тому, что люди будут еще больше погружаться в майю и нигилизм. Доброта, которую проявил к дживам Шри Чайтанья Махапрабху, навечно освобождает их от всех желаний, неудобств и страданий, называемых тритапа. Такая доброта не порождает никакого зла, и обретя ее, дживы уже не станут жертвами пороков этого мира. Вернее, они будут плавать в нектарном море Любви и вечно наслаждаться его сладостью. Вопрос: Чем же милость Шри Чайтаньи отличается от других видов доброты? Ответ: В отличие от других видов доброты, милость Господа не создает зла. Ближайший спутник Господа, Шри Сварупа Дамодара, говорил так: «Его милость рассеивает все зло. Она чиста и не имеет примесей. Она расширяет чистый восторг, подобно полностью распустившимся цветам, и устраняет все противоречия священных писаний, распространяя истинно сладостный вкус преданности Богу. Его милость вызывает в уме состояние, подобное блаженному сумасшествию (в любви к Богу), дарит вечное счастье преданности Богу, создает дух равенства между низшими и высшими и раскрывает высший предел духовной сладости». Шри Рупа Госвами говорит, что Шри Чайтанья, имеющий золотой цвет тела, - это Сам Кришна. Шри Чайтанья - это в высшей степени милосердное Существо, распространяющее любовь к Кришне. Об этом же говорит и Кришнадас Кавираджа Госвами (автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»): «Оцените милость Шри Чайтанья-чандры, и вас удивит Ее высочайшее превосходство».
Ответы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура на вопросы учеников
Вопрос: Все мои знания основаны на опыте, приобретенном в этом мире. Как же мне узнать о чем-то трансцендентном? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: В нашем нынешнем состоянии очень трудно узнать о чем-то трансцендентном. Это правда. Но правда и то, что есть способ получения такого знания. Если друзья и родственники находятся далеко от нас, то известия от них нам может принести посланник. Вопрос: Но посланник не приходит к каждому, не так ли? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Те, к кому не приходит посланник, очень неудачливы. Но вы увидите, что посланник обязательно принесет известия тем, кто действительно этого желает. Вопрос: Как узнать посланника с Вайкунтхи? Как узнать, какое послание истинно, а какое - нет? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Если я искренен в своей молитве, то все откроется мне по милости всеведущего Бога. Если кто-то хочет получить образование, то узнать образованного человека он может только по милости последнего. Верховный Господь, пребывающий в моем сердце, поможет мне во всем. От меня требуется только довериться Ему. В этом мире есть два способа получения знаний. Первый способ заключается в познании вещей через опыт, обретаемый в этом мире. Второй состоит в понимании неполноты и недостаточности опыта этого мира. Поэтому, чтобы получить знание об ином мире, нам нужно полностью предаться святому, который пришел оттуда, и слушать его. Вопрос: Материальный опыт - это все, что у нас есть. Как же можно отбросить его и посвятить себя чему-то трансцендентному? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Не следует бояться и думать, что это очень трудно. Для постижения истины нужна большая сила сознания. Если человек хочет научиться плавать, он не должен бояться воды. В то же время следует знать, что путь всеобъемлющей преданности нетруден. В действительности это очень легкий и естественный путь для души. Неестественно и мучительно все, что противопоставляется ему. Вопрос: Где взять такую храбрость? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Надо слушать о Верховном Господе от Его посланника. Во время слушания необходимо отбросить весь материальный опыт и склонность к ложной аргументации. Когда мы слушаем о Верховном Господе от живого садху, способного говорить смело, живо и вдохновенно, то вся слабость уходит из сердца. Мы чувствуем храбрость, которой не было прежде, и у души полностью проявляется естественная склонность вручить себя Господу. Вечная истина трансцендентного мира сама собой раскрывается в таком преданном сердце. Вопрос: Путь всеобъемлющей преданности и твердая решимость - два самых важных принципа для нас. Так ли это? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Абсолютно. Необходимо также иметь твердую решимость поклоняться Господу. Нужно думать: «Я получу Его милость. Я не собьюсь с пути. Я буду всегда повторять Его имя. Если я действительно ищу Бога, то Он обязательно поможет мне». Если человек полностью предается лотосным стопам своего гуру, он обязательно достигнет успеха. Наша единственная надежда - это милость Шри Гурудевы. Шри Гурудева неотличен от Шри Рупы. Только его милость может быть полезна для нас. Вопрос: Можно ли поклоняться Кришне без руководства Шри Гурудевы? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Никогда. Единственная цель нашей жизни - развитие сознания Кришны. Это возможно только под руководством преданного слуги Кришны или в соответствии с его наставлениями. Больше всего Кришна благосклонен к Шри Варшабханави-деви (Шримати Радхарани). Поклонение Ей наиболее благоприятно при поклонении Кришне. Шри Радха дарует наивысшее благо. Все наши духовные учителя очень дороги Шримати Радхарани. Мы, Гаудийа-вайшнавы, поклоняемся Кришне, который принадлежит Радхарани. Гаудия - вайшнавы в большей степени находятся на стороне Радхарани, чем на стороне Кришны. А Шри Гурудева неотличен от Шримати Радхарани. Не получив милость из самого благоприятного источника, невозможно развивать сознание Кришны. Если у человека нет самого благоприятного руководства, он не может найти ничего полезного для развития своего сознания Кришны. Вместо этого его сердце будет одолевать демоническое желание собственного счастья. Такие склонности неблагоприятны для преданности, и их следует оставить. Нужно отказаться от всякой гордости и высокомерия. Преданный сможет найти подходящие возможности для служения Кришне только тогда, когда будет служить Кришне под руководством Гурудевы. Но, к сожалению, мы не хотим трудиться ради счастья Кришны и гонимся за своим собственным счастьем. Увы! Вместо того, чтобы сделать Кришну главой своего дома, мы сами действуем в роли домохозяев и привязываемся к семейной жизни. Но если мы желаем себе блага, то нам следует соблюдать осторожность и правильно использовать дар человеческого рождения. Иначе мы будем обмануты и упустим драгоценную возможность. Вопрос: Не лучше ли принять санньясу? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Ни в коем случае. Внешние одежды санньяси никому не помогут. Если преданный считает, что Гурудева - это сама его жизнь, а служение Гурудеве - смысл его жизни, он является настоящим санньяси. Нужно стать санньяси преданности, привязавшись к Гурудеве и святому имени. Но тот, кто не служит Кришне под руководством Гурудевы и вступает в дурное общение, несчастен. Он никогда не сможет ни познать Верховного Господа, ни служить Ему. В этом мире можно одеваться как садху и обманывать других людей, но всеведущий Господь, воздающий плоды кармы, не позволит избежать последствий. Те, кто наряжается в одежды садху и проводит время в дурном общении, вредят только самим себе. Полагаясь вместо Бога на других, они обретают только несчастья. Вопрос: Кого привлекает Кришна? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Личность по имени Кришна привлекает все три мира. Привлекает реальность. Кого привлекает Кришна? Магнит притягивают железо, но не дерево. Подобным же образом Господь привлекает слуг, которые стремятся служить и поклоняться Ему. Слуг привлекает очарование служения. Но если, встав на этот путь, слуга привлекается чем-то другим, первоначальное влечение ускользает от него. С одной стороны находится влечение к этому миру, в котором коренится причина всякого рабства. С другой стороны - влечение к Кришне, в котором причина всего блаженства Объекты чувств - форма, запах, касание и внешние звуки - находятся очень близко ко мне в этом мире. Поэтому я, слабый человек, привязываюсь к ним. При таких обстоятельствах только постоянное слушание о Верховном Господе из уст гуру и садху способно защитить нас от этих близких врагов. Если лотосные стопы Кришны не привлекают нас, то обязательно привлечет майя. Когда нас привлекают имя, форма и развлечения Кришны, то мы избавляемся от своей нынешней роли наслаждающихся, роли «Кришн». Чем больше мы обсуждаем темы, связанные с Кришной, тем больше избавляемся от ложного отождествления наслаждающихся. Тогда Кришна по-настоящему привлекает нас. Вопрос: Почему мы не чувствуем никакой близости к Кришне? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: В своем естественном положении живое существо является слугой Верховного Господа. Но если мы не общаемся постоянно с Господом и Его преданными слугами и не служим им, как мы можем чувствовать близость к Господу? Если мы заняты мирскими делами, то как мы можем услышать Господа? В настоящее время мы очарованы ложными надеждами, в результате чего приходим к неправильным суждениям. Таким образом, мы озабочены тем, что происходит в этом мире. Мы подвержены ложным суждениям из-за того, что отдалились от Изначального Источника нашей жизни. Шагните в зыбучий песок, и вы очень быстро увязнете в нем. Подобным же образом, мы зависим от того, что вероломно в своей основе, и потому утопаем в материальном океане. Вместо того, чтобы идти по пути Кришны, мы растрачиваем время в материальных усилиях, одержимые порочными желаниями. Вишну-майя, или иллюзорная энергия Господа, порабощает нас, позволяя испытывать материальные наслаждения и совершать кармическую деятельность. Поэтому нужно быть осторожными - в высшей степени осторожными. Следует помнить, что нам необходимы наставления на каждом шагу. Необходимо постоянное руководство Шри Гуру. Служение преданным более благотворно, чем служение Господу. Живое существо получает больше блага от общения с преданными, чем от общения с Господом. Обитель Гурудевы более благоприятна для чистой преданности, чем обитель Господа. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: йетхая вайшнава-гана сей стхана вриндавана («где живут вайшнавы, там - Вриндаван»), и мы должны полностью понять смысл этих слов. Но если мы будем безразличны к служению Гурудеве, то не станем слугами. Мы так и останемся гордыми и высокомерными, но запутавшимися во внешних размышлениях. В теистическом мире нет более возвышенной концепции, чем служение лотосным стопам Шри Шри Радха-Говинды. Поэтому нужно постоянно слушать хари-катху, чтобы не остаться без служения Господу, которого называют Адхокшаджа, так как Он находится за пределами чувств. Таким образом, мы не окажемся в зависимости от своих чувств и не встанем на путь ложной логики. Поскольку мы растратили много жизней на другие занятия, то теперь необходимо уделять особое внимание преданному служению. Нужно постоянно заботиться об этом, чтобы достичь высочайшей цели в этой жизни. Если преданный всегда служит гуру и Кришне с величайшей заботой, привязанностью и любовью, он обязательно почувствует общество Кришны. Вопрос: Почему в этом мире так много несчастья? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Верховный Господь говорит: «Я устроил так много несчастий, боли, бед и опасностей не для того, чтобы вы страдали, а чтобы научить вас, что во всех этих несчастьях нет необходимости, и чтобы вы искали вечно желанного счастья и вечной радости». Вопрос: Почему обычные разговоры или болтовня, грамья-катха, неблагоприятны для преданности Господу и вредны для нас? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Шриман Махапрабху сказал: «Не слушайте и не произносите грамья-катху. Не вкушайте роскошную пищу и не носите модные одежды». Он сказал это для тех, кто очень привязан к преданному служению. Если человек вкушает роскошную пищу, он приносит вред только себе. Потакание языку неблагоприятно: если человек бегает туда-сюда ради удовлетворения языка, то, одержимый такими удовольствиями, он не достигнет Кришны. Но это не создает проблем для других: при этом не возникает беспокойства в преданном служении других людей. Гораздо вреднее носить модные одежды. Люди носят модные одежды для других. Единственная цель, которую они преследуют при этом, - отвлечь глаза и умы других людей от преданного служения Верховному Господу. Если кто-то слушает грамья-катху, то вредит себе больше, чем поедая роскошную пищу. А если произносит грамья-катху, то вредит другим больше, чем ношением модной одежды. Шрила Рагхунатха Даса Госвами говорил, что слушать или вести вредные разговоры (неправду, сплетни, пустые и обыденные беседы) - это все равно, что общаться с проституткой. Такая болтовня отвлекает ум и оскверняет сознание, создавая препятствия на пути преданности. Те, кто привязан к такой болтовне, естественно, не привязаны к хари-катхе. Если пятеро обычных людей собираются вместе, то они обязательно обсуждают пустяки. Поэтому преданные постоянно разговаривают о Верховном Господе. Там, где происходит хари-катха, не бывает сплетен и пустой болтовни. Вопрос: Как можно достичь счастья? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Когда вайшнав утвердился в своем положении у лотосных стоп Гурудевы, он обретает общение с ним через служение. Тогда он избавляется от страха и печали и становится по-настоящему счастливым. Если кто-то постоянно занят служением Гурудеве телом, умом и душой, он быстро обретает его милость. Когда Гурудева доволен, стремление служить ему возрастает с каждым днем. Это приносит высочайшее благо и достижение единственной, поистине желанной цели. Вопрос: Что такое преданность Богу? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Преданность означает стремление осчастливить Верховного Господа. Когда у вас есть преданность, то единственное, что имеет значение, - это счастье Кришны. Преданный слуга никогда не ищет счастья для себя. Это естественная склонность души. Когда живое существо осознает свою истинную индивидуальность, оно видит, что вечно и спонтанно стремится к счастью Кришны. В этом истинном положении у него нет других занятий. Низменные мирские побуждения не свойственны душе. Они свойственны извращенному человеку, но не его истинной личности. Поэтому такие стремления временны и постоянно изменяются. Только преданность избавляет от страха, иллюзии и печали, которые возникают из-за вторичных интересов, обращенных не к Кришне, а к чему-либо иному. У преданности есть только одна причина, одна цель, одно прибежище и одно предназначение. Преданность означает принадлежность одному только Господу. Это безраздельное внимание к Кришне. Вопрос: Вмешивается ли Бог в независимость живого существа? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Живое существо является мельчайшей частицей безграничного сознания Верховного Господа. Верховный Господь полностью независим, и живое существо тоже независимо подобно тому, как свойства океана присутствуют даже в капле океанской воды. Живое существо не было создано. Являясь частицей сознания, оно вечно и нематериально. Оно не получает свою независимость от кого-то на материальном уровне. Независимость - это свойство души. И хотя ее неправильное использование вызывает страдание, Бог не вмешивается в чью-либо независимость и не разрушает сознание, ибо Он есть океан милосердия. Именно поэтому Он наделяет нас совестью. Тот, кто поклоняется Богу согласно Его наставлениям в священных писаниях, использует свою независимость правильно и обретает высшее благо. Вопрос: Что такое майя (иллюзорная энергия)? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Мийате анайа ити майа. Майа - это то, что можно измерить. Ма + йа = майа. Майа - это «то, чего нет», что временно и подвержено разрушению. Майа - там, где в центре нет Бхагавана. Бхагаван - властелин майи. Его невозможно измерить. Согласно христианству, Господь - это одно существо, а Сатана - другое. Но в «Шримад-Бхагаватам» описывается другая майя. Согласно учению школы бхагавата, майя находится в непроявленном состоянии в самом Верховном Господе. Майя - это часть Кришны, которая существует для исправления живых существ. Она наказывает и исправляет те живые существа, которые не расположены к Кришне. Вопрос: Как нужно жить в материальном мире? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Если человека привязывают к столбу и избивают, то он вынужден страдать от побоев, хотя не желает этого. Подобным образом все происходит и в этом материальном мире. Здесь нужно жить в духе отречения. Иначе несчастья и страдания неизбежны. Вопрос: Кто освобождается из материального мира? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Если человек на сто процентов все отдает Господу, то Господь обязательно освободит его. Если общение с садху и гуру и служение им не станут неотъемлемой частью нашей жизни, то у нас не возникнет желания отдавать все Богу на сто процентов. С другой стороны, Господь является полным совершенством, и тот, кто не посвятил себя Ему полностью, не может достичь Его. Бог совершенен и полон. Он желает того, что совершенно и полно, - абсолютной преданности и любви. Совершенного Бога можно достичь только через полную, совершенную отдачу. Сколько человек отдаст, столько и получит. Вопрос: Кому Господь не раскрывает Себя? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Бог - это безграничное сознание, а живое существо - это мельчайшее, ограниченное сознание. Если человек желает сохранить часть своего сознания для чего-то другого и думает «Я не хочу все отдавать Богу», тогда безграничное сознание не раскрывает Себя. Вопрос Если я служу Кришне так, как мне нравится, можно ли назвать это преданностью? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Преданность - это такое служение, какое нравится Ему. То, что нравится нам, - это отражение наших материальных желаний, а не преданность. Поэтому мы и не можем ни насладиться, ни отречься. Нужно стать преданными слугами, оставить свою независимость, найти прибежище в Нем и заботиться об Его счастье. Вопрос: Почему мы совсем не совершенствуемся в бхаджане? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Наше внимание обращено к внешнему миру. Над нами господствуют мысли о материальном мире. Нужно смотреть внутрь, а не на объекты удовлетворения чувств. Необходимо сильное стремление к служению Господу, обитающему в наших сердцах. Но мы не стремимся к этому. Так какое же может быть совершенствование в бхаджане? Как можно прогрессировать в бхаджане, если мы стремимся поудобнее устроиться в жизни и улучшить удобства своих семей? Откуда возьмется энтузиазм и желание служить нашим вечным друзьям, Кришне и гуру, когда мы озабочены счастьем грабителей, называемых друзьями и родственниками. Невозможно двигаться на восток, когда идешь на запад. Я так много говорю об этом, и все же у людей не пропадает иллюзия, что их близкие в действительности далеки от них. Их судьба - быть несчастными. Так что я могу поделать? Вопрос: Какова дхарма (свойство, или качество) прити (любви)? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати: Качества прити и априти (отсутствия любви) не бывают одинаковыми. Душе присущи качества прити, а уму - качества априти. Не существует противоречий между дхармой премы (любви), дхармой бхакти (преданности), высшей дхармой, дхармой, предписанной «Бхагаватам», и дхармой севы (служения). Все они находятся в гармонии. Только прекращая совершать преданное служение с любовью к Богу, мы начинаем считать друг друга объектами эксплуатации. У че
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.021 с.) |