Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В общем случае выбор элементов течений из пособий осуществляется в такой последовательности.
Содержание книги
- Соответствие отдельных направлений в различных системах деления горизонта.
- Понятие о построении картографической сетки проекции Меркатора
- Вычисление размеров рамки карты.
- По формуле тангенс катета прямоугольного сферического треугольника найдем
- При наличии в районе плавания течения, ветра и волны необходимо, кроме того, учитывать:
- Из прямоугольного треугольника вос
- Потеря скорости хода находится по формуле
- Чтобы убедиться, не допущено ли в расчетах ошибки, надо еще раз проверить, правильно ли определен знак угла дрейфа и соблюдается ли равенство
- Влияние течения на путь корабля. Основы учета течения при графическом способе счисления пути корабля
- Способ, каким надлежит наносить на линии пути счислимую точку f, зависит от поставленных условий. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи.
- Осредненные значения элементов приливо-отливного течения можно находить и так:
- В общем случае выбор элементов течений из пособий осуществляется в такой последовательности.
- Определение места по видимым с корабля ориентирам
- Запись в навигационном журнале делается в строгом соответствии с Правилами его ведения, изложенными в начале журнала.
- Отсчет лага и время по часам замечаются в момент измерения второго угла.
- Определение места корабля по пеленгам на три ориентира
- Предположим, что выполненный таким образом анализ, дополненный анализом работы компаса, показал, что ошибка в его поправке возможна. Тогда ее определение можно выполнить двумя способами.
- Таким образом, ошибка от пользования приближенной формулой (256) не превышает величины eld / h(d - L).
- Обсервованное место корабля находится в точке пересечения приведенных линий положения i', i'' и Т. Д. И последней линии положения, которая в приведении, естественно, не нуждается.
1. Сведения о скорости и направлении постоянного течения выбираются с карт течений по широте и долготе заданной точки и, если сезонные изменения течений значительны, — по времени года. 2. Сведения о приливо-отливных течениях выбираются из таблиц приливо-отливных течений по координатам данной точки и «водному» времени (числу часов до или после момента полной воды в основном пункте). В некоторых пособиях данные о постоянном и приливо-отливном течениях приводятся отдельно; чтобы найти суммарное течение, их нужно векторно складывать. В современных атласах течений приводятся сведения о суммарном течении (постоянное и приливо-отливное); для нахождения вектора полного течения вектор суммарного течения надо сложить с вектором ветрового течения. 3. Скорость и направление временного течения выбираются из специальных карт (или схем), составляемых для типовых полей ветра. Сравнивая синоптическую карту на данный день со схемами полей ветра, приведенными в Атласе, надо подобрать карту течений, соответствующую в наибольшей степени действительным метеоусловиям, и выбрать из нее скорость и направление течения в данной точке. В морях без приливов на упомянутых картах (или схемах) показывается суммарное течение, представляющее результат сложения вектора постоянного и ветрового течений. Если плавание совершается в районе, не охваченном картами временных течений, то учитывается только наиболее значительное из них — ветровое. Практически можно считать, что в средних широтах, в районах с глубиной моря более 50 м, направление ветрового течения в поверхностном слое воды отклоняется от направления ветра на 45°: в северном полушарии — вправо, вьюжном полушарии — влево. В мелководных районах угол между направлениями ветра и ветрового течения можно принимать равным в среднем 25°. Скорость поверхностного ветрового течения можно вычислять по приближенной формуле
v т = 0,013U / √ sin φ
где U — скорость истинного ветра, выраженная в тех же единицах, что и скорость течения; φ — широта места, для которого производятся вычисления.
Предупреждение.
Коэффициент формулы 0,013 меняется с изменением U, поэтому при расчетах v т необходимо в Атласе течений брать из специальных таблиц уточненное значение коэффициента.
Местные условия могут вызывать значительные отклонения скорости и направления течений от выбранных из пособий. Данные о возможном характере и величине этих отклонений можно найти в лоциях. При ведении счисления на подводной лодке в подводном положении необходимо иметь в виду, что глубинное течение может весьма значительно отличаться от поверхностного. Для его вычисления следует пользоваться приводимыми в атласах картами глубинных течений, причем выбирать карту, соответствующую глубине, близкой к глубине погружения подводной лодки. При отсутствии таких карт приближенно принимают постоянное и приливо-отливное течения на глубине совпадающими с поверхностным, а ветровое рассчитывают по более сложным формулам. Производя вычисление течений по приведенным в пособиях данным, необходимо иметь в виду, что они основываются подчас на несистематических, разрозненных или кратковременных наблюдениях, что не может гарантировать высокой точности. Среднюю квадратическую ошибку в скорости течения в хорошо изученных районах можно считать равной 0,2—0,3 уз. В районах, недостаточно изученных, она может доходить до 0,5 уз, а в районах со значительными приливо-отливными течениями — до 1,0 уз и более. Поэтому всегда, когда есть к тому возможность, надо стремиться к определению элементов течения из личных наблюдений непосредственно во время плавания корабля так называемым навигационным способом.
Навигационный способ определения течения состоит в следующем. Выполняя ряд точных определений места корабля, находят вектор путевой скорости V. Зная, кроме того, вектор скорости перемещения корабля относительно водной среды Vл можно определить вектор скорости течения. Действительно, из формулы (175) следует
Vт = V - Vл.
Предположим, счисление ведется с учетом дрейфа, но без учета течения. Вектор скорости перемещения корабля относительно воды будет направлен по линии пути с учетом дрейфа ПУa (рисунок слева). Его величина равна скорости по лагу. Выполнив ряд точных определений места корабля по береговым ориентирам, наносят их на карту. Проведя из точки А среднюю линию между этими точками, найдем фактическую линию пути корабля АВ, отвечающую суммарному сносу ПУ. Фактическая путевая скорость найдется по формуле
V = AB / (T n - T 1)
где Tn и T1 - моменты времени, в которые выполнены первое и последнее определения места корабля.
Отложив величину V по линии АВ, получим вектор V (с черточкой вверху, напоминаю, как на рисунке) фактической путевой скорости корабля. В общем случае он не будет совпадать с вектором Vл скорости перемещения корабля относительно воды; причиной расхождения является действие течения. В соответствии с формулой (175) вектор скорости течения должен быть направлен из конца вектора Vл к концу вектора путевой скорости V. Определяя течение навигационным способом, необходимо убедиться в надежности обсерваций, в правильности учета поправки компаса, лага и ветрового дрейфа. Если все эти условия соблюдены, можно считать, что найденный нами вектор действительно представляет собой вектор скорости течения в данном районе.
Разгон невязки счисления.
Иногда перед штурманом возникает вопрос: найти с возможно наибольшей точностью, где находился корабль в момент времени, промежуточный между моментами двух обсерваций. Чтобы на него ответить, пользуются приемом обратной прокладки («разгон невязки»). Предположим (рисунок слева), надо найти место корабля в момент времени Ti, причем последнее определение места корабля, предшествовавшее этому моменту, было выполнено в момент времени Т1 (обсервованная точка 01), а первое определение места Ok после этого момента получено на момент времени Тk с невязкой Сk. Обратная прокладка основывается на предположении, что все факторы, вызвавшие появление невязки, были одинаковы в течение всего времени плавания по счислению, и, следовательно, невязка счислимого места нарастала пропорционально времени, прошедшему после момента предыдущей обсервации. Учитывая, что основным источником ошибок счисления являются погрешности в учете течения, это предположение обычно можно считать достаточно реальным. Оно в свою очередь приводит нас к выводу, что средняя скорость а с нарастания невязки счисления по времени была равна
а с = Ск / (Тк - Т1) (188)
|