Билет № 3 Алиса Особенности социальной диагностики в работе с клиентом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 3 Алиса Особенности социальной диагностики в работе с клиентом.



Социальная диагностика как технология. Последовательность процедур диагностики. Методы сбора и классификации информации. Количественные и качественные методы опроса, обследования, наблюдения. Задачи и методология аналитической части. Методы составления анамнеза и эпикриза. Технология социальных диагнозов в зависимости от социальных потребностей, социальных проблем и тяжести социальных отклонений.

Социальная диагностика — это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

 

Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью. Осознанно или неосознанно искажая действительную картину в силу нежелания подобной реакции, социальный диагност тем самым блокирует возможность коррекции социальной патологии, которую он исследовал, Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов — собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Методы социальной диагностики.

Кроме описанных методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

— умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

— создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

— искусное использование методов убеждения и внушения. Анкетирование — метод сбора статистического материала

путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста.

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды. Задачи социальной диагностикиСоциальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

-- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

-- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

-- описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

-- ранжирование специфических свойств клиента.

Для составления эпикриза необходимо кратко сформулировать причины и время обращения больного, его жалобы в этот период. Выделить существенные сведения из анамнеза болезни и жизни пациента, кот орые должны быть учтены в ходе лечения. Дать характеристику пародонтального статуса и сформулировать диагноз заболевания. Перечислить примененные методы лечения и охарактеризовать динамику клинических проявлений в результате лечения. С этой целью проводится полная регистрация пародонтального статуса на момент еостаатения эпикриза болезни, указываются жалобы больного, которые могли претерпеть изменение в ходе лечения.

 

Эпикриз должен отвечать следующим требованиям:
1) содержать в себе самые существенные данные из анамнеза, особенно о начале заболевания;
2) отражать особенности структуры и динамики психопатологических синдромов, психопатологические отклонения со стороны соматоневрологической сферы;
3) подробно излагать проведенное лечение (показания, дозировки применявшихся фармакологических средств, эффективность, длительность лечения, побочные эффекты и осложнения, рекомендации по поддерживающей терапии и реабилитации). Трудоспособность;
4) заключительный диагноз должен быть четким, развернутым и убедительным, закономерно вытекая из представленных данных.
В целом эпикриз должен отвечать требованиям диагноза и дифференциальной диагностики.

 

Особенности осуществления социального диагноза определяются многими факторами. Среди них:
- уровень профессионализма специалиста;
- специфика объекта и проблемы;
- мотивация деятельности педагога или работника, стиль профессиональной деятельности.
Для социального педагога на этапе осуществления социального диагноза характерно:
1. Стремление как можно лучше и подробно узнать индивидуальность объекта социальной диагностики. Его интересует информация:
- о патологіюю, характерную для объекта работы (характер патологии и ее причины; динамика развития и выявления патологии на период работы с ним - прогрессивная, стабильна ли переменная; перспективы развития патологии, ее распространение, обязательность предупреждение; снижение уровня негативного выявления и стабилизация);
- о индивидуальные потенциалы клиента, на которые можно опираться в социально-педагогической работе с ним: потенциальные возможности в решении и снижении уровня патологии; компенсация, коррекция возможностей клиента; индивидуальный позитивный потенциал личности клиента в целом;
- о индивидуальные возможности объекта в самосовершенствовании, решении своей социально-педагогической проблемы, мотивация отношений к решению социальных проблем, положительный опыт самостоятельного решения чих или иных проблем, активность и настойчивость в работе с клиентами других специалистов.
2. Стремление определить социально-педагогические проблемы, их иерархию и особенности воздействия на объект воздействия.
3. Стремление определить социально-педагогические возможности жизнедеятельности клиента:
- осознание положительных и отрицательных решений социально-педагогических проблем клиента;
- возможность повышения положительности социально-педагогической роли работы с клиентами;
- участие в социально-педагогической работе с клиентами и их окружением.
5. Стремление собрать необходимую информацию для диагностической работы и выявить ее источники.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.007 с.)