Обсервованное место корабля находится в точке пересечения приведенных линий положения i', i'' и Т. Д. И последней линии положения, которая в приведении, естественно, не нуждается. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсервованное место корабля находится в точке пересечения приведенных линий положения i', i'' и Т. Д. И последней линии положения, которая в приведении, естественно, не нуждается.



§ 82. Определение места корабля по разновременно измеренным расстояниям

Сущность способа.

Если с корабля виден только один ориентир, обозначенный на карте, то, измерив до него в момент T1 расстояние D1, а в момент T2 — расстояние D2 получим на карте две изолинии I—I и II—II в виде дуг окружностей, центром которых является место ориентира, а радиусами — измеренные расстояния (рисунок внизу слева). Зная плавание S, совершенное кораблем по линии пути за время ΔТ = T2 — Т1 и вместив его между изолиниями, найдем место корабля на момент вторых измерений. Применение рассматриваемого способа целесообразно, когда имеется возможность измерения расстояний до ориентира, а пеленги по каким-либо причинам измерять нельзя. Чаще всего это бывает при применении гидроакустических и радиогидроакустических средств измерения расстояний. При определении места по видимым ориентирам или с помощью радиолокационной станции этот способ никаких преимуществ не дает. Если есть возможность измерить расстояние до ориентира, то, как правило, можно измерить и пеленг на него, т. е. определить место гораздо быстрее, проще и с большей точностью.

Измерения расстояний и их прокладка на карте осуществляются в следующей последовательности.
Измерив первое расстояние, надо сразу же заметить и записать отсчет лага и момент по часам. Выждав, когда пеленг на ориентир изменится не менее чем на 30° (наивыгоднейшее изменение пеленга в зависимости от курсового угла на ориентир и точности счисления лежит в пределах от 40—45 до 70—80°), измерить расстояние вторично, заметить и записать отсчет лага и момент по часам. Исправить измеренные расстояния их поправками.

На карте (рисунок слева) от места ориентира А проложить (конечно, с учетом всех факторов, влияющих на точность счисления: дрейфа, течения, изменений курса и скорости) плавание корабля за промежуток времени между измерениями первого и второго расстояний. Из полученной точки A' провести окружность I — I раствором циркуля, равным в масштабе карты первому расстоянию D1 — это будет изолиния, соответствующая первому измеренному расстоянию, приведенная к месту второго измерения. Затем из места ориентира (точки А) провести окружность II — II раствором циркуля, равным в масштабе карты второму расстоянию D2. Искомое счислимо-обсервованное место корабля Мо будет находиться в точке пересечения этих окружностей. Во избежание ошибок нужно помнить, что приводится к моменту второго измерения всегда первая изолиния; следовательно, из точки А' надо проводить окружность радиусом, соответствующим первому измеренному расстоянию, а из точки A — радиусом, равным второму измеренному расстоянию.
Выполнив описанное построение, следует нанести на карту счислимое место корабля, соответствующее моменту второго измерения, показать невязку и произвести запись в навигационном журнале.

Ничем существенно не отличается и определение места корабля по разновременно измеренным расстояниям до двух различных ориентиров (рисунок слева). И в этом случае к моменту второго измерения надо привести первую изолинию: на карте от места ориентира A, до которого измерялось первое расстояние, проложить плавание корабля за промежуток времени между измерениями расстояний, и из полученной точки А' как из центра провести окружность радиусом, равным в масштабе карты первому расстоянию D1. Счислимо-обсервованное место корабля Мo находится в точке пересечения этой приведенной изолинии с окружностью, описанной вокруг места второго ориентира В радиусом, равным в масштабе карты второму измеренному расстоянию D2.

83. Определение места по пеленгу и расстоянию де ориентира

Сущность способа.

Одновременно измеряются пеленг и расстояние до ориентира. Чтобы получить место корабля на карте (рисунок слева внизу), надо исправить компасный пеленг поправкой компаса и проложить обратный истинный пеленг от ориентира; затем из точки А — места ориентира — по линии пеленга в масштабе карты отложить измеренное и исправленное инструментальной поправкой расстояние. Точка Мо явится искомым местом корабля.

Этот способ позволяет определять место корабля, когда в видимости находится лишь один ориентир и, следовательно, никакой другой способ определения места при одновременном измерении навигационных параметров неприменим. Однако, как и любой другой способ, основанный на измерении лишь двух навигационных параметров, он не обеспечивает возможности контроля правильности опознания ориентира, безошибочности измерений и прокладки. Если в одном из этих действий будет допущен промах, он может остаться незамеченным. Поэтому надо тщательно контролировать правильность опознания ориентира и использовать любые возможности для контроля правильности определения места.

Определение места корабля по створу и пеленгу

Сущность способа.


Если корабль находится на створе двух ориентиров и одновременно измерен пеленг на третий ориентир, то это позволяет определить место корабля: оно находится в точке пересечения линии створа и линии пеленга, проложенной от пеленгуемого ориентира (рисунок внизу слева). Этот способ отличается своей простотой; для измерений и нанесения места на карте затрачивается очень небольшое время. Особенно целесообразно его применение на малых быстроходных кораблях, когда для выполнения более сложных построений нет ни места, ни времени. Могут использоваться не только искусственные, но и естественные створы; изучая район плавания, надо их примечать, наносить на карту, делать их зарисовки.

Наиболее типичны следующие случаи применения этого способа.
1. Корабль лежит на створе, например, при выходе из базы. Убедившись, что корабль находится точно на створе, надо измерить пеленг на створ и на ориентир (лучше—находящийся близ траверза корабля), заметить отсчет лага и момент по часам.
2. Корабль пересекает створ. Заблаговременно, до подхода к створу, следует выбрать ориентир для пеленгования (лучше—такой, чтобы направление на него отличалось от направления створа на угол, по возможности близкий к 90°). В момент пересечения створа измерить пеленг на створ и на ориентир; заметить отсчет лага и время.
Измерение пеленгов не только на ориентир, но и на створ преследует две цели: еще раз убедиться в правильности опознания створа и определить поправку компаса в момент пеленгования. Для нанесения обсервованной точки на карту надо, исправив пеленг на ориентир поправкой компаса (определенной по створу), проложить его от ориентира; в точке пересечения линии пеленга с линией створа обозначить обсервованное место корабля. Нанеся соответствующее моменту обсервации счислимое место, показать невязку и произвести запись в навигационном журнале.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.005 с.)