Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Произведение Б. Житкова «Что я видел»: образ героя – «почемучки»
Содержание книги
- Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
- Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.
- Докучные сказки, их виды, художественные особенности, роль в приобщении к сказке детей дошкольного возраста.
- История детской литературы в России
- Поэзия пестования: жанровое разнообразие, художественные особенности. Роль в развитии современного ребёнка. Воспитательная ценность поэзии пестования.
- Литературная сказка как явление культуры. Понятие о литературной (авторской) сказке.
- На всём протяжении сказки звучит голос народа; действие нередко выносится на площадь, в шумную толпу. Всё в сказке подчинено стихии народной жизни.
- Процесс формирования человека в ребёнке: произведения о детстве Х1Х-ХХ веков.
- Творчество С. Маршака для детей дошкольного возраста: «Детки в клетке», сказки, загадки, поэзия нонсенса.
- Творчество А. Барто для дошкольников.
- Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (М.Зощенко, Н.Носов, В.Драгунский).
- Произведение Б. Житкова «Что я видел»: образ героя – «почемучки»
- Современная зарубежная авторская сказка. Отражение в ней реальной действительности.
- Формы, методы, приёмы работы по приобщению детей к чтению.
- Специфика детской литературы. Место и роль детской литературы в современном мире и в воспитании детей
- Задачи литературного развития.
- Формы и методы работы с семьей по вопросам воспитания читателя.
- Исполнительский анализ былины «илья муромец и соловей - разбойник».
- Исполнительское чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» (отрывок наизусть).
- Исполнительское чтение отрывка из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».
Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.
Это герой-почемучка пытливый, любознательный малыш, эмоционально воспринимающий мир. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о степени познавательной активности, свойственной данному возрасту, психологию которого тонко понял писатель. Все понятия и представления о чем-либо доступны читателю потому, что Алеша по-своему объясняет их: потолок в комнате «так высоко, что ни один мальчик камень до него не добросит»; «полочка не дощатая, а из сетки, как будто от кроватки для детей». Алеша так же, как дошкольники всех времен, не понимает переносного значения слов (котлеты горят – кричит повар, он подумал, что и правда горят, но бабушка объяснила, что они сильно поджарились). Автор заведомо знает, что будет интересно малышу, поэтому он подробнее рассказывает о том, как выглядят животные и птицы, каковы их поведение, пристрастия: А сам павлин блестит. Он синий и блестит, как стеклянный. На голове у него торчком стоят тоненькие перышки, как иголочки с шишечками. И они все в ряд стоят. И он стоял, как очень важный. Его герой побывал и в столице, и в деревне, проехал полстраны, сменил место жительства, расставался и вновь встречался с родителями, познакомился со множеством добрых людей – и детей, и взрослых, освоил самые необходимые слова в новом для него украинском языке, понял, как следует себя вести на вокзале, в незнакомом городе, в самолете («папа…объяснил, что потому вату в уши положил, что машина очень шумит и у меня потом могут уши заболеть»). Алеша прошел хорошую школу воспитания. Люди, окружавшие его, всегда спешили на помощь: бабушка – к утонувшему мальчику и больной женщине, Петя в зоопарке – к самому Алеше, чтобы тот увидел и узнал как можно больше. Алеша понял, что все – и маленькие, и большие – трудятся. Даже в детском саду есть свой огород. В случае с мячом, улетевшим за борт парохода, бабушка научила Алешу не прятаться, а вовремя сознаться в содеянном, чтобы душа была спокойна, чтобы в следующий раз прежде, чем что-то сделать, он думал о последствиях своего поступка. Житков обладал удивительной цельностью восприятия ребенка. Он знал особенности его памяти, языка, мышления, поведения. Он знал, когда можно «позволить» поплакать своему маленькому герою, а когда этого делать не стоит. Он предугадывал его вопросы и желания. Увидев лошадку, Алеша тут же просит, чтобы папа подарил ему такую же. Писатель «устраивает» зоопарк в гостиничном номере. Он знает, что накопленные мальчиком во время посещения зоопарка впечатления столь сильны, что требуют выхода в игре: «А когда я ложился спать, я попросил маму, чтобы она дала мне мишку. И стал мишкой ходить по постели, как те мишки в зоопарке…» В восприятии мира автор умеет стать на позицию ребенка. Это хорошо показано в тех главах, где Алеша встречается с девочкой Любой, которая была «немножко побольше» его. Ему непонятны ее капризы, перешептывания с мамой, просьбы, чтобы ее за руку «тянули». Обратите внимание на слово «тянули». Выбрав его вместо «вели», писатель одним словом подчеркнул, как Алеша относится к капризам девочки. Да, все эти «что» и «почему» — не что иное, как способ познания мира. И он для малыша пока практически единственный. Это позже ребенок научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации для него — близкие люди, мама с папой. Закладывается любовь к знаниям, исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.
|