Использование в итоговом сочинении шаблонов на уровне общих подходов к раскрытию темы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование в итоговом сочинении шаблонов на уровне общих подходов к раскрытию темы



Очевидно, что большинство сочинений схожи и своей традиционной структурой: во вступлении даются выученные определения понятий, входящих в тематическое направление, но не ставится проблема высказывания. В основной части дается пересказ некоторых эпизодов из привлеченных литературных произведений без оценок действующих в них персонажей и формулировки главной мысли работы. Часто аргументы в основной части вообще отсутствуют, так как обучающиеся путают понятия «аргумент» и «пример». Во многих работах размышления о литературных произведениях не завершаются элементарными микровыводами. Как правило, в работах наблюдается достаточно пространное вступление, а заключение занимает всего 3—4 строчки или вообще заменяется выученной цитатой. Часто при обращении к двум и более литературным произведениям отсутствует даже минимальное сравнение или сопоставление этих произведений, их эпизодов и литературных героев.

В сочинениях традиционным путем раскрытия темы является движение обучающиеся от небольшого собственного размышления, расположенного обычно в начале основной части сочинения, к литературным примерам и заключению, содержащему вывод. Как правило, вступление включает толкование ключевых слов темы. На основе осмысления этих понятий более или менее успешно строится дальнейшее рассуждение. В ряде случаев обучающиеся подменяют элемент рассуждения нанизыванием большого количества абстрактных понятий, расширяя этот круг за счет «смежных» слов, ассоциативно соотносимых с ключевым словом темы или антонимичных ему. Нередки случаи, когда обучающиеся демонстрируют непонимание отдельных элементов формулировки темы. Например, обучающиеся не знает смысла выражения «путь духовных исканий», что ведет к его неверному употреблению в речи и к искаженному осмыслению темы сочинения в целом:

Думаю, каждому нужен свой путь исканий. Это помогает человеку не сбиться с правильного пути в жизни, поставить перед собой цель и сделать все, чтобы достичь ее. Тогда в старости он сможет сказать, что прожил жизнь не зря.

Неумение анализировать тему, невнимательное отношение к особенностям ее формулировки, неумение или нежелание вникать в смысл ключевых слов, а также отсутствие умения строить свое рассуждение в ракурсе, заданном темой, приводят к созданию многочисленных сочинений, ориентированных не на тему как таковую, а на различные вольные интерпретации исходной формулировки – ее смысловое сужение, упрощение, спрямление, расширение вплоть до открытого направления.

Во многих сочинениях явно прослеживается неумение переработать в соответствии с ракурсом темы собственную заготовку, созданную в подготовительный период, т.к. вступление и заключение часто обращены к тематическому направлению и нередко показывают неумение связать по смыслу вступление и заключение между собой и с основной частью сочинения.

Ниже приведен пример вступления, в котором не учитывается ракурс темы «Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?» (о книгах не упоминается ни во вступлении, ни в заключении) и вместо постановки проблемы и краткого ответа на вопрос темы приводятся только общие слова о надежде, относящиеся ко всему тематическому направлению:

Надежда – это чувство, которое испытывает человек во время ожидания чего-то хорошего, внутренняя вера в то, что надежда и мечты могут осуществиться. Надежда позволяет людям не сдаваться и продолжать жить, бороться даже в самые сложные минуты жизни. Надежда обладает невероятной силой, она помогает человеку идти вперед, помогает тогда, когда уже не осталось никакого смысла, выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности.

Заключение к этой же работе столь же шаблонно:

Таким образом, никогда не стоит отчаиваться, опускать руки. Из любой ситуации можно найти выход. Приведенные мной аргументы подтверждают, что не стоит терять надежду, нужно верить только в лучшее, и оно обязательно наступит.

Многие работы пишутся без определенного замысла и плана, часто выпускники рассуждают о литературных произведениях на бытовом уровне, не только давая поверхностные оценки героям и событиям, но и приводя наивные примеры из личного опыта, не относящиеся к выбранной теме.

 

В пьесе «На дне» автор рассказывает нам, как люди, утерявшие надежду, живут бессмысленно. Они не имеют мотивации на какую-либо деятельность и не пытаются изменить свою жизнь к лучшему. Появляется странник Лука, который своим враньем вселяет в них надежду на лучшую жизнь. Герои становятся зависимыми от слов Луки, и как только он пропадает, надежда перерастает в отчаяние, и все возвращается на свои места. Нельзя терять надежду, так как она пробуждает в человеке мотивацию на свершение поступков, которые хоть на малость улучшают его жизнь.

Размышлению над пьесой «На дне» посвящен крайне короткий фрагмент сочинения, который показывает слабое знание текста. Автор работы не обосновывает, почему тем, кто устал надеяться, нужно прочитать именно эту пьесу, многие герои которой заканчивают свою жизнь трагически.

Приведем еще один пример, где автор сочинения либо наивно, либо неосознанно утверждает, что добиться желаемого можно игрой на деньги.

Герою рассказа «Уроки французского» нужны были деньги на еду, и он согласился играть на деньги. Сначала он проигрывал, но не сдавался, так как знал, что деньги ему необходимы. Через какое-то время он начал выигрывать, но не больше рубля в день. Я бы посоветовала это произведение тому, кто устал надеяться. Этот пример показывает, что если постараться, то можно добиться желаемого.

Результаты анализа подборки сочинений на разные темы вывили наиболее распространенный путь их раскрытия.

Что мешает взаимопониманию между любящими?

Обращаясь к данной теме, обучающиеся размышляли о причинах, которые могут привести к разрыву между любящими или стать причиной серьезных кризисов в отношениях.

Большинство авторов указывали на актуальность и вечность этой проблемы: «Тема взаимопонимания между любящими людьми будет актуальна вовсе времена».

Некоторые старались подчеркнуть её важность для их собственной жизни, но чаще рассуждали по этому поводу «вообще», в русле общечеловеческого опыта.

Выпускники писали о том, что пониманию мешать могут внешние обстоятельства: разлука, из-за которой не сложилось счастье князя Андрея и Наташи Ростовой, принадлежность героев к разным культурным традициям, различия в их образе жизни (на примере Ивана Тимофеевича и Олеси). В некоторых работах довольно поверхностно взаимопонимание сводится к наличию взаимной любви, а если нет взаимности, то и понимания нет. Но главную причину разлада в отношениях большинство авторов видит в ошибках самих любящих. По мнению ребят, взаимопониманию мешают разные взгляды на жизнь и нежелание меняться для другого, «скверный характер любящего» (на примере Печорина), «обида и злость на своего партнера», «слепые страсти», неумение открыться и жертвовать собой для любимого человека:

- «Мешает взаимопониманию безразличие и отсутствие желания понять другого человека»

- «Я считаю, что такие качества как: эгоизм, жадность, любовь к деньгам и т.д., очень сильно помешают взаимопониманию и скорее всего приведут к растованию».

- «Не будет взаимопонимания, если личность отдает свою энергию сразу нескольким людям».

- «Чаще всего взаимопониманию между влюбленными мешает эгоизм одного из этих людей»… «Когда в отношениях человек эгоистично относится к своему партнеру, между ними сначала пропадает взаимопонимание, а потом пропадает и любовь»... «эгоизм и взаимопонимание противоположны»

В наиболее глубоких сочинениях проводится мысль о том, что любовь требует от любящих «постоянной работы над собой, над своим характером».

- «…сразу научиться любить нельзя. Вместе с партнером вы поднимаетесь вверх к любви и взаимопониманию»

- Взаимопонимание – это прежде всего уважение мыслей, идей, ценностей любимого.

-  «… любовь требует от людей взаимопонимания, умения принимать друг друга такими, какие они есть, ставить чувства партнера наравне, а порой и выше своих. Без этого счастье в любви невозможно»

Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?

Сочинения, относящиеся к данной теме, пожалуй, ярче всего демонстрируют основной механизм «привязывания» сочинения к домашним заготовкам в рамках открытых направлений. Значительная часть выпускников строит свое рассуждение по следующей схеме:

1. Какие книги посоветовать тому, кто устал надеяться?

2. Чтобы ответить на этот вопрос, сначала разберемся, что такое надежда. Далее следует определения надежды и объяснение того, почему без надежды нельзя жить. Иногда здесь же мысль о том, что утрата надежды ведет к отчаянию и определение отчаяния – состояния, когда «падают руки и не хочется ничего»

- «…любую «проблему возможно преодолеть, имея надежду»

- «… тот, кто устал надеяться, рано или поздно будет сломлен».

- «…надежда в человеке должна быть всегда, ведь она двигает его вперед и помогает выжить»

3. Во многих произведениях звучит тема надежды и отчаяния: далее иллюстрации из произведений.

4. Поэтому я бы посоветовал прочитать эти книги. В лучшем случае дается обоснование:

- «Если человек устал надеяться, пускай он обращается к интересным книгам, которые научат его любить жизнь и не отчаиваться»

- «Итак, я с полной уверенностью могу посоветовать людям, кто устал надеяться, приведенные мной примеры произведений. Я считаю они им помогут»

5. Нередко автор сочинения выступает с прямым обращением к читателю, предлагая не терять надежду, верить в свои силы, не поддаваться отчаянию и т.д.

- «… очень важно надеяться до последнего. Какие не были бы тяжелые испытания, можно многое преодолеть. Главное не терять веру. Так давайте же надеяться, верить и не сдаваться!»

В целом, в сочинениях преобладает мысль о том, что надежда сама по себе не может вывести человека из трудной ситуации, но и без надежды такой выход едва ли возможен. Точнее всего это выразил автор одного из сочинений: «Если человек надеется на лучшую жизнь, то его мечты должны быть закреплены трудом. Иначе отчаяние возьмет над ним верх».

К сожалению, ни в одной из проверенных работ выпускники не привели в пример книги, которые могли бы помочь человеку просто своей светлой и жизнерадостной атмосферой (например, книги о детстве, юмористические произведения), полетом фантазии, эстетическим совершенством. Хотя поставленный в теме вопрос позволял повернуть рассуждения в сторону личного опыта и рассказать о книгах, от которых становилось хорошо на душе, о любимых произведениях и авторах, этой возможностью обучающиеся не воспользовались. Вероятно, давление открытых направлений и хорошо проработанных ключевых слов помешало им в полной мере оценить ресурсы предложенной темы. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.009 с.)