КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ - по определению ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15 ноября 1995 г. "гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги".
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно РФ. Законы. Об основах социального обслуживания в РФ: федеральный закон: 10 12 1995 г. Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек т. к. источниками риска (в самом обобщенном виде) могут быть:
· внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
· естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
· профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);
· непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
· социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).
Социальное обслуживание осуществляется на основании заявления гражданина, его пекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе соц. служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях соц. обслуживания.
Цели социального обслуживания.
Краткая характеристика системы социальных служб.
Особенности финансирования социальных служб.
Приоритеты развития социального обслуживания в отечественной и зарубежной практике.
низкий социальный статус и неадекватная зар.плата работников соц. служб;
§ низкая информированность населения о деятельности соц. служб;
§ отсутствие четкой организации научно-методического обеспечения развития системы социального обслуживания;
§ отсутстие широкого участия в формировании государственного заказа на объем услуг населению в части социального обслуживания всех секторов соц. партнерства: органов гос.власти, органов местного самоуправления, бизнеса и ассоциации предпринимателей и НКО.
Анализ опыта других стран. В большинстве развитых стран, соци. услуги – оказываются некоммерческими социальными учреждениями. Основой является поддержание необходимых жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения. Включает в себя: консультационные, врачебные, информационные, правовые, организационные и ряд других услуг. Оплата услуг осуществляется учреждениями соц. защиты, или получателем (в последствии ему компенсируют расходы). стью получателя и предоставляются независимо от страховых взносов в связи с тем, что отсутствуют иные источники дохода. Также действует двухтиповая система соц. служб.
С одной стороны территориальные соц. службы, образованные по территориально-административному признаку и оказывающие неотложную социальную помощь гражданам, проживающим в данном админ. округе, а с другой – специализированные соц. службы.
19 Артём. Нормативно-правовые основы деят-ти спец-та по соц работе.
Система социальной безопасности в теории социальной работы
ПОД социальной безопасностью понимается система законодательно-нормативных мер и
организационных мероприятий, осуществляемых государственными органами и учреждениями совместно с общественными организациями, в целях обеспечения жизнедеятельности отдельного индивида, различных социально-демографических групп и всего общества в целом. Таким образом, социальная безопасность формируется на системе правовых и социально-экономических гарантий, позволяющих человеку наиболее эффективно функционировать в рамках определенной общественно-политической формации. История мировых цивилизаций свидетельствует о многообразии систем социальной безопасности. Так, еще в античной цивилизации зародился лозунг «Хлеба и зрелищ!». В эти времена наряду с рабовладельцами и рабами существовало сословие свободных граждан, которые находились на полном государственном содержании. Для них строились дома, им выдавались одежда и пропитание. Используя современную терминологию, можно сказать, что эти граждане были объектом внимания системы социального обеспечения, в рамках которой безвозмездно реализовывались их витальные потребности. Не оставлялись без внимания и социальные потребности, организация свободного времени. Для этих целей возводились общественные бани, устраивались театральные представления и гладиаторские бои. Для большинства тоталитарных режимов характерны высокий уровень социальной защищенности и патерналистская позиция государства по отношению к человеку. Государство поглощает гражданское общество, при этом усиливаются его распределительные функции и вмешательство во все сферы жизнедеятельности. Ведущим механизмом регулирования социально-экономических отношений является социальное управление или администрирование. В этих условиях значительно возрастает роль идеологических установок на основе коллективистских начал. Уравнительные общественные отношения, доступ к здравоохранению и образованию, высокий уровень занятости (зачастую за счет общественных работ или скрытой безработицы) и социальной защиты предполагают лояльность гражданина к существующему режиму. Формирование единых идеологических установок (крестовые походы или джихад, построение коммунизма, мировое господство или, наоборот, национальная обособленность) требуют мобилизации масс для достижения поставленной цели и, в свою очередь, предполагают объединение усилий государственных органов и институтов гражданского общества. В таких условиях политические партии и общественные организации огосударствляются и становятся неотъемлемым эле-ментом административной системы. (Количество партий не имеет решающего значения: если в ГДР их было пять, то в СССР —лишь одна.) Индивидуальное несогласие с политихо-государственным курсом рассматривается как девиация и подавляется (еретики отправляются на костер, диссиденты — за решетку или высылаются за границу. Правда, Сократу было предоставлено почетное право закончить свой жизненный путь самоубийством). Либеральная модель системы социальной безопасности предполагает отход от единомыслия и коллективизма к плюрализму и индивидуальным началам. Данная модель соответствует социально ориентированной рыночной экономике и имеет соответствующие уровни: индивидуальный, групповой и общественный. В современной России особую актуальность приобретают проблемы безопасности жизнедеятельности личности, отдельных групп населения, общества и государства на различных уровнях — федеральном, региональном и местном. Основными объектами социальной безопасности становятся личность — ее права и свободы, различные социально-демографические группы с учетом их специфических особенностей, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Властные структуры должны рассматриваться как инструмент, предназначенный для создания оптимальных условий для развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей. Все это требует иных отношений, иных подходов к безопасности жизнедеятельности, инновационных идей, решений, организационных структур и механизмов ее обеспечения. Согласно русскоязычной традиции термин социальная безопасность наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности отдельного индивида, различных социальных групп и всего общества в целом. Такое двойственное употребление терминов, относящихся к одному понятию, связано с собственными языковыми традициями, с одной стороны, и прямым переводом с английского и немецкого языков — с другой. В англо- и немецкоязычных текстах соответственно употребляются термины зос'ш1 зесигИу и зо&а1е ЗкпегпеИ. В дальнейшем допускается использование терминов «социальная безопасность» и «обеспечение основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом» как равнозначных. Поскольку социальная безопасность охватывает практически все аспекты жизнедеятельности индивида, различных социальных групп и всего общества в целом, взаимодействие социальных институтов, гражданского общества и государственных структур, то при изучении данной темы в курсе «Теория социальной работы» основу/в ное внимание уделяется рассмотрению наиболее важных аспектов в удовлетворении потребностей человека, мотиваций его действий и поступков, возможности сочетания индивидуальных и общественных интересов. Удовлетворение самых различных потребностей является стимулом человеческой деятельности^ Потребности же изменяются в соответствии с общественным развитием — тем самым создается логически обоснованный подход для анализа структурообразующих элементов социального государства, реализации его сущности, формирования социальной политики и ее осуществления социальными работниками. Обеспечение жизнедеятельности отдельного индивида предполагает создание таких общественных условий, которые дают ему возможность реализовать основные потребности. Множество, определений потребностей обусловлено различны ми подходами в теоретических концепциях психологии, социоло гии, политологии, экономики и других науках в зависимости от аспектов исследования. В качестве исходного воспользуемся опре делением, которое предлагает А.Г. Здравомыслов: «Потребность — неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятель ности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма с миром, окружающей средой. Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды»*. Реализация основных витальных (от лат. уНа — жизнь) потребностей (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) с участием государственных структур (как законодательных, так и исполнительных) и создает основы социальной политики в рамках системы социального обслуживания населения, органов здравоохранения, учреждений воспитания и просвещения, жилищной, демографической политики и т.д. Удовлетворение первичных (или витальных) потребностей позволяет перейти на другой уровень — социальный, имеющий собственную иерархию: коммуникативные, информационные и другие потребности. Профессор А.В. Петровский предлагает разделять потребности, руководствуясь двумя критериями: происхождение (здесь он подразделяет их на естественные и культурные) и характер предмета потребности (материальные и духовные). Данная классификация, по его мнению, охватывает величайшее многообразие потребностей. В середине 50-х гг. А. М. Маслоу (1908—1970) разрабатывает теорию мотивационно-потребительекой сферы личности; в соответствии с которой индивид стремится реализовать свою активную деятельность посредством следующих основных потребностей, расположенных по степени убывания их значимости: 1. Физиологические потребности, связанные с необходимостью поддерживать гомеостазис, т.е. потребности в пище, отдыхе, дви жении, жилье, защите от стихийных сил природы. Особенности этих потребностей таковы, что если какая-нибудь из них не удов летворена, то она становится главенствующей: если нет хлеба, все поведение подчиняется тому, чтобы добыть его; если достаточно воздуха, это никак не влияет на поведение; но при его нехватке все усилия направлены на удовлетворение этой потребности. 2. Потребность в безопасности и самосохранении, защите от на силия и угроз. Сопротивляясь всему, что ставит под удар семью, экономическую обеспеченность, человек чувствует себя в безопас ности и может быть спокоен только в том случае, если ничто не угрожает его жизни и удовлетворению физиологических нужд. 3. Потребность в осознании уверенности в своей принадлежнос ти к определенной социальной группе и признании индивида этой социальной средой, в общении, привязанности и любви. Отчетли во проявляется лишь при удовлетворении потребностей первых двух уровней. 4. Потребность в уважении: • в высокой самооценке, которая подразумевает уверенность в своих силах, самостоятельность, профессиональное мастерство, достаточный уровень образования; • в высокой репутации, профессиональном престиже, добром имени. 5. Потребность в самоактуализации и самореализации, осуществляемая посредством реализации собственных природных креативных (творческих) возможностей или приобретенных навыков, — познавательные потребности и мотивы. По утверждению А. Маслоу, если человеку не удается удовлетворить потребности более высокого уровня, он стремится как можно полнее удовлетворять потребности низших уровней. Например, тот, кто отстранен от общественной деятельности по причине принадлежности к отвергаемой касте, этнической или социальной группе, находит компенсацию в счастливой семейной жизни. Но такое утверждение не всегда подтверждается на практике. Согласно оценке А. Маслоу, работающий человек удовлетворяет свои физиологические потребности на 85%, потребности в безопасности — на 70%, в общении — на 40%, в самовыражении и творчестве — на 10%. Кроме того, А. Маслоу выделил еще три высшие потребности: • любознательность; • потребность в осмыслении окружающего; • эстетические потребности в красоте, симметрии, порядке, гармонии. Стремление реализовать потребности обусловливает, по сути, все социальные действия. При этом возникает своеобразная логическая взаимосвязь из четырех звеньев, которая, как правило, не осознается индивидом: потребность — интерес — мотив (целевая установка) — действие. Сама жизнедеятельность, под которой мы понимаем функционирование биологического или социального организма, сопровождается постоянной сменой фаз состояния потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее форма их удовлетворения. При рассмотрении данного вопроса рекомендуется обратить внимание на дифференциацию в индивидуальном сознании значения и смыслов, связанных с природой потребностей, структурой функциональных потребностей, диалектикой сочетания их биологических и социальных начал. Совокупность потребностей в жилье, продуктах питания, одежде и их удовлетворение создают шкалу важнейших показателей жизненного уровня. На основе изучения потребностей рассчитывается минимальная заработная плата, исходя из которой и определяется размер различных сборов, выплат пенсий и пособий. Одновременно с этим оценивается набор необходимых предметов потребления — так называемая потребительская корзина. Под потребительской корзиной понимается группа товаров, наиболее полно отражающая сложившийся потребительский стандарт, т.е. привычный для среднего покупателя набор товаров и услуг, пользующихся платежеспособным спросом. Это совокупность товаров, удовлетворяющих самые рядовые потребности человека, структурно включает три «подкорзины»: непродовольственные товары: различные ткани, меха, трикотаж и изделия из них, одежда, белье, обувь, чулки и носки, галантерея, посуда и другие предметы домашнего обихода, часы, электро-, спорт-, радио- и другие культтовары, печатные издания, игрушки, моющие средства и парфю-мерно-косметические товары, канцтовары, бытовая техника, средства личного транспорта, стройматериалы и др.; продукты питания: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и моло-копродукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, хлеб и хлебопродукты, мука и макаронные изделия, картофель, овощи и бахчевые культуры, фрукты и ягоды, безалкогольные напитки, алкоголь; услуги: общественного питания, бытовые услуги, пассажирского транспорта, связи, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, социального обслуживания, отдыха. Метод потребительской корзины --г один из основных в исследовании потребительского рынка, использующийся в том числе для индексации доходов, оценки влиятельности государственной и частной торговли, потребительской кооперации, теневой экономики и черного рынка в зависимости от ассортимента и объема продаж. Стоимость потребительский корзины является определяющим фактором при установлении прожиточного минимума, уровня «черты бедности» и др. Приведенные годовые нормы потребления рассчитаны в среднем на душу населения и утверждены Министерством труда 10.11.92 г. в Методических рекомендациях по расчетам прожиточного минимума по регионам России*. Признание важности реализации потребностей позволило авторам учебного пособия «Теория и методика социальной работы» — коллективу Государственной академии сферы быта и услуг под ред. проф. П.Д. Павленка — сделать вывод, что «социальная работа направлена на удовлетворение социальных потребностей человека. Чтобы добиться этого, необходимо изучать, оценивать потребности и провести соответствующую работу по их удовлетворению. Следовательно, исходная цель социальной работы— изучение социальных потребностей различных категорий людей». Разделяя позицию авторов в отношении важности изучения и реализации потребностей человека социальным работником, представляется, тем не менее, довольно спорной позиция сосредоточения внимания лишь на социальных потребностях, а не на всей их совокупности. По всей вероятности, у человека, не имеющего постоянного места житель-ства, потребности физиологического уровня превалируют над другими. После изучения и оценки потребностей, выявления возможностей и методов их удовлетворения, перед социальными работниками, по мнению составителей названного учебного пособия, возникает следующая цель— представительство и защита интересов людей". В научной и справочной литературе встречается множество определений понятия «интерес». С точки зрения изучения предмета исследований в области социальной работы, направленной на реализацию активной жизнедеятельности, воспользуемся следующей трактовкой: осознанные обществом, социальными группами и индивидом потребности являются их интересами. Проблемы потребностей и интересов довольно подробно разработаны в марксистской теории, в частности в трудах К. Маркса и ф. Энгельса: «Капитал», «Манифест Коммунистической партии», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Наемный труд и капитал», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и др. Для понимания процесса расслоения общества, формирования классов и социальных слоев, партий и объединений, представляющих их интересы в борьбе за власть, представляется важным рассмотрение таких понятий, как класс «в себе» и класс «для себя». Класс «в себе» — это такая степень развития класса, когда он еще не осознал своих особых, объективно обусловленных коренных интересов, их различия, противоположности или совпадения с интересами других классов, не выдвигает собственной социально-политической программы. Только на уровне формирования класса «для себя» происходит образование политических партий, выдвижение в том числе и требований в области социальной политики в интересах «для себя» и своих союзников. Переход к рыночной экономике привел к распаду довольно однородного советского общества и резкому его расслоению, однако аморфность этих новообразований не позволяет формировать политику «снизу», отражающую интересы конкретных слоев общества в политической борьбе. Поэтому российская многопартийность отражает, скорее, не интересы различных слоев и социальных групп, а амбиции отдельных государственных деятелей, бизнесменов или артистов. Реализация потребностей непосредственно связана с мотивацией лейстъий и поступков человека. Существует самая различная трактовка природы и функций мотивов, побуждающих к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей субъекта и регуляции его поведения в рамках теоретических концепций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии. Большое внимание этим вопросам уделено в работах К. Левина и А. Маслоу. Социальный работник, взаимодействуя с клиентом (индивидом, группой или общиной), должен всесторонне учитывать совпадающие или противоречивые интересы, мотивы и ценности, нормы и стереотипы поведения, побуждающие к действию. В этом контексте социальные действия являются ничем иным, как результатом взаимодействия различных потребностей и интересов. Определенное влияние на развитие теоретических концепций социальной работы оказала распространенная в западной социологии теория социального действия, сформулированная и развитая в трудах М. Вебера, Дж. Мида, Р. Макайвера, Ф. Знанецкого, Э. Шил-за и Т. Парсонса. Среди отечественных исследований, посвященных строению, формам и воплощениям человеческой деятельности, можно выделить работы М.С. Кагана «Человеческая деятельность», АН. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность»* совместную работу В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова «Человек развивающийся. Очерки российской психологии». Перечисленные произведения во многом носят обобщающий характер и содержат обзор самых различных идей, касающихся человеческой деятельности. Возможные последствия подавления потребностей для общественного развития анализируются в работе П.А. Сорокина «Социология революции». Исследовав с точки зрения бихевиористского подхода обширный исторический материал о причинах революционного отклонения в поведении людей, П.А. Сорокин приходит к выводу, что «непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения»*. В работе приведен перечень основных инстинктов: • пищеварительный рефлекс;. • инстинкт самосохранения; • рефлекс коллективного самосохранения, который может, к примеру, проявляться на уровне семьи, религиозной секты или партии. Революционные отклонения в поведении лю дей могут привести также к осквернению святынь; • потребности в жилье, одежде и т.п.; • половой рефлекс; - собственнический инстинкт масс — преобладание бедности и лишения, в особенности на фоне благоденствия других, порождает революционную ситуацию; • инстинкт самовыражения (по Э. Россу) или индивидуаль ности (по Н. Михайловскому), когда люди сталкиваются, с одной стороны, с пренебрежением, перманентным и не справедливым игнорированием их достоинств и достиже ний, а с другой — с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих этого. Подавление перечисленных инстинктов, витальных и социальных потребностей, доказывает автор, ведет к революционным катаклизмам, причем сила и совокупность подавления влияют на характер продуцируемого взрыва. Подавление же потребностей и основных инстинктов у меньшинства населения приводит к индивидуальному нарушению порядка, обычно именуемому преступлением. Рассматривая социальное поведение как сочетание психофизиологических механизмов и субъективных аспектов поведения, П. Сорокин приходит к выводу, что «все возрастающее подавление основных инстинктов населения, их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, — таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва»*. В этой связи целесообразно сравнить совокупность определенных объективных и субъективных условий, которые В.И. Ленин в работе «Крах II Интернационала» определяет как революционную ситуацию: 1) «кризис верхов», т.е. невозможность для господствующих классов сохранить свое господство в неизменном виде; 2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов». Это обострение может быть вызвано ухудшением экономического положения широких слоев населения, социальным бесправием и обездоленностью масс, резким углублением социальных антагонизмов. Взрыв массового недовольства может быть вызван и резким несоответствием между реальными возможностями экономического, социального, культурного прогресса и теми практическими результатами, которые получают от него широкие массы народа; 3) значительное повышение политической активности масс". Вместе с тем П. Сорокин отмечал, что подавление базовых инстинктов населения вызывает массовое девиантное поведение, которое может проявляться как в революционной активности, так и в пассивности — обоюдно опасных для общества. На основе анализа Великой французской революции и революционного процесса в России В. Мау и И. Стародубровская в статье «Перестройка как революция. Опыт пришлого и попытка прогноза» предлагают дальнейшую теоретическую разработку социальной революции не как кратковременного всплеска народной активности, а как процесса, имеющего свою внутреннюю логику развития и закономерности. В этой работе перестройка характеризуется как «революция сверху», как любая другая революция, переживающая, по мнению авторов, в своем развитии четыре основных этапа. Первый этап — широкое объединение разнородных социальных сил в борьбе со старыми, отжившими отношениями. На поверхность выходит острый общественный конфликт, характеризующийся высоким накалом страстей и приоритетом разрушительных, а не созидательных задач. В общественном сознании превалирует иллюзия национального согласия, легкости и бесконфликтности перехода к новому состоянию. Второй этап — дифференциация и постепенная поляризация социальных сил в соответствии с позитивными программами, отражающими их объективные интересы. В этот период обостряются порядков. Одновременно собираются с силами и прямые защитна ки прошлого, деморализованные в начале революционных катаклизмов. Они находят поддержку со стороны наиболее умеренных сторонников преобразований, считающих, что революция достигла своих целей. Центральный момент этого периода — борьба за власть. Одновременно с осложнением политической ситуации нарастают экономические трудности. Обострение всего комплекса социально-экономических и социально-политических противоречий приводит к глубокому кризису в ходе революции. Неизбежно предлагается ввести авторитарное правление для спасения революционного процесса. Многие революции заканчиваются на этом этапе. Кризис в ходе революции порождает появление третьего этапа — самого жесткого и драматического, когда сильная власть сменяет демократию (во Франции — якобинская диктатура, в России -^ приход к власти большевиков). Этот период характеризуется окончательным разрушением старых экономических, политических и социальных структур.. Возникает острая необходимость разрешения противоречия между революционными иллюзиями и реальной созидательной практикой. Четвертый этап революции — постепенное снижение активности масс и упрочение нового собственника. Борьба теперь идет между социально близкими силами. В народе накапливается усталость, его активность снижается, ситуация постепенно стабилизируется. Революционная эпоха подходит к концу. Итак^ социальная революция сопровождается насильственной ломкой старого социального устройства с образованием нового собственника (в качестве субъекта которого может выступать и государство) и бюрократизацией новой политической власти, закрепляющей победу какого-либо социального слоя. Выживаемость общества заключается в его способности к социальному реформи-рованию,т.е. изменению существенных сторон жизни общества при сохранении его экономического и государственного устройства. Такую способность к разрешению социальных конфликтов, обеспечения достойного человека существования для социально уязвимых категорий населения и удалось достичь большинству индустриально развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой, в которых основу населения составляет так называемый средний класс с достаточно высоким уровнем доходов, по-, зволяющих реализоваться обществу потребления и через систему налогов осуществлять социальную солидарность по отношению к малообеспеченным социальным группам. В этом аспекте до настоящего времени сохраняют актуальность теоретические выводы П. Сорокина о том, что кроме революционных экспериментов изменению и реконструкции социальной организации могут способствовать и реформы, при проведении которых, по П. Сорокину, необходимо учитывать следующие принципиальные позиции: 1. Реформы не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам. 2. Тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации их реформирования. 3. Каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тес тировать на малом социальном масштабе. И лишь если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. 4. Реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами*. Структуру социальной безопасности (безопасности жизнедеятельности), включающую систему реализации как витальных, так и социальных потребностей, целесообразно рассматривать, учитывая функционирование учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты в рамках социального государства (управленческий аспект в теории социальной работы), социальной политики (содержание и направления деятельности социального государства) и социальной работы (как профессионального вида деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки человека). Этим и объясняется, что основой курса теории социальной работы является рассмотрение функционирования системы социальной безопасности в совокупности с ее структурообразующими элементами — социальным государством, социальной политикой и собственно социальной работой. Исходя из понимания системы" как некой целостности во взаимосвязи с ее элементами, курс теории социальной работы включает всю совокупность общественных отношений, касающихся данного вида профессиональной деятельности. При этом необходимо учитывать, что на стадии становления любой области исследования вопросам классификации уделяется особое внимание. В процессе систематизации уточняются основные понятия, между которыми устанавливаются логически обоснованные связи и тем самым формируется концептуальный аппарат нового направления исследования. Вышеизложенное позволяет схематично представить систему социальной безопасности с учетом интегративного и междисциплинарного характера социальной работы (рис. 4.1). Таким образом, система социальной безопасности обладает всеми необходимыми свойствами системы: иерархичностью, много-уровневостью и структурностью; каждый отдельный уровень обладает относительной самостоятельностью, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. Как и в других системах, в системе социальной безопасности присутствуют элемент передачи информации и процессы управления. Социальная безопасность включает в себя всю совокупность последующих элементов, но вместе с тем имеет и собственный предмет исследования. В этой связи следует рассмотреть следующий понятийный ряд: потребности — интересы — мотивы — ценности — нормы — поведение (действия). Система социальной безопасности предполагает также следующую иерархию уровней: макроуровень — социальная политика; мезоуровень (средний уровень) — социальные программы местного самоуправления, на коммунальном уровне и по месту жительства; микроуровень — социальная работа с клиентом (индивидом или группой). • Первичным структурным элементом системы социальной безопасности (системы обеспечения жизнедеятельности) является социальное государство. Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7). В рамках данной темы рассматривается принцип разделения властей, функции законодательной, исполнительной и судебной «ветвей» в социальной сфере, вопросы формирования нормативно-правовой базы социальной работы, взаимодействие органов и учреждений различного ведомственного подчинения в социальной области. До настоящего времени среди исследователей отсутствует единство в понимании сущности социального государства. Если для одних характерно широкое его толкование как государственной системы опеки и обеспечения, то, по мнению других, роль социального государства сводится к сглаживанию структурного социального неравенства и предотвращению массового обнищания населения. Д. Крефт и И. Миленц, авторы Словаря социальной работы, предлагают следующую трактовку: «социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем компетентного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством в социально-экономические процессы, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния»*. Термин «социальное государство» (5оуаШаа1) используется преимущественно в немецкоязычных источниках, а в англоязычных версиях употребляется понятие «общество всеобщего благосостояния/благоденствия» (\*>е1/аге $Ше). Хотя эти понятия по своей сущности близки, историко-политическое развитие и социокультурные традиции позволяют рассматривать данный понятийный ряд как самостоятельный. Исторически формирование протосоциального государства связывается с деятельностью рейхсканцлера Германской империи О. фон Бисмарка-Шенгаузена (1815—1898). В условиях глубокого политического кризиса в Пруссии и революционной ситуации Бисмарку удалось, лавируя и борясь с буржуазной юнкерской оппозциеи,.с одной стороны, и пролетарским революционным движением — с другой, реализовать патриархальные представления о помощи неимущим и заложить основу социальной политики, получившей в дальнейшем название социального маневрирования. При непосредственном участии Бисмарка была разработана и принята серия социальных законов: закон о страховании на случай болезни (принят рейхстагом в мае 1883л, вступил в силу с декабря 1884 г.), закон о страховании от несчастных случаев (принят в июне 1884 г., вступил в силу с октября 1885 г.) и, наконец, закрн о страховании в связи со старостью и инвалидностью (принят в мае 1889 г., стал действовать уже после отставки Бисмарка, с января 1891 г.). При всей ограниченности социальных реформ, которые распро странялись лишь на часть рабочего класса, и притом, что значи тельная часть расходов на социальное обеспечение возлагалась не посредственно на самих рабочих, для того времени это был наибо лее тщательно разработанный комплекс законодательных актов о социальном страховании, сразу выделивший Германию среди дру гих стран. Сам Бисмарк, характеризуя действия правительства, на ряду с термином «государственный социализм» впервые использо вал понятие «практическое христианство». ' Современный тип социального государства формируется непосредственно после окончания второй мировой войны. К основателям социального государства причисляют первого канцлера Федеративной Республики Германия Конрада Аденауэра (1876—1967) и экономиста, государственного деятеля Людвига Эрхарда (1897— В Основном законе, принятом 23 мая 1949 г., в ст. 20 (п. 1) зафиксировано, что ФРГ является демократическим и социальным федеративны<
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.67 (0.014 с.)