Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.



Функции детской литературы.

Развлекательная - получение удовольствия, посредством чтения книг.

Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуждению (от любой сказки может получить удовольствие, в соответствии с его эстетическим вкусом)

Образовательная. Ребенок узнает много нового для себя. Расширяет кругозор (познает окружающий мир посредством чтения любой сказки)

Риторическая. У ребенка развивается речь. Ребенок читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора произведения.

Коммуникативная. Передача информации или побуждение к действию.

Эстетическая. Воздействие на эстетическое сознание, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимание истинного в художественной словесности.

Воспитательная. Книга – модель нашей жизни. Отражение поступков и поведения. Чего делать нельзя и что делать можно.

http://linguistics-konspect.org/?content=7891

4.Понятия «фольклор» и «художественная литература». Специфика фольклора.

Фольклор – (от английского folk – народ, lore – мудрость) – особый вид искусства, устное народное творчество.

Отличительной чертой фольклора является коллективное авторство, поэтому его и называют творчеством народным. Специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.

Основные жанра фольклора: былины, сказания, песни, легенды, частушки, пословицы, поговорки, сказки для детей

 

Подробнее: https://obrazovaka.ru/literatura/folklor-opredelenie.html

Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. (это романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых))

Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла[1]. Хyдoжecтвeннaя литepaтypa oбъeдиняeт aвтopcкиe (включaя aнoнимныe) пpoизвeдeния, в oтличиe oт пpинципиaльнo нe имeющиx aвтopa пpoизвeдeний фольклорa.

Докучные сказки, их виды, художественные особенности, роль в приобщении к сказке детей дошкольного возраста.

Докучные сказки – это сказки с бесконечно повторяющимся содержанием.
Название сказок введено В.И.Далем, образовано от слова «докучать» - надоедать. Они могут быть:
-Прозаические («на колу мочало»)
-поэтическими (жили-были два солдата…).
Роль в сказочном эпосе не столько эстетическая, сколько психологическая. Разжигал интерес к сказке или наоборот, останавливал.
Исследователи не проявляют особого интереса к докучным сказкам. Докучная сказка, как и другие виды сказок, имеет свою вторую жизнь в литературе (Л.Квитко «Сказка», М.Яснов «Чучело-Мяучело»).

Детский фольклор, его специфика. История изучения. Классификация. Современное состояние.

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.

термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.

В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.

К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

  • Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-detskiy-folklor-osobennosti-bytovaniya/viewer

Под сайтом проще материал.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних ми­фов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор уже вид искусства. Древнему на­родному искусству был присущ синкретизм, т.е. нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпи­ческие, лирические и драматические. К эпическим жанрам отно­сятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лириче­ским жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим — народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драмати­ческими представлениями на Руси были обрядовые игры: прово­ды Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора — частушках, поговорках и пр.

Со временем содержание произведений претерпевало измене­ния: ведь жизнь фольклора, как и любого другого искусства, тес­но связана с историей. Существенное отличие фольклорных про­изведений от литературных состоит в том, что они не имеют по­стоянной, раз и навсегда установленной формы. Сказители и пев­цы веками оттачивали мастерство исполнения произведений.

Для фольклора характерна естественная народная речь, пора­жающая богатством выразительных средств, напевностью. Для фольклорного произведения типичны хорошо разработанные за­коны композиции с устойчивыми формами зачина, развития фа­булы, концовки. Стилистика его тяготеет к гиперболам, паралле­лизмам, постоянным эпитетам.

Любое произведение фольклора функционально — оно было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

В устном народном творчестве отражался весь свод правил на­родной жизни. Народный календарь точно определял порядок сель­ских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали в себя и воспитание детей. Законы жизни сельской об­щины помогали преодолевать социальные противоречия. Все это запечатлено в разнообразных видах народного творчества.

Детский фольклор. Это понятие в полной мере относит­ся к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими деть­ми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от струк­туры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребен­ка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбель­ная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и орга­нически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журав­лик».. Нередко колыбель­ная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри­стианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колы­бельной песне на все времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подгото­вить к жизни и труду: Будешь жить-поживать,Не лениться работать!

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы.

Народная педагогика включала в колыбельную не только доб­рых помощников, но и злых, страшноватых, иногда не очень даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было за­дабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вре­да маленькому, а может быть, даже и помогали ему.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много перено­сов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной на­родной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» — воспиты­вать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тель­це, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки, А в ножки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок. А в голову — разумок.

Пестушки сопровождают физические проце­дуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкрет­ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лако­ничны. «Сова летит, сова летит», — говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», — ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организа­ция текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете­ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...» К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима — худоба».

Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестуш­ки. Потешки развлека­ют малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интона­цией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. В потешках и в пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, вы­сказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо­ванное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существу­ют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динами­чна, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет имен­но движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке — туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках — композиция, об­разность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.

Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибау- точного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чув­ство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая цен­ность ее состоит в том, что смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представ­лении о мире.

Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную рабо­ту, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычай­но важным для стимулирования познавательного отношения ре­бенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смеш­ным изображением жизненных несообразностей: «Ехала деревня мимо мужика,Глядь, из-под собаки лают ворота...». Народной педа­гогике этот развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Счи­талками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считал­ки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекатель­ному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной ча­стью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран бе- лорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспита­телями и медиками.

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фолькло­ра. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания: «Скажи двести.Двести.Голова в тесте!» (Поддёвка.), «Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы!» (Закличка.), Мишка-кубышка, Около уха — шишка.» (Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекатель­ных песенок.

Более крупные произведения детского фолькло­ра — песня, былина, сказка.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных вре­мен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию уст­ного народного творчества.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о законо­мерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются со­бирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических пове­ствований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им худо­жественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологиче­скими образами и мотивами. Гипербола — один из ведущих прие­мов в былинном повествовании. Она придает персонажам мону­ментальность, а их фантастическим подвигам — художествен­ную убедительность.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка все­гда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни по­вествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и пти­цы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в ска­зочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с ре­альностью, с окружением, в котором существуют он сам, его се­мья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, живот­ное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он — кра­сив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к пси­хологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает ка­кое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказ­ке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, — пришлось его выру­чать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включаю­щей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда по­втор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они иг­рают в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую оче­редь именно их.

Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразитель­ный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантасти­ческий мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколь­ко групп, но обычно исследователи выделяют три большие груп­пы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатири­ческие).

11.Русская детская литература нового времени: виды, жанры, темы.

Современная азбука как особая жанровая форма в детской литературе. Виды азбук. Содержание и художественные особенности. Анализ текста азбуки одного из авторов (по выбору экзаменующегося).

“… Для детей предметы те же, что и для взрослых людей, только изложенные сообразно с их понятиями, а в этом - то и заключается одна из важнейших сторон этого дела. Показать душе юной, чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …”

 “… Если бы нашлась книжка с картинками, изображающими горы, моря, острова, полуострова, минералы, разные чудеса физической природы, потом явления растительного и, наконец, животного царства, и при этих картинках был бы объяснительный текст простой, толковый, без фраз и восклицаний, как прекрасна природа и т.п.; если бы эти предметы были изложены не только в порядке, но и в ученой системе, а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких системах …”

В. Г. Белинский Азбука – самая первая книжка, которая открывает малышу дорогу в мир знаний. Для того, чтобы этот путь был интересным, увлекательным, современная азбука для детей, созданная заботливыми разработчиками, не просто учебник. Это говорящие и поющие книги с встроенными миникомпьютерами, которые на долгое время становятся самыми настоящими наставниками для ребят.

Современную Азбуку можно выделить как особую жанровую форму потому, что на данный момент существует множество разнообразных разновидностей оформления и содержания азбук. С картинками, стихами разной формы и даже звуковые. В каждой азбуке вы встретите самые разнообразные рисунки и способы демонстрации ребенку букв и звуков.

Как правило встречается стандартный вид оформления: заглавная, красиво украшенная буква алфавита, строчка-стихотворение на эту букву и рисунок предмета название которого начинается на эту букву. Но есть и другие разновидности, например азбука в которой нарисована заглавная буква, предмет, и при нажатии на букву раздается звук этой буквы. ТАКЖЕ Электронная азбука для детей – это и интерактивная игрушка, с которой малышу интересно проводить время. Говорящая азбука для детей не устает повторять правильные названия букв, и как называется то, что нарисовано рядом. Она - помощник для родителей, и друг для ребенка.

 Используя развивающую книгу, кроха готовится к детскому саду, к школе, учится правильно произносить слова и пополняет словарный запас. С говорящими книгами подготовка ребенка к школьной жизни превращается в ожившую сказку: кто бы мог представить себе, что Азбука для детей может разговаривать? А вот говорящая азбука для детей издательства Азбукварик (Белфакс) может не только разговаривать, но еще и давать задания, проверять правильность его выполнения и поощрять успехи! Говорящая азбука для детей издательством Азбукварик подготовлена с учетом интересов каждого ребенка: для девочек – говорящая азбука для принцесс, для мальчиков – азбука для детей, рассказывающая о машинах и технике. Ни одного малыша не оставит равнодушной волшебная азбука для детей. Говорящие книги Азбукварик (Белфакс) учат иностранным языкам и помогают постичь азы математики, раскрывают детям прекрасный окружающий мир. Обучающий процесс в игровой форме притягивает детей, а использование разработчиками ЖК экрана и мини – компьютера просто приводит в восторг! Анализ текста азбуки одного из авторов (по выбору экзаменующегося). Одним из самых ярких примеров познавательной азбуки является «Букваренок» Г. Юдина (а так же «Букваренкина школа», «Заниматика», «Заниматика для малышей»). Особенность этой азбуки заключается в том, что все буквы распределены не по порядку (по алфавиту), и только в содержании указан настоящий порядок букв. Еще одна очень важная особенность — это большой объем дополнительной информации (например: «Как появилась лампочка»), это даст возможность ребенку не смотря на свой малый возраст сильно расширить познания во многих областях, а так же объяснит множество еще не понятных ему явлений. К тому же после того как ребенок не просто увидит и услышит какую-либо букву, но и прослушает интересный рассказ о предмете начинающемся на нее он лучше ее запомнит и поймет, что произнося обычные для него слова он постоянно произносит ту или иную букву. «Букваренок» очень красочная книжка полная совершенно разных картинок на разные темы. При этом в отличии от обычных азбук где просто нарисована красивая заглавная буква в «Букваренке» буква изображена в двух, а то и трех вариантах, причем таким образом, чтобы ребенок увидел букву в жизни (например: буква Е изображена как вертикальная половина елки, рисунок этой елки и непосредственно сама буква). Эта далеко не все особенности этой книги и безусловно ее можно считать уникальным представителем своего жанра. Заниматика для малышей. Г. Юдин. Описание: Одно из лучших пособий для малышей для обучению счету, простейшим арифметическим действиям и прочим операциям с числами от автора "Букваренка" и "Букваренкиной школы " "Заниматика" состоит из нескольких принципиально отличающихся глав, поэтому развороты будут не подряд, а из каждого раздела для того, чтобы стало яснее, как выглядит книга внутри. Итак, там есть следующие разделы: - содержащий задания на сообразительность (например, расставить предметы по размеру и по весу, рассортировать по форме) Букваренок. Г. Юдин. Описание: Это не обычный букварь, по которому дети учатся читать, а "Букваренок" - красочная, веселая книжка-игрушка для дошкольников, подтверждающая непреложную истину, что воспитание юмором должно начинаться с младенческих лет. Много полезных знаний и сведений заложено в "Букваренке", и поданы они в шутливой, доходчивой форме, доступной пониманию маленького читателя. Ребенок узнает о том, как появились электрическая лампочка и телефон, что такое Земля, фотография, компас и воздушный шар, кто что ест и у кого какой дом, "кто живет в часах" и как добыть огонь, куда улетают осенью птицы, откуда появились буквы и цифры, кто такие водолазы, "для чего нужен нос" и многое другое... Постигая эти первоначальные энциклопедические знания, малыш попутно может от души посмеяться над проказами мышонка Мыши, над невоспитанной Свиньей, над гусенком Геной. Книга рассчитана на активное участие самого ребёнка в освоении букв при увлекательном путешествии в мир вещей.

Человек и природа в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Изображение мира природа. Особенности реального и сказочного повествования. Гармоничное сосуществование человека и природы – ведущая идея автора («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая шейка»).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что ребенок - самый лучший читатель. Для детей им написаны рассказы и сказки: Емеля-охотник, Зимовье на Студеной, Серая Шейка, Вертел, Богач и Еремка. У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об Аленушкиных сказках, которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное. Нет слов, хороши Аленушкины сказки, но и у большинства других произведений Мамина-Сибиряка долгая и славная жизнь.
Художественное наследие Мамина-Сибиряка для детей составляет более полутораста произведений: повестей и очерков, рассказов и сказок. К сожалению, лишь малая их часть известна нашим детям. Всего несколько рассказов вошли в программу начальной школы.
Судьба с ранних лет связала Мамина-Сибиряка с Уралом. Недаром его часто называют певцом Урала, открывшим целую область, ранее неизвестную. Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно... - говорил он.
Целый цикл рассказов посвящает писатель детям-труженикам. Он описывает нелегкую жизнь и раннюю смерть двенадцатилетнего кормильца семьи Прошки (Кормилец). Мамин-Сибиряк рассказывает о беспросветной работе мальчика Васи, отданного в ученики к сапожнику (В каменном колодце). Так писатель выполнял основную задачу своего творчества - готовил сознание молодого поколения к борьбе с общественным злом.
Один из ранних рассказов Емеля-охотник открывается превосходной пейзажной зарисовкой: Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. Удивительно слияние почти сказочного зачина далеко-далеко и ритмической напевности с реалистической точностью места действия - деревушка Тычки. В человеческих характерах Мамин-Сибиряк в первую очередь подмечает то, что роднит простого человека, труженика, с природой. Близость к природе определяет поведение охотника Емели, оставившего в живых олененка.
«Зимовье на Студеной».
Много сказочного и в рассказе Зимовье на Студеной, особенно в описаниях природы (Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк, избушка Елески совсем потонула в снегу). Ритмичность, применение инверсий, сравнения, эпитеты - все продумано, все создает живость, одухотворенность повествования.
Мамин-Сибиряк всегда тщательно продумывает структуру своих произведений для детей. В них, как правило, невелик круг действующих лиц. Сюжет развивается плавно и неторопливо. Вставные эпизоды имеют тесную связь с сюжетом. Например, воспоминания о молодости старика Елески или эпизод о первой встрече Лисы и Серой Шейки. Композиционная прозрачность и стилистическая ясность произведений помогают Мамину-Сибиряку, не снижая идейной остроты, воспитывать в детях любовь к родине, к народу-труженику.
«Аленушкины сказки».
Детям дошкольного возраста адресованы Аленушкины сказки, над которыми Мамин-Сибиряк работал с 1894 по 1897 г. Они представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой органично сочетаются нравственные и общественные идеи. Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Например, Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес - Вот не боюсь нисколько, и все тут! Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный... С начала и до конца сказку пронизывает один мотив - надоело бояться, надоело прятаться. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.
Главное - поверить в себя: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится. Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.
В Аленушкиных сказках образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания (Умнее всех; Сказочка про Воронущку - черную головушку и желтую птичку канарейку; Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников. Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.
Аленушкины сказки занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое - слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки.
Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным. Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали Маминслог. Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями. Так, спесивость и зазнайство Индюка в сказке Умнее всех подчеркиваются в диалоге его с обитателями птичьего двора. Когда Индюк требует, чтобы его признали самым умным, ему отвечают: Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: Умен, как индюк. Ирония этой характеристики понятна дошкольникам.
Таким образом, Аленушкины сказки - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.
Правдивое слово писателя-демократа учило любить свою страну, уважать трудовой народ, охранять родную природу. Особое значение для нравственного воспитания он придавал книге, называя ее то живой нитью, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром, то окном в мир, неудержимо манящим к себе светом настоящего знания и настоящей науки. А настоящим знанием считал он близость к народной жизни, к родной природе - именно это стало основным предметом его творчества для детей.
Как не вспомнить Музгарку из впечатляющего рассказа Зимовье на Студеной, - рассказа, по которому снят кинофильм и сделаны диапозитивы.
«Емеля – охотник».
Много лет прожили Блеска Шишмарь с Музгаркой в далеком зимовье на реке Студеной. Их обязанностью было встречать и провожать редкие обозы богатых купцов, вывозивших в город с Печоры дорогую рыбу - семгу.
Умирает от старости Музгарка. Завывание зимней пурги еще больше усиливает горе, постигшее одинокого старика. Ходит ветер по Студеной, наметает саженные сугробы снега, завывает в лесу, точно голодный волк,
избушка Елески совсем потонула в снегу. Торчит без малого одна труба, да вьется из нее синяя струйка дыма... Воет пурга уже две недели, две недели не выходит из своей избушки старик и все сидит над больной собакой. А Музгарка лежит и едва дышит: пришла Музгаркина смерть. Не в силах выдержать полного одиночества, Блеска становится на лыжи и покидает избушку, надеясь прийти к людям, но... не дошел. Старик замерз по дороге в лесу.
Тема милосердия, столь актуальная в наши дни, отчетливо звучит в этом рассказе, так же как и в другом - Емеля-охотник - это одно из первых произведений писателя, написанное специально для детей. Рассказ был напечатан в 1884 г. Таким образом, уже в самом начале своего творческого пути писатель был обеспокоен вопросами г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.036 с.)