Автоматический радиокомпас (АРК) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматический радиокомпас (АРК)



Автоматическим радиокомпасом (АРК или ADF) называют бортовой автоматический радиопеленгатор, позволяющий непрерывно определять курсовой угол радиостанции (КУР).

Курсовым углом радиостанции принято называть угол в горизонтальной плоскости между продольной осью ВС и направлением на радиостанцию

Принцип действия АРК

Ранние модели АРК были выполнены по схеме с поворотной рамкой. Эта схема подразумевает прием сигналов пеленгуемой радиостанции двумя антеннами – ненаправленной и направленной (рамочной). Диаграммы направленности направленной и ненаправлнной антенн, а также суммарная ДН приведены на рис

После входа в зону действия приводной радиостанции, направленная антенна начинает вращаться с помощью электродвигателя до тех пор, пока нормаль к плоскости витков рамочной антенны не совпадает с направлением от самолета на пеленгуемую радиостанцию, что и позволяет получить курсовой угол радиостанции. Ось рамочной антенны через компенсатор радиодевиации связана с сельсинной индикаторной системой, с помощью которой угловое положение рамочной антенны дистанционно передается на индикатор курсовых углов.

В более поздних АРК применена гониометрическая антенная система, представляющая собой неподвижную рамочную антенну, сопряжаемую с гониометром с помощью высокочастотного кабеля. Рамочная антенна выполнена в виде двух взаимно перпендикулярных обмоток на одном общем магнитодиэлектрическом сердечнике из феррита и помещена в специальном углублении фюзеляжа самолета, закрытом радиопрозрачным материалом.

Диаграмма направленности рамочной антенны в горизонтальной плоскости имеет форму двух взаимно перпендикулярных восьмерок (рис.11). Каждая обмотка антенны имеет два направления нулевого приема. В момент перехода через направление нулевого приема фаза ЭДС на выходе рамки изменяется на 180°.

Режимы работы АРК

Независимо от типа радиокомпаса у него обязательно должна обеспечиваться работа в следующих режимах: «Антенна», «Рамка» и «Компас».

1) В режиме «Антенна» прием сигналов осуществляется только на направленную антенну, системы автоматического слежения (компасная часть) отключена и АРК представляет собой обычный радиоприемник супергетеродинного типа.

2) Режим «Рамка» предусмотрен на случай отказа автоматической части компаса и является режимом ручного пеленгования радиостанции.

В этом режиме АРК работает как обычный радиоприемник, но прием осуществляется на направленную антенну, которую можно вращать в горизонтальной плоскости вручную дистанционно.

3) Режим «Компас» является основным режимом работы АРК, т.е. режимом автоматического однозначного пеленгование радиостанций. Прием сигналов осуществляется на не направленную и направленную антенны одновременно. И следующая система автоматического управления положением рамочной антенны и передачи ее углового положения стрелкой указателей позволяет непрерывно и однозначно отсчитывает значение КУР.

 

35. Системы наблюдения. Общие сведения. Возможности систем наблюдения ОВД

Современные средства авиационного наблюдения, применяемые в ГА, подробно классифицированы и описаны в “Руководстве по авиационному наблюдению”.

В соответствии с указанным руководством вводятся следующие категории наблюдения:

1) Независимое некооперативное наблюдение (местоположение ВС определяется на основании данных измерений без помощи находящихся на удалении ВС)

2) Независимое кооперативное наблюдение (местоположение определяется на основании данных измерений с использованием сообщений с борта ВС). Эти сообщения могут содержать информацию, полученную на борту ВС, то есть данные о барометрической высоте, опознавательный индекс ВС и т.д.

3) Зависимое кооперативное наблюдение (местоположение определяется на борту ВС, и эта информация передается подсистеме локального наблюдения наряду с возможными доп. Данными, например, опознавательный индекс ВС, барометрическая высота);

4) Специальные системы наблюдения.

Системы авиационного наблюдения используются органами ОВД в целях увеличения пропускной способности и повышения уровня безопасности полетов. Для этого они должны обеспечивать представление постоянно обновляемой информации наблюдения, включая индикацию местоположения.

ФАП 297

2.2. К средствам наблюдения относятся:

· обзорный радиолокатор трассовый (далее - ОРЛ-Т);

· обзорный радиолокатор аэродромный (далее - ОРЛ-А);

· вторичный радиолокатор (далее - ВРЛ);

· посадочный радиолокатор (далее - ПРЛ);

· радиолокационная станция обзора летного поля (далее - РЛС ОЛП);

· многопозиционная система наблюдения аэродромная (далее - МПСН-А);

· многопозиционная система наблюдения широкозонная (далее - МПСН-Ш);

· наземная станция контрактного автоматического зависимого наблюдения (далее - АЗН-К);

· наземная станция радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (далее - АЗН-В);

· автоматический радиопеленгатор (далее - АРП);

· оборудование видеонаблюдения.

2.3. ОРЛ-Т предназначен для обнаружения и определения координат (азимут-дальность) воздушных судов во внеаэродромной зоне (на воздушных трассах и вне трасс) с последующей передачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) ОВД для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением.

Антенная система ОРЛ-Т юстируется относительно истинного меридиана. Период обновления информации составляет не более десяти секунд.

ОРЛ-Т рекомендуется размещать таким образом, чтобы обеспечивалось перекрытие воздушных трасс данного района зоной действия радиолокатора на высоте от нижнего до верхнего эшелонов контролируемого воздушного пространства.

 

2.4. ОРЛ-А предназначен для обнаружения и определения координат (азимут-дальность) воздушных судов в районе аэродрома с последующей передачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) ОВД для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением. Период обновления информации составляет не более шести секунд.

ОРЛ-А рекомендуется размещать таким образом, чтобы обеспечивался непрерывный радиолокационный обзор контролируемого воздушного пространства в районе аэродрома.

Допускается отсутствие радиолокационной информации от ОРЛ-А в 3 - 5 обзорах подряд от воздушного судна, совершающего маневр разворота или находящегося на участке с тангенциальным направлением скорости. Антенная система ОРЛ-А юстируется относительно магнитного меридиана.

Радиолокационная информация ОРЛ-А может использоваться для целей контроля и управления воздушным движением во внеаэродромной зоне (на воздушных трассах и вне трасс) в районных центрах управления воздушным движением. В этом случае координатная информация (азимутальная), предназначенная для районного центра, пересчитывается относительно истинного меридиана оборудованием обработки ОРЛ-А или оборудованием управления воздушным движением районного центра или другим специальным оборудованием.

 

2.5. ВРЛ предназначен для обнаружения, определения координат (азимут-дальность), запроса и приема дополнительной информации от воздушных судов, оборудованных ответчиками, с последующей выдачей информации в центры (пункты) ОВД.

ВРЛ, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов на воздушных трассах и вне трасс, должен иметь период обновления информации не более десяти секунд, а в аэродромной зоне - не более шести секунд.

 

2.6. ПРЛ предназначен для обнаружения и контроля за полетом воздушного судна на траектории захода на посадку.

ПРЛ располагается на аэродроме и настраивается таким образом, чтобы обеспечить обзор в секторе, который начинается в точке, расположенной на расстоянии 150 м от точки приземления в направлении посадки. Угол по азимуту этого сектора должен составлять ° относительно осевой линии взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), а угол места от -1° до +6°.

При наличии на одном и том же направлении посадки ПРЛ и радиомаячной системы инструментального захода воздушного судна на посадку линии курса и глиссады данных средств должны совпадать на участке от точки входа в глиссаду до ближней приводной радиостанции с маркерным радиомаяком или 1000 м от порога ВПП.

 

2.7. РЛС ОЛП предназначен для контроля и управления движением воздушных судов, спецавтотранспорта, технических средств и других объектов, находящихся на рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, ВПП, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов).

 

2.8. МПСН-А предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов, спецавтотранспорта, технических средств и других объектов, оборудованных ответчиками, находящихся на посадочной прямой и рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, ВПП, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов).

2.9. Наземному радиоизлучающему оборудованию, устанавливаемому на аэродромных транспортных средствах, препятствиях или стационарных устройствах обнаружения целей в режиме S, которое используется для наблюдения, присваиваются 24-битовые адреса.

Порядок присвоения 24-битового адреса наземному радиоизлучающему оборудованию, устанавливаемому на аэродромных транспортных средствах, препятствиях или стационарных устройствах обнаружения целей в режиме S, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

2.10. МПСН-Ш предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов, оборудованных бортовыми ответчиками, работающими в международном диапазоне (в режимах A/C и S), в верхнем и нижнем воздушном пространстве.

2.10.1. МПСН-А и МПСН-Ш могут быть объединены в интегрированную многопозиционную систему Наблюдения.

 

2.11. АЗН-К предназначена для наблюдения за воздушными судами при приеме информации с борта воздушного судна, имеющего соглашение на передачу данной информации органу управления воздушным движением.

Информация о местоположении формируется на борту воздушного судна и передается по линиям передачи данных следующих типов:

· спутниковая линия передачи данных;

· линия передачи данных в очень высокочастотном (далее - ОВЧ) диапазоне;

· линия передачи данных в высокочастотном (далее - ВЧ) диапазоне;

· другие линии передачи данных.

Принимаемая информация по наземным сетям связи передается в орган управления воздушного движения, под управлением которого в данный момент времени находится воздушное судно.

2.12. АЗН-В предназначена для наблюдения за воздушными судами при приеме информации с борта воздушного судна о его местоположении, а также другой дополнительной информации, передаваемой по линии передачи данных (далее - ЛПД) в вещательном режиме.

К таким линиям передачи данных относятся ЛПД режима "S" ВРЛ, ЛПД расширенного сквиттера ("1090ES") и другие.

 

2.13. АРП предназначен для выдачи информации о пеленге на воздушное судно относительно места установки антенны радиопеленгатора по сигналам бортовых радиостанций в центры (пункты) ОВД.

 

2.14. Оборудование видеонаблюдения предназначено для наблюдения с помощью телевизионных, тепловизорных и других визуальных средств в условиях ограниченной видимости за воздушными судами, транспортными средствами и другими объектами на площади маневрирования аэродрома, а также за воздушными судами, совершающими взлет и посадку.

 

КОРОТКО (привет, группа 165):

Традиционные средства:

1. АРП (автоматический радио - пеленгатор) – предназначен для определения пеленга ВС по сигналам бортовых радиостанций диапазона ОВЧ. 

ЭТХ АРП

Диапазон частот F=118…137 МГц (современные 100…400 МГц),

Дальность действия D, 

𝐷1000м=80 км

𝐷3000м=150 км 𝐷10000м = 370 км

В настоящее время АРП является вспомогательным средством наблюдения на крупных аэродромах, основную работу выполняет РЛ.

2. ОРЛ-Т (обзорный радиолокатор трассовый) – предназначен для обнаружения и измерения координат (азимут-дальность) ВС во внеаэродромной зоне (на трассах и вне трасс) с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) ОВД для целей контроля и обеспечения УВД. (до 400-500 км)

3. ОРЛ-А (обзорный радиолокатор аэродромный) – предназначен для обнаружения и измерения координат (азимут-дальность) ВС в аэродромной зоне с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры (пункты) ОВД для целей контроля и обеспечения УВД. (до 50 км)

4. ПРЛС (посадочный радиолокатор) – предназначен для обнаружения полета и контроля полета ВС на траектории захода на посадку.

Устанавливается на аэродромах со сложным рельефом.

ЭТХ ПРЛС

Зона действия по дальности = 17 км

Зона действия по азимуту = +/- 20 км

Зона действия по углу места = 7º

Max погрешность определения расстояния от ВС до точки приземления 30 м + 3% от этого расстояния.

5. ВРЛ (вторичный радиолокатор) – предназначается для определения координат ВС (азимут и наклонная дальность), для получения дополнительной информации с борта ВС (бортовой №, высота полета, остаток топлива)

6. РЛСОЛП (радиолокационная станция обзора летного поля) - предназначен для обнаружения и наблюдения за ВС, спец. автотранспортом, техническими средствами и другими объектами, находящимися на ВПП и РД, а также в целях контроля и управления движением ВС на ВПП и РД во время старта, руления и посадки.

Перспективные средства:

7. АЗН-К (автоматическое зависимое наблюдение – контрактное) – предназначен для наблюдения за ВС при приеме информации с борта ВС, имеющего соглашение(контракт) на передачу данной информации органам УВД. Информация о местоположении формируется на борту ВС, передается по линиям передачи данных.

8. АЗН – В (автоматическое зависимое наблюдение – вещательное) – предназначен для наблюдения за ВС при приеме информации с борта ВС о его местоположении, а также другой дополнительной информации, передаваемой по линиям передачи данных в вещательном режиме. Обмен данными должен быть обоюдным.

9. МПСН – А (многопозиционная система наблюдения – аэродромная) - предназначена для определения местоположения и управления движением ВС, спец. автотранспорта, технических средств и других объектов, оборудованных ответчиками, находящихся на посадочной прямой и рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, ВПП, РД и местах стоянок ВС).

10. МПСН- Ш (многопозиционная система наблюдения – широкозонная) - предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов, оборудованных бортовыми ответчиками, работающими в международном диапазоне (в режимах А/С и S), в верхнем и нижнем воздушном пространстве.

11. Видеонаблюдение.

 36.Наблюдение на основе первичных РЛ средств. Принципы построения

Первичные радиолокационные станции служат основным источником информации о динамической воздушной обстановке в определенной области пространства. Они предназначены для обнаружения воздушных судов и определения азимутальных углов и дальностей до воздушных судов.

Первичные радиолокационные станции производят облучение всех объектов, попадающих в пределы их зоны обзора, и осуществляют прием сигналов, отраженных этим объектами. Анализ принятых сигналов позволяет получать всю необходимую информацию о движении воздушного судна.

Принцип функционирования первичной радиолокационной станции аналогичен принципу функционирования обычной импульсной радиолокационной станции, хотя и имеет некоторые специфические особенности, обусловленные предъявляемыми требованиями, свойствами отражающих объектов и условиями применения.

Использование первичных радиолокаторов для наблюдения за воздушной обстановкой не требует никакого дополнительного оборудования на борту, т.е. такая система наблюдения является полностью независимой. С помощью первичных радиолокаторов определяются две координаты воздушного судна: наклонная дальность и азимут. Для измерения азимута применяется амплитудный метод максимума, а для нахождения дальности – временной метод. Точность и разрешающая способность при этом оказываются достаточно высокими для эффективного управления воздушным движением.

Принцип работ первичных РЛС заключается в обнаружении отражения передаваемых импульсов радиоизлучением.

 

В основе устройства радиолокационной станции лежат три компонента: передатчик, антенна и приёмник.

1) Импульсный радиопередатчик – мощный импульсный генератор. Работает по схеме: задающий генератор – мощный усилитель, используя в качестве генератора лампу бегущей волны для РЛС см-диапазона волн и триодную лампу для РЛС м-диапазона. Передатчик работает в импульсном режиме, формируя короткие повторяющиеся импульсы или излучая непрерывный импульсный сигнал.

2) Приемник (приёмное устройство) выполняет усиление и обработку принятого сигнала. В простейшем случае результирующий сигнал подается на электронно-лучевую трубку (экран), которая показывает изображение, синхронизированное с движением антенны.

3) Антенна выполняет фокусировку сигнала передатчика и формирование диаграммы направленности (ДН), прием отраженного от цели сигнала и передачу сигнала в приемник.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.033 с.)