Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вербальное речевое воздействие

Поиск

Фактор соблюдения коммуникативной нормы

· Необходим соблюдать нормы речевого этикета.

Соблюдение нормативных правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает сохранение коммуникативного равновесия. Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств.

· Необходимо соблюдать нормы культурной речи.

Надо правильно ставить ударение, говорить в среднем темпе, не повышать внезапно громкости речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и т.д.

Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию.

Если человек говорит культурно, грамотно, мы думаем, что он хорошо учился, имеет хорошее образование, а значит, достаточно умен, разбирается том, о чем говорит. Речь такого человека сообщает нам о нем исключительно положительную информацию, мы чувствуем расположение к такому человеку.

 

Фактор содержания речи

Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит.

Необходимо:

· говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

· сообщать больше положительной информации;

· свести к минимуму негативную информацию;

· не давать советов, если вас не просят (если дать совет все же надо – облечь его в форму заботы);

·  приводить аргументы, не быть голословным;

· приводить примеры из жизни.

 

Фактор языкового оформления

Эта группа правил связана с выбором тех ил иных языковых средств при выражении мысли.

· Разнообразьте нормативные образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).

· Используйте слова, взывающие образы (употребляйте больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих).

· Говорите проще, не злоупотребляйте книжными словами.

· Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно.

· Держите одинаковый темп с партнером (нормальный темп – это около 120 слов в минуту).

· Цифр приводите немного и округляйте их.

 

Фактор стиля общения

Данный фактор объединяет правила формирования положительного, благоприятного коммуникативного имиджа говорящего.

Для этого необходимо демонстрировать:

· общительность, приветливость;

· дружелюбие, искренность;

· воодушевление;

· умеренную эмоциональность;

· физическую бодрость, подвижность;

· способность не повышать голос в споре или в конфликте;

· культурный «языковый паспорт».

 

Фактор объема сообщения

Коммуникант должен соблюдать следующие правила:

·  будьте кратки;

·  говорите короткими предложениями.

 

Фактор расположения информации

Этот фактор подразумевает место расположения важной информации:

· важную информацию давать в начале и конце;

· важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами.

 

Фактор адресата

Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учетом особенностей их воспитания, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному.

ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Различаются также виды публичной речи по форме (формы публичного выступления): доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады делают обычно на серьезные, научные, производственные темы. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной тематике. В докладе рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 – 15 мин до 2 – 3 ч.

Сообщение – небольшое по времени (5 – 10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это маленький доклад на частную тему. Сообщение обязательно должно быть коротким, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения готовят заранее.

Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждение какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки – 3 – 5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизированное выступление).

Лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. В лекции все должно быть понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделять вопросы (пункты). Лекции по длительности бывают от 20 – 30 мин до 1 – 1,5 ч.

Беседа – развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа включает достаточного продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателями, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа в публичной речи используется, когда аудитория слушателей небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Необходимо учиться хорошо говорить с аудиторией в самых разных условия, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления различных жанров: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные.

Различные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Общие требования к публичному выступлению:

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начинаете. Такого оратора аудитория посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетов или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению. Слушатели должны ощущать. Что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории. Крайне необходимо соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить кратко.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан говорить все время сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Краткие диалоги со слушателями в ходе выступления позволяют повысить его эффективность.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально и многозначительно, несколько замедленно и многозначительно, что это завершение вашего выступления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.01 с.)