Общие и частные технологии социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие и частные технологии социальной работы



Технология – это конкретная последовательность действий в конкретном социальном случае от начального до завершающего этапа работы.

К общим технологиям относятся:

1. Социальная диагностика - сбор информации, её анализ и постановка социального диагноза;

2. Внедрение - установление связей и контактов с объектом и средой;

3. Социальная терапия (вмешательств) составление и реализация плана терапевтических действий;

4. Анализ результатов и коррекция плана - совершается не только по завершении терапевтических действий, но и по мере их осуществления.

К специальным технологиям, применяемы в отдельных направлениях социальной работы относятся:

Индивидуальная социальная работа

Групповая социальная работа

Макросоциальная работа

К частным технологиям относятся технологии: 

1. социальо-профилактическая работа (социально-профилактическая работа по месту жительства, социальная работа в производственных коллективах)

2. социальная реабилитация и адаптация

3. работа с детьми и подростками

4. работа с пожилыми и инвалидами

5. работа с лицами с девиантным поведением

6. работа безработными, безнадзорными, беженцами, мигрантами

Общие технологии:

Социальная диагностика - дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей, условий и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи (М. Сипорин).

Этапы аналитической части: 

- сбор информации;

- составление анамнеза;

- составление эпикриза;

- анализ социального фона;

- постановка социального диагноза.

Сбор информации - получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа и постановки диагноза. Включает ряд действий:

1. Опрос – всегда скрытый и по большей части устный.

2. Обследование социально-бытовых условий и социального статуса объекта. Это открытое действие, поэтому оно совершается не лично специалистом, а комиссией в составе психолога, юриста, социального работника из соответствующей социальной службы, врача-терапевта, при необходимости – психиатра. Используют формуляры – акты обследования

3. Наблюдение поведенческих особенностей, их регистрация по компонентам

социального поведения и возрастным типам; социальных ролей и характера их исполнения. Желательно скрытое наблюдение с регистрацией информации по памяти и использованием предварительно заготовленных формуляров.

Составление анамнеза (истории социального отклонения) - описание причин и хода развития данного социального отклонения. Анамнез – продукт аналитической деятельности специалиста, его мнение по поводу возникновения и развития проблемы.

Составление эпикриза (клинической картины социального отклонения),- описание состояния объектов социальной работы, их социальных взаимодействий и социального поведения в настоящее время. При индивидуальной работе эпикриз дополняется психосоциальной характеристикой индивида.

Анализ социального фона - описание социальных систем, куда входит объект работы, макросоциальных и макроэкономических процессов на территории, которые могут иметь отношение к деятельности и состоянию объекта.

Аналитическая часть работы завершается постановкой социального диагноза, для чего используется анамнез, эпикриз и анализ социального фона.

Классификация социальных диагнозов:

1. Дефициты (недостатки):

– материальных средств;

– личностный или личностно-социальный;

– знаний или опыта.

2. Деформации (искажения) – патологии личности. Распространённые патологии:

- перенос мотива на цель при затруднениях осуществления целей и задач, связанных с мотивированным поведением; варианты – «театр одного актёра», «театр для себя», «зомби»;

- нарциссизм, эгоистическое поведение, связанное с нарушением формирования альтруистического комплекса;

- агрессия, взрывное и агрессивное поведение, связанное с органическим поражением мозга.

– психические заболевания (эпилепсия, шизофрения) и психические расстройства.

Среди деформаций социальных групп выделяют

- деформации межличностных взаимодействий внутри группы;

– деформации взаимодействий группы с другими социальными системами.

3. Расхождения: 

– между социальными претензиями объекта и реальной социальной ролью;

– между ожиданиями объекта и других людей или социальных групп;

– неопределённость или противоречивость социальных ролей.

Расхождения связаны с наличием конфликтной ситуации, скрытыми и открытыми конфликтами.

Внедрение – это процесс перевода отношения клиента или социальной группы, которой от «чужой» к «свой», но при этом отношение к специалисту, как к «своему» не должно быть его идентификацией как члена данной социальной группы.

Необходимо использовать данные аналитической части,- нормы и правила социального окружения клиента или социальной группы как объекта,- и исходить из них.

Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия (прямые мероприятия), в том числе и с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист (непрямые мероприятия).

Типовая программа действий:

1. Выбор терапевтической тактики.

2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и

посредников, действующих в интересах специалиста.

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действий).

5. На каждом подэтапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство представляет собой реализацию плана действий,- прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия – организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

Основные методологические подходы при вмешательстве

1. Бихевиористкий подход

2. Кризисный подход (разновидность бихевиористкого подхода)

3. Гештальт-терапия

4. Лечение обстановкой

5. Рационально-эмоциональная работа

6. Развитие навыков общения (игротерапия, драмотерапия, моделирование ситуаций, совместная режисусра в группе)

7. Когнитивная терапия

8. Терапия верой (веротерапия)

Специальные технологии

1. Индивидуальная социальная работа.

 Социальная терапия в этом направлении – использование всех возможностей, которые помогают клиенту приспособиться к социальным условиям и содействуют тому, чтобы он выработал собственную жизненную программу. Клиенты бывают добровольные и недобровольные. Добровольные приходят сознательно, просят помочь. С ними можно работать методами, предполагающими признание взаимодействия со специалистом, - в рамках гештальт-терапии, когнитивной терапии. Недобровольные – индивиды, которыми занимаются другие службы, привлекающие специалистов по социальной работе для изменения социальных установок их подопечных. Чаще всего они содержатся в клиниках, больницах, КПЗ, СИЗО, тюрьмах, временных или постоянных стационарах систем социального обслуживания населения. Недобровольные клиенты наиболее интересны как объект, поскольку они не хотят меняться, а их надо изменить. С ними работают чисто манипулятивными методами в рамках кризисного подхода, терапии обстановкой, веротерапии. Во всех случаях необходимо быстрое проведение сбора информации и постановка социального диагноза. Это позволяет сделать метод интервью, который к тому же обеспечивает внедрение. Кроме того интервью с клиентом может перейти в психотерапевтические беседы (когнитивную терапию) и другие формы вмешательства.

2. Групповая работа

- Т-группы (восстановительная группа, обучающая группа, группа по выработке навыков общения, группа обучения принятию решения)

- Естественные социальные группы (ассоциативные группы, группы с созидательными целями и задачами)

Методы работы с созидательными группами

1. Экологический подход (метод навыка, метод жизненной модели, метод семейного центра)

2. Семейная терапия – разрешение конфликтов

3. Проблемно-ориентированный подход как средство помощи семьям

4. Терапия с использованием лидерства

5. Терапия с использованием взаимопомощи в группах

6. Развитие трудовых навыков в группе

 

3. Макросоциальная работа (самоуправление и планирование территориальных сообществ)

1. Организация социальных групп

2. Макропрактика

- Планирование социальной работы на основе сбора информации, её оценки.

Навыки и умения специалиста в данной области

- Административное управление

- Экспертная оценка социальных программ

- Организационная деятельность в территориальном сообществе

3. Социальное планирование и организация местных сельскохозяйственных общин

- содействие социополитическим процессам в проблемной группе

- содействие решению технических задач

4. Развитие самоуправления и планирования муниципальных образований

- работа с муниципальным советом и его органами

- социальное развитие муниципального образования

5. Социальная работа в городских микрорайонах

- организация социального обслуживания

- структурирование, развитие и планирование сообщества

- политическая деятельность

- обеспечение технической экспертизы и консультаций.

 

План-конспект.

1.Что такое технологии социальной работы?

Это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь, поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.Что за 2 точки зрения на технологию социальной работы?

Технологию социальной работы можно рассмотреть с двух точек зрения (аспектов):

в широком плане – это система теоретических знаний и практики (для воздействия на объекты соц. работы, это подход для управленческих органов, социальной политики федерального и регионального уровня) – их можно отнести к функциональным или общим технологиям.

как сумма частных технологий (для конкретного объекта социальной работы). Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ непосредственным организаторам соц. работы для работы по месту жительства или работы.

И так, в структурном отношении технология социальной работы – это совокупность общих (функциональных) и частных технологий.

3.Какие технологические процедуры включает система общих технологий?

Общие технологии более универсальны. Они возможны для повторения (воспроизводства). Система общих технологий соц. работы включает в себя следующие технологические процедуры:

социальную диагностику,

социальную профилактику,

социальную адаптацию,

социальную реабилитацию,

социальную коррекцию и терапию,

социальную экспертизу и прогнозирование,

моделирование,

социальное посредничество и консультирование,

социальное обеспечение и страхование,

социальную опеку и попечительство,

общественную некоммерческую благотворительную деятельность.

4. Какие 3 основных этапа проходит технология решения социальных проблем?

Вообще любая технология решения социальных проблем проходит 3 основных этапа:

теоретический этап – формулирование цели, определение предмета, выделение структурных элементов, причинно-следственных связей и отношений.

Методический этап – выбор источников путей и способов сбора информации.

Процедурный этап – решение задач, связанных с практикой социального работника.

Специалисты в области технологии соц. работы главным в подготовке профессионала считают не только его индивидуальное мастерство, искусство, интуицию и личное обаяние, а и теоретическую и практическую подготовку. Ведь основная часть деятельности социального работника – это технологическая деятельность с операциями, процедурами, показателями, которые могут воспроизводиться и повторяться в новых условиях.

Какие технологические процедуры включает система частных технологий?

И так частные технологии соц. работы это определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Их можно разбить на:

технологии социальной работы (ТСР) в сфере занятости населения, с безработными;

ТСР с лицами девиантного поведения;

ТСР с лицами, страдающими психическими расстройствами и склонными к суициду;

ТСР с семьями, нуждающимися в социальной помощи;

ТСР с инвалидами, гражданами пожилого возраста;

ТСР с детьми, подростками, молодежью с трудной судьбой;

ТСР с малообеспеченными, бездомными и т.д.

Возможно ли воспроизводство (повторение) технологий?

При реализации социальных технологий может изменяться объект воздействия – отсюда необходимость поиска или разработки новых технологий.

Важно понять, что в общественных отношениях стереотипность (повторение) в социальных технологиях возможна только на организационном уровне, то есть среди общих технологий, а в частных технологиях, в конкретных условиях не всегда возможна, а иногда и вредна.(как пример: технология социальной работы с детьми – инвалидами в семьях – для одних психотерапия, другим необходима медико-социальная реабилитация, третьим только материальная помощь).

(в книге Г.Ф. Нестеровой и И.В. Астэр «Технология и методики социальной работы» даны технологии практической деятельности специалиста, и хотя работа с каждым новым клиентом это творчески воспроизведенная технология – но канва, основа уже есть)

 

Выводы:

технологии социальной работы отражают практические точки зрения, определяют эффективность деятельности социальных служб и профессиональных кадров и их усвоение – это условие и основа профессиональной подготовки специалистов.

     Курс «технология социальной работы» дает знания о содержании и конкретных формах, методах и приемах социальной работы при оказании социальных услуг и социальной помощи гражданам оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.04 с.)