Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над речевой формой выступления

Поиск

Чтобы устная речь производила необходимое впечатление на аудиторию, чтобы она была эффектной, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно проработать текст перед выступлением, чтобы это текст был удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух, иначе самая интересная и убедительная информация не будет воспринята аудиторией. Подобная работа над текстом называется орализация текста (от англ. oral – «устный»), т.е. «превращение письменного текста в устный».

Разговорность стиля

В выступлении должны преобладать не малоупотребительные, книжные, научные и официально-деловые слова и выражения, а более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные.

Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные и разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает больше доверия к оратору.

Простота изложения

Когда в выступлении необходимо употребить научные и абстрактные слова, соответствующее слово необходимо понятно объяснить - дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры, повторить несколько раз в словосочетаниях. Объяснение сложных понятий через простые называется популяризацией.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления (прием упрощения синтаксиса). Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов – все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и кротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы.

Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статические данные надо давать в сравнении или в пропорции.

4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении.

5. Надо точно указывать источник приводимых статических данных.

Конкретность лексики

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные, следовательно, на более известные и понятные всем слова (прием конкретизации).

Конкретизация способствует возникновению конкретных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем чисто логические построения.

Конкретизация также касается формы «упаковки» идеи оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности, приводя идею, указывать конкретные подробности, касающихся появления этой идеи у оратора.

Разнообразие номинативных средств

Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же форме настораживает слушателей. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.), надо стараться разнообразить их, нельзя повторять мысли в той же словесной форме

Риторические фигуры

Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры – особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самый сильный и самый эффективной риторической фигурой является риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!». Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» нужную идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов, когда аудитория эмоционально возбуждена.

Анафора – одинаковое начало ряда фраз.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний.

Градация – расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего.

Антитеза – противопоставление внутри одной и той же фразы.

Перечисленный ряд – группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т.д.

Аналогия – прием, в котором одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. Аналогия улучшает доступность рассуждения, но не усиливает его убедительности.

Гипербола – преувеличение (заведомое).

Инверсия – изменение привычного порядка слов.

Любой из перечисленных риторических приемов может быть особенно эффективен, если он один и краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Однако, слишком большое число риторических фигур либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателе. Поэтому применять их нужно с осторожностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.029 с.)