Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запись бесед делегата чср в подкомиссии «с» международной комиссии по осуществлению мюнхенского соглашения с делегатом Германии в этой подкомиссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
15 ноября 1938 г. 12 ноября с. г. сразу после возвращения из Праги и краткой беседы с г-ном посланником д-ром Мастным в 18 часов я посетил посланника фон Рихтгофена, с тем чтобы более подробно разъяснить ему решение чехословацкого правительства от 11 ноября1, касающееся новых территориальных требований Германии. Посланник фон Рихтгофен был уже информирован об этом решении телеграммой германского временного поверенного в Праге фон Генке, которому я вместе с г-ном легацион-ным советником д-ром Масаржиком сообщил о решении правительства ночью 11 ноября 1938 г. Посланник фон Рихтгофен, подтвердив получение телеграммы Генке, просил меня, однако, дать ему для него лично запись о решении чехословацкого правительства, чтобы он мог проверить, правильно ли фон Генке понял устное сообщение. Я удовлетворил его просьбу. Затем, разъяснив посланнику фон Рихтгофену национальный состав территорий, которые дополнительно требует Германия, я спросил его, информирован ли рейхсканцлер о том, что на этих территориях живет почти исключительно чешское население и что особенно До-мажлицкий район является самой что ни на есть чешской территорией, какую вообще можно себе представить. Посланник фон Рихтгофен ответил, что даже если рейхсканцлер не был информирован о национальном составе этих территорий, он, безусловно, узнает об этом, самое позднее, в воскресенье утром, поскольку ему будет немедленно послана запись беседы со мною, как ему уже была послана телеграмма Генке. В этой связи посланник фон Рихтгофен заметил, что решение вопроса о том, можно ли будет внести изменения в то или иное терри- 395 ториальное требование, зависит исключительно от рейхсканцлера. Мои усилия добиться того, чтобы новые территории, которые дополнительно требует Германия, не были немедленно оккупированы военным или иным путем, увенчались тем, что посланник фон Рихтгофен, побеседовав с некоторыми представителями министерств иностранных дел и внутренних дел, а также генерального штаба, сообщил мне, что оккупацию можно отсрочить, однако она должна быть проведена через несколько дней после принятия решения об окончательном урегулировании новых чехословацко-германских границ. Обсудив вопрос о том, когда следовало бы сообщить общественности о новых территориальных требованиях Германии, мы пришли к выводу, что с этим следует пока подождать, поскольку в противном случае какое-либо изменение упомянутых требований может встретить трудности или станет вообще невозможным. Наконец я договорился с посланником фон Рихтго-феном, что в воскресенье, 13 ноября, встретятся чехословацкие и германские статистики и картографы, чтобы в присутствии председателей обеих делегаций по пограничным вопросам перенести т. н. берлинские линии от 5 октября и 10 ноября (линии синюю и красную) с масштаба 1: 300.000 на масштаб 1: 75.000. В воскресенье, 13 ноября, около 20 часов, когда закончились переговоры о перенесении этих линий, посланник фон Рихтгофен сообщил мне на основе информации, полученной им перед заседанием от фон Альтен-бурга, что только сейчас звонил министр фон Риббентроп, с тем чтобы в ответ на решение чехословацкого правительства от 11 ноября мне было сообщено пока следующее: 1. Заявление германского правительства от 10 ноября, касающееся новых территориальных требований Германии, не означает, что германское правительство отказалось от всех дальнейших требований. Например, обсуждение вопросов, входящих в компетенцию подкомиссии «В», еще далеко не закончено и в ходе переговоров могут еще возникнуть некоторые новые требования. Я обратил внимание фон Рихтгофена на то, что решение чехословацкого правительства имеет в виду только территориальные требования. Это четко и ясно выра- 396 жено соответствующим определением дважды. Посланник фон Рихтгофен сказал мне, что это определение при передаче или расшифровке телеграммы Генке выпало. Затем, ссылаясь на данное ему по телефону поручение министра фон Риббентропа, он сообщил мне о ряде требований в отношении транспорта, как это зафиксировано в специальной записи. 2. Что касается вопроса гарантий Германией новых чехословацко-германских границ, то германское правительство придерживается той точки зрения, что решение этого вопроса не входит в компетенцию подкомиссии по пограничным вопросам. •Я заметил на это, что чехословацкое правительство в своем решении от 11 ноября не настаивало на том, чтобы решение вопроса о гарантиях входило в компетенцию подкомиссии «С»; для чехословацкого правительства не имеет значения, будет ли вопрос о гарантиях решен путем переговоров в той или иной комиссии либо между теми или иными деятелями, однако оно считает важным, чтобы этот вопрос был разрешен з ходе переговоров об окончательном урегулировании чехословацко-германских границ. 14 ноября в 19 час. 30 мин. посланник фон Рихтгофен вручил мне германский ответ на оба затронутых пункта решения чехословацкого правительства от 11 ноября также в письменной форме. Обоснование германской позиции, содержащееся в этом письменном ответе, иное, чем устно изложенное мне днем ранее. Это, несомненно, результат моих замечаний. Что касается вопроса, не означает ли это заявление германского правительства от 10 ноября отказ от новых территориальных требований, то в германском ответе говорится, что формально правительство от них не отказалось. Когда посланник фон Рихтгофен вручал мне ноту, я заметил, что знаю, что формально отказ германского правительства от дальнейших требований выразится лишь в том, что во время переговоров в международной комиссии об окончательном урегулировании границ оно не выдвинет таких требований, однако для чехословацкого правительства имеет значение уже тот факт, что в своем заявлении от 10 ноября германское правительство сообщило о своем решении не предъявлять больше ница» ких новых территориальных требований. 397 Что касается вопроса гарантии Германией новых че-хословацко-германских границ, то в письменном ответе говорится, что нет оснований, да и невозможно начать обсуждение этого вопроса уже на нынешних переговорах об определении границ. Посланник фон Рихтгофен добавил, что обсуждение этого вопроса, по мнению министра фон Риббентропа, относится к следующему этапу политического развития. Я заметил на это, что, по моему мнению, для чехословацкого правительства важно, чтобы оно могло представить чехословацкой общественности проект окончательного урегулирования чехословацко-германских границ, указав, что речь идет о границах, которые Германия готова гарантировать. Посланник фон Рихтгофен обещал информировать министра фон Риббентропа по этому вопросу, с тем чтобы его можно было решить во время предстоящего визита чехословацкого министра иностранных дел в Берлин. Из этой беседы с посланником фон Рихтгофеном я вынес впечатление, что германское правительство видит в возможности предъявления новых территориальных требований, а также в вопросе гарантий эффективное средство нажима с целью добиться, чтобы все военные, транспортные, экономические, внутриполитические и иные вопросы были решены в Чехословакии так, как этого требует Германия, с тем чтобы чехословацкая территория была удобным и полностью безопасным плацдармом для достижения германских целей на Востоке. Это намерение германского правительства является действительной причиной того, почему при окончательном урегулировании чехословацко-германских границ оно не хочет уступить ни одной трассы, которую пересекла демаркационная линия от б октября (поэтому, например, оно не хочет возвратить ни тыловую часть Йиндржихув-Градца, ни крошечный территориальный клин, который за станцией Ольбрамкостел пересекает железная дорога Зноймо — Моравске-Будеёвице), и почему оно в заявлении от 10 ноября требует новые чисто чешские территории. Для меня стало также очевидным, что Германия нуждается в этих территориях как по стратегическим соображениям (например, Домажлиц-кий район), так и для-того, чтобы автострады и железные дороги, которые она собирается построить на 398 судето-немецкой территории, по соображениям военной безопасности целиком проходили по немецкой территории: по территории Ческодубского района должна проходить автострада на Либерец, по территории у Высоке над Й. и Йилемнице — железная дорога из Либерца до Врхлаби, а по территории у Яблонне над О.— железная дорога на Ланшкроун. В то же время Германия не желает уступить тыловые части Пльзени и Моравской Ост-равы, очевидно, для того, чтобы иметь возможность контролировать эти два важных промышленных центра. Гейдрих Печат. по арх. 1 10 ноября 1938 г. чехословацкому делегату в подкомиссии «С» от имени германского правительства были предъявлены новые требования относительно передачи новых районов, преимущественную часть населения которых составляли чехи. Одновременно было дано обещание, что Германия больше не будет поднимать вопрос о новых территориальных требованиях. Чехословацкое правительство в своем ответе от 11 ноября 1938 г. в принципе подчинилось германскому диктату, но при этом обратилось с просьбой, чтобы Германия по возможности внесла изменения в свои требования. Оно также выразило надежду, что после окончательного размежевания границ уже ничто не будет препятствовать гарантии их со стороны Германии, предусмотренной мюнхенским соглашением. Однако, учитывая намерения гитлеровской Германии полностью ликвидировать ЧСР, эти гарантии так и не были осуществлены. 252. Запись беседы делегата ЧСР в подкомиссии «С» международной комиссии по осуществлению мюнхенского соглашения с делегатом Германии в этой подкомиссии 16 ноября 1938 г. 16 ноября с. г. в 9 час. 15 мин. мне позвонил посланник фон Рихтгофен и попросил посетить его в 10 часов. Он добавил, что сообщит мне германский ответ на пожелание, выраженное в решении чехословацкого правительства от 11 ноября с. г., о том, чтобы в свои территориальные требования германское правительство Внесло изменения, какие оно сочтет совместимыми с германскими национальными интересами. Когда я прибыл к посланнику фон Рихтгофену, он сообщил мне, что германское правительство не может отказаться от своих требований в отношении Домажлицко-го, Ческодубского и Йилемницкого районов, однако оно 399 готово отойти на линию, обозначенную зеленым цветом на переданных мне специальных картах, т. е. отказаться от присоединения примерно 50 чешских населенных пунктов. Затем, показывая мне на карте район севернее Зной-мо, он сказал, что германское правительство отказывается от присоединения населенных пунктов Пршимнетице и Кухаржовице, добавив, что оно делает это при условии, что Германии будет обеспечена возможность эксплуатации расположенных там каолиновых месторождений. Относительно собственности Гогенберга в Хлуме он сказал, что понимает причины, по которым я пока не могу окончательно обсудить с ним этот вопрос, однако просил меня добиться согласия на включение в заключительный протокол о переговорах заявления о том, что чехословацкое правительство в принципе готово благоприятно урегулировать этот вопрос. Когда я упомянул о том, что чехословацкая общественность вряд ли поймет, почему Чехословакия должна уступать такие чисто чешские территории, как Домаж-лицкий, Ческодубский и Иилемницкий районы для удовлетворения транспортных потребностей Германии, в то время как германское правительство не проявляет желания уступить хотя бы одну из пересекаемых чехословацких трасс, он заметил, что было бы неплохо сказать чехословацкой общественности чистую правду. На мой вопрос, в чем она заключается, собеседник ответил буквально следующее: «Wenn die Sache durch Waffen geregelt worden wäre, hätte es für die Tschechoslowakei weit ärger geendet. Es ist selbstverständlich, dass bei einer solchen Regelung, wie sie jetzt zwischen Deutschland und der Tschechoslowakei vorgenommnen wird, der Staat, welcher die Mittel dazu hat, alle seine Interessen zu befriedigen trachtet» '. Когда речь зашла о том, является ли оккупационная линия этнографической согласно статистическим данным 1910 г., посланник фон Рихтгофен, очевидно по небрежности, показал мне документ с красным грифом «Geheime Reichssache»2. Этот документ — запись, сделанная 5 октября, о переговорах министра фон Риббентропа с послами Гендерсоном, Франсуа-Понсе и Аттолико об определении оккупационной линии. В последнем предложении этого документа упомянутые участники переговоров признали оккупационную линию этнографической. Произошло это так потому, что, принимая территорию, ограни- 400 ченную демаркационной линией, за единое целое, участники переговоров заявили, что на этой территории по состоянию на 1918 г. проживает более 50 процентов су-детских немцев. Читая это предложение, я заметил, что оно содержит решение, которое нельзя сравнить не только с мюнхенским соглашением, но и с аргументами, которые приводил сам фон Рихтгофен, ссылаясь на порядок проведения плебисцита в Саарской области, о котором говорится в этом соглашении. (В соответствии с этим порядком большинство определяется по населенным пунктам или их группам, а не так, как это устанавливается в упомянутом предложении). На мой вопрос, почему эта запись не была зачитана на заседании международной комиссии, чтобы чехословацкая делегация могла узнать о ней, посланник фон Рихтгофен не сумел мне ответить. Когда я его потом попросил дать мне копию записи, он сказал, что для этого ему требуется согласие вышестоящих органов. Затем он отправился к заместителю статс-секретаря Верману, от которого пришел лишь через полчаса, и сообщил, что вышестоящие инстанции согласны предоставить мне копию. В конце беседы посланник фон Рихтгофен упомянул о том, что теперь необходимо подписать протокол, в соответствии с которым доводится до сведения международной комиссии о чехословацко-германском соглашении о пограничной линии 3. На это я заметил, что, может быть, не следовало бы представлять международной комиссии результат наших переговоров лишь как проект, к которому будет приложена запись о ходе переговоров. В ответ посланник фон Рихтгофен очень твердо заявил следующее: «Ich warne die tschechoslowakische Regierung nachdrücklichst, einen anderen Weg zur Internationalen Kommission zu wählen als den eines Protokolls, in dem einfach konstatiert wäre, dass die beiden Delegationen über die Festsetzung der deutsch-tschechoslowakischen Grenze nach der beigeschlossenen Karte übereingekommen sind» 4. Гейдрих Лечат, по арх. 1 «Если бы вопрос был урегулирован вооруженным путем, для Чехословакии все кончилось бы гораздо хуже. Само собой разумеется, что при такого рода решении, которое сейчас осуществляется между Германией и Чехословакией, государство, располагающее соответствующими средствами, стремится удовлетворить все свои интересы» (неж.). 401 2 «Секретное дело рейха» (нем.). 3 Постановлением пленарного заседания международной комиссии по осуществлению мюнхенского соглашения от 13 октября 1938 г. было решено отказаться от плебисцита, предусмотренного мюнхенским соглашением. Последовавшее размежевание границ было проведено на основе «этнографического принципа» в ходе прямых двусторонних чехословацко-германских переговоров, результаты которых были одобрены участниками пленарного заседания международной комиссии 21 ноября. Международная комиссия по осуществлению мюнхенского соглашения продолжала и дальше свою деятельность, занимаясь вопросами прежде всего ликвидации имущества чехословацких граждан, возмещения убытков на отторгнутой территории и т. п., и прекратила свое существование после того, как гитлеровские войска 15 марта 1939 г. оккупировали остальную часть ЧСР. 4 «Я настоятельно предупреждаю чехословацкое правительство, чтобы оно ие искало иных путей в международную комиссию, кроме как с помощью протокола, в котором бы просто констатировалось, что обе делегации договорились об установлении германо-чехословацкой границы в соответствии с приложенными картами» (нем.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.01 с.) |