Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная терапия в работе с клиентами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальная диагностика представляет собой начальный аналитический этап основной схемы социальной работы, включающий дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей, условий и их взаимосвязи. Этапыаналитическойчастивключаютв себя:1) сбор информации;2) составление анамнеза;3) составление эпикриза;4) анализ социального фона;5) постановку социального диагноза. Сбор информации — это получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза. Может осуществляться несколькими методологическими подходами: Опрос — письменное заполнение анкет практикуется в макросоциальной работе при оценке эффективности социальной работы и иногда при анализе социального фона в других направлениях и видах социальной работы. В микросоциальной работе опросвсегда проективный — устный или скрытый. Сведения извлекаются из бесед на общие темы, в процессе которых выявляются • взгляд индивида или группы на существо проблемы, и торию ее возникновения; • эмоциональное восприятие проблемы, степень стресса вызываемого ее наличием; • что предпринималось для изменения ситуации; • какие реальные возможности имеются у клиента для преодоления затруднения. Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это — открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в составе психолога юриста, социального работника из соответствующей социальной службы, врача-терапевта, при необходимости — психиатра. Используются формуляры — акты обследования.Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по интересующим специалиста признакам. Для этого часто используют поведенческие шкалы — диапазон промежуточных состояний по степени выраженности поведенческого признака между отсутствием его проявления и максимальным проявлением.Предпочтительно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти или стандартизированное наблюдение с использованием предварительно заготовленных формуляров.Для того чтобы ограничиться лишь той информацией, которая необходима для анализа, используют стандартный круг вопросов, которые надо выяснить. Эти списки предназначены сугубо для специалиста, ими нельзя пользоваться в качестве анкет для клиентов.Кругвопросов,которыйиспользуетсяприиндивидуальнойработес клиентом,можетвключатьследующиеобластиисследования:• кто является клиентом, его демографические признаки;• какие проблемы беспокоят клиента и людей из его социального окружения;• кто, как и когда заметил реальную проблему;• каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные (территориальные) противоречия, мешающие клиенту нормально действовать • какие цели, признаваемые клиентом, могли бы лечь в основу социальной работы с ним• насколько адекватно клиент выполняет социальные роли в своих социальных группах• есть ли у клиента мотивация для принятия помощи от специалиста или других людей, насколько она сильна; если ее нет, то почему;• какими возможностями содействия располагают люди из социального окружения клиента — члены семьи и других социальных групп, куда входит клиент. Пригрупповойработеспециалистаинтересует следующаяинформация: • какие сложности и возможности взаимодействий в группе; • существуют ли у членов группы собственные проблемы; как они связаны с проблемой группы; • какова эффективность взаимодействий в группе, степень ее открытости для появления новых членов; • каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и степень их эффективности; • кто в группе принимает решения, какие меры для этого использует, как это влияет на достижение целей всей группы и отдельных ее членов; есть ли конфликты в группе; наличие конфликтной ситуации, скрытых и открытых конфликтов; предпринимали ли усилия для их разрешения; каковы нормы и духовные ценности, специфичные для данной группы, как обеспечивается соблюдение норм и правил; • каковы социокультурные контакты группы в рамках более крупных социальных систем, каково влияние этих контактов на группу и ее членов. Составление анамнеза (истории социального отклонения) включает в себя описание причин и хода развития данного социального отклонения. Анамнез — продукт аналитической деятельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы. Составление эпикриза (картины социального отклонения) — это описание состояния клиентов социальной работы, их социальных взаимодействий и поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой клиента. • Анализ социального фона — описание социальных систем, куда входит объект работы, а также макросоциальных и экономических процессов, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта. Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза с использованием анамнеза, эпикриза и анализа социального фона. В практикесоциальнойработыпринятаследующаяклассификациясоциальныхдиагнозов 1. Дефициты (недостатки):• материальных средств;• личностные или социально-психологические;• отсутствие знаний или опыта. 2. Деформации (искажения): патологииличности:перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач. Человек представляет себе или другим людям, что он уже добился своей цели. Например: «театр одного актера»: демонстрация своих возможностей, которых на деле нет; «театр для себя»: человек рисует свои возможности только в своем воображении; «зомби»: для превращения в могучую личность необходим сигнал, от которого человек зависит (выпивка, прием наркотика); нарциссизм — эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования социальных взаимодействий; агрессия — взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга или социальными причинами. психические заболевания:эпилепсия, шизофрения, психические расстройства. Для разделения патологий личности и психических заболеваний требуется комиссия, в составе которой психолог и психиатр проводят оценку личности клиента на основе пяти параметров: o симптомы психических заболеваний; o нарушения развития личности; o наличие физических недостатков или нарушений; o величина психосоциальных стрессов, послуживших толчком к развитию деформации; o предельный уровень адаптированной деятельности до проявления деформаций. Средидеформацийсоциальныхгруппвыделяют: • деформации межличностных взаимодействий внутри группы; • деформации взаимодействий группы с другими социальными системами. 3. Расхождения: • между социальными претензиями объекта и его реальной социальной ролью; • между ожиданиями объекта и ожиданиями других людей или социальных групп; • неопределенность или противоречивость социальных ролей. Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами. При работе с социальными группами, особенно с естественными, применяются методы экспресс-диагностики, проводимой в форме игр, соревнований, экскурсий с использованием заранее заготовленных формуляров для стандартизированного наблюдения. Конкретные техники и формуляры разрабатываются в зависимости от ситуации. Процесс, методы и приемы социальной диагностики мало различаются для различных направлений и видов социальной работы, за исключением методов сбора информации, о которых сказано выше. II. Внедрение — второй этап социальной работы. Внедрение — это процесс изменения отношения клиента или социальной группы к специалисту от восприятия его как «чужого» к признанию его как «своего». Отношение клиентов к социальному работнику как к «своему» не должно быть признанием его членом их социальной группы. Необходимо учитывать и использовать нормы и правила социального окружения клиента или социальной группы как объекта. Приэтомследуетсоблюдатьопределенныеправилаповедения. • Внешность специалиста не должна быть броской, престижной. Она должна соответствовать среднему стандарту социальной группы объекта и при этом не вызывать ни чувства зависти, ни пренебрежительного отношения. • Язык общения должен быть наиболее простым и понятным, не содержать оценочных выражений, как положительных, так и отрицательных. • В поведении должно быть как можно меньше эмоциональных проявлений, поскольку эмоциональные люди не вызывают доверия и производят впечатление ненадежны партнеров. Тем более что эмоциональные проявления, сопереживания быстро истощают нервную систему специалиста, что приводит к «профессиональному выгоранию» и последующему отказу от профессиональной деятельности. · Поведенческие установки социального работника должны соответствовать этическим принципам профессии III. Социальная терапия — третий этап технологического процесса в социальной работе. Социальная терапия — это процесс исправления установок и возврат к социально полезной активности. Терапевтическая деятельность специалиста начинается с планирования собственных действий, в том числе использования различных организаций и служб, а также действий других людей из социального окружения объекта, с которыми контактирует специалист. Типоваяпрограммадействий. · Выбор терапевтической тактики. · Привлечение пособников — людей, создающих благоприятный социальный фон для терапевтической работы, и посредников, действующих в интересах специалиста. · Поэтапное вовлечение объекта работы в социально полезные взаимодействия. · Стабилизация нового стереотипа, новых привычек, нового образа действий. · Анализ результатов и коррекция плана действий на каждом этапе. Вмешательство представляет собой реализацию плана действий — прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с клиентом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия — организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.009 с.) |