Литературная сказка как явление культуры. Понятие о литературной (авторской) сказке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературная сказка как явление культуры. Понятие о литературной (авторской) сказке.



Литературная сказка как явление культуры.

Авторская сказка в России появилась в 17 веке. Это была не собственно русская сказка - она пришла к нам с запада и не имела имени автора.

Чем же она отличалась от народной сказки?

Авторские сказки отличались тогда от народной сказки очень сложной архитектоникой, которая свидетельствовала о том, что это произведение одного а не многих людей. Собственно русские авторские сказки появились в единичном случае в 18 веке. Они были сказками очень ярко выраженной педагогической функцией.

Из народной сказки эта функция была наследована. Авторская сказка 18 века учила, а не развлекала. Это позволило отдельным исследователям считать сказку мертворожденной. В. Я. Пропп назвал авторскую сказку искусственной. Он говорил что русский человек вполне мог бы обойтись без нее: ему привычнее было общаться со сказкой народной. Пропп сказал, что литературная сказка может перейти в среду сказок народных. Например, Пушкинская сказка о Рыбаке о рыбке дает фольклорный вариант. Она уходит в народ и распространяется без имени автора. ******

Другие исследователи считают авторскую сказку продолжением традиций народной сказки. Она должна была появится, считали они, потому что народная сказка затихала, уходила в бытие. В первой половине 19 века появилось очень много авторских сказок, что дало повод думать, что началась новая эра сказок.

Авторская сказка как жанр привлекла внимание исследователей примерно с 30х годов 19 века. С тех пор написано более 2000 серьезных исследований по сказке. Несмотря на такое количество работ по авторской сказке, она до сих пор не имеет точного общепринятого определения. Многие исследователи стараются отметить какие-то особые черты, которые присуще только авторской сказке, например:

1. Канонический текст (неизменный текст)

2. Дань фольклорной традиции, литературной традиции (волшебные герои, предметы, существа. В народной сказке они не имеют описание, в авторской же они описаны, иногда подробно. Это литературная традиция.)

3. Используется элементы многих видов народных сказок.

>>>>Авторская сказка - сказка, принадлежащая одному, реже нескольким авторам, имеет канонический текст и наследует традиции фольклора и литературы.

До сегодняшнего дня остается неразрешенной проблема жанрового обозначения авторской сказки. Большинсвто исследователей считают авторскую сказку жанровой разновидностью, потому как собственно жанром является народная сказка, а авторская сказка следует за ней, перенимает у нее традиции. Среди исследователей, считающих авторскую сказку жанром есть Т. Г. Леонова, которая подчеркивает, что авторская сказка самостоятельна, самоценна, но при этом она вторична. Так же она указывеет на то, что народная и авторская сказки различны. Природа этих различий состоит в том, что авторская сказка индивидуальна.

Сходства АС и НС:

- общие сюжеты(морозка, мороз иванович)

- общие элементы поэтики (зачин)

- отдельные герои, сюжеты переходят из НС в АС (Иван-Дурак)

Отличия:

- наличие автора, авторской биографии и творческой истории создания произдведения в АС(Ю. Коваль, "Полыновка".).

- отсутствие точного времени и места действия в НС

- в АС происходит изменение главного героя

-в АС есть детали, требующие внимательного прочтения

+Авторская сказка один из самых распространенных жанров, но он не чистый. Это не всегда собственно сказка, так как авторской сказке присуще разновидности жанра. Среди авторских сказок может быть роман-сказка, повесть-сказка. АС до сегодняшнего дня является одним из активно развивающихся жанров, но эта активность привела к появлению некачественных текстов, повторов. Творческая фантазия автора иссякает, потому что сказки стали писаться по одним и тем же схемам, на основе примитивного конфликта (борьба добры со злом).

https://studfile.net/preview/7676248/page:7/

19.Традиции народной волшебной сказки в сказке авторской: А. Погорельский «Чёрная курица…»

«Черная курица» в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и религиозные идеи и рисовали слащавых, безжизненных героев - мальчиков и девочек.

По теме, стилю, языку повесть Погорельского ничем не напоминала и народные детские волшебные сказки - «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Она была новой литературной сказкой. Писатель позаимствовал у А. Бенуа художественный прием, когда при изображении событий реальное переплетается с фантастическим. В произведении Погорельского встречаем мотивы волшебных рыцарских романов, получивших в XVIII веке широкое распространение в России.

 В своем творчестве писатель поднимал важные нравственно-педагогические задачи. В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей». «Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», - пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Народная сказка всегда была близка миру детства. Но к 30-м годам гг 19 века она стала постепенно уступать свои позиции. Все меньше создавалось новых сюжетов. Все активнее стала жить книжной жизнью. И тогда возникла сказка литературная, соединившая в себе жанровые и художественные особенности прежних произведений и новую, книжную культуру бытования. Появившаяся авторская сказка продолжила традицию жанра народной сказки – быть одновременно и «уроком молодцу», и развлечением для него.

  Она же открыла одну из первых страниц детской художественной литературы. Для некоторых писателей сказка становится не только не освоенным до сих пор жанром, но и приметой семейного быта, а для некоторых – средством воспитания детей. «Черная курица или подземные жители» А. Погорельского, посвященная племяннику Алеше Толстому, чьим воспитанием занимался автор, - одно их таких произведений. Развитие сюжета литературной сказки чрезвычайно осложнено. Он пространный даже в том случае, когда троекратное повторение действия отсутствует. Такое звено в сюжете народной сказки, как запрет и нарушение запрета, в авторской или исключено вообще или выполняет противоположную функцию. Нарушение запрета как функция в сюжете сказки помогает автору показать характер героя. О том, что Алеша (главный герой) – ветреный, непослушный мальчик, читатель узнает только тогда, когда герой нарушает запрет Чернушки ничего не трогать в комнатах старушек. Для создателей литературной сказки важен процесс осмысления «я» героя в мире подобных ему. Алеша не только перестал трудиться над уроками, слушать свой «внутренний голос», он перестал думать вообще, оттого так легко подался порокам. Волшебные помощники и волшебные предметы тоже выполняют иные роли и функции. Если в народной сказке волшебные помощники никак не проявляют своего отношения к просьбам их подопечных, то в авторской сказке волшебный помощник никогда не воспринимается как механическая величина. Волшебный помощник в авторской сказке обладает не только функцией дарения, но и функцией чудесного превращения: - Чернушка – министр. Художественное время иногда совпадает с той же категорией в сказке народной,т.е. никак не соотносится со временем реальным. Но иногда оно документально точно, «Лет сорок тому назад». Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения - это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» и т. д.

20.Детская литература XIX в. (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой).

В первой половине XIX в. появляется большое количество журналов для детей. Распространенными были издаваемые в течение многих лет журналы "Для юношества", позже переименованный в "Друга юношества и всяких лет" (1807-1815) М.И. Невзорова и "Новое детское чтение" (1821-1824) С.Н. Глинки.

Журналы "Звездочка" (1842-1863), "Лучи" (1850-1860) издавались А.О. Ишимовой.

Наиболее прогрессивным был журнал "Новая библиотека для воспитания" (1847-1849), в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Он издавался для детей среднего и старшего возраста. Издателем журнала был Петр Григорьевич Редкий, профессор сначала Московского, а позже Петербургского университета.

В.А. Жуковский

Творчество Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), поэта-романтика, обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. В.А. Жуковским была создана, как он сам говорил, "педагогическая поэма" - книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственно художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это "Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским" - детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Стихотворная сказка "Мальчик с пальчик" вводит ребенка в такой мир, в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном.

Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, В.А. Жуковский не мог пройти в своем творчестве мимо сказок.

В течение многих лет, начиная с 1826 г., Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Шарля Перро "Кот в сапогах". В 1831 г. в творческом состязании с Пушкиным он пишет "Сказку о царе Берендее", "Спящую царевну", сказки "Война мышей и лягушек", "Иван-царевич и серый волк".

Своеобразие творческой манеры Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора и фольклора других народов. Это проявилось в стиле сказочных переложений. Популярность сказок В.А. Жуковского была в свое время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет по преимуществу историко-литературный интерес.

А.С. Пушкин

Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX в., золотого века русской литературы. Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.

А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы и выказывал свое отношение к ней. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной жизни, написанные высокопарным слогом.

Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности, В то время о народности много писали и спорили. В черновом наброске "О народности в литературе" Пушкин замечал, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе.

Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным типическим вопросам. Стихотворения Пушкина, пошедшие в чтение школьников, воспитают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.

Стихотворения "Зимний вечер", "Еще дуют холодные ветры.", пейзажные зарисовки из романа "Евгений Онегин", доступные восприятию детей дошкольного возраста, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе "Как весенней теплою порой", которая осталась незавершенной. В 1831 г. были закончены "Сказка о царе Салтане" и "Сказка о попе и о работнике его Балде". В 1833 г. были написаны две сказки: "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". В 1834 г. появилась "Сказка о золотом петушке".

А.С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. "Сказка о попе и о работнике его Балде" близка по сюжету к народной сказке "Батрак Шабарша". Сюжет "Сказки о рыбаке и рыбке" связан истоками со сказкой "Жадная старуха" и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. "Сказка о царе Салтане" перекликается с народной сказкой "О чудесных детях". "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" близка к сюжету народной сказки "Волшебное зеркальце". Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Картины русской жизни и изображение персонажей из разных социальных слоев даны реалистически. Поэт с художественной точностью отбирает бытовые детали и воссоздает колорит той или иной эпохи и места действия:

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает. ("Сказка о рыбаке и рыбке".)

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Они помогают решать задачи идейного, эстетического, нравственного воспитания детей, пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии.

Л.Н. Толстой

Идейные и творческие искания Л.Н. Толстого (1828-1910) неразрывно связаны с его любовью к русскому народу. Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России.

Толстой начал работать над "Азбукой" в 1859 г. Он переработал для нее многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу "Ясная Поляна", и рассказы учеников народной школы в Ясной Поляне. Жанр короткого рассказа характерен для "Азбуки", так как Толстой учитывал специфику детского восприятия.

"Рассказы, басни, написанные в книжках, есть просеянное из в 20 раз большего количества приготовленных рассказов, и каждый из них был переделан по 10 раз и стоил мне большего труда, чем какое бы то ни было место из всех моих писаний", - писал он о работе над книгой.

В "Азбуке" отразился многолетний опыт работы Толстого в Яснополянской школе и напряженный творческий труд писателя.

В 1875 г. появляется второе издание "Азбуки" под названием "Новая азбука". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения".

Для "Новой азбуки" и "Русских книг для чтения" Толстого характерно многообразие жанров: рассказы, очерки, басни, сказки.

В период переработки "Азбуки" было написано более 100 новых сказок и рассказов, например, "Три медведя", "Косточка", "Котенок", "Ноша", "Филиппок", "Еж и заяц". Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения

Свои басни Л. Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто ("Дуб и орешник", "Наседка и цыплята", "Осел и лошадь" и др.).

В басне "Отец и сыновья" отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком веник сломать невозможно, а по прутику очень легко: "Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит".

Значительное место в учебных книгах Л. Толстого занимают сказки - русские и зарубежные (народные и литературные).

Сказка "Три медведя" была написана Толстым в 1872 году для "Новой азбуки". Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: "Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, пришла в лесу к домику".

С выразительными деталями и запоминающимися повторами изображаются комнаты медведей, обстановка в их домике, сервировка стола. Кажется, будто детскими глазами неторопливо и с любопытством просматриваются все эти бытовые подробности: три чашки - чашка большая, чашка поменьше и маленькая синенькая чашечка; три ложки - большая, средняя и маленькая; три стула - большой, средний и маленький.

Повествование ведется неторопливо: маленькие слушатели и читатели могут спокойно насладиться полной свободой действий маленькой героини и вообразить себя сидящими вместе с нею у чашек с похлебкой, качающимися на стульчике, лежащими на кроватке. Сказочная ситуация настолько насыщена динамикой и напряженным ожиданием развязки, что не ощущается отсутствия диалога в первых двух частях сказки. Диалог появляется в последней; третьей части и, нарастая, создает кульминацию сказки. Медведи увидели девочку: "Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Сразу за кульминацией следует развязка: девочка оказалась находчивой - она не растерялась и выпрыгнула в окно.

В сказке писатель создал реалистический образ русской девочки-крестьянки, храброй, любопытной и шаловливой. Сказка Толстого "Три медведя" до сих пор очень популярна среди детей дошкольного возраста.

21. Сказки А. Пушкина. Тип героя, наделённого властью (царь Салтан, царь Дадон, царица-мачеха, старуха из сказки о золотой рыбке, поп).

У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру. Царь Салтан — это царь-простак «бедовый» нравом и великий охотник до всяких развлечений. Он сильный, смелый и достаточно ловкий. Около него группируются другие персонажи: Ткачиха с Поварихой, которыми верховодит злокозненная бабка-ворожея; хмельной и не в меру развязный Гонец; дьяки-«грамотеи» и сметливые, себе на уме, скоморохи. В простодушных тонах обрисован народ. Царь Дадон эгоистичен, он хочет, чтобы всё вокруг было по его хотению, герой отрицательный, был подвластен чарам Шамаханской царицы, даже забыл о смерте сыновей за секунду, как царицу эту увидел. Не считал убитых своих людей, для него было важнее всего победа его царства. Но самое главное, что он был скуп и лжив: он обещал мудрецу за чудо-петушка всё, что тот пожелает, но когда мудрец пришел наконец и попросил великолепную Шамаханскую царицу, то царь забыл всё и сказал, что проси другое, а потом разозлившись на него и вовсе убил своим жезлом. Волшебный петушок не остался в долгу сел на голову царю Дадону и убил его.

Поп. С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных социальных лестницах. Хочет брать много, а давать мало – жадность и наглость, боязливость, что надо платить, но жадность даже боязливости сильнее. Поп по характеру своему плут и трус, обманщик, и жену себе взял именно такую, которая обмануть может кого угодно. С честными людьми никогда не будет ему спокойно. Если он не знает как обмануть, то страх его всего одолевает страх, что думать ни о чем другом не может.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.033 с.)