Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.



Русская народная сказка — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел; один из основных жанров фольклорной прозы. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.

Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях. «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».


Сказку всегда относили к разновозрастной аудитории, но только в ХХ веке стала в основном принадлежать детям. Само название появилось не сразу, Н.В. Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались «байками»(«баять» - говорить)Сказка-документ, основанный на фактах(«ревизская сказка» именно в таком значении употребляли Пушкин, Гоголь). Скорее всего к середине ХIХ веке байка была названа сказкой.
Сказка пришла на смену мифу. Э.В. Померанцева(фольклорист ХХ в.) свидетельствует: первые упоминание относятся к Киевской Руси. История русской сказки богата событиями.
В конце XVIII века сказку стали записывать, на основе народных стали создавать литературные сюжеты.


Классификация: В.Г, Белинский делил на два рода сказок: 1. богатырские 2. сатирические(быт народа, его домашняя жизнь, нравственные понятия, и этот лукавый русский ум).
Афанасьева классифицировала по времени создания и сюжету. Выделяет:
-сказки о животных(самые древние)
-волшебные сказки
-бытовые сказки
-авантюрные сказки
-докучные сказки.


Архитектоника или эстетический план построения сказки имеет общие для всех видов элементы.(Присказка- подготовить слушателей к восприятию сказки «Ай, потешить вас сказочкой?..».
Зачин- начало сказочного действия, уводит читателей в сказочный мир «В некотором царстве..». он определяет: 1.место действия, 2.время действия, 3.героев сказки.
Основная часть сказки- трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
Исход или концовка- заключительная часть сказки. «Стали жить поживать и добра наживать..»
Художественное время сказки не выходит за пределы поступательного развития действия(действие движется только вперед, не зная побочных линий и ретроспективы), никогда не имеет точного обозначения и реального соответствия чему-либо. Художественное пространство сказки не имеет реальных очертаний. Оно неопределенно, легко преодолимо. Герой не знает никаких сопротивлений среды: «поезжай отсюдова, куда глаза глядят...»
Стилистические формулы- фразы без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку: «жили-были, утро вечера мудренее..».
Ретардация- формула утроения: трижды кот наказывает петуху не откликаться на зов лисы.

Сказка – жанр эпический, прозаический. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. Н.В.Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались байками (баять - говорить). Человек, рассказывающий сказки назывался бахарем.
Наиболее распространенное мнение о том, как появилась сказка следующее: сказка пришла на смену мифу. Миф (Пропп) это рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Иссякающая вера превращает миф в сказку.
Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси (10-11века, Померанцева). Отношение к сказке было двояким: развлекательный жанр, интерес к его содержанию, запрещение сказки, гонения на сказочников. Не только фольклорные, но и литературные сказки перестали издавать в 20 веке.
В 1930е гг в защиту этого жанра выступил М.Горький. Он признал право на жизнь старых сказок и призвал создавать новые, которые будут способствовать развитию в человеке творческого начала, будут признаками новой культуры.
С конца 18 века, в отдельных случаях и раньше, сказку стали записывать, на основе народных создавать литературные сюжеты. Большую роль играла личность сказочника. Сказки разыгрывались – театр одного актера. Ценилось знание и разнообразие сказочных сюжетов.
В.Г.Белинский в статье «О народных сказках» предпринял первую попытку классифицировать их, разделив на два рода – богатырские и сатиристические (виден быт народа, его домашняя жизнь, лукавый русский ум). От Белинского остался призыв записывать сказки под диктовку народа.
А.Н. Афанасьев систематизирует сказки, положив в их основу классификации время создания сказок и сюжет. Он выделяет сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные (новеллистические) и докучные сказки. Вне этой классификации сказки условно делятся на произведения для детей и произведения для взрослых, а так же сказки и для той и другой аудитории.

7.Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика.

Сказки о животных - самое древнее произведение сказочного эпоса. Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собою. Звери способны думать, говорить, разумно действовать. Сказке присущ: анимизм-одушевление животных и т.д.; тотемизм-обожествление животных.
Делятся на 2 группы: комическая(«вершки и корешки»).
-Моралистическая(«Кот, петух и лиса»).
-Кумулятивные сказки(собирание). Принцип их построения – принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым расширением в одних случаях и почти довольным повторением в других (например: 1.«Звери в яме»; 2. «Репка», «колобок», «теремок»).
В сказке о животных звери являются носителями одного признака, одной особенной характеристики(лиса хитра)
Эти сказки аллегоричны.
Художественная структура: простой, незатейливый, понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок.
Костюхин указывает на 2 видообразующих признака:
Первостепенным объектом повествования в такой сказке является весь органический и неорганический мир, наделенные человеческими признаками.
Зависит от установки исполнителя, от того, какая проблема окажется на 1 месте.
Волшебные сказки – наличие чудесного действия(В.П.Аникин)
В поэтике В.Я. Пропп считает, что «волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции». Функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание. Играют большую роль в развитии действия сказки.
Сказочный вымысел, основанный на магии, всегда по-своему связан с действительностью.
Значимость в. Сказки: 1. Зримость описания(завораживает слушателя). 2. Энергия действия, 3. Игра-слов, 4. Бережным и необычном выбором слов, 5. Динамикой.
В. Сказка – прежде всего магия слов.
РАЗЛИЧИЕ:
Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных. В приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. Но вместе с тем в волшебных сказках чаще, чем в других разновидностях сказок, наблюдается так называемая контаминация—соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. Структура волшебных сказок. Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально-бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые, получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец. Некоторые сказки начинаются присказками — шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом.

Сказки о животных считаются самыми древними произведениями сказочного эпоса. Еще Я.Гримм (в 19 веке) обратил внимание на анимизм как форму вымысла в сказках о животных. Звери способны думать, говорить, разумно действовать. Сказке о животных свойственна и такая форма вымысла как тотемизм. Он по разному трактуется в науке – и как древнейшая форма религии раннеродового строя и как идеология того же общества. По мере накоплений познаний и утраты мифологических представлений о мире человек переставал воспринимать животное как себе подобное и богоносное. Появились произведения, где животное представляло собой антигероя, над которым человек смеется. Большинство сказок о животных – произведения, где произошла утрата культового значения животного. Исследователи делят сказки о животных на комические и моралистические.
Кумулятивный принцип построения некоторых сказок – принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым расширением или с дословным повторением. В сказках о животных звери являются носителем одного признака, одной особенности характера. И при этом они многоплановы. Из всех сказок сказка о животных – самая условная (Костюхин).
Сказки о животных аллегоричны. Они интересны своей художественной структурой – простой, незатейливый понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок. Сочетание прозы и стиха благотворно воздействует на восприятие маленького ребенка, так как там присутствует игра словом, звуком, рифмой.
Первостепенным объектом повествования является животное, растение, предмет, наделенный человеческими признаками.
Принадлежность сказки к тому или иному виду во многом зависит от установки исполнителя, от того, какая проблема в сказке окажется на первом месте. Если бедный человек в среде животных, противопоставлен богатому, то сказка с таким сюжетом является бытовой.

https://students-library.com/library/read/109050-skazki-o-zivotnyh-i-volsebnye-skazki-ih-shodstvo-i-otlicie-soderzanie-forma-vymysla-poetika

8.Сказки бытовые и авантюрные: их сходство и отличие, содержание форма вымысла, поэтика.

Бытовые сказки – социальная сатира. кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве.
Эти виды сказок не имеют четкого терминологического определения. Одни фольклористы называют их бытовыми и отделяют от других видов сказок, другие таких различий не делают и, соединяя бытовые и авантюрные сказки в одну группу, именуют их по-разному: бытовыми, новеллистическими, реалистическими.
Героями бытовых сказок являются баре, чиновники, церковнослужители, судьи, наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью и т.д. Им противопоставлены умные, хитрые, сметливые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Герои бытовых сказок – это герои- антогонисты. Победителем здесь, как правило, бывает тот, кто стоит на низкой ступени социальной лестницы. Бытовые сказки, по сути, являются социальной сатирой на неправедное судопроизводство, взяточничество и крючкотворство чиновников, глупость и неприспособленность к жизни бар и помещиков, фальшь церковнослужителей.
Форма вымысла основана на алогизме действительного.
РАЗЛИЧИЕ: Авантюрные сказки, являясь сатирическими, по сути, не достигают социальных обобщений. Здесь высмеиваются не общественные, а общечеловеческие пороки. Это сказки о строптивых и болтливых женах, неурядливых и ленивых хозяйках, о супружеской измене, дремучей человеческой глупости, беспредельной наивности и простоте. Эти сказки близки к новелле – краткому занимательному рассказу, сюжет которого взят из реальной жизни, но в тоже время отличается от нее несоответствием между реальной ситуацией и способ ее разрешения: мужик ищет утонувшую строптивую жену, идя вверх по течению реки, - она мертвая, по его представлению, все наперекор делает.
Отсутствие волшебных помощников и волшебных предметов, а также иная природа сверхъестественного: «оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически».
Лишены мифологической основы,т.к. позднего происхождения, в них запечатлено мировоззрение достаточно цивилизационного человека, который уже, например, не слепо верит в черта, а подсмеивается и над ним, и над верой в него.
Природа вымысла в бытовых сказках основана на алогизме действительного. «Бытовая сказка – это необыкновенные истории, истории о совершенно невозможном». Алогизм даже проявляется в названии сказок: «Сказка о том, как поп теленка родил». Нонсенс, отсутствие здравого смысла – это строительный материал сюжета бытовых сказок.
СХОДСТВО:
в поэтике имеющая все признаки комического, утрированно изображается главная черта персонажа. В сказке намеренно создаются нереальные ситуации с твердой установкой на веру в то, что они действительно были. Этим видам сказок свойственны игра слов, загадывание загадок. Иногда в сказках можно обнаружить элементы волшебства: шкура козла навек прирастает к надевшему ее попу, вздумавшему напугать мужика.
Бытовые и авантюрные сказки лаконичны, здесь почти нет троекратных повторений, сюжет динамичен и занимателен.

Эти виды сказок не имеют четкого терминологического определения. Одни фольклористы называют их бытовыми и отделяют их от других видов сказок (Померанцева, Чичеров), другие таких различий не делают и, соединяя бытовые и авантюрные сказки в одну группу, именуют их по-разному: бытовые, новеллистические, реалистические (Аникин, Пропп).
У них разные предметы изображения, хотя и сходная тематика: и бытовые и авантюрные сказки обращаются к реалиям человеческой жизни, ситуациям и положениям реального мира.
Героями бытовых сказок являются чиновники, церковнослужители, судьи, наделенные всяческими пороками: глупостью, жадностью, безответственностью. Им противопоставлены умные, хитрые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов. Герои бытовых сказок – герои-антагонисты.
Бытовые сказки являются социальной сатирой. Отличие от других видов сказок определено Проппом. Он указывает на отсутствие в сказках волшебных помощников и волшебных предметов, а так же иную природу сверхъестественного. Бытовые сказки являются сказками позднего происхождения, так как они лишены мифологической основы, в них запечатлено мировоззрение достаточно цивилизованного человека(не верит в черта, подсмеивается над ним и верой в него).
Природа вымысла в бытовых сказках основана на алогизме действительного. Бытовая сказка – необыкновенные, неслыханные истории о совершенно невозможном. Алогизм проявляется в названии сказок. Нонсенс, отсутствие здравого смысла – строительный материал сюжета бытовых сказок.
По природе вымысла и поэтике бытовые сказки близки к авантюрным. Но авантюрные сказки, являясь сатирическими по сути, не достигают социальных обобщений. Здесь высмеиваются не общественные, а общечеловеческие пороки. Эти сказки близки к новелле – краткому занимательному рассказу, сюжет которого взят из реальной жизни, но в то же время отличаются от нее несоответствием между реальной ситуацией и способом ее разрешения.
Поэтика бытовых и авантюрных сказок имеет признаки комического. В сказках утрированно изображается главная черта персонажа. В сказках намеренно создаются нереальные ситуации с твердой установкой на веру в то, что они действительно были. Этим видам сказок свойственны игра слов, загадывание загадок, а иногда в них можно обнаружить и элементы волшебства. Такие сказки лаконичны и здесь практически нет троекратных повторений, сюжет динамичен и занимателен.

https://students-library.com/library/read/109051-skazki-bytovye-i-avanturnye-ih-shodstvo-i-otlicie-soderzanie-forma-vymysla-poetika



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.01 с.)