Каждый человек в процессе обучения присваивает себе те средства и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждый человек в процессе обучения присваивает себе те средства и



способы мышления, которые выработало человечество на данном этапе развития общества, и оперирует ими как своими. И чем глубже он усвоил, и чем полнее он присвоил всеобщие категории мышления, тем мыслительная деятельность его продуктивнее, тем он смелее ищет и разумнее разрешает жизненные противоречия, что, в свою очередь, способствует формированию у него творческих способностей.

  Творчеством в субъективном смысле можно назвать самостоятельноеоткрытие учащимся того, что известно науке, но неизвестно еще ему. Любая творческая деятельность детерминируется проблемой. Вполне закономерным является тот факт, что задачи, решаемые в процессе творческого мышления, качественно отличаются от задач, для решения которых требуется лишь репродуктивное мышление. Это отличие состоит прежде всего в том, что первые всегда носят проблемный характер.

  Так на уроках литературы целесообразно как можно чаще использовать эвристический (построение логически четкой системы вопросов, системы заданий по тексту, которые вели бы учащихся от наблюдений над явлением к анализу, постановку проблем, проведение диспута) и исследовательский (постановку проблемных вопросов и задания для исследования) методы обучения. При использовании же репродуктивного метода необходимо, чтобы развитию мысли способствовало проблемное изложение материала.

  Разрабатывая систему проблемного обучения применительно к урокам литературы в школе, В.Г. Маранцман предложил следующую классификацию методов преподавания литературы:

- метод чтения (индивидуального, коллективного, ''про себя'', вслух,

выразительно);

- метод анализа литературного произведения (композиционный и

стилистической анализ, ''игровые формы'': ''складывание текста'', вставки пропущенных слов, узнавание автора по фрагменту);

- метод комментирования произведения с помощью внетекстовых

 материалов: писем, мемуаров, литературно-критических статей, биографии писателя);

- метод претворения литературных произведений в других видах искусства

(музыке, живописи, кино), словесное рисование, создание киносценария, инсценирование, сопоставление художественных интерпретаций (иллюстраций, фильмов, романсов, опер) с текстом произведения;

- метод литературного творчества  (пересказ с изменением лица рассказчика,

 сочинение писем, дневников героя; собственные художественные произведения).

Как известно, учащиеся позитивно относятся к самостоятельным выводам

 и доказательствам. Вот почему решение только стандартных задач, применение только репродуктивных методов изложения материала не вызывает у них интереса. В качестве нестандартных творческих заданий целесообразно использовать нестереотипные задания, требующие от школьников эвристического поиска, дискуссии, полемики. По мере овладения  эвристическими методами учащиеся не только актуализируют имеющиеся у них знания, но и проявляют свои человеческие качества, раскрывают перед учителем и одноклассниками свой личностный потенциал.

Таким образом, учитель, используя проблемное обучение, давая учащимся нестандартные творческие задания, располагает большими возможностями для духовного обогащения личности учащегося.

Создание условий для самореализации личности школьника, пробуждения его творческих способностей, установление с ним субъект-субъектных взаимоотношений, развитие его способности к диалогу, непринужденное формирование его читательских компетенций гуманизирует процесс изучения литературы в школе.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Что входит в понятие ''гуманизация образования'?

2. Какие условия необходимо создать в школе в процессе работы над гуманизацией учебно-воспитательного процесса?

3. Каковы основные ''три кита'', на которых держится гуманизация преподавания  литературы в школе?

4. В чем сущность гуманитарного мышления?

5. Чем отличаются дидактоцентрическое и личностно ориентированное обучение?

6. Почему проблемное обучение способствует формированию творческой личности?

7. Какими могут быть проблемные ситуации на уроке?

8. Каковы условия организации диспута при изучении литературы?

9. Что означает выражение: ''развивать творческие способности школьников''?

10. Какие методы обучения литературы являются перспективными в процессе гуманизации преподавания литературы в школе?

11. В чем заключается сущность личностно ориентированного подхода к учащимся?

12. Что предполагают диалогические отношения учителя и учащихся?

13. Каковы основные принципы преподавания литературы в условиях личностно ориентированного обучения?

14.  В каком случае происходит интенсивное развития «Я-концепции» школьника?

15. Каковы диалогические качества познавательной деятельности?

16. Какую роль играют взаимоотношения ''учитель-ученик'' в процессе преподавания литературы?

 

Тестовые задания.

1. Важная задача уроков литературы

а) давать школьникам как можно больше знаний,

б) формировать духовные потребности учеников,

в) приобщать школьников к труду.

 

2. При выборе форм работы на уроке главное - акцентировать внимание на

а) решении воспитательных задач,

б) эмоционально-эстетическом впечатлении,

в) образовательном процессе.

 

3. Личностно ориентированному обучению способствует

а) хорошее знание учителем своего предмета,

б) диалогическое общение учителя и учащихся,

в) наличие текстов для чтения.

 

4. Ученик лучше развивается как личность, если

а) используются возможности проблемного обучения,

б) на уроке используются разнообразные формы и методы работы,

в) во время урока соблюдается хорошая дисциплина учащимися.

 

5. Диалог может быть реализован, если

а) общаются люди примерно одного возраста,

б) есть общая тема для разговора у партнеров по общению,

в) есть доверие к партнеру по общению.

 

6. Интенсивное развитие личности происходит, если

а) учитель заботится о вооружении школьников знаниями,

б) учитель заботится о формировании личности школьника,

в) учитель демонстрирует свою образованность.

 

7. Подлинное образование – это

а) гуманистическое образование,

б) гуманитарное образование,

в) единство гуманистического и гуманитарного образования.

 

 

8. Эффективным личностно ориентированный урок может быть, если

а) учитель преподносит учащимся большой объем материала,

б) урок обеспечен всевозможными техническими средствами обучения,

в) учитель умело организует диалог учащихся с текстом художественного произведения и с одноклассниками.

 

9. Цель личностно ориентированного урока

а) создание условий для проявления познавательной активности школьника,

б) создание условий для обеспечения учащихся как можно большим объемом материала,

в) создание условий для успешного усвоения конкретного материала школьниками.

 

 

Творческие задания.

1. Исходя из данного ниже перечня видов проблемных заданий, подберите

конкретные примеры заданий, которые Вы будете использовать на уроках  литературы (можно по одной или по разным темам).

Виды заданий:

- учащиеся получают вопросы, для ответа на которые у них отсутствует информации (им самим надо обраться к источнику для нахождения ответа на вопрос);

- перед учащимися ставится проблема, для решения которой надо использовать алгоритм мыслительной деятельности;

- учащимся предлагаются вопросы с несколькими вариантами ответов, а школьники выбирают свои ответы, осуществляя при этом свой экзистенциальный выбор;

- перед учащимися ставится проблемный вопрос, требующий для его решения внимания к деталям философским, социальным, историческим, культурологическим, искусства;

- учащимся дается сложное задание по анализу художественного текста, выполнить которое можно, используя теоретико-литературный инструментарий.

 

2. Из перечисленных целей образования (И.Д. Бех) выберите и выпишите те,

которые характерны для личностно ориентированного образования:

- учитель старается всем детям основные знания по предмету, выработать умения и навыки;

- учитель способствует накоплению каждым ребенком своего личного опыта приобретения знаний;

- учитель дает учебные задания детям и показывает образцы их выполнения;

- учитель предлагает детям на выбор разные учебные задачи и стимулирует самостоятельный поиск путей их решения;

- учитель старается выявить реальные интересы школьников и в соответствии с ними подобрать учебный материал;

- учитель старается заинтересовать учащихся тем учебным материалом, который выбрал сам;

- учитель планирует и направляет деятельность школьников по определенному руслу,

- учитель помогает учащимся самостоятельно спланировать и организовать их деятельность;

- учитель оценивает результаты работы школьников,

- учащиеся сами анализируют свою деятельность, ищут и исправляют ошибки.

 

3. Разработайте памятку для учителя, как урок литературы сделать личностно

направленным.

 

4. Выберите любой текст художественного произведения и подготовьте 5-6

 проблемных вопросов (заданий) для обсуждения с учащимися.

         

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.015 с.)