Отсутствие точности в понимании терминов и нравственно-психологических понятий, встречающихся в формулировках тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие точности в понимании терминов и нравственно-психологических понятий, встречающихся в формулировках тем



Наиболее распространенными ошибками, выявленными в работах, являются неточности в понимании философских и нравственно-психологических понятий в формулировке темы. Конечно, выпускники не могут владеть всеми тонкостями различения понятий. В ряде случаев они пытаются самостоятельно определить то или иное понятие. Ниже приведены примеры таких попыток.

- Надежда – это желание, мечта, вера в прекрасное будущее.

- Надежда – это чувство, что все-таки произойдет то, чего ты ждешь.

- Отчаяние – это чувство безвыходности.

- Отчаяние – смертельный яд для человека.

- Добро – это высшая нравственная деятельность.

- Добро – это моральное совершенствование человека.

- Зло – это моральная деградация человека.

- Добро и зло – вечные спутники человечества.

- Смирение – это принятие чего-либо.

- Безответная любовь – это когда один человек любит другого безответно.

- Любящие – это люди, которые испытывают любовь к другому человеку.

- Ложь и эгоизм – это главное зло любви.

- Взаимопонимание – это отношение между людьми, у которых отсутствуют частые ссоры, ругань, недоверие.

- Взаимопонимание – это чувство, которое не все испытывают к любимому человеку.

- Герой произведения «Преступление и наказание» придумал совершенно безумную теорию и во что бы то ни стало решил воплотить ее в жизнь. Эта мечта так и осталась мечтой (выпускник отождествляет понятия «мечта» и «цель»).

-  «Дружба – это, несомненно, лучшее, на что способен человек».

-  «Вражда – это отношения людей, направленные на негатив».

- «Бесчестие – это утрата целомудрия, а честь – это хорошая, незапятнанная репутация».

- «Слово “честь” — значит чувство собственного достоинства, доблесть, преданность, нравственные принципы. Слово “бесчестие”, как синоним, обозначает эгоизм, грязь, вранье».

- «Бесчестье – это безобразные поступки».

- «Нравственность – это то, к чему стремится каждый человек, но не у всех получается».

- «Разум и сердце – это две крепко связанные детали».

- «Эмоция – это некая часть человека».

- «Эмоции – это неконтролируемые действия, высказывания и неправильные поступки, что приводит к внутреннему сбою».

- «Эмоции – это гамма чувств».

- «Эмоции – это важнейшая сила внутреннего мира».

- «Чувство – это совокупность эмоций человека, другими словами любовь»

- «Разум – это высшая ступень познания, а чувства – это нравственная категория».

- «Опыт – наследие ошибок».

-  «Ошибки – это неправильность в мыслях, отклонение от правильных решений».

- «Опыт и ошибки – два неполярных понятия».

- «Ошибка – это удел сильного человека».

- «Победа – это когда считаешь себя победителем, победив менее развитого физически противника или выиграв партию в шахматы».

- «Эмоции – это разум и чувства человека».

- «Товарищи – это те люди, которые окружают тебя в повседневной жизни».

- «Опыт – враг ошибок трудных».

Иногда авторы сочинений не видят различий даже между положительными (радость, удовольствие, интерес и др.) и отрицательными (гнев, печаль, страх и др.) чувствами и эмоциями. Отсутствие такого понимания приводило к тому, что, в основном, они писали о негативных последствиях эмоций и, как следствие, отдавали предпочтение разуму, хотя и понимали, что «человек не машина».

Например: «Чувства трудно поддаются упрёкам разума, в порыве этих чувств мы готовы делать необдуманные и порой очень глупые поступки, которые в конечном итоге не приносят нам счастья. Примером таких чувств может послужить произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон» (подчёркнуты речевые ошибки). Далее участник кратко пересказывает историю любви Григория и Аксиньи, которые «сбегают из родного хутора, не задумываясь о последствиях». Вот здесь-то и нужно было рассуждать о силе чувств героев (тема «Какие чувства неподвластны разуму?»), однако далее участник пишет: «Но «метания» Григория не приводят их к человеческому счастью и стабильной семейной жизни. Когда умирает Аксинья, Григорий признаёт, что вместе с ней умирает его душа». Затем следует ряд примеров, ничего не прибавляющих к раскрытию темы. Возможность собственного осмысления проблемы упущена. Заключение также неубедительно, в нем приводится цитата из Интернета («Когда от любви и страсти поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать») и выражается согласие с ней.

Приведем фрагменты сочинения на тему «В чем смысл утверждения Ф. Шиллера «Голова должна воспитывать сердце»?»

Непонимание разницы между понятиями «чувства» и «эмоции» уже во вступлении ведет выпускника по ложному пути.

«Я абсолютно согласен с этим изречением, ведь каждый человек в своей жизни может попасть в экстремальную ситуацию, справиться с которой он сможет только в том случае, если будет принимать заблаговременно обдуманные решения. Очевидно, что принятие важного решения под влиянием чувства может привести к непредсказуемым последствиям. Сгоряча человек принимает решение, которое ему диктует сердце, игнорируя предостережение разума».

Ошибка заключается в том, что чувства, в отличие от эмоций, которые имеет в виду выпускник, отличаются относительной устойчивостью.

Надо отметить, что, несмотря на неточность в понимании психологических терминов, выпускник приводит удачный пример того, как под влиянием эмоций Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль и как это оборачивается для него трагедией. Автор сочинения делает вполне логичный вывод о том, что «человек должен действовать обдуманно, полагаясь на разум и лишь прислушиваясь к сердцу».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.007 с.)