Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы речевого воздействия.

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Основы ораторского мастерства»

 

 


                                

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Основные понятия о речевом воздействии…………………………….4-6

2. Виды публичных выступлений…………………………………………6-7

3. Основные требования к публичному выступлению…………………..7-8

4. Работа над речевой формой выступления……………………………..8-10

5. Подготовка к публичному выступлению……………………………...10-12

6. Начало выступления…………………………………………………….12-14

7. Поведение оратора в аудитории………………………………………..14-19

8. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления……………..19-21

9. Завершение публичного выступления…………………………………21-22

10. Аргументация……………………………………………………………22-24

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

Речевое воздействие – это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает речевое воздействие – наука об эффективном общении.

Речевое воздействие формируется как интегральная наука, объединяющая усилия представителей целого комплекса смежных наук – традиционной лингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, риторики, психологии и др., основные составляющие – риторика, межличностное общение, реклама.

Риторика – наука об эффективной публичной речи.

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика призвана научить нас, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

  Официальное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей их объявления. Заранее известна тема. Сведения о выступающем: кто он по профессии, какую должность занимает, откуда и т.д.

Непосредственное присутствие аудитории означает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.

Достаточно большая аудитория начинается с 10 – 12 человек. А если слушателей меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора по численности аудитория – 25 – 30 человек, хотя может быть гораздо больше.

Организованная аудитория означает, что люди пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления. Располагают временем его слушать и готовы это делать.

ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления): доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады делают обычно на серьезные, научные, производственные темы. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной тематике. В докладе рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 – 15 мин до 2 – 3 ч.

Сообщение – небольшое по времени (5 – 10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это маленький доклад на частную тему. Сообщение обязательно должно быть коротким, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения готовят заранее.

Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждение какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3 – 5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизированное выступление).

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. В лекции все должно быть понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделять вопросы (пункты). Лекции по длительности бывают от 20 – 30 мин до 1 – 1,5 ч.

Беседа – развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа включает достаточного продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателями, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа в публичной речи используется, когда аудитория слушателей небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Необходимо учиться хорошо говорить с аудиторией в самых разных условия, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления различных жанров: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные.

Различные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Общие требования к публичному выступлению:

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начинаете. Такого оратора аудитория посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетов или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению. Слушатели должны ощущать. Что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории. Крайне необходимо соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить кратко.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан говорить все время сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Краткие диалоги со слушателями в ходе выступления позволяют повысить его эффективность.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально и многозначительно, несколько замедленно и многозначительно, что это завершение вашего выступления.

 

Разговорность стиля

В выступлении должны преобладать не малоупотребительные, книжные, научные и официально-деловые слова и выражения, а более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные.

Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные и разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает больше доверия к оратору.

Простота изложения

Когда в выступлении необходимо употребить научные и абстрактные слова, соответствующее слово необходимо понятно объяснить - дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры, повторить несколько раз в словосочетаниях. Объяснение сложных понятий через простые называется популяризацией.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления (прием упрощения синтаксиса). Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов – все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и кротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы.

Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статические данные надо давать в сравнении или в пропорции.

4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении.

5. Надо точно указывать источник приводимых статических данных.

Конкретность лексики

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные, следовательно, на более известные и понятные всем слова (прием конкретизации).

Конкретизация способствует возникновению конкретных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем чисто логические построения.

Конкретизация также касается формы «упаковки» идеи оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности, приводя идею, указывать конкретные подробности, касающихся появления этой идеи у оратора.

Риторические фигуры

Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры – особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самый сильный и самый эффективной риторической фигурой является риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!». Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» нужную идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов, когда аудитория эмоционально возбуждена.

Анафора – одинаковое начало ряда фраз.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний.

Градация – расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего.

Антитеза – противопоставление внутри одной и той же фразы.

Перечисленный ряд – группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т.д.

Аналогия – прием, в котором одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. Аналогия улучшает доступность рассуждения, но не усиливает его убедительности.

Гипербола – преувеличение (заведомое).

Инверсия – изменение привычного порядка слов.

Любой из перечисленных риторических приемов может быть особенно эффективен, если он один и краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Однако, слишком большое число риторических фигур либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателе. Поэтому применять их нужно с осторожностью.

Выразительность речи

Выразительность речи касается интонации речи и связана с эмоциональностью. Отсутствием монотонности, правильной расстановки логических ударений пауз и т.д. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстро.

 

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Существуют четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

1. Экспромт – выступление без подготовки.

2. План – конспект выступления – заранее готовиться подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

3. Текст выступления – текст, который затем в процессе выступления полностью зачитывается.

4. Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов.

Обдумывание выступления

Сначала обдумайте свое выступление сами наедине, советоваться нужно только по целому выступлению. Не надо также начинать с поиска литературы, это лучше сделать потом на завершающей стадии. Выступая, важно иметь резервные знания, материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который необходим для выступления, но рассказывать только часть того, что знаете (это придаст вам уверенности).

Обдумывая будущее выступление. Следует разбить его мысленно на тематические комплексы, их должно быть не больше четырех. То, что хотите сами подчеркнуть, чаще упоминайте в разговорах с друзьями, родственниками. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сформулировать их.

Распределите подготовку к выступлению на несколько дней, делайте перерывы в подготовке. Готовьте выступление по блокам – так вы быстрее его запомните и сможете лучше отредактировать.

Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете доказывать или опровергать. Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержалась в ясном или скрытом (но на понятном для слушателей) виде, вопрос, на который выступление призвано дать ответ.

Подготовка конспекта выступления

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – это может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставите между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их общего перечня.

3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов.

4.  Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал.

5. Разбейте план на выступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

6. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Используйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму вопросу).

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены. Необходимо также помнить, что лучше пользоваться полными предложениями. Кроме того, в конспект следует вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как готовые и обдуманные вами мысли.

Как пользоваться конспектом?

Удобно иметь план конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, выйти с ними к аудитории, изредка заглядывая в отдельные записи.

Репетиция выступления

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, готовыми всегда поддержать.

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем – перед друзьями. Перед зеркалом тренироваться не стоит.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

Следуйте этим рекомендациям.

1. Не бойтесь слушателей.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержание своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно что вы говорите, а не то, как вы говорите. Выша особа их не так сильно интересует, как вам кажется.

3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе резерв знания – мысль о них укрепит вашу уверенность.

4. Не готовьтесь в день выступления.

5. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Постарайтесь не есть перед ответственным выступлением.

 

    6. НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Ораторская индивидуальность

Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. В нем аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Слушатели хотят знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя ее под стереотипы. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятен и чтобы вы были восприняты именно так, как вы хотите себя подать. Именно индивидуальность ораторской манеры – тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора, доверять ему, запоминать его идеи.

Позиция информатора.

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора.

Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

Позиция собеседника.

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает на равных. Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

Позиция советчика.

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы расставляет акценты.

Внешний вид оратора

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания и снижает доверие к излагаемому.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины расцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине – убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту или иную сторону раздражают слушателей.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

Манера выступления

Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергична, достаточно напряжена и демонстрирует его уверенность.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора:

· оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным, избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишнее возбуждение оратора);

· оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность;

· оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас).

Энергичность изложения.

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации.

Уверенный внешний вид.

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх; стойте прямо, не наклоняетесь; сморите в глаза слушателям.

Дружеский, интимный тон.

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, чем более она доверяет тому, что он говорит.

Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей с аудиторией. Не стоит убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами – это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

Расположение в аудитории

Оратор должен стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их.

Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями:

· демонстрирует уважение к аудитории;

· создает постоянное напряжение для себя;

· лучше чувствует время;

· энергичнее говорит.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше.

Движение

Важным средством эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории. Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории, наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней. Ходить лучше в глубину зала, при этом не следует углубляться более чем на треть длины зала. Возвращаясь двигаться «задним ходом», не поворачивая спины к слушателям. Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная. Руки при ходьбе не должны быть статичными, ими необходимо умеренно жестикулировать, не следует держать руки в карманах. При ходьбе не следует раскачиваться – это очень отвлекает слушателей. Не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, это отвлекает внимание слушателей. Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т.д. – лучше взять в руки указку или мел.

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение.

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

2. В большой аудитории следует разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой.

3. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

4. Не выступать, глядя в пространство, это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

5. Не смотреть в процессе выступления на пол, ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

6. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

7. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

8. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого.

9. Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время смотреть ему в лицо, а не в глаза, чтобы не вызывать у него чувства беспокойства.

Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым, он должен приноситься больше на носок, чем на пятку. Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность, если правую – он открыт к диалогу, ищет контакта. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного выставлена, живот подтянут. Локти держите не меньше трех сантиметров от корпуса. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем выше его коммуникативная позиция. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Демонстрируйте открытые позы и жесты. Раскрывайте ладони к слушателям, выполняя движения рук в сторону слушателей.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям.

· Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

· Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

· Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же.

· Жестикулируйте обеими руками.

· Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов. Это рассматривается как проявление неуверенности, отвлекает аудиторию.

· Не делайте резких, порывистых  движений локтями.

· Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца.

· Не шевелите открыто пальцами.

· Делайте жесты выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

Громкость и темп речи

В голосе выступающего должны быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Оптимальны средний темп речи и средняя громкость голоса.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования:

- она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжение всего выступления;

- интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите.

Следует избегать больших пауз. Перед важным местом следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей.

Приемы борьбы с волнением

Оратор может иметь три причины для волнения:

- боязнь незнакомой аудитории;

- ощущение плохой, недостаточной подготовки;

- творческая взволнованность (Сумею ли я хорошо выступить? Как выступить наилучшим образом?). Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Несколько практических приемов борьбы с волнением:

· повысьте эмоциональность речи;

· повысьте громкость речи;

· повысьте энергичность речи;

· дышите ртом и носом одновременно;

· шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

· зажмите в кулак монету;

· возьмите мел, указку;

· напишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины).

Демонстрируйте сосредоточенность на содержании, ваша главная цель – передать слушателям свое понимание проблем, сообщить им некоторую важную для них информацию. Не извиняйтесь за мелкие оговорки, им слушатели не придадут значение. Помните, извинение усиливает волнение.

Соблюдение регламента

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание нетерпение проявляют слушатели. Эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за переделы 10 мин. А если короче – будет еще лучше.

Существуют основные принципы:

- подготовиться к возможному сокращению;

- не опаздывать;

- идти навстречу аудитории;

- не увеличивайте темп речи, чтобы успеть;

- отвечая на вопрос, не превращайте ответ во вторую лекцию (на любой вопрос не более 1 – 1,5 мин);

- поставьте себе задачу закончить немного раньше немеченого срока.

 

Варианты концовок

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Можно предложить следующие варианты концовок:

· цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость;

· обобщающий вывод;

· обращение к слушателям (завершить выступление пожеланием слушателям);

· подытоживающее повторение (основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления);

· иллюстрация (основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией);

· кульминация (главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте);

· комплимент аудитории;

· юмористическая концовка;

· благодарность за внимание.

АРГУМЕНТАЦИЯ

Тезис и аргументы

Оратор в публичном выступлении аргументирует определенную точку зрения, т.е. осуществляет аргументацию.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что».

Аргументы «за» должны быть:

- правдивыми, опираться на авторитетные источники;

- доступными, простыми, понятными;

- максимально близкими установившимся в аудитории мнением;

- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны:

- убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо их продумать. С каких аргументов начать, а какими закончить.

Убедительность аргументов

Аргументы должны быть убедительными, сильными, с которыми все соглашаются. К сильным аргументам относят:

· научные аксиомы;

· положения законов и официальных документов;

· законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

· заключения экспертов;

· ссылки на признанные авторитеты;

· цитаты из авторитетных источников;

· показания очевидцев;

· статистические данные.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса можно считать три, начиная с четвертого, у аудитории возникает ощущение, что оратор пытается давить, уговорить.

Правила аргументации

1. Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. Например: Я хочу поговорить о…; Меня сегодня интересует вопрос о…; Существует такая проблема… и т.д.

2. Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. Например: Мне кажется, что… и вот почему.

3. Подберите аргументы в поддержку своего тезиса.

4. Приведите аргументы в систему – расположите их в определенном порядке: во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.

5. Если необходимо, опровергните противоположный тезис, приведя аргументы против него.

6. Сделайте вывод.

Способы аргументации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Основы ораторского мастерства»

 

 


                                

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Основные понятия о речевом воздействии…………………………….4-6

2. Виды публичных выступлений…………………………………………6-7

3. Основные требования к публичному выступлению…………………..7-8

4. Работа над речевой формой выступления……………………………..8-10

5. Подготовка к публичному выступлению……………………………...10-12

6. Начало выступления…………………………………………………….12-14

7. Поведение оратора в аудитории………………………………………..14-19

8. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления……………..19-21

9. Завершение публичного выступления…………………………………21-22

10. Аргументация……………………………………………………………22-24

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

Речевое воздействие – это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает речевое воздействие – наука об эффективном общении.

Речевое воздействие формируется как интегральная наука, объединяющая усилия представителей целого комплекса смежных наук – традиционной лингвистики, психолингвистики, коммуникативной лингвистики, риторики, психологии и др., основные составляющие – риторика, межличностное общение, реклама.

Риторика – наука об эффективной публичной речи.

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика призвана научить нас, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

  Официальное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей их объявления. Заранее известна тема. Сведения о выступающем: кто он по профессии, какую должность занимает, откуда и т.д.

Непосредственное присутствие аудитории означает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.

Достаточно большая аудитория начинается с 10 – 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.013 с.)