Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из письма посланника чср в Германии в мид чсрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1 ноября 1938 г. [...] 4 октября в переговорах на конференции ' для Чехословакии наступило существенное ухудшение, вызванное вопросом, на основе какого критерия должно начаться нанесение германской оккупационной линии (так называемой V зоны) на период 7—10 октября. Сложность этого вопроса, как было указано выше, проявилась уже накануне в подкомиссии «С»2, где чехословацкий делегат тюсланник Гейдрих отстаивал точку зрения, согласно которой речь в духе статьи 4 мюнхенского соглашения («vorwiegend deutsches Gebiet» — «territoire a prépondérance allemande» 3) может идти только о территории, где проживает более 75 процентов немецкого населения, т. е. квалифицированное большинство. В то же время германские делегаты настойчиво отстаивали так называемую годесбергскую линию на основе простого большинства, беря при этом в расчет, разумеется, довоенные статистические данные за 1910 г. Поскольку 4 октября переговоры в подкомиссии «С» не достигли цели, чехословацкий делегат.предложил вынести вопрос о критерии оккупации V зоны на пленарное заседание комиссии, которое было назначено на вторую половину того же дня. Проведя предварительное внутреннее совещание чехословацкой делегации, во второй половине дня я вместе с посланниками Кюнцль-Изерским, Гейдрихом и ген. Гусареком посетил французского посла. От него мы получили не только обещание поддержать нашу позицию, но и совет энергично выступать против диктата. Затем мы посетили также английского посла, который, однако, к нашей просьбе об оказании поддержки по упомянутым вопросам отнесся весьма сдержанно и не скрывал, что в полной мере наши требования поддерживать не сможет. Пятое пленарное заседание комиссии проходило во второй половине того же дня — 4 октября в 5 час. 30 мин. Я выступил сразу же после открытия заседания и от имени Чехословакии предложил взять за Основу определения так называемой V зоны квалифицированное большинство в 75 процентов немецкого населения. Это предложение полностью поддержал посол Франции, ко- 380 торый подчеркнул, что,,по его мнению, в районах, где такого квалифицированного большинства нет, вопрос должен 'быть решен путем плебисцита. Послы Англии и Италии ограничились предложением немедленно подготовить рабочие директивы для подкомиссии «С». Статс-секретарь барон Вейцзекер, высказавшись теоретически за решение, максимально сокращающее территорию, где должен быть проведен плебисцит, требовал принять за основу простое большинство в 51 процент. Вместе с тем, ссылаясь на плебисцит в Саарской области, который в мюнхенском соглашении назван в качестве образца, он высказался за то, чтобы за основу при определении большинства в 51 процент брались статистические данные за 1918 г. или за 1910 г., когда была проведена последняя довоенная перепись населения Австро-Венгрии. Затем, учитывая возникшие разногласия, статс-секретарь предложил, чтобы оба вопроса были обсуждены в узком кругу на совещании пяти официальных делегатов (т. е. Германии, Англии, Франции, Италии и Чехословакии). Я попросил пригласить на совещание также эксперта, председателя чехословацкой делегации в подкомиссии «С» посланника Гейдриха. В свою очередь германская сторона пригласила барона Рихтгофена. На этом совещании с узким кругом участников вспыхнула весьма горячая дискуссия, во время которой я от.стаивал чехословацкую позицию, с одной стороны, относительно цифры 75 процентов, с другой стороны, предлагая взять за основу статистические данные за 1938 г. или 1930 г. Вместе с посланником Гейдрихом мы выдвигали юридические аргументы, содержащиеся в принятых Чехословакией франко-британских предложениях от 19 сентября, которые исходят исключительно из настоящего, а не из прошлого положения: «Régions qui comportent (a не qui comportaient) plus de 50% d'habitants allemands»4. Что же касается плебисцита в Саарской области как образца, то мы решительно отстаивали дату подписания окончательного документа, т. е. 29 сентября, когда было подписано мюнхенское соглашение. (Более подробные данные см. в записке от 14 октября 1938 г., излагающей обзор деятельности подкомиссии «С».) Итальянский посол, который вначале не принимал участия в' дебатах, потом заявил, что присутствующие послы Франции, Англии, а также Италии не могут действовать иначе, как только настаивать на принятии за основу данные 1918 г. 381 или 1910 г., ибо державы-участницы считают мюнхенское соглашение «ревизией», призванной исправить несправедливость Версальского мира и вместе с тем возвратить немцам отнятое у них право на самоопределение. Итальянский посол решительно заявил, что таково мнение Муссолини и других глав правительств, участвовавших в мюнхенской конференции. К заявлениям итальянского посла тут же присоединился и посол Англии. Что касается вопроса толкования термина «vorwiegend deutsches Gebiet», то французский посол сначала придерживался чехословацкой точки зрения; послы Англии и Италии говорили о цифрах более низких — от 60 до 70 процентов. Французский посол, видя, что соглашения достичь нельзя, выступил с посредническим предложением, согласно которому термин «überwiegend» следует понимать как квалифицированное большинство в две трети, т. е. 66 процентов, а что касается вопроса о том, какой период необходимо взять за основу, то подкомиссии следует дать директивы провести границу зоны с учетом статистических данных за 1910—1921 гг. Германский делегат сразу же заметил, что правительство Германии эти компромиссные предложения принять не сможет. Однако он пообещал информировать о них свое правительство. От имени чехословацкой делегации мы, исчер'пав все аргументы, обещали представить французский проект на рассмотрение пражского правительства. [...] 5 октября рано утром, получив тем временем из Праги инструкции, которые уполномочивали чехословацкую делегацию принять посредническое предложение французского посла (относительно 66 процентов и взятия за основу статистических данных за период 1910—1921 гг.), я попросил барона Вейцзекера принять меня; он обещал принять в 11 час. 15 мин. Когда в назначенное время я прибыл в министерство иностранных дел, мне сообщили, что статс-секретарь несколько минут назад был вызван в им'перскую канцелярию; одновременно мне передали, что статс-секретарь приносит свои извинения и просит перенести мой визит на 17 час. 30 мин., на это время приглашены и остальные члены комиссии на внутреннее совещание. После этого я посетил французского посла с целью проинформировать его о полученных мной инструкциях. Будучи весьма взволнован, Франсуа-Понсе сообщил мне, что вчера вечером и ми- 382 нувшей ночью события стали развиваться стремительно. Рейхсканцлер, вернувшись из поездки по судетской территории крайне рассерженным, сразу же ночью принял решение провести оккупационную линию V зоны на основе 51-процентного большинства, по статистическим данным 1910 г. Поздно вечером французский посол был приглашен к министру иностранных дел, который сообщил ему об этом решении, заметив, что предложение о 75 процентах было названо нелепым и что рейхсканцлер высказался со всей решительностью против саботажа, проводимого, по его словам, французским послом, а также против использования женевских методов в работе конференции. Рейхсканцлер заявил, что в случае несогласия он превратит нынешнюю оккупационную линию в стратегическую. При складывающемся положении дел, продолжал Франсуа-Понсе, нет иного выхода, как только принять диктат, причем необходимо иметь в виду, что Чехословакия на основе франко-британских предложений фактически обязалась непосредственно передать территории, где проживает более 50 процентов немцев. (В качестве примечания: посол Англии сообщил мне, что тоже был приглашен к Риббентропу поздно вечером. Однако он не поехал, извинившись, что уже лег спать.) В пятом часу дня меня посетили министры нашего правительства ген. Гусарек и Вавречка. Они сообщили, что прибыли с мандатом правительства, уполномочивающим их вести переговоры также от имени до сих пор еще отсутствующего в Праге нового министра иностранных дел д-ра Хвалковского. Одновременно они попросили меня сообщить маршалу Герингу, что президент Чехословакии д-р Бенеш в 5 часов дня официально сообщит о своей отставке5. Я информировал об этом по телефону адъютанта Геринга ген. Боденшатца, который как раз находился в приемной рейхсканцлера. Он обещал немедленно доложить об этом как Герингу, так и Гитлеру, у которого как раз находился Геринг. Я сразу же добился приема обоих министров нашего кабинета статс-секретарем 'бароном Вейцзекером в 5 час. 15 мин. и представил их ему. После упоминания ген. Гусареком о том, что оба министра уполномочены вести 'переговоры также от имени министра иностранных дел, я сказал, отвечая на вопрос Вейцзекера, что для ведения настоящих переговоров они воздерживают- 383 ся от принятия на себя этой функции. После краткой беседы, в ходе которой оба министра подчеркнули значение новой политики дружбы с Германией, барон Вейцзекер, со своей стороны, дружески заверив в таких же чувствах со стороны Германии, представил карту с уже проведенной оккупационной линией в соответствии с решением рейхсканцлера относительно зоны, которая должна быть занята в течение 7—10 октября. В 5 час. 30 мин. прибыли послы Англии, Франции и Италии. Барон Вейцзекер официально ознакомил нас с решением об окончательной оккупационной линии. Министры ген. Гусарек и Вавречка остались. Все вместе мы пытались возражать. С осо'бенно энергичными заявлениями выступал ген. Гусарек, подчеркивая, что это уродует наше государство. Я указывал, что диктуемое нам решение создает в Европе новую, трудную проблему меньшинства, в результате чего, по нашим расчетам, более 700 тыс. чехов окажется в германском рейхе. Эти данные с германской стороны оспаривал приглашенный на переговоры эксперт-советник министерства Кребс (бывший чехословацкий эмигрант), который утверждал, что это решение касается всего лишь около 350 тыс. немцев в Чехословакии и такого же количества чехов в Германии. Все возражения, к которым присутствовавшие послы отнеслись сдержанно, не привели ни к каким результатам. Статс-секретарь барон Вейцзекер потребовал от наших обоих министров, чтобы до завтра было получено согласие чехословацкого правительства на установление оккупационной границы. Министры пообещали получить ответ к указанному сроку и отбыли в Прагу. На шестом пленарном заседании, проходившем в тот же день в 7 часов вечера, барон Вейцзекер объявил, что на внутреннем совещании послов была принята демаркационная линия для осуществления оккупации в течение 7—10 октября. 6 октября из Праги была получена телеграмма председателя чехословацкого правительства следующего содержания: «Правительство уполномочивает Вас немедленно сделать заявление, что решение комиссии от 5 октября 1938 г. оно принимает к сведению и выполнит его. Сообщите, что правительство решило в кратчайший срок провести демобилизацию. Оно приказывает демобилизовать два призывных возраста, остальные будут 384 демобилизованы в соответствии с транспортными возможностями, которые в значительной мере будут уменьшены из-за оккупации. Сыровый». [...] Д-р Мастный Печат. по арх. Опубл. в сб. «Das Abkommen von München 1938». Pra-ha 1968, S. 308—309, 310—311. 1 Имеются в виду заседания международной комиссии по осуществлению мюнхенского соглашения. 2 В состав международной комиссии по осуществлению мюнхенского соглашения входило три подкомиссии: подкомиссия «А» — военная (чехословацкий представитель генерал К. Гусарек); подкомиссия «В» — финансово-экономическая (чехословацкий представитель посланник Е. Махатый); подкомиссия «С» — пограничная или по разграничению (чехословацкий представитель посланник А. Гейдрих). 3 «преимущественно немецкая область» (нем. и фр.). 4 «Районы, которые имеют (ии в коем случае не которые имели) более 50% немецкого населения» (фр.). 5 После того как Э. Бенеш 5 октября 1938 г. подал в отставку, президентом ЧСР 30 октября был избран Э. Гаха.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.009 с.) |