Осредненные значения элементов приливо-отливного течения можно находить и так: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осредненные значения элементов приливо-отливного течения можно находить и так:



для середины отрезка часовой линии курса (первая задача) или середины отрезка линии пути за час плавания (вторая задача) выбрать элементы течения на момент времени Т2 = Т1 + 1/2 ч (рисунки второй и третий сверху). Это и будут искомые значения v т и Кт для одного часа плавания. В некоторых случаях полученные таким образом v т и Кт требуют уточнения, для этого нужно сделать второе приближение: выбрать элементы течения на уточненные первым построением навигационного треугольника места середин линий курса или пути.

§ 54. Совместный учет дрейфа и течения

В § 52 показано, что величина путевого угла с учетом только дрейфа ПУ = ИК + a выражает перемещение корабля относительно водной среды; скорость этого перемещения и проходимые кораблем расстояния определяются по показаниям лага или по оборотам движителей относительно воды. В то же время сама водная среда перемещается со скоростью и по направлению течения. Следовательно, вектор скорости перемещения корабля относительно воды Vл (Vоб) (напоминаю, что вектор обозначается черточкой вверху над буквой) должен откладываться по направлению пути корабля с учетом только дрейфа (ПУa); другой стороной навигационного треугольника будет вектор скорости течения v т, третьей — вектор путевой скорости V. Этим основным положениям и должна соответствовать последовательность расчетов при решении основных задач совместного учета дрейфа и течения.

Задача 1.
Задан курс корабля.
Найти путевой угол и путевую скорость.

При решении этой задачи сначала учитывается дрейф, а затем — течение. Находится путевой угол с учетом только дрейфа:

ПУa = ИК + a.

На карте от исходной точки А прокладывается линия пути ПУa (рисунок слева), и по ней в избранном масштабе откладывается вектор скорости корабля относительно воды Vл или Vоб. Из конца вектора Vл в том же масштабе прокладывается вектор течения v т. Прямая, соединяющая исходную точку А с концом вектора течения (точка С), и является линией пути ПУ при суммарном сносе. Угол сноса течением находится по формуле b = ПУ — ПУa. Отрезок АС представляет собой вектор путевой скорости V в принятом масштабе.

Задача 2.
Задана линия пути.
Найти курс,, который следует назначить рулевому, и путевую скорость.

Эта задача решается в обратной последовательности (рисунок слева).
Для построения навигационного треугольника из исходной точки А прокладывается вектор скорости течения v т и из его конца С как из центра на заданной линии пути AF делается засечка раствором циркуля, равным в том же масштабе скорости хода Vл (или Vоб). Полученная точка D соединяется с точкой С прямой линией, и из исходной точки A проводится параллельная ей линия АВ — линия пути с учетом только дрейфа, направление которой — ПУa — измеряется с помощью транспортира. Затем рассчитываются истинный курс корабля ИК = ПУa — a и компасный курс, который должен быть назначен, чтобы перемещение корабля происходило по заданной линии пути КК = ИК — ΔК. Для контроля проверяется выполнение равенства
ПУ = КК + ΔК + a + b.

При совместном учете дрейфа и течения, как и при учете только дрейфа, линия курса не проводится; роль линии курса при учете течения выполняет линия пути с учетом только дрейфа. Именно по этой линии следует откладывать пройденные расстояния по лагу Sл или по оборотам Sоб, возле вспомогательных точек на этой линии надписываются только отсчеты лага. Фактическое же перемещение корабля (при отсутствии ошибок в элементах счисления) происходит по линии пути с учетом дрейфа и течения (для краткости она именуется просто линией пути); вдоль нее на карте надписываются компасный курс корабля, поправка компаса (в скобках) и суммарный угол сноса

с = a + b.

У счислимых точек на линии пути надписываются дробью моменты времени и отсчеты лага.
В навигационном журнале в графе «Снос» записывается суммарный угол сноса с = a + b, а в графе «Примечание» следует указывать раздельно значения углов a и b.

§ 55. Основные способы получения сведений об элементах течений. Разгон невязки

В предыдущем параграфе рассмотрены способы учета течения, элементы которого (скорость и направление) известны. Теперь кратко рассмотрим основные способы, пользуясь которыми штурман может получить сведения об элементах течений, необходимые ему для учета в счислении. Первым способом является вычисление элементов течений по данным, выбираемым из специальных пособий. При этом надо руководствоваться навигационной классификацией течений, по которой течения разделяются на следующие основные группы.

Постоянные (непериодические). Скорость и направление таких течений из года в год почти не изменяются.

Периодические. Скорость и направление таких течений повторяются через определенные промежутки времени, обусловливаемые периодами изменения сил, вызывающих течение. К ним относятся, в частности, приливо-отливные течения, скорости и направления которых зависят от астрономических факторов: взаимного расположения Солнца, Земли и Луны.

Временные течения, направления и скорости которых зависят от действия эпизодических факторов. К ним относятся, в частности, ветровые (дрейфовые) течения, вызываемые действием ветра.

В любой точке моря, строго говоря, могут одновременно наблюдаться действия сил, вызывающие течения всех трех видов. Следовательно, вектор полного (суммарного) течения, которое надо учитывать при прокладке, в общем случае представляет собой сумму трех составляющих: постоянного, периодического и временного течений. Чтобы найти вектор суммарного течения, надо произвести геометрическое (векторное) сложение этих составляющих.

Источниками сведений о направлениях и скоростях течений являются:
— морские навигационные карты, на которых направления течений показываются стрелками, а скорости надписываются над ними;
— атласы течений для отдельных районов Мирового океана;
— таблицы приливо-отливных течений, приводимые в пособиях по приливам и на некоторых навигационных картах.

Лоции, в гидрометеорологических обзорах которых дается общая характеристика течений, а также атласы физико-географических данных для целей счисления использовать не рекомендуется, так как в них даются лишь общие сведения о распределении течений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.004 с.)