Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкий национальній медицинский университьет им. Горького

Поиск

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНІЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЬЕТ им.ГОРЬКОГО

Кафедра фармакогнозии,технологии лекаств и медицинской ботаники

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям по специализации «Изготовление и использование косметических препаратов»

для студентов 5 курса фармацевтического факультета

 

 

Донецк-2012

 


УДК 615.1:668.58(075.8)

ББК 35.68+52.82я7

    И 35

 

Составители: Донченко Н.В., Потапенко В.Т., Овсяникова Ю.А.

 

Рецензенты:

Хоменко В.Н., д.ф.н., доц., зав. кафедрой управления и экономики фармации

 

Бутева Л.В., к.м.н., доц. кафедры социальной медицины, ОЗО и истории медицины, методист УМО

Утверждено Ученым советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького

(протокол №7 от 26.10.2012)

    Изготовление и использование косметических препаратов: Методические указания к практическим занятиям для студентов 5 курса фармацевтического факультета/Сост.: Донченко Н.В., Потапенко В.Т., Овсяникова Ю.А. – Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2012. – 108 с.

 

    Методические указания содержат материал к проведению лабораторных занятий, предусмотренных программой дисциплины. Их целью является формирование знаний и умений по технологии изготовления и использованию косметических препаратов. Представлены теоретические обоснования методов изготовления косметических препаратов, конкретные задания к выполнению лабораторных работ, тестовые задания для достижения конкретных целей обучения.

    Учебное пособие предназначено для студентов фармацевтических факультетов.

        

 

УДК 615.1:668.58(075.8)

ББК 35.68+52.82я7

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

    В связи с введением в          году в учебный процесс Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького специализации «Технология лекарственных косметических средств» на кафедре фармакогнозии, технологии лекарств и медицинской ботанике возникла необходимость в развитии методического обеспечения данного направления. Для достижения поставленной цели разработаны рабочая программа и методические указания к практическим занятиям для студентов и запланировано создание методических указаний для преподавателей, учебного пособия, практикума и т.д. Данные методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой, утвержденными для студентов 5 курса фармацевтического факультета.

    Курс специализации базируется на теоретических знаниях и практических навыков и умениях, полученных при изучении дисциплин на предыдущих курсах, а именно «Аптечная технология лекарственных средств», «Технология лекарственных косметических средств» и «Биофармация». Основа практических занятий – самостоятельная работа студента, которая требует предварительной теоретической подготовки, поэтому цель разработанных методических рекомендаций – помочь студентам сориентироваться в особенностях структуры проводимых занятий: актуальность, учебные цель, граф логической структуры темы, основные теоретические вопросы и перечень рекомендуемой литературы (обязательной и дополнительной). Закрепление достижения целей занятия осуществляется по средствам выполнения тестовых заданий в соответствующем разделе указаний. Кроме того, в данном издании приведены методики проведения самостоятельной практической работы по изучаемым темам.

    На протяжении 25 практических занятий студенты осваивают темы, посвященные изучению основных видов сырья, которые используются в косметологии для приготовления косметических средств, общих принципов составления рецептуры косметических средств в зависимости от назначения и направленности действия основных технологических стадий приготовления косметических препаратов различных дисперсных систем, методов контроля качества и потребительских характеристик парфюмерно-косметических средств, а также современных представлений о методах аппаратной косметологии, микроимплантах и контурной пластике.

    Работа с методическими указаниями позволит студентам ориентироваться в каждой конкретной теме и повысить эффективность усвоения материала во время практических занятий.

    Курс достаточно молодой и постоянно развивается. Знания, которые студенты получат, помогут им в дальнейшей практической и научной жизни. 

 

 

ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: «КОСМЕТИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ КОСМЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА. КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ, КОТОРЫЕ ОБЪЯСНЯЮТ ПРОЦЕСС СТАРЕНИЯ. ФОТОСТАРЕНИЕ И ХРОНОСТАРЕНИЕ. ПРИЗНАКИ»

 

Актуальность темы

Кожа покрывает всё тело человека и причисляется к важным функциональным органам человеческого организма. С возрастом ее мягкость и эластичность постепенно, незаметно уменьшается, сменяется дряблостью, появляются морщины, меняется ее цвет. Старение кожи – комплексный процесс, в который вовлечено множество различных механизмов. Количество вредных факторов, действующих на кожу и ускоряющих ее старение, весьма велико. Однако есть один фактор, действующий на каждого человека практически постоянно – это ультрафиолетовое (УФ)-излучение. Внешне это напоминает возрастные изменения кожи. Однако истинное старение – хроностарение. Фотостарение, в отличие от хроностарения, в значительной степени обратимо. Это подчеркивает важность понимания механизмов старения кожи при выборе подходящей процедуры или их комбинации для эстетической коррекции или омоложения в соответствии с имеющейся клинической картиной. Борьба со старением на сегодняшний день включает достаточно широкий арсенал косметических средств и процедур.

На данном занятии студенты получают знания о строении и функциях кожи, признаках и механизмах старения кожи, процессах хроно- и фотостарения кожи, а также разнообразии косметических средств, применяемых для омоложения или эстетического преобразования кожи лица в зависимости от ожидаемого косметического эффекта.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь обосновывать выбор косметического средства для достижения косметического эффекта при различных видах повреждений кожи или ее старении.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Интерпретировать строение, функции кожи и ее придатков.

2. Определять тип и состояние кожи с помощью различных методов диагностики.

3. Интерпретировать процесс хроно- и фотостарения кожи.

4. Классифицировать косметические препараты и характеризовать уровень их воздействия на кожу при различных видах повреждений, хроно- и (или) фотостарении.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Кожа человека: общее строение (эпидермис, дерма, гиподерма) и особенности строения на отдельных участках, функции.

2. Придатки кожи: волосы, ногти, сальные и потовые железы. Структура, функции.

3. Основные типы кожи и их клиническая характеристика.

4. Факторы, влияющие на кожу и провоцирующие запуск механизмов старения.

5. Старение кожи: понятие, признаки, механизмы.

6. Теории хроно- и фотостарения кожи.

7. Методы определения состояния кожи, их характеристика, показания к применению.

8. Современные косметические средства для улучшения состояния кожи лица, борьбы со старением: классификация, характеристика, уровень воздействия.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения

Задание 1. Кожа, как известно, имеет цельное строение, но при этом подразделяется на три четко выраженных и абсолютно не похожих друг на друга слоя. Укажите анатомический слой (-и), в котором (-ых) расположены кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, корни волос и ногтей.

A. гиподерма

B. дерма

C. эпидермис

D. мезодерма, дерма

E. эпидермис, гиподерма

 

Задание 2. В условиях косметологического учреждения проводится оценка сальных желез у пациентки. Косметолог исследовал с этой целью ее подбородок, кончик носа и спину. Какой (-ие) участок (-и) тела он еще должен осмотреть в обязательном порядке?

A. область грудины

B. слизистые оболочки

C. ладони

D. стопы

 

Задание 3. Кожа имеет несколько видов чувствительности, которые, в свою очередь, обеспечиваются рецепторной функцией кожи. Какая из них обеспечит защиту организма пациентки при чрезмерном воспалении кожи лица после химического пилинга?

A. температурная

B. всасывающая

C. иммунологическая

D. тактильная

E. болевая

 

Задание 4. В косметологическом кабинете клиентке определяли тип кожи лица. Для этого использовали папиросную бумагу, которую прикладывали на чистую кожу без грима (через несколько часов после умывания) легким нажатием на лоб, нос и подбородок. Укажите метод, которым пользовались в данном случае.

A. тест на жирность

B. визуальный

C. диаскопии

D. инструментальный

E. ротационно-компрессионный тест

 

Задание 5. Старение – сложный биологический процесс. Одна из теорий объясняет этот процесс отложениями веществ различной природы, в частности кальция и липофусцина в тканях, коллагена в артериях. Назовите теорию, в основе которой лежит данное утверждение.

A. коллагеновой сшивки

B. избыточного накопления

C. свободнорадикальная

D. гликации

E. соматических мутаций

 

Задание 6. Учитывая способность проникновения в кожу, эмульсионные кремы классифицируют на эпидермальные и трансдермальные. Укажите какое действие проявляют эпидермальные кремы.

A. очищающее, стимулирующее липидный обмен

B. очищающее, защитное от атмосферного влияния

C. стимулирующее водно-солевой обмен, защитное

D. смягчающее, стимулирующее белковый обмен

E. защитное, смягчающее; стимулирующее белковый обмен

 

ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: «СУХАЯ КОЖА. ПРОБЛЕМЫ АКНЕ И ПОВЫШЕННАЯ ЖИРНОСТЬ КОЖИ. ГИПЕРПИГМЕНТАЦИЯ И ОТБЕЛИВАНИЕ КОЖИ. КОЖА, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ПОВЫШЕННУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ»

 

Актуальность темы

В зависимости от интенсивности секреции сальных желез кожа может быть нормальной, сухой, жирной или смешанной (комбинированной). Сухая кожа – наиболее распространенный тип кожи. Она формируется при пониженном выделении сала. При неправильном уходе сухость усиливается, появляются мелкие морщины, красные пятна, шелушение, кожа становится дряблой, легко раздражимой. При избыточном выделении сала и повышенной его вязкости кожа бывает жирной, с неравномерной, воронковидной поверхностью, блеском, желтовато-серой окраской, часто сопровождается угревой болезнью (акне), гнойничковыми заболеваниями.

Еще одними из заметных и поэтому огорчительных признаков состояния кожи является нарушения, связанные с пигментацией кожи – дисхромии. Здоровая пигментация кожи определяется адекватным содержанием в организме микроэлементов (железа, цинка, меди, хрома), витаминов (группы В, А, С), пантотеновой кислоты, биотина в пигментных клетках эпидермиса. Все они влияют на интенсивность образования меланина – важнейшего из всех пигментов кожи. При его увеличении, уменьшении или исчезновении возникают нарушения или заболевания. Дисхромии, интересующие косметологов, можно разделить на две большие группы: гиперпигментации (веснушки, хлоазмы, невусы, меланома) и гипопигментация (поствоспалительная лейкодерма, витилиго, альбинизм).

На данном занятии студенты получают знания о составе косметических препаратов, применяемых для ухода за сухой, жирной, гиперпигментированной кожей.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь обосновывать выбор косметических средств по уходу за сухой, жирной, гиперпигментированной кожей.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Определить тип кожи и его анатомо – физиологические особенности.

2. Интерпретировать механизм изменений, возникающих при нарушении интенсивности образования пигмента меланина и секреции сальных желез.

3. Определить этиологию и патогенез угревой болезни (акне) и гиперпигментированных дисхромий.

4. Дать рекомендации по лечению угревой болезни и отбеливанию кожи при ее гиперпигментации в конкретно заданной ситуации.

5. Обосновать технологический процесс изготовления косметических средств различных дисперсионных систем по уходу за сухой, жирной, гиперпигментированной кожей.

6. Осуществить контроль качества косметических средств различных дисперсионных систем по уходу за сухой, жирной, гиперпигментированной кожей.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Типы кожи и их анатомо-физиологические особенности.

2. Общее понятие о механизмах синтеза меланина, секреции сальных желези патологических изменениях, возникающих при нарушении их интенсивности.

3. Этиология, патогенез угревой болезни (акне), периоды течения, степени тяжести.

4. Этиология и патогенез гиперпигментированных дисхромий. Классификация (приложение 2).

5. Косметические средства по уходу и лечению акне и дисхромий.

6. Технологический процесс изготовления и контроль качества косметических средств различных дисперсионных систем по уходу за кожей разного типа.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения

Задание 1. При осмотре в косметологическом кабинете у мужчины 20 лет объективно установлено: кожа беловато-серого цвета, с восковидным блеском, на ее поверхности отмечаются расширенные устья сальных желез. Укажите тип кожи у данного клиента.

F. сухая

G. жирная

H. юношеская

I. комбинированная

J. нормальная

 

Задание 2. Пациентка, страдающая акне, обратилась к косметологу в период обострения заболевания. У нее при осмотре имеются закрытые и открытые комедоны, единичные пустулы и папулы, узлы отсутствуют, рубцы не образуются. Укажите степень тяжести течения заболевания.

A. легкая

B. средняя

C. первичная

D. среднетяжелая

E. тяжелая

 

Задание 3. В косметологический кабинет обратилась женщина с жалобами на появление в области предплечья светло-коричневого пятна неправильной формы с темными папулами, произвольно рассыпанными по его поверхности. О каком заболевании, связанном с нарушением пигментации кожи, следует подумать косметологу?

A. хлоазме

B. веснушках

C. невусе Унны

D. меланоме

E. невусе Сеттона

 

Задание 4. Косметические кремы на основе суспензий обеспечивают очищающее, отбеливающее, защитное действие, благодаря соединениям неорганической природы (каолин, цинка оксид, титана оксид). Укажите технологические особенности введения данных веществ в косметическое средство.

A. по правилу Дерягина

B. растворить в воде

C. растворить в масле

D. все сухие ингредиенты сплавить

E. применить эмульгатор

 

Задание 5. Проводится контроль качества лосьона для жирной кожи. При этом измеряют разницу потенциалов между двумя электродами, погруженными в исследуемую пробу лосьона. Укажите показатель контроля качества, который в данном случае исследуется.

A. коллоидная стабильность

B. водородный показатель

C. цвет

D. массовую долю этилового спирта

E. запах

 

Классификация дисхромий

 

 

ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: «СЫРЬЕ, КОТОРОЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ»

 

Актуальность темы

Потребительский спрос на косметические средства стремительно растет. Ими пользуются мужчины и женщины всех возрастов, а также дети. Косметика - это различные средства, которые позволяют улучшить внешность человека, придать лицу и телу свежесть и здоровый вид.

На сегодняшний день задумываются о том, что в бутылочке и обычные покупатели, и производители косметической продукции. Ни для кого не секрет, что качество косметических изделий во многом зависит от качества сырья, из которого они производятся. Сейчас для производства косметики используется много различного сырья, как природного, так и синтетического происхождения. При подборе сырья для составления рецептуры его образцы исследуются на соответствие требованиям по физико-химическим свойствам. Следует отметить, что технология производства сырья для косметики постоянно совершенствуется. Разрабатываются эффективные формулы, применяются новые технологии. Это позволяет производителям косметики выпускать продукцию, обладающую отличным качеством и имеющую высокую конкурентоспособность.

На данном занятии студенты получают знания об основных видах сырья и их свойствах, которые используются в производстве косметических средств.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать технологию производства косметических средств в зависимости от физико-химических свойств основных и вспомогательных веществ.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Определять группы основных и вспомогательных веществ, применяемых при производстве косметических средств по уходу за ногтями, волосами, областью лица.

2. Определить физико-химические свойства природных и синтетических, сновных и вспомогательных видов сырья.

3. Выделять ингредиенты (компоненты), входящие в состав основных косметических средств по уходу за ногтями, волосами, областью лица.

4. Определить функциональное назначение ингредиентов.

5. Составить блок-схему производства различных средств ухода.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Основные косметические средства декоративной косметики, их классификация.

2. Виды сырья, используемого при производстве косметических средств и их представители (см. приложение 2).

3. Физико-химические свойства природных и косметических, основных и вспомогательных видов сырья.

4. Ингредиенты (компоненты), входящие в состав косметических средств по уходу и образовавшейся дисперсной системы. Их функциональное назначение.

5. Технологический процесс производства косметических средств по уходу. Особенности технологии различных дисперсионных систем.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения

Задание 1. При производстве лосьонов косметических учитываются свойства применяемого органического растворителя – спирта этилового различной концентрации. Укажите, какое (-ие) свойство(-а) описанного вида сырья учитывают при производстве.

A. растворимость ЛВ, явление контракции

B. выделение тепла при смешивании с водой

C. плотность

D. величину рН

E. растворимость ЛВ

 

Задание 2. Для получения стойкого эмульсионного крема косметического при производстве используют неионогенные поверхностно-активные вещества. Укажите вещества, которые используют с этой целью.

A. щелочные и аммониевые соли жирных и сульфокислот

B. сложные эфиры жирных к-т и различных гликолей

C. соли четвертичных аммониевых оснований, амины

D. окислы аминов, аминоамиды

E. белки, лецитин

 

Задание 3. При приготовлении маски косметической провизор – косметолог одно из веществ измельчил в присутствии вспомогательной жидкости. Назовите вещество, о котором идет речь.

A. камфора

B. магния оксид

C. цинка сульфат

D. глюкоза

E. висмута нитрат основной

 

Приложение 2

 

ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: «ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ БАВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. РЕТИНОИДЫ, КИСЛОРОДНАЯ КОСМЕТИКА, СОЛНЦЕЗАЩИТНАЯ КОСМЕТИКА»

 

Актуальность темы

Среди витаминов, используемых в современных косметических композициях, витамин А занимает особое место. Местное применение ретиноидов приводит к утоньшению рогового слоя и более быстрому обновлению эпидермиса, контролирует пигментацию, способствует восстановлению дермального матрикса – замечательные свойства, которые просто бесценны для косметики против старения и угревой сыпи. Предлагаемый сегодня спектр косметических продуктов с ретиноидами достаточно широк – от кремов для лица до средств по уходу за ногтями. Производство ретиноевой косметики не только наукоемкое, но и технологически очень сложное. На данном занятии студенты узнают о функциях, механизмов действия и технологии косметических средств на основе ретиноидов.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать технологию производства косметических средств специального назначения.

Конкретные цели:

Уметь:

1. Характеризовать функции, механизм действия, технологию приготовления ретиноевой косметики.

2. Характеризовать функции, механизм действия кислородной косметики.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Косметические средства на основе ретиноидов: функции, механизм действия, осложнения и противопоказания к использованию.

2. Кислородная косметика: функции, механизм действия.

 

ЗАНЯТИЕ №5

ТЕМА: «ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ БАВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. МИОРЕЛАКСАНТЫ В КОСМЕТОЛОГИИ»

 

Актуальность темы

Каждая женщина мечтает сохранить красоту и молодость кожи на долгие годы. Современная эстетическая медицина позволяет каждой женщине оставаться яркой и прекрасной. Современные миорелаксанты – пожалуй, самое значимое открытые в эстетической медицине за последнее время. Современные миорелаксанты ранее использовались в терапевтических целях для лечения спазмов и тиков, а в современной косметологии они совершили настоящий прорыв в вопросах омоложения. Современные миорелаксанты– это лекарственные препараты, благотворно влияющие на тонус мышц, вызывающие их расслабление. На сегодняшний день современные миорелаксанты – это самый действенный безоперационный метод борьбы морщинами. На данном занятии студенты получают знания о функциях, механизме действия косметических средств на основе миорелаксантов.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь интерпритировать применения миорелаксантов в косметологии.

Конкретные цели:

Уметь:

1.Определять функции миорелаксантов в косметологии.

2. Классифицировать применяемые миорелаксанты.

3 Характеризовать механизм действия и побочные эффекты миорелаксантов.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Миорелаксанты: понятие, классификация, характеристика.

2. Механизм действия применяемых миорелаксантов в косметологии.

3. Побочные эффекты миорелаксантов.

 

ЗАНЯТИЕ №6

ТЕМА: «КОСМЕТИКА ДЛЯ МУЖЧИН»

 

Актуальность темы

    У мужчин структура кожи имеет свои особенности: более грубая, менее эластичная, роговой слой и дерма в целом толще, чем у женщин, а подкожно-жировая клетчатка – тоньше, более высокий уровень сальной секреции, процесс кератинизации протекает интенсивнее, медленнее стареет, менее чувствительна к изменению температуры и боли. Поэтому и косметические средства для мужчин имеют характерные особенности.

На данном занятии студенты получат знания о принципах ухода за мужской кожей, активных компонентах мужских косметических линий, особенностях технологического процесса приготовления косметических средств для мужчин.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать технологию приготовления косметических средств для мужчин, учитывая тип дисперсионной системы.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Выделить особенности структуры кожи мужчин.

2. Интерпретировать принципы ухода за мужской кожей.

3. Определять классификационную группу косметического средства по уходу за мужской кожей.

4. Определять активные компоненты мужских косметических линий.

5. Обосновывать технологический процесс приготовления косметических средств для указанного контингента.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Структура кожи мужчин, отличия от женской кожи.

2. Принципы ухода за мужской кожей.

3. Классификация косметических средств по уходу за мужской кожей.

4. Активные компоненты мужских косметических линий, их характеристика.

5. Технологический процесс приготовления косметических средств для мужчин.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения

Задание 1. Осматривается кожа лица женщины и мужчины. В какой(-их) структурной(-ых) части(-ях) кожа мужчины будет отличаться от кожи женщины по ее толщине?

A.  подкожно-жировой клетчатке

B.  эпидермисе (мальпигиевом слое)

C.  базальной мембране

D.  роговом слое эпидермиса и дермы

E.  Гиподерме

 

Задание 2. К какой классификационной группе косметических средств следует отнести «Крем после бритья»?

A.  гигиенического назначения

B.  декоративное

C.  лечебное

D.  тонизирующее

 

Задание 3. В состав лосьона после бритья для мужчин введен ментол в количестве 0,3%. Укажите эффект, который достигается введением данного вещества.

A.  охлаждающий

B.  согревающий

C.  бактерицидный

D.  отвлекающий

E.  Раздражающий

 

Задание 4. Назовите активный компонент увлажняющего «Бальзама после бритья».

A.  эмоленты

B.  вода очищенная

C.  спирт этиловый

D.  консерванты

E.  отдушки

 

ЗАНЯТИЕ №7

ТЕМА: «ДЕТСКАЯ КОСМЕТИКА»

 

Актуальность темы

    Кожа детей имеет ряд важных отличий от кожи взрослых: соотношение «поверхность тела / объем тела» выше, относительное содержание воды в роговом слое выше, а липидов – ниже; почти нейтральный рН (6,5). Перечисленные особенности ведут к тому, что детская косметика должна отвечать иным требованиям, нежели для взрослых.

На данном занятии студенты получат знания о принципах ухода за детской кожей, активных компонентах детских косметических линий, особенностях технологического процесса приготовления косметических средств для детей.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать технологию приготовления косметических средств для детей, учитывая тип дисперсионной системы.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Определять показания и противопоказания к применению косметических средств у детей.

2. Интерпретировать активные компоненты детских косметических линий.

3. Обосновывать технологический процесс приготовления косметических средств для детей, учитывая тип дисперсионной системы.

4. Приготовить крем для детей по предложенной рецептуре.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Кожа детей: структура, отличия от кожи взрослых, принципы ухода.

2. Косметические средства для детей: классификация, номенклатура, уровень воздействия.

3. Характеристика активных компонентов детских косметических линий.

4. Технологический процесс приготовления косметических средств для детей.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения

 

Задание 1. Какие из перечисленных поверхностно-активных веществ входят в состав шампуней для детей?

A.  анионные

B.  катионные

C.  неионные

D.  амфотерные

E.  все перечисленные

 

Задание 2. В состав эмульсионного детского косметического средства (КС) типа М/В входит антиоксидант витамин Е. Каким образом вводят указанный компонент в КС?

A.  в масляную фазу

B.  в водную фазу

C.  обязательно довести до кипения с водой

D.  растворить в спирте

E.  добавить электролит

 

Задание 3. При приготовлении крема для детей провизор в состав вводит консервант, который оказывает минимальный аллергенный эффект. Укажите, вещество, обладающее описанным эффектом.

A.  формальдегид

B.  кватериум - 15

C.  парабены

D.  сорбиновая кислота

E.  окись цинка

 

ЗАНЯТИЕ №8

ТЕМА: «АНТИЦЕЛЛЮЛИТНАЯ КОСМЕТИКА»

 

Актуальность темы

    Целлюлит – изменение структурной организации поверхностных слоев подкожных тканей, которым поражено 95% женщин земного шара. По сути это разновидность гипертрофии жировой ткани, которая является результатом массированного процесса запасания жира вследствие нарушения равновесия между синтезом жира (липогенез) и его распадом (липолиз), что сопровождается аккумуляцией воды, токсических веществ, изменениями сосудистой стенки, повреждением окружающей ткани.

Основными факторами появления целлюлита являются образ жизни и генетическая предрасположенность. Коррекция целлюлита направлена на усиление липолиза, сжигание жирных кислот, восстановление местного кровообращения, удаление избыточного количества токсинов, жиров и жидкости, рассасывание фиброзной соединительной ткани проблемных зонах.

На данном занятии студенты получат знания о действующих и вспомогательных веществах, входящих в состав антицеллюлитных косметических средств, которые представлены широким ассортиментом на фармацевтическом рынке Украины, а также с современными мануальными методами, бальнеологическими процедурами, методами аппаратной косметологии.

 

Цели обучения

Общая цель: уметь обосновать выбор косметологических средств, методов, процедур для получения антицеллюлитного эффекта в конкретно заданной ситуации.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Интерпретировать патогенез и факторы развития целлюлита.

2. Определять стадии развития целлюлита по С.Маке.

3. Определять и интерпретировать методы косметической коррекции целлюлита.

4. Определять необходимость применения косметических средств при проведении антицеллюлитного массажа.

5. Обосновывать технологический процесс приготовления антицеллюлитных косметических средств, применяемых при разнообразных косметических процедурах.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Целлюлит: понятие, распространенность, этиология, патогенез.

2. Факторы и причины развития целлюлита.

3. Классификация стадий развития целлюлита по С.Маке.

4. Методы косметической коррекции целлюлита.

5. Антицеллюлитные косметические средства: номенклатура, механизм воздействия.

6. Технологический процесс приготовления антицеллюлитных косметических средств, учитывая тип образующейся дисперсионной системы.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения

Задание 1. В косметологический салон обратилась женщина 36 лет с жалобами на появившиеся боли, судороги, чувство тяжести в области нижних конечностей (чаще в вечерние часы). Объективно: пациентка не имеет избыточного веса, кожные покровы бедер бледные и температура в проблемных местах ниже, чем температура тела, прощупываются микроузелки, отеки ног. О каком заболевании можно подумать в данном случае?

F. варикозном расширении вен

G. целлюлите

H. фиброзе

I. панникулите

J. нефротическом отеке

 

Задание 2. У больной 43 лет, страдающей целлюлитом отмечается увеличение количества узелков, которые стали больше в размере, подвижны и легко пальпируются, болезненны при нажиме, пораженная зона холодная на ощупь и имеет бугристый вид. Укажите стадию развития целлюлита по С.Маке.

E. четвертая

F. первая

G. эссенциальная

H. вторая

I. дисциркуляторная

 

Задание 3. Для улучшения состояния пациентки, страдающей целлюлитом, провизор-косметолог проводит процедуру, в которой сочетается воздействие вакуумного массажа с механическим массажем при помощи специального аппарата, в результате чего усиливается микроциркуляция, лимфоотток, активация фибробластов, тургор кожи. Укажите метод аппаратной косметологии, применяемый в данном случае.

F. эндермология

G. лазеротерапия

H. помпаж

I. гальванотерапия

J. аппаратный лимфодренаж

 

Задание 4. Для проведения процедуры обертывания провизор-косметолог использует липофильное антицеллюлитное косметическое средство. Укажите особенности введения камфоры в данное средство.

F. ввести в масляную фазу при температуре не выше 40°С

G. растворить в горячей воде (не ниже 50°С)

H. ввести по правилу Дерягина

I. предварительно добавить эмульгатор

J. растворить в спирте и ввести в масляную фазу

 

ЗАНЯТИЕ №9

ТЕМА: «ПИЛИНГ ПРИ ПОМОЩИ РАСТВОРОВ ФЕНОЛА, ТХУ КИСЛОТЫ»

Актуальность темы

    Химический пилинг – это процедура нанесения на кожу специального химического состава с целью улучшения и сглаживания текстуры кожи лица путем удаления поверхностных поврежденных слоев кожи. Он эффективен при пятнах на лице, морщинах и неравномерной пигментации кожи. В этих целях используются фенол, трихлоруксусная (ТХУ) кислота. Используемая в процедуре формула пилинга должна соответствовать индивидуальным потребностям пациента. Хотя химические пилинги могут выполняться в сочетании с операцией фейслифтинга, стать альтернативой операции они не могут. Они также не могут остановить или замедлить процесс старения кожи.

На данном занятии студенты получают знания о пилингах как косметической процедуре, классификации пилингов и свойствах веществ, используемых при проведении данной процедуры.

                            

Цели обучения

Общая цель: уметь интерпретировать особенности проведения химического пилинга при помощи растворов фенола, трихлоруксусной кислоты.

 

Конкретные цели:

Уметь:

1. Классифицировать пилинги как косметическую процедуру.

2. Определять активные компоненты косметических средств, применяемых в процедуре пилинга.

3. Характеризовать критерии выбора вида химического пилинга, основные показания и противопоказания к его использованию.

4. Составить протокол (алгоритм) проведения химического пилинга при помощи растворов фенола и ТХУ кислоты.

 

Содержание обучения

Теоретические вопросы

1. Химический пилинг: понятие, классификация, характеристика.

2. Активные компоненты, применяемые при проведении пилингов, их функциональное назначение.

3. Критерии выбора вида химического пилинга.

4. Методика (этапы) проведения химического пилинга при помощи растворов фенола и ТХУ кислоты.

 

Задания для проверки достижения конкретных целей бучения

Задание 1. Пациентке проведен химический пилинг в пределах рогового слоя. К какой классификационной группе по глубине повреждения необходимо отнести этот вид воздействия на кожу пациентки?

A.  поверхностный

B.  срединный

C.  эпидермальный

D.  базальный

E.  глубокий

 

Задание 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.63 (0.017 с.)